Разработка занятия «Путешествие капельки» (средняя группа)


Разработка занятия «Путешествие капельки» (средняя группа)
Цель занятия: 
развивать наблюдательность, любознательность, познавать свойства воды. 
Повторить знание форм геометрических фигур. 
Развивать у детей эмоциональный отклик, знакомить с различными природными явлениями (дождём). 
Учить детей беречь водопроводную воду, не лить воду без нужды и плотно закрывать кран. 
Учить делать выводы и умозаключения из практической работы выражая свою мысль. 
Словарная работа: помочь детям запомнить слова безвкусная, без запаха.
Задачи:Образовательные:-   продолжать знакомить со свойствами воды;
-   расширять кругозор. Развивающие:
-  развивать речь, память, мышление. Воспитательные:
-   воспитывать бережное отношение к воде;
-   воспитывать интерес к обучению.
Активизация словаря:-   льётся, переливается, брызгает, хлюпает, булькает,
-   безвкусная, без запаха, прозрачная;
-   брасс, кроль.
Оборудование: капелька, таз с водой, стаканчики с водой по количеству детей, сахар, соль, лимон, молоко, запись голоса капельки, эонт, песня «Еоли добрый ты», карточки с геометрическими фигурами, знаки о бережном отношении к воде, соломинки.Предварительная работа.Наблюдение за дождём, за каплями, которые капают на землю, стучат, слушание шума дождя. Чтение стихов «Прыг да прыг» С. Жупанина, «Какой дождь?» Д. Григорьева, «Сколько знаю я дождей?» А. Тараскииа. Прослушивание «Если добрый ты ...» из мультфильма «День рождение Леопольда». Пение песни «Дождик», (рус. нар. мелодия обр. Г. Лобачёва). Рассказывание сказок о Снежной королеве, о бабушке туче, о волшебнице Бастинде. Наблюдение за водой во всех её видах (лужи, капли дождя, полив растений, вода в аквариуме, снег, вода на кухне, при стирке и т.д.)
 
                                                                Ход занятия.
I. Актуализация.
1. Слово воспитателя.
(Звучит музыка, дети заходят в группу под зонтиком идут друг за другом - останавливаются. Подпевают воспитателю.)-   Вот и закончился дождик (закрывает зонтик).
-   Ребята, а кто там шумит за дверью, следом за нами кто-то идёт? Пойду посмотрю.                           ( вносит таз с водой)
-     Ребята, посмотрите, после дождя осталась вода. А кто это там плавает? (капелька)
-   Да, это капелька.
-    Капелька, ты что плачешь? Объясни, что произошло? (капельку подносит воспитатель к уху и слушает)
2. История «капельки»
-   Она говорит, что она капелька из простой воды, а ей так бы хотелось, чтобы с ней произошло чудо, и она смогла бы превратиться во что-нибудь необыкновенное, и от этого ей очень грустно и она плачет.-   Капелька, ты не плачь и не грусти. Ты не простая капелька, а волшебная, изволшебной воды и мы приглашает тебя в лабораторию, чтобы доказать это
(дети приглашают капельку, рассаживаются вместе с воспитателем вокруг стола).
-     Капелька, на этом месте тебе хорошо всё будет видно (капельку кладёт воспитатель на блюдце)
II. Практическая работа
1. Обобщение знаний.
- Дети, а где живёт капелька? (в воде)
-   А для чего нужна вода? (для жизни растений, человека, животных)
            -   Где мы можем увидеть воду? (в реке, кране, чае и т.д.)
2. Экспериментирование.
-   У меня два графина. Маша налей из первого графина содержимое в стакан, а Саша, налей из второго в другой стакан (наливают молоко и воду).
-   Ребята, что вы налили в стаканы? (воду и молоко)
-     Опустите в стаканы соломинку и скажите, в каком стакане соломинку видно, а в каком нет? Почему? (вода прозрачная, а молоко - нет).
( Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы.)
-   Теперь все опускаем соломинки в воду. Какая вода? (прозрачная)
-   Сделайте глоток, есть ли у воды вкус? (нет)
-   Понюхайте, есть ли у воды запах? (нет)
-   Значит, она какая? (без вкуса и без запаха)
Повторим новые слова все вместе. Вода безвкусная и без запаха.
-      Капелька, дети выяснили, что вода без вкуса и без запаха, что она прозрачная. Но ты хотела во что-нибудь превратиться и сейчас произойдёт волшебство.
-   Дети, закройте глаза (в это время воспитатель добавляет в стаканы с водой соль, сахар, лимон).
-     Откройте глаза и попробуйте воду через соломинку (сладкая - добавили сахар, солёная - добавили соль, кислая -лимон добавлен). (Если ребёнок затрудняется определить, какая у него вода на вкус, воспитатель предлагает соседу взять трубочку и попробовать из его стаканчика. И уже другой ребёнок даёт совет).-   У кого сладкая вода?
-   Безвкусная?
-   Солёная?
Кислая?
-    Вот, капелька, теперь мы узнали, что вода может стать кислой, солёной, если в неё добавить раствор.
-   А теперь понюхайте воду, у кого она пахнет?
-   Чем пахнет? (лимоном)
-   Правильно. Она не только кисленькая, но имеет и запах лимона.
-     Капелька, мы можем сказать тебе, что вода пахнет, если в неё что-то положить. Теперь ты знаешь, что ты не простая, а волшебная.
-       Физкультминутка.
Предлагаю поехать к реке, искупаться. А поедем мы на мотоциклах, (стульчики ставят по два друг за другом, пять пар)
Бросаем жребий, кто на каком мотоцикле поедет? (на каждом мотоцикле прикреплены геометрические фигуры, у детей - карточки)
-   Проверим, свои ли места вы заняли? Совпадают геометрические фигуры?
-   Поехали (звучит музыка, шум мотора).
-     Ехали, ехали, и вот река. Ой, какая река, и глубокая, и широкая, и длинная, и быстрая!
-   Искупаемся? (да)
К речке быстро мы спустились, Наклонились и умылись,
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно Вместе раз - это брасс, Одной, другой - это кроль
4.   Продолжение практической работы.
-   Ребята, там впереди нас ждут два волшебных озера. Смотрите - одно синее, другое - какое? (зелёное)
-    Давайте попробуем, какая вода в синем озере? Опустите пальчик в воду (тёплая).
-   А в другом озере, какая вода? (холодная)
(Все дети повторят с воспитателем: тёплая, холодная.)
-   Вот мы и сделали новое открытие. Оказывается вода бывает разной температуры.
-   В какой воде мы любим купаться? (в тёплой)
-   Холодная вода очень полезна, она закаляет организм человека.
-   Какие стали руки, когда вы их намочили? (они стали мокрые)
-Ребята, посмотрите, я наклоняю стакан и вода выливается и переливается в таз.
-   Что делает вода? (льётся, выливается, переливается, течёт, струиться)
-   А если я буду делать вот так! (воспитатель хлопает ладошкой по воде)
-   Что делает вода? (хлюпает)
-   А вот так? (воспитатель дует воздух через трубочку) (булькает)
-   А если вот так? (воспитатель брызгает водой на детей) (брызгается)
III. Закрепление материала.
-      Обобщение свойств воды.
Вот видишь капелька, сколько мы узнали о воде.
-   Ребята, давайте напомним капельке, что мы о ней узнали.
-   Какая бывает вода? (безвкусная, без цвета, прозрачная).
-   Что она делает? (льётся, переливается, булькает). Оказывается, капелька у нас самая волшебная.
-   Ты довольна? Мы отпускаем тебя к твоим подружкам (опускают капельку в волшебное озеро).
5.   Самостоятельная работа
Сегодня, заходя в вашу группу, я услышала шум в ванной комнате. Это были слёзы волшебных капелек. Они жаловались друг другу на вас, ребята. Кто-то из вас не закрыл кран. Ведь каждая капелька драгоценная, и их надо беречь.
-   Умеете ли плотно закрывать кран?
-    Всегда следите, чтобы из крана не текла вода? (да) (знаки лежат на столе, капельки прикреплены отдельно)
Я подарю вам на память вот такой знак (анализ изображения знака)
-   Что изображено? (кран)
-   Кружок какого цвета? (красный)
Весь знак перечёркнут красной линией - это означает, кран нельзя оставлять открытым.
Возле крана приклейте каплю воды. Такие знаки вы разнесёте по всему детскому саду и приклеите у кранов на кухню, в прачечной, в группах, чтобы напомнить всем, что краны надо закрывать плотно.
-   Знаки готовы.
IV. Подведение итога.
-      Пора в другой детский сад. Поспешу рассказать и другим ребятам о волшебной капельке.
До свидания, ребята!