Календарно-тематический план к программе Радуга талантов на 2016-2017 учебный год
Календарно-тематический план
Экспериментальная программа «Радуга талантов»
1 год обучения
№ Дата
проведения Блок, раздел
Тема занятий Содержание занятий Всего часов
1 7.09
8.09 Введение.
Тематическое знакомство с задачами на год. Беседа «Экологическая ситуация в нашем посёлке». Игра «Почемучки». Беседа «Человек - друг природы». Игра «Береги свою планету». Игры на природе. Мини проект «Экологический календарь». Экологическая игра на тему: «Посвящение в «Юного эколога» Чаепитие «Чай вскипел, всем к столу». 2
2 14.09
15.09 Проведение диагностики. Методика размышления о жизненном опыте. Для младших школьников. Составлена: Н.Е. Щурковой. Адаптирована В.Н Ивановой, Т. В. Павловой, Е. Н. Степановым;
Методика «Учебные характеристики» разработанная в США и адаптированная в сетях интернет;
Методика «Карта одарённости Хаана и Каффа (5-10 лет);
Методика «Потребность в достижении». Ю.М. Орлова;
Методика выявления одарённых детей «Творческие характеристики»;
Шкала самооценки личности. А.М. Пригожиным (вариант методики Демо-Рубинштейн) и т.д. 2
3 21.09
22.09 Исследуем экологию планеты Земля. Беседа. Ресурсный круг «Я люблю природу за....». Чтение условных обозначений на карте, глобусе. Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Изготовление модели Земли из цветного пластилина. Что означает “Экология планеты Земля”. Планета Вода. Приключения водяных капель. Горы Земли. Воображаемая экскурсия в лес «Чистая поляна». КВН «Я житель планеты Земля». Практические работы с глобусом. Заочная экскурсия по материкам и океанам. Беседа о катастрофах в природе. Конкурс рисунков «Пожар и природа». Коллективная игра «Предполагаем, анализируем, делаем выводы». Устное сочинение «Какой я хочу видеть свою планету». 2
4 28.09
29.09 Блок: 2. Методы исследования природы: «Загадки нашей планеты». Фенологические наблюдения в природе. Экскурсия. Распознавание встречающихся в нашей местности растений и животных (деревьев, кустарников, травянистых растений, насекомых, птиц, зверей, других животных). Эко тропа «Поделки из природного материала» Рассказ с элементами беседы: о сохранности нашего дома Земли, как места, где живём. Чтение стихотворения М. Пляцковского «В родных местах ромашкой пахнет ветер». Рассматривание деревьев, кустарников, цветов, дачных растений. Игра «Найди отгадку». Игра: «Что растет в родном краю». Игры на природе. 2
5 5.09
6.09 Фенологический календарь наблюдений. Явления природы. Осень. Занятие практикум. Составление календарей наблюдений в природе. Практическая работа. Знакомство с гербариями. Изготовление папки для гербария. Изготовление гербариев. Деловая игра
«Кто не любит родную природу, тот не любит Отчизну свою…»
2
6 12.09
13.09 Живая и неживая природа. Экскурсия: «Распространение плодов и семян». «Изучение состояния деревьев и кустарников в районе СЮН». Сбор плодов и семян. Как размножаются живые организмы. Размножение растений. Откуда у растений появляется зародыш. Бывают ли обоеполые растения. Могут ли переселяться растения. Размножение животных. Твоё первое исследование. Демонстрация презентации: интеллектуально-развивающая игра: «Судьба природы — наша судьба» Практическая работа: Живое и неживое под микроскопом. «Рассматривание пузырьков воздуха и плесени». «Строение кожицы листа». «Строение семени фасоли». 2
7 19.09
20.09 Человек – часть живой природы. Беседа о царствах живой природы. Вопросы: Докажите, что человек – это часть живой природы. Чем человек отличается от растений и грибов? От животных? Человек – существо разумное. Что такое разум? Чтение песенки о человеке Бориса Заходера. Эксперимент: Восприятие через органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, зрения. Психические процессы и экспериментальная деятельность на занятии. Работа с фотографиями своей семьи.
Выпуск тематических электронных газет под руководством педагога. Интеллектуальная игра «Мы – друзья природы». Задания для 2 команд: «Экология в цифрах». 2
8 26.09
27.09 Блок 3. «Путешествуй и игра, познавай родимый край». Игра-путешествие «Прогулка в лес» Беседа о лесе Строение дерева, размножение насекомых, взаимосвязи живых организмов друг с другом на примере взаимосвязей сосны с животными и другими. Демонстрация презентации: «Лес Хабаровского края», «Польза муравьёв». «Бережное отношение к бумаге и деревьям». «Меры по восстановлению леса». Игры: «Угадай, от какого растения семя». «По тропинке», «Где клад?», «По извилистой дорожке», «Через ручеек», «По мостику», Побеждает та команда, которая быстрее найдет «клад», успешно преодолев все препятствия. Игра «В гости к сосне». Дискуссия. Рациональное использование и охрана леса и его обитателей. Игра «Путешествие по чудесной стране». Пантомима. Работа с карточками. Демонстрация картин известных художников. Чтение стихов о лесе. Просмотр видео «Лесные тропы». Практическая работа «Бабочки». Конкурс. Детский исследовательский проект: «Зимующие птицы нашего края» и «Покормите птиц зимой» 2
9 2.11
3.11 Редкие и исчезающие растения
Хабаровского края. Викторина «Какие бывают растения?». Для чего нужны цветы? Хитрости цветов. Важность растений ни с чем несравнима. Растения – путешественники. Самые древние растения. Защитные приспособления растений. Конкурс лучшая экологическая сказка. Экскурсия. «В поисках загадок леса». Разведка примет природы. Рассказ с элементами беседы: Состояние растений осенью. Выявить причины происходящих изменений. Игра «Эти разные листочки». Подготовка к созданию портфолио на основе проведённых мероприятий. 2
10 9.11
10.11
«Животные Хабаровского края».
Беседа о многообразии видов животных. Среды жизни. Взаимосвязи организма и среды обитания. Предельные условия существования животных: зимовка, корма и подкормка. Информационный дайджест: Заяц - «Длинное ухо». Лисица. «Лиса Патрикеевна». Серый хищник – волк. Устный журнал: Хозяин леса – медведь. Презентация ребёнка: Любознательный зверек – белка. Диалог: Куница – охотник на белок. Информация +: Лесной красавец – лось. Сердитый недотрога – ёж. Диспут: Подземный житель – крот. Всеядное животное – барсук. Бобр – строитель. Запасливый бурундук. Информация +: Кабан – дикий родственник домашней свиньи. Рысь – родственница кошки. Диалог: Соболь – «дорогой» зверек. Презентация ребёнка: Пятнистый Олень – самый маленький олень. Его сородич Кабарга Устный журнал: Амурский тигр – самая большая кошка на Земле. Чтение стихов. Игра «Следопыт». Демонстрация презентации «Подготовка животных к зиме». Мини-исследование. Создание альбома учащимися о животных. Игра-путешествие: «Среда обитания». Лабораторная работа: «Влияние сезонных изменений на развитие насекомых, встречающихся на участке СЮН». (Из любого отмирающего фрагмента дерева (сектора пня, опавшей ветви), который удастся обнаружить на участке, послойно выбрать насекомых. определить их систематическую принадлежность, стадию развития и количество. Воображаемая экскурсия в лес. Творческая работа. Создание сюжетной композиции по замыслу. Конкурс рисунков охраняемых животных. Оформление альбома. 2
11 16.11
17.11 Лекарственные растения Хабаровского края. Беседа с элементами рассказа и показа. Демонстрация презентации: Редкие и исчезающие лекарственные растения Хабаровского края их важнейшие свойства, правила сбора. Охрана лекарственных растений. Красная книга. Загадки. Кроссворд. Игра «Быстро вспоминай». Игра «Три кузовка». Чтение «Иван Иванович Самовар. Экскурсия в библиотеку. Чаепитие. 212 23.11
24.11 Птицы Хабаровского края. Птицы нашей местности. Беседа о птицах. Птицы нашего леса. Водоплавающие птицы Хабаровского края. Птицы и человек – взаимосвязи и взаимовлияние на жизнь друг друга. Основные виды оседлых птиц нашей местности. Информационный дайджест: Воробей самая распространенная птица на Земле. Диалог: Ворона – «интеллектуальная» птица. Диспут: «Сорока-белобока – лесная сплетница». Диспут: :«Лесной доктор - дятел».
Устный журнал: Загадочная птица – кукушка. Презентация «Пернатая кошка - сова». Круглый стол: Любимая птица – снегирь «Сестрицы - синицы» - самые полезные птицы России и т.д. Загадки о птицах. Игра «Разберите картинки». Большой экологический экзамен. Чтение рассказа Н. Сладкова. «Жалейкин и птенчик». Составление сравнительных рассказов о птицах «Птицы нашей местности». Реферативные выступления: «Зимующие и водоплавающие птицы нашего края». Составление сказок о птицах. Мини викторина. 2
13 30.11
1.12 «Поможем речным жителям». Рассказ и демонстрация презентации: история подводного мира. Путешествие по карте мира «Чего больше на планете – суши или воды?» Откуда на Земле появилась вода? Рассказ с элементами беседы: «Правила поведения в природе». Воображаемое путешествие на реку Силенка. Чтение авторской сказки. Дискуссия: «Как помочь реке». Игра «Что будет если…» Обсуждение и проигрывание ситуаций. Творческая работа: пластилинография «Речные жители». 2
14 7.12
8.12 Дом, где я живу!
Этические беседы: «Поведение человека в лесу и у водоёма», «Что нам делать, как нам быть». Демонстрация презентации: Водные биоценозы. Их охрана. Решение проблемных ситуаций. Загадки. Игра-путешествие «Щука, карп, карась и сом нас зовут в свой водоём». Мини-исследование «Проблемы экосистем природы п. Солнечный». Фотографирование загрязнённых участков природы в п. Солнечный. 2
15 14.12
15.12 Работа с картой Размещение по карте растений, птиц и животных по средам их обитания. 2
16 21.12
22.12 Акция «Сообща сбережем родную природу» Устное сочинение «На всей Земле нет краше уголка, где я родился». Конкурс стихов «Родная земля». Конкурс фотографий, рисунков и поделок в защиту Земли. «Моя планета – мой Солнечный». 2
17 28.12
29.12 Блок 4. Юный исследователь природы. «Загадка смены времени года». Фенологический календарь наблюдений. Экскурсия в парк «Экологические объекты окружающей среды». Составление календаря наблюдений. Явления природы. Зима. Фотографирование загрязнённых участков. Путешествие «Моя малая родина». Подготовка к созданию презентаций и портфолио. 2
18 11.01
12.01 Природа дождевого и снежного облака Беседа: Знакомство детей с понятием «вода», показать роль воды в природе, необходимость бережного отношения к ней. Загадки круговорота воды в природе. И\У «Составь свои загадки». Практическая работа. Отбор проб воды, снега и определение общих показателей воды и снега (температуры, мутности, цвета, запаха, наличие примесей, загрязнённости) и водородного показателя (рН). Приготовление водной почвенной вытяжки и определение водородного показателя (рН). Решение экологических задач. Экстремальные и особые виды воздействия на биосферу. Выставка детских рисунков.
2
19 18.01
19.01 Эксперимент как форма проведения исследовательской работы. Загадывание загадки. Опытническо-экспериментальная деятельность. Знакомство со свойствами льда, воды и снега. Опыты: «Как можно получить лёд». «Почему на улице вода превращается в лёд». «Свойства льда и воды в разную погоду». Практическая работа: Приготовление цветных льдинок. Демонстрация иллюстраций картин природы. Чтение рассказа «Сказка о каплях». 2
20 25.01
26.01 Определение качества питьевой воды. Исследовательская работа Беседа необходимость бережного отношения к воде. Кроссворды: «Реки», «Моря и океаны». Рассказ сказки «О нефтяной рыбке». Эксперименты. Кроссворд: «Какие вещи используются с применением воды и откуда люди берут воду». 2
21 Жизнь в сообществах. Экосистема. Беседа с элементами рассказа: Среда обитания. Факторы среды.
Демонстрация презентации: Кто живет в воде. Обитатели суши. Кто живет в почве. Организм как среда обитания. Природное сообщество. Экосистема. Как живут организмы в природном сообществе. Игра-путешествие: По заповедным тропам Хабаровского края. Экскурсия «Живые организмы весной». Игра «Счастливый случай». 2
22 Многообразие живого мира. Деление живых организмов на группы. Царства живой природы. Мини исследование: «Человек часть живой природы». Лабораторная работа «Рассматривание простейших под микроскопом». Царство Бактерии, вирусы. Царство простейшие. 2
23 Краевая акция «Помоги зимующей птице». Слёт юных орнитологов. Отчёт о проделанной работе за учебный год. Награждение победителей. Конкурс. Детский исследовательский проект: «Зимующие птицы нашего края» и «Покормите птиц зимой» 2
24 Конкурс «Наследие предков сохраним и приумножим». Форма отчёта. Практическая работа 2
25 1.03
14.03
Блок: 5 Юный исследователь природы.
«Весна пришла». Занятие-практикум. Фенологический календарь наблюдений (составление календаря). Явления природы. Весна. Обобщающая беседа о росте и развитии дикорастущих растений и закономерной направленности. Чтение рассказа. Польза растений. Работа с карточками. Игра «Поговорим о цветах». Игры «Не топчи травку» и «Угадай цветок». Игра «Родственники». Рассказ «В лесу» по И. «Соколову-Микитову». Пантомима по заданному выражению: «Поза дерева», «Поза куста», «Поза цветка». Ознакомление с «Красной книгой Хабаровского края». Практическая работа. Рассматривание осенних гербариев. Изготовление папки для гербария с весенними растениями. Изготовление гербариев. 2
26 15.03
21.03
Антропогенные воздействия на литосферу. Демонстрация презентации: Деградация почв, причины деградации почв. Эрозия почв: ветровая, водная. Загрязнители почв (пестициды, минеральные удобрения, нефть и нефтепродукты, отходы и выбросы производства, газодымовые загрязняющие вещества). Экологические последствия загрязнения литосферы (вторичное засоление, заболачивание почв, опустынивание, физическое "загрязнение" горных пород). Практическая работа. Составление фотоотчёта с расположением несанкционированных свалок. Изготовление поделок из отходов продукции одноразового использования. Исследовательская работа. Загрязнение среды обитания человека на территории края, влияние на его здоровье. Экскурсия «Выявление несанкционированных свалок в окрестностях города». Антропогенные воздействия на биотические сообщества. 2
27 22.03
28.03
Акция «Сообща сбережем родную природу» Операция «Мой двор – моя забота». Защита природной среды (подкормка животных, спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; Установление табличек, в местах распространения охраняемых растений). Конкурс: фотосъёмка. 2
28 29.03
4.04
«День земли» Сценарий праздника. Шоу викторина «Земля у нас – одна». Конкурс на лучший экологический плакат. 2
29 5.04
11.04
Изготовление поделок из бытового мусора. Конкурсная практическая работа. Форма отчёта. Участие в акции. 2
30 12.04
18.04
Проект «Экологический календарь». Презентация проектов. 2
31 19.04
25.04
Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе» Сценарий мероприятия экологического всеобуча (выступление детей). Посещение районного краеведческого музея.
2
32 26.04
10.05 Конкурс «Природа и фантазия». Практическая работа. 2
33 16.05
17.05 Блок: 6. Юный исследователь природы.
«Лето» Фенологические наблюдения в природе. Рассказ с элементами беседы: о сохранности нашего дома Земли, как места, где он живёт. Экскурсия. Игра «Найди отгадку. Игра «Шифровальщик». Чтение стихов С.Я.Маршака о лете. Стихотворение И.С. Никитина «Утро» Игры на природе. Составление календаря наблюдений. 2
34 23.05
24.05 Фенологический календарь наблюдений. Презентация календарей наблюдений: лето, зима, осень, весна. Явления природы. Конкурсное мероприятие. 2
35 30.05
31.05 Человек и экологические проблемы. Экскурсия: Экологические проблемы посёлка и его окрестностей. Экологический рейд. Дискуссия о существующих в мире и местных экологических проблемах. Практическая работа: экологические проблемы посёлка и его окрестностей. 2
36 Блок 7. Итоговое мероприятие Проведение диагностики. Методика размышления о жизненном опыте. Для младших школьников. Составлена: Н.Е. Щурковой. Адаптирована В.Н Ивановой, Т. В. Павловой, Е. Н. Степановым;
Методика «Учебные характеристики» разработанная в США и адаптированная в сетях интернет;
Методика «Карта одарённости Хаана и Каффа (5-10 лет);
Методика «Потребность в достижении». Ю.М. Орлова;
Методика выявления одарённых детей «Творческие характеристики»;
Шкала самооценки личности. А.М. Пригожиным (вариант методики Демо-Рубинштейн) и т.д.
2
Итого: 72 часа