ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В ОБРАЗОВАНИИ В ГЛАЗАХ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
инновационные процессы в образовании в глазах молодых специалистов
Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей дальнейшего развития этой области являются инновации, т.е. управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения педагогических новшеств. Это касается содержания образования, методов и форм обучения и воспитания, организации и управления работы образовательных учреждений и т.д.
Термин «инновация» современное, по происхождению, оно происходит от английского слова innovation, что в переводе означает «введение новаций» (новшеств) [1, с.76].
Как правило, инновации возникают в результате попыток решить традиционную проблему новым способом, в результате длительного процесса накопления и осмысления фактов, когда и рождается новое качество, несущее новаторский смысл. Большинство современных инноваций находятся в преемственной связи с историческим опытом и имеют аналоги в прошлом. Это дает основание утверждать, что инновационный процесс - это мотивированный, целенаправленный и сознательный процесс по созданию, освоению, использованию и распространению современных (или осовремененных) идей (теорий, методик, технологий и т.п.), актуальных и адаптированных для данных условий и соответствующих определенным критериям [2, c.8]. Он направлен на качественное улучшение системы, в которую вносится новшество, и предполагает стимулирование его участников и изменение их взглядов с позиции нововведения.
К инновационным процессам относятся все связанные с передовым опытом многочисленные организационные преобразования в сфере народного образования, достижения научной мысли и их внедрение в практику.
В свою очередь, учебно-воспитательный процесс, занимает центральное место в педагогике. Его можно рассматривать как инновационный, т.к. его цель заключается в передаче учащимся новых для них знаний, в формировании новых свойств личности.
Следует разобраться, в том, что же стимулирует инновационное образование. Ответ на этот вопрос обусловлен следующим: в первую очередь, конечно, теми социально-экономическими преобразованиями, которые происходят в обществе и в самой системе образования, той обновленной образовательной политикой, которая заявлена в Конституции РФ и Законе «Об образовании». Суть этой политики заключается в усилении гуманитаризации содержания образования, непрерывном изменении объема, состава учебных дисциплин, введении новых учебных предметов; изменении характера отношений преподавателей к самому факту освоения педагогических новшеств, проявлении ими избирательного, исследовательского характера к появлению и созданию педагогических новшеств, воплощении их в повседневную практическую работу со студентами.
Передача данных в инновационном образовании осуществляется эффективными, активными, интерактивными методами. Важно заметить, что это не новые методы, их основа зарождения лежит в прошлом, а, как правило, это видоизмененные способы взаимодействия преподавателей и студентов.
Инновационное образование позволяет регулировать, усиливать практическую пользу и повышать целенаправленность учебно-воспитательного процесса.
Так, например, одному из пунктов введенных обязательных здоровьесберегающих технологий – проведению физкультминуток, придается особое значение. Действительно, физкультминутка играет огромную роль. Во-первых, происходит умственная разгрузка, во-вторых, снимается напряжение глаз, в – третьих, разминаемся опорно-двигательный аппарат и т.п.
Важно помнить, что необходимо приспособить то или иное новшество к конкретной среде, преодолеть известную инерционность существующих организационных структур. Особенно сложно реализовать инновации, затрагивающие взаимоотношения между людьми. Возникает сопротивление, появляется стремление свести возможные изменения к минимуму. Мало шансов на успешное использование в практике нововведений, которые существенно затрагивают сложившуюся систему управления наукой и народным образованием. Значительно большие перспективы у тех, кто хочет лишь частично заменить старые методы и подходы, усовершенствовать отдельные стороны учебно-воспитательного процесса.
Таким образом, можно сделать вывод, что сами по себе инновации важны в тех случаях, когда традиционные способы решения проблемы не дают положительного эффекта вне зависимости от квалификации учителей. Проверенный опыт, дающий постоянные положительные результаты, надо сохранять, а не заменять на новый только потому, что он был ранее известен.
Литература
1. Крысенко, С. М. Новейший англо-русский и русско-английский словарь [Текст]/С.М.Крысенко: Издательство «Арт». – М.: ИКТЦ «ЛАДА», 2008. – 960с.
2.Слободчиков, В.И. Инновации в образовании: основания и смысл/ В.И. Слободчиков // Исследовательская работа школьников : науч.-метод. журн. - М., 2004. – N 2. - C. 6-18, № 3. – С. 5-15.
15