Методическая разработка интегрированного классного часа Вместе весело шагать


МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ТГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ТЮМЕНСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

КЛАССНЫЙ ЧАС «ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ»
методическая разработка занятия
Тюмень 2013 г.
ББК 88.8+74.200.5
УДК 159.923+37.018.2
И 21
Рецензент: доктор педагогических наук, профессор Н.Г. МиловановаИванова С.А., Полякова А.С. Классный час «Вместе весело шагать», - Тюмень; Тюменское ПКУ, 2013г, 10 стр.
Методическая разработка предназначена для классных руководителей и воспитателей. Рекомендуется использовать для проведения классных часов и воспитательных занятий, направленных на формирование и сплочение детского коллектива.
Рассмотрено на заседании методического совета Тюменского ТПКУ (протокол № 4 от 14.11. 2013г.)
Рекомендовано к использованию в образовательном процессе училища
@ФГКОУ «Тюменское президентское кадетское училище», 2013г.
@Иванова С.А., Полякова А.С., 2013.
Содержание
Введение ---------------------------------------------------------------------------- 3
Конспект занятия ---------------------------------------------------------------- 5
Литература ------------------------------------------------------------------------- 8
Приложение ------------------------------------------------------------------------ 9
ВВЕДЕНИЕ
Сплочение детского коллектива в кадетском училище является наиважнейшей задачей не только на начальном этапе его формирования, но и в течение всего обучения кадет. Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов в пределах совместной деятельности. Коллектив во многом определяет отношение кадета к труду, обществу, людям и самому себе, направляет процесс формирования его творческой индивидуальности. Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная учебная и внеучебная деятельность кадет.
Одной из форм работы педагогов нашего училища направленной на формирование и сплочение кадетского коллектива является проведение классных часов с использованием элементов психологических тренингов, что способствует созданию благоприятной психологической атмосферы, помогает раскрыться личности каждого кадета, развивает навыки сотрудничества и взаимодействия. В процессе проигрывания заданной ситуации подростки учатся доверять, и поддерживать друг, разрешать поставленные задачи всей группой, а не индивидуально.
КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА
Психологическая игра «Вместе весело шагать!»
Цель: формирование чувства команды, навыков коллективного поведения, создание атмосферы взаимовыручки и взаимопонимания.
Задачи: познакомить с понятием «коллектив», продолжить развивать словарный запас детей, учить говорить грамотно, правильно выражать свои мысли, чувства, эмоции.
Выяснить, как каждый кадет чувствует себя в данном коллективе и чего ждёт от окружающих.
Постараться сплотить детей, развить навыки работы в команде, показать важность присутствия каждого кадета в целом коллективе. Помочь кадетам понять, что окружающих надо уважать, считаться с чужим мнением, где-то уступать, и жизнь в коллективе может быть комфортной.
Оборудование: СD запись, лист ватмана, цветные карандаши, клей, раздаточный материал (фигурка человека из бумаги).
Ход мероприятия.
Звучит песня «Вместе весело шагать…», кадеты входят в класс и рассаживаются за парты.
Классный руководитель: Сегодня на нашем занятии мы с вами рассмотрим очень важный вопрос «Что такое коллектив и можем ли мы назвать наш класс коллективом?
Мы с вами живем в сложно устроенном обществе, в котором люди объединены друг с другом в многочисленные группы. Среди таких групп можно выделить большие и малые. Малые группы – это объединения людей (от 2-3 до 30-35 человек) занятых каким-либо общим делом и находятся в прямых взаимоотношениях друг с другом, такие объединения называются коллективами.
Итак, коллективом называется группа людей, объединенных общейработой или учебой, общими интересами или взглядами. Школьныйкласс может стать коллективом. Люди, которые входят в коллектив, –товарищи.
Ребята, скажите, пожалуйста, а наш класс можно назвать коллективом и почему?
Обсуждение кадетами, выводы.
Конечно, наш класс уже можно назвать коллективом, так как нас много, мы учимся в одном классе, мы объединены совместной деятельностью, у нас с вами одна цель. А вот успешность достижения единой цели зависит с одной стороны от каждого из нас, с другой стороны – от слаженной работы нашего коллектива, от взаимовыручки, от взаимопонимания и строгого соблюдения правил коллектива, в котором вы находитесь. Яркий пример настоящего коллектива мы можем наблюдать в природе. Осенью, когда вы увидите гусей, летящих клином на юг, вам, возможно, станет интересно, что говорит наука, – почему они летят таким образом? А вот почему. Каждая птица машет крыльями, это создает восходящий поток для следующей за ней птицы. Выстраиваясь в клин, вся стая добавляет по меньшей мере 71 процент к мощности полета.
Люди, имеющие одну цель и чувство общности, могут добраться туда, куда направляются, гораздо быстрее и легче, потому что они путешествуют, опираясь на силу друг друга.
Когда гусь выпадает из построения, он внезапно ощущает сопротивление воздуха и силу тяжести – и быстро возвращается в строй, чтобы воспользоваться преимуществами подъемной силы птичьего фронта.
Когда летящий во главе клина гусь устает, он отлетает назад, и его место занимает другой.
Гуси криками подбадривают летящих впереди, чтобы они не сбавляли скорости.
И наконец, – и это важно, – когда гусь заболевает или ранен и выпадает из строя, две другие птицы отделяются от клина и следуют за ним, чтобы помогать и защищать. Они остаются с раненым гусем, пока тот не сможет снова лететь или не умирает, и только тогда снова пускаются в путь самостоятельно или примыкают к другому клину, чтобы догнать своих.
Психолог: «Я предлагаю вам поиграть, чтобы вы смогли оценить какой у вас коллектив, сможете ли вы слаженно и дружно выполнять задания».
Психолог объясняет условия игры.
Игра «Гусеничка»
Участники соединяются в «гусеничку», положив руки на плечи стоящего впереди, и совершают перемещения в произвольном порядке по классной комнате. Задача ведущего провести «гусеничку» так, чтобы ничего не задеть. Одному из участников, втайне от остальных, дается задание мешать слаженному передвижению «гусенички».
По окончании игры ребята обсуждают следующие вопросы:
-Трудно было выполнять задание?
-Что помогло при его выполнении?
-Что мешало работать слаженно?
Игра «Кораблекрушение»
Представьте себе, что вы плывете на корабле (кадеты занимают места на воображаемом корабле) и ваш корабль попадает в сильный шторм и терпит кораблекрушение. Необходимо срочно покинуть корабль. У вас есть 2 шлюпки, вместимость которых шесть человек, есть спасательные круги и жилеты для всех членов команды. На эвакуацию с корабля у вас всего 3 минуты. Ваша задача добраться до берега и не потерять ни одного из членов команды.
По окончании игры, ребята обсуждают следующие вопросы:
- Трудно было выполнять задание?
- Что помогло при его выполнении?
- Что мешало?
- Смогли ли все члены экипажа добраться до берега?
Психолог: «Наше училище –это ДОМ, в котором мы живем и для каждого из нас в этом доме есть место. Я предлагаю вам взять фигурку человека, дорисовать и разместить ее в нашем доме с помощью клея.
Создание коллажа «Дом, в котором мы живем».
Как и в любом доме, семье, или коллективе есть определенные правила, эти правила помогают нам жить всем вместе. Предлагаю вам принять правила нашего коллектива.
Кадеты предлагают правила….
Классный руководитель: Ребята, Вы, когда-нибудь слышали выражение «идти к одной цели» Что оно означает? Как вы думаете, идти к цели легче сообща или врозь? Выводы делают кадеты.
Выводы: Кадеты увидели себя со стороны. Поняли важность присутствия каждого кадета в коллективе, необходимость уважения друг друга, терпения по отношению к другим. Кадеты будут стремиться к дальнейшему сплочению коллектива и гордятся своим присутствием в данном коллективе.
Литература.
Битянова, М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / М.Р. Битянова. – СПб.: Питер, 2003.
Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. – СПб., 2005.
ПРИЛОЖЕНИЕ.




0-28575