Методическая разработка «Ярмарка хорошего настроения».



















Методическая разработка
«Ярмарка хорошего настроения».




Подготовила: педагог-психолог
Волокитина Н.С.







Методическая разработка по первичной профилактике злоупотребления психоактивных веществ и предупреждения асоциального поведения среди детей и подростков «Ярмарка хорошего настроения».

«Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно».
Толстой Л. Н.

Пояснительная записка.
На сегодняшний день одной из наиболее острых проблем, стоящих в нашем обществе является проблема употребления психоактивных веществ (ПАВ) в подростковой среде. Решение этой проблемы на этапе первичной профилактики возможно за счет привлечения детей и молодежи к участию в различных мероприятиях (спортивных, развлекательных, интеллектуальных и т.д.), пропаганды здорового образа жизни.
Согласно Концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде от 28.02.2000 г. № 619, стратегическим приоритетом первичной профилактики является создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья – освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного предназначения.
Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на:
формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема ПАВ;
внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов от отказа «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися;
Очевидная цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.
Наша школа, основываясь на здоровьеразвивающих технологиях, выработала и активно использует систему первичной профилактики злоупотребления ПАВ среди детей и подростков. Одним из направлений работы является проведение ежемесячных мероприятий – Дней здоровья. Наверняка, подобные мероприятия проводятся почти в каждой школе, но существенным достоинством нашей школы является новый спортивный комплекс - построенный на территории стадион, площадка для волейбола, тренажеры и другие спортивные площадки, ну и, конечно же, дружный коллектив, отзывчивые (творческие) волонтеры и активные родители. В этой методической разработке представлен сценарий спортивного дня здоровья, где активными организаторами была творческая группа волонтеров.

Цели программы:
Массовая пропаганда и формирование личностных ресурсов с доминированием ценностей здорового образа жизни;
Создание условий для проявления индивидуальных качеств детей.
Активизация познавательной деятельности учащихся;
Развитие творческих способностей ребят;

Задачи программы:
Вовлечение детей из «группы риска» в спортивные мероприятия с целью перевода их деятельности в позитивное русло, а потребность в борьбе за первенство в приемлемую форму.
Способствование укреплению связи школы с родительской общественностью.
Активное привлечение жителей микрорайона школы.

Условия проведения.
Мероприятие проводится на школьном стадионе, спортивных площадках. Подходящий будет день во время каникул или выходной.

Сценарий проведения

1. Подготовка.
Ярмарка представляет собой площадку со станциями. Каждая станция – это испытание, которое должны пройти команды (испытания могут быть не только спортивными, но и музыкальными, и интеллектуальными, и творческими). Кроме конкурсов на Ярмарке имеется выставка-продажа детских поделок, продаются лотерейные билеты.
К участию в Ярмарке приглашаются не только ученики школы, но и их родители, друзья, жители микрорайона и другие почетные гости (представители Администрации города, пресс-группа).
Подготовка заключается в формировании команд. Каждый класс делится на две части:
непосредственно команда, которая будет представлять класс на соревнованиях;
организаторы соревнований (мозговой центр, творческая группа).
Такое деление позволяет детям не только участвовать в заготовленных заранее педагогами мероприятиях, но и быть организаторами таковых, выступать с инициативными предложениями, готовить и воплощать в жизнь свои идеи.
Команды придумывают себе название и девиз в соответствии с темой мероприятия, а его творческая группа занимается подготовкой конкурса-испытания и оформлением своей станции (уже непосредственно перед линейкой). Конкурсы могут быть самыми разнообразными, не только спортивными, но и интеллектуальными, творческими.
Необходимо заранее подготовить:
почетные грамоты и дипломы для награждения победителей;
маршрутные листы, устанавливающие очередность прохождения станций;
лотерейные билеты и призы (это может быть скакалка, футбольный мяч, набор для настольного тенниса и т.д.).
поделки для выставки готовятся самими детьми на уроках труда.
Средства, вырученные от продажи билетов и поделок, пойдут на поддержку малоимущим семьям учащихся.
Проводят праздник волонтерский отряд «Огонёк».

2. Проведение праздника.
Ярмарка начинается с построения всех классов (5-10 классы) на стадионе школы.
Ведущий 1: «Внимание! Внимание! Гости и наша компания!
С Днем здоровья всех поздравляем
И успехов огромных желаем!»
Ведущий 2: «В День здоровья вам, друзья,
Дам совет хороший я:
Чтоб здоровым оставаться,
Нужно спортом заниматься!»
Ведущий 3: «Раньше встать, а не валяться,
Да по парку пробежаться,
Выше прыгать, приседать,
А не ныть и не стонать!»
Ведущий 4: «Сила воли пусть поможет,
Будьте вы к себе построже,
Не ленитесь, занимайтесь,
С упоеньем закаляйтесь!»
Ведущий 5: «Пусть же знают все на свете:
За здоровье МЫ в ответе
Перед мамой и семьей
И перед самим собой!»

Звучит про спорт, на поле появляется команда волонтеров с танцем.





Директор школы и почетные гости обращаются со словами поздравления ко всем участникам праздника. Ведущий просит команды каждого класса представить свою визитную карточку – название команды и слоган. Ведущий объявляет праздник открытым и раздает маршрутные листы.
Выходит ученик 6 класса с песней, посвященной спорту.
Ведущий 1: «Чтобы быть здоровым необходимо как можно больше двигаться. Ведь недаром говорят: «Движение – это жизнь». Я предлагаю вам всем немного подвигаться, размять своё тело».
Звучит мелодия и дети, рассыпавшись по площадке, выполняют упражнения. Им помогают волонтеры. Под слова ведущего выполняются движения.
Ведущий 2: «Мы выходим на площадку,
Начинается зарядка,
Шаг на месте – два вперёд,
А потом наоборот.
Руки вверх подняли выше,
Опустили – чётко дышим.

Упражнение второе.
Руки набок, ноги врозь.
Так давно уж повелось.
Три наклона сделай вниз,

На четыре поднимись!
Гибкость всем нужна на свете,
Наклоняться будем, дети.
Раз – направо, два – налево,

Приседанья каждый день,
Прогоняют сон и лень.
Приседай пониже –
Вырастешь повыше.

В заключенье, в добрый час
Мы попрыгаем сейчас.
Раз, два, три, четыре –
В дружбе мы живём и в мире».
Ведущий 3: «Молодцы, ребята! Вот теперь я вижу, что мы можем продолжить праздник. Настала пора приступить к соревнованиям. Желаем вам удачи!»
Дети расходятся по станциям и участвуют в конкурсах.
Станция 1. Конкурс «Лабиринт». На полу рисуется «лабиринт», ширина которого немногим больше среднего размера ноги. От команды выбирается один человек, ему завязывают глаза, и дается три попытки пройти по лабиринту. При этом вся команда должна молчать, а подсказки давать строго по очереди и от каждого человека можно будет услышать только по одному слову. Если правило нарушается, все начинается сначала. И так до тех пор, пока не пройдет кто-нибудь из команды лабиринт.
Станция 2. Конкурс «Мастодонты». Команда становится в плотный круг, детей обматывают скотчем, а вокруг на разной высоте раскладывают различные вещи. По команде игроки начинают перемещаться и стараются собрать как можно больше вещей и не порвать при этом скотч.
Станция 3. Конкурс «Подбери ключ». Участникам предлагается подобрать к навесному замку ключик из большой связки. Побеждает первый, кто подобрал ключ.
Станция 4. Эстафета «Художник». Команды выстраиваются на старте. На противоположном конце зала напротив каждой команды находятся ватман, фломастер и изображение рисунка. По команде “старт” от каждой команды бежит 1 участник - подбегает к ватману, берет фломастер и рисует один из десяти элементов, составляющих рисунок. Нарисовав свой элемент, бегом возвращается к команде и передает следующему участнику фломастер, что будет являться командой на старт. Последний участник, дорисовав десятый элемент, забирает рисунок, ватман и фломастеры бежит к команде. Пересечение линии старта будет сигналом окончания эстафеты. За неправильное выполнение рисунка (каждого элемента) у команды вычитается 10 сек. За лучший рисунок прибавляется 10 сек.
Станция 5. Эстафета «Поезд». Перед командами, стоящими в колоннах проводится линия, а в 10 12 м от каждой из них ставятся стойки (набивные мячи). По сигналу первые номера команд обегают стойки (против часовой стрелки) и направляются к стартовой черте. Они пробегают мимо своей колонны, огибают ее сзади и снова бегут к стойкам. Когда они пробегают стартовую черту, к ним, обхватив за пояс, присоединяются вторые номера, и теперь уже игроки вдвоем обегают препятствие. После поворота вокруг команды к ним присоединяются третьи номера и т. д. Игра заканчивается, когда вся команда, изображающая вагончики поезда (не расцепляя рук), финиширует, то есть последний игрок пересечет линию старта.
Станция 6. Эстафета «Возьми последний». Игроки двух команд строятся в колонну по одному за общей линией старта. Впереди колонн, на расстоянии 20 метров расставлены в ряд городки, булавы, кубики, мячи и т. д. Предметов на 1 меньше общего числа участников обеих команд. По сигналу направляющие в колоннах бегут к предметам и берут по одному с краю (один берет справа, другой слева), возвращаются назад, обегают свои колонны сзади и дотрагиваются рукой до очередного игрока своей колонны. Тогда тот стартует и выполняет то же самое. Выигрывает команда, игрок которой возьмет последний предмет.
Станция 7. Эстафета «Снайперы». Дети встают в две колонны. На расстоянии 3м перед каждой колонной положить по обручу. Дети по очереди бросают мешочки с песком правой и левой рукой, стараясь попасть в обруч. Если ребенок попал, то его команде засчитывается 1 балл. Итог: у кого больше баллов, та команда и выиграла.
Станция 8. Конкурс «Вытащи платок». Инвентарь: платки, в количестве по числу играющих, разделительная черта. Команды выстраиваются друг против друга на некотором расстоянии, а между ними проводится черта. У каждого игрока сзади за пояс заткнут небольшой платок. По жребию одна из команд становится водящей. Водящая команда стоит на месте. По сигналу игроки второй команды переходят за черту и двигаются вперёд до крика "Огонь!". После этого они бегут обратно, а водящие стремятся их догнать, и вытащить из-за пояса платок. Затем команды меняются ролями. Захватившая большее число платков команда считается победившей.
Станция 9. Конкурс «Необычные фигуры». Каждому участнику команд завязываются глаза. Ведущий дает задание для команд изобразить различные фигуры: квадрат, круг, треугольник и так далее. Команда, у которой получилось изобразить фигуру более точно, получает 1 очко. Победителем становится та команда, которая наберет наибольшее количество очков.
Станция 10. Конкурс «Кто дальше сдует шарик?». Каждый участник команды получает не надутый воздушный шар. Суть конкурса состоит в том, что первый участник одной из команд надувает и пускает шарик от стартовой линии. Следующий участник этой же команды пускает свой шарик с той точки, где приземлился шарик предыдущего участника и так далее, пока все участники не запустят свои шарики. Побеждает та команда, чей шарики находится дальше от линии старта или чей шарик за меньшее количество участников достиг финишной линии.
Ведущий 1: «Уважаемые участники и гости праздника! Надеемся, вам понравились предложенные испытания. Пока жюри выбирает победителей, предлагаем вам посетить выставку – продажу поделок наших учеников, а также испытать удачу и приобрести лотерейный билет. А теперь по вашим аплодисментам мы выберем лучший конкурс и наградим организаторов».
После проведения эстафет жюри (волонтеры) выбирает победителей – команды игроков, победители – организаторы конкурсов определяются по голосованию участвующих команд и зрителей. Ведущий объявляет победителей и вручает дипломы 1-й, 2-й и 3-й степени.
Ведущий 2: «А теперь настало время розыгрыша счастливых билетов».
Это право предоставляется почетному гостю праздника, который вытягивает 3 билета (или больше, по количеству призов), называет фамилию и вручает подарки.
Ведущий 3: «На нашем празднике присутствуют ученики МОУ «СОШ №1», поприветствуем их!»
Ведущий 1: «А сейчас предлагаем всем посмотреть товарищеский матч с участием команд МОУ «СОШ №1» и МОУ «СОШ №2».
Ведущий 2: «Желающие увидеть товарищескую игру волейбольных команд девочек МОУ «СОШ №1» и МОУ «СОШ №2», могут пройти на волейбольную площадку».
После игр команды победителей награждаются почетными грамотами.
Ведущий 1: «К сожалению, наше праздничное мероприятие, посвященное Дню здоровья, подошло к своему логическому завершению. Берегите себя и своё здоровье!»
Ведущий 2: «Не бойтесь, дети, дождя и стужи.
Чаще ходите на стадион.
И каждый, кто с детства со спортом дружит,
Тот будет ловок, здоров и силен».

Ведущий 3: «Да здравствуют сетки, мячи и ракетки,
зеленое поле и солнечный свет!
Да здравствует отдых! Борьба и походы!
Да здравствует радость спортивных побед!»

3. Подведение итогов.
После праздника, волонтеры составляют творческий отчет о проведении Дня здоровья в виде стенгазеты с фотографиями, поздравлениями и благодарностями.

Список литературы.
Психолого-педагогическая профилактика наркомании среди учащихся. Учебно-методическое пособие. Крапивина В.Ф., Дубровская Н.В., Мельникова М.Н., Данилова Я.С. – Воронеж: «Центр профилактики злоупотребления психоактивными веществами среди детей и подростков Воронежской области» - 480с.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









13PAGE 15


13PAGE 14615