Конспект занятия на тему Путешествие в мир звуков (Старшая дошкольная группа)


Конспект музыкального занятия в старшей дошкольной группе.
Тема. Путешествие в мир звуков.
Цели:
1. Ознакомление с образованием звуков.
2. Развитие внимания, а также эмоциональной отзывчивости на музыку.
3. Воспитание интереса к звучащему миру.
Оборудование:
1. Судучок, стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, лист бумаги, емкость с водой.
2. Презентация  «Путешествие  в  мир  музыкальных  инструментов»
3. Картина  Бабы  Яги  (смех  - фонограмма)
4.Фланелграф  с  нотками.
5. Песня «До, ре, ми, фа, соль…», сл. З. Петровой, муз. А.Островского.
6. Песня «Музыка», сл. Иры Исаковой, муз. Г. Струве.
7. Песня  «Музыкальные  страницы»
Ход занятия
Звучит  песня  « Музыкальные  страницы»
Жизнь была бы страшно скучной, Если б жизнь была беззвучной. Как прекрасно слышать звук: Шум дождя и сердца стук. Мы кричим, смеемся, дышим, Мы слова и мысли слышим, Слышим даже тишину.
Как гуляет кот по крыше, Как шуршат за стенкой мыши, Волки воют на луну. Мир без звуков был бы грустный, Серый, скучный и «невкусный»! А.Усачев «Звуки»
Звук живет в любом предмете, Сколько их – посмотри! Звук – шутник, играя с нами, Любит прятаться внутри.
Про человека, который внимательно к чему-то прислушивается, говорят, что у него «ушки на макушке». Мы сейчас проверим, можно ли это выражение применить ко всем вам. Я попрошу закрыть глаза и отгадать, что звучит: (стеклянный стакан, железные крышки от кастрюли, деревянные кубики, шуршание бумагой,  переливание воды).
Молодцы! Открывайте глаза, но на этом загадки не заканчиваются.
Звук - такой шутник, что может прятаться повсюду.
Отгадайте, где живут звуки, которые я вам сейчас назову:
Дождь, ветер, метель, гроза: (Природа).
Часы, телефон, пылесос, чайник: (Дом).
Самолет, салют, карусель, церковь: (Улица).
 
Раз, два, три, четыре, пять. Приглашаю поиграть!
 
Развивающая игра с голосом «Пробуждение» С.А.Коротаевой (сборник «Игровая методика обучения детей пению», О. Кацер, СПб, 2008г.)
Листочки  на  ветках  шуршали  (шшш- тихим  голосом)
Капельки  в  гости  звали
Капельки  к  ним  прилетели
и  звонкую  песню  запели. (кап-кап-кап—нисходящим  звуком)
От  звонка  проснулся  ветер (у-у-у с  изменением  звуков,  помочь  рукой)
И  разбудил  всех  на  свете.
Кошку  и  с  ней  котенка, (МУР-мур,  мяу-мяу  в  разных  регистрах)
Спавшего  в  люльке  ребенка (уа-уа-уа)
Болотных  зеленых  лягушек (ква-ква-ква )И  даже  ворчливых  старушек (бу-бу-бу)
Злую  собаку (гав-гав-гав)
Назойливых  мух (з-з-з-з)
Вскоре  проснулся  петух (ку-ка-ре-ку)
Звонко  пропел  он.
И  заблестела  роса  на  лугу (о-о-о трочечно, отрыисто  на  любых  звуках  в высоком  регистре)
Солнышко  тоже  проснулось,
И  ласково  всем  улыбнулось (все запели  « А»  каждый  на  своей  высоте  звука.  Улыбнуться  всем)Живя в предметах окружающего нас мира, таясь в природе, звуки говорят, открывают нам свои тайны. Но это еще не музыкальные звуки. Настоящие музыкальные звуки «живут» в музыкальных инструментах.
 
Посмотрим  презентацию  « Путешествие  в  мир  музыкальных  инструментов»
Музыкальными звуками можно выразить и какой-либо характер, и даже чей-то образ.
 И от грусти, и от скуки, Могут вылечить нас всех, Озорных мелодий звуки, Песни, шутки, пляски, смех.
Послушайте  небольшой  фрагмент,  а  именно  смех  и  вы  сразу  представите  сказочного  героя (звучит  смех  Бабы  яги,  показ  картины)
 
Вы сами многозвучный музыкальный инструмент. Вы – человек оркестр.
Не верите?
Давайте разберемся.
Начнем снизу. Ноги. Шагаем – один звук. Топающий шаг – другой. Побежали третий. Поскок – четвертый.
Можем ли мы ритмы повторить руками?
Можем. Объединим и в два инструмента.
Ладонью стряхиваем с брюк крошки. Послушаем, как звучит.
Сделали то е в разных темпах и с различным ритмическим рисунком (показ).
Потерли ногтями об одежду. А теперь, ладонью об ладонь. Другой звук?
Похлопаем ладонями себе по коленям. Теперь по грудной клетке.
А теперь пощелкали себя по надутым щекам. Добавили открытый рот.
Продолжаем щелкать, изменяя положение рта от «а» до «у».
Запустили пальцы в волосы и делаем «полоскательные» движения. Зажали, но двумя пальцами и соскальзываем одним, издавая гортанный (не раскрывая рта) звук.
Чем не гавайская гитара?
А теперь раскрываем рот от «а» до «у» ну, наконец, добрались до рта. А голос у нас на что?
Так как, человек –оркестр, музицировать будем?
Мы  будем  лепит  снежки , не простые, а музыкальные. До, ре ми фа, соль, ля, си – музыкальные снежки! Из снега нотки слепим быстро, чтоб звучали они чисто. Как скажу я раз, два, три, слепи и нотку назови!
Как слепил, снежок бросай, в центр круга не зевай, Дружно ноты называйте, очередность не сбивайте!
Ну, а теперь и нам запеть пора. Занимаем певческую постановку.
Мы  с  вами  вместе  будем  исполнять  нотки: до, ре, ми, фа, соль, ля, си Песня из телевизионной передачи «Урок пения» «До, ре, ми, фа, соль…», сл. З. Петровой, муз. А.Островского  (журнал «Музыкальный руководитель», №2, 2006г.)  ( экран)
(показ  нот  на  фланелеграфе)
 
Я хочу увидеть музыку, Я хочу услышать музыку, Что такое эта музыка, Расскажите мне скорей…
Такие стихи сочинила девочка – школьница, а композитор Георгий Струве написал к этим стихам музыку, и получилась песня.
Исполняется песня «Музыка», сл. Иры Исаковой, муз. Г.Струве (журнал «Музыкальный руководитель», №2, 2005г.)
 
Все, что создано природой и человеком, имеет свой звук, свою музыку, надо только научиться ее видеть, слышать и чувствовать, и тогда ты сам откроешь музыку в себе самом и почувствуешь, что музыка обладает таинственной силой.
Дарите музыку друг другу, Дарите музыку друг другу. Пусть каждый день и каждый час,
Она звучит в сердцах у нас! В. Степанова
Всем спасибо за внимание, Я пою вам: «До свидания!»