Рабочая программа по ОПК 5 класс Л.Л.Шевченко


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Грязновская средняя общеобразовательная школа"
Принято
на заседании
педагогического совета
Протокол №___5______
от 02.06. 2014 г.



Согласовано
Заместитель директора
по УВР Сысоева Е.Г.
__________________________
Подпись
« »___________ 2012г.
Утверждаю
Директор МКОУ "Грязновская средняя общеобразовательная школа»
В.П.Мазалова
__________________________
Подпись
Приказ №1-97
от «03» 06.2014г.

Рабочая программа учебного предмета
«Основы православной культуры»
5 класс, базовый уровень


Разработана
учителем ОПК
первой квалификационной категории
Мазаловой В.П.
с.Грязное
2014г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по православной культуре для 5 класса составлена на основе авторской программы Л.Л Шевченко Православная культура: Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения / Шевченко Л.Л.- М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008 г.- 150 с, соответствующей письму Министерства образования РФ от 22.10.2002 № 14-52-876 ин/16 «Примерное содержание образования по учебному предмету «Православная культура».

Учебно-методический комплект
Учебное пособие для учащихся (в двух книгах) Л.Л. Шевченко «Православная культура 5-й год обучения» М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011;
Методическое пособие для учителя (программа, тематическое планирование, планы и конспекты уроков) Л.Л. Шевченко М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008;
Наглядное пособие. «Иллюстрации» М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008;
Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиокассета; музыкальные материалы; СD - диск).
Цели и задачи курса:
приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентификации и формирования мировоззрения школьников;
обеспечение самоопределения личности, создания условий ее самореализации;
воспитание гражданственности и патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;
интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.
Преподавание школьникам культурологических знаний, необходимых для формирования у них целостной картины мира на основе традиционных для России культурных ценностей;
Воспитание школьников как благочестивых граждан, обладающих добродетелями, осознающих духовно-нравственные ценности бытия и необходимость их осуществления в своем поведении.
Передача школьникам знаний в области православной культурной традиции как средства духовно-нравственного и эстетического развития личности.
Количество учебных часов в соответствии с Рабочей программой
Программа рассчитана на 1 час в неделю: 35 часов в год.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 4 из них - повторительно-обобщающие уроки, включающие контрольные работы:
3. Входная контрольная работа по теме: «Ступеньки преображения человека».
18. Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях еѐ святых".
28. Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».
34. Итоговая контрольная работа по теме: «История христианской Церкви в житиях святых».
Критерии оценки знаний имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, нравственность характеристики цели и результата деятельности. Формы текущего контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.), понятийные диктанты и другое.
Формы организации учебного процесса:
индивидуальные;
групповые;
индивидуально-групповые.
Формы обучения: комбинированный урок, виртуальная экскурсии, проведение праздников.
Виды деятельности на уроке: слушание рассказа учителя, обсуждения - размышления, слушание музыки, рассматривание иллюстраций, рисование и раскрашивание, чтение, сочинение сказок и рассказов, игры на темы нравственного выбора.
Так как одним из ведущих общих принципов программы является личностно-ориентированный подход, то прежде всего должна быть решена задача обеспечения личностного отношения детей к тому содержанию, с которым они будут знакомиться. Это предполагает развитие умения ребенка смотреть на окружающую его жизнь глазами создателя православной культуры (художника, строителя, музыканта, мастера и подмастерья), т. е. способность эстетического восприятия. Но к этому ребенка следует подводить, опираясь на имеющиеся у него возможности. Так как предмет "Православная культура" относится к образовательным областям "Обществознание", "Искусство" и "Филология", то программа, не дублируя их, предусматривает межпредметные связи на материале данных областей, оптимизируя процесс решения задач духовно-нравственного и эстетического воспитания.
Место предмета в базисном учебном плане. Курс рассчитан на изучение в общеобразовательной средней школе. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. Курс изучается - 35 учебных часов.
Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся определяются в соответствии с «Примерным содержанием образования по учебному предмету».
Требования представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном и углубленном уровнях в соответствии со ступенями обучения и структурой содержательных линий предмета. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.
В рамках требований учащиеся должны:
называть и показывать;
определять и измерять, фиксировать;
описывать, составлять;
объяснять;
прогнозировать (простейшие действия).
Показателями освоения учебного материала предметной области, помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия курса в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий как, в общем, культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте. А также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
В связи с этим критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения православной культуры школьниками являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует и выражает свое отношение к себе, окружающим людям, значимым социальным ценностям, социальным институтами учреждениям) и критерий деятельности (какие виды деятельности ученик, в связи с полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности. Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т. д.).
Ребенок должен овладеть языковыми навыками восприятия православной культуры. Навыки следует вырабатывать у ребенка в единстве освоения им формы и содержания православного искусства.
Урок православной культуры может быть только личностно-ориентированным. Это реализуется в форме диалога. Педагог идет от пробуждения чувства ребенка через образ и затем к осознанию им средств выражения. При этом используются эвристические и проблемные методы обучения.
Должна быть сформирована потребность к изучению того, что имеет какое-то отношение к интересам современного школьника. Прийти к постепенному пониманию сущности православной культуры как культуры, создававшейся во славу Христа.
Календарно - тематическое планирование
№ п/пТемы уроков Кол-во часов /
Тип урока Дата по плану Дата
проведенияДомашнее задание При
меч
ание
Основы православной культуры
1. 2
3
4 5 6
7 8 Вводный урок. Религиозная культура в жизни человека. Человек культурный. 1
вводное
занятие С.5-13. Выполнить задание с.12 О чѐм рассказывает христианская православная культура? Повторение по теме: «Ступеньки преображения человека». 1
комбин ированн ыйС.14-26.
Подготовиться к контрольной работе. Почитание святых. Входная контрольная работа по теме: «Ступеньки преображения человека». 1
проверк а и
оценка знаний С.26-32. Повторение изученного материала О чѐм рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке. 1
комбин ированн ыйС.32-47. Выполнить задание с.46 Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. 1
комбин ированн ыйС. 48-62. Выучить стихотворение с.56-57 на выбор. Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости. 1
комбин ированн ыйС.63-71. Выучить
стихотворение
«Ферапонтово» Язык христианской православной культуры. Как христианская культура рассказывает о мире Небесном. 1
комбин ированн ыйС.71-79. С.79 задание № 1 Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. 1
комбин ированн ыйС.80-96. Выучить определения.
9 10 Религиозная живопись. О чѐм рассказывает икона? 1
комбин ированн ыйС.97-106. Выучить
словарик
иконописца Красивый мир
церковнославянской азбуки. Божественные письмена. 1
комбин ированн ыйС. 106-117. Нарисовать буквицы. История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир
11 12 13 14 15
16
17 18
19 Золотая цепь святых. Начало христианской эры. 1
комбин ированн ыйС.4-14.Подготовить сообщение об апостолах Золотая цепь святых. Святые апостолы. 1
комбин ированн ыйС.15-22. Выучить стихотворение на выбор с.19-21 Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы. 1
комбин ированн ыйС.23-28. Выполни задание № 1 с. 27 Святые дети – мученики за веру. Святые Акилина, Вит. 1
комбин ированн ыйС.28-35. Выполни задание № 2 с.35. Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. 1
комбин ированн ыйС.35-37. Подготовить сообщение о Софии Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святая мученица Татиана. 1
комбин ированн ыйС.37-39. Подготовить сообщение о Татьяне Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина. 1
комбин ированн ыйС.40-44.
Подготовиться к творческой работе. Святая великомученица Варвара. Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях еѐ святых". 1
комбин ированн ыйС.44-50. Выучить стихотворение с. 48 Святые воины. Святые Георгий Победоносец 1
комбинированнС.51-53. Нарисовать рисунок
20 21 22 23
24 25
26 27
28 ыйСвятые воины. Святые Димитрий Солунский, Феодор Статилат. 1
комбин ированн ыйС.53-63. Выполни задание № 1 с.62 Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. 1
комбин ированн ыйС.64-66. Подготовить сообщение о Косме и Дамиане. Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеимон. 1
комбин ированн ыйС.66-71. Выполни задание № 1 с.69 Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. 1
комбин ированн ыйС.72-81. Выучить Символ веры Святые Отцы Церкви. 1
комбин ированн ыйС.81-88. Подготовить сообщение об Иоанне ДамаскинеУтверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов 1
комбин ированн ыйС.88-92. Подготовить сообщение о Василии Великом, Григории Богослове Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святитель Иоанн Златоуст. 1
комбин ированн ыйС. 92-98. Подготовить сообщение об Иоанне Златоусте Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий. 1
комбин ированн ыйС.98-106. Подготовиться к контрольной работе. Преподобный Павел Фивейский. Контрольная работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир» 1
проверк а и
оценка знаний С.106-108. Повторение изученного материала
29 30
31 32
33 34
35 Пути к спасению. Святая преподобная Святой Ефрем Сирин. 1
комбин ированн ыйС.109-111. Ответить на вопросы с.111 Пути к спасению. Мария Египетская. 1
комбин ированн ыйС.112-120. Выполни задание № 1 с.118 Пути к спасению. Преподобный Досифей. 1
комбин ированн ыйС.120-124. Ответить на вопросы с.124 Пути к спасению Преподобный Павлин Милостивый. 1
комбин ированн ыйС.124-130. Выучить стихотворение с. 129 Просветители славянские Кирилл и Мефодий. 1
комбин ированн ыйС.130-141. Подготовиться к контрольной работе Итоговая контрольная работа по теме: «История христианской Церкви в житиях святых». 1
проверк а и
оценка знаний Повторение
изученного
материала Итоговое обобщение и систематизация знаний по теме «История христианской Церкви». 1
проверк а и
оценка знаний Повторение
изученного
материала
Содержание программы учебного предмета православная культура
Раздел 1.Основы православной культуры
1.Религиозная культура в жизни человека. Что такое «религиозная культура»?Духовность, культура, культурный человек, историческая память, религия, религиозная культура.Духовная культура и еѐ характеристики. Примеры феноменов духовной культуры. Этические нормыхристианства.
О чѐм рассказывает христианская православная культура? Счастье жизни христиан. Когда возникла христианская религия. Основные понятия христианской культуры. Содержание православной религии: спасение человека Богом. Библия как источник религиозного знания и культуры. Христианская антропология.
Почитание святых. Входная контрольная работа по теме: «Ступеньки преображения человека».
О чѐм рассказывает Библия? О Боге, о мире, о человеке. Как создавалась Библия? Книги, входящие в состав Библии. Священное Писание как основная богослужебная книга. Понятия добра и зла в жизни людей. Первые правила, данные в Раю Адаму и Еве. Грехопадении. Десять заповедей. Заповеди Блаженства. Чему Христос учил людей. Крестная Жертва – Искупление человека. Воскресение Христово.
Библейские сюжеты в произведениях христианской православной культуры. Четыре основные темы Священной истории Ветхого и Нового Завета: сотворение мира; Рождество Христово; Крестная Жертва; Воскресение Христово и создание Церкви. Отражение Библейской истории в произведениях православной культуры: хоровой музыке, духовной поэзии, религиозной и светской живописи, литературе, храмовом зодчестве.
Монастырь – центр христианской православной культуры. О христианской радости.
Христианские радости. Смысл жизни христиан. Христианские добродетели. Христиане о таланте. Смысл монашеской жизни. Монастырь в истории христианской православной культуры.
7.Язык христианской православной культуры. Как христианская культурарассказывает о мире Небесном. Спасение человека Богом – основное содержание православнойкультуры. Как христианская культура объясняет возможности творчества? Святая Земля. Символыхристианской православной культуры. В чѐм заключается смысл красоты православного искусства?
Для чего построен и как устроен православный храм? Православный храм в жизни христиан. Храм – дом, посвящѐнный Богу. Внешняя красота храма и духовная красота создателя. Символический смысл храма. Богослужение. Таинства Церкви. История создания храмов. Правила поведения в храме.
Религиозная живопись. О чѐм рассказывает икона? Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня. История создания первой иконы. Иконописные изображения. Духовная красота иконы.
10.Красивый мир церковнославянской азбуки. Божественные письмена. Письменныеисточники христианской православной культуры. Церковнославянский язык. Церковнославянскаяазбука. Еѐ создатели – святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Псалтирь, евангелие – первыекниги на Руси. Библейские сюжеты в творчестве русских поэтов и писателей.
Раздел 2. История христианской Церкви в житиях еѐ святых. Христианская Церковь входит в мир
Золотая цепь святых. Начало христианской эры. Как христианство стало распространяться в мире. Избрание Христом апостолов. Образование Церкви. Жизнь первых христиан.
Золотая цепь святых. Святые апостолы. Труды апостолов. Христианские праздники? День Святой Троицы, праздник святых апостолов Петра и Павла, Собор двенадцати апостолов. Учение Иисуса Христа раскрывается в феноменах православной культуры.

Святые дети – мученики за веру. Вифлеемские младенцы. Причины преследования христиан иудейскими и римскими властями. Первые пострадавшие за Христа – Вифлеемские младенцы. Первомученик Стефан. Святой Игнатий Богоносец.
Святые дети – мученики за веру. Святые Акилина, Вит. Юная мученица Акилина. Святой отрок Вит. Смысл мученичества. Жития юных мучеников.
Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святые Вера, Надежда, Любовь и мать их София. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Христианские добродетели.
Христианские добродетели вера, надежда, любовь в жизни святых. Святая мученица Татиана. О святой деве Татиане. Размышления о духовной красоте. В чѐм проявлялась любовь христиан к врагам?
Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Екатерина.
Мудрость жизни христиан. Святая великомученица Варвара. Святые великомученицы Екатерина, Варвара. Главные ценности жизни христиан. Христианская мудрость. Христианская радость.
Повторительно-обобщающий урок. Творческая работа по теме «История христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».
Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. Великомученик Георгий Победоносец, Димитрий Солунский. Святой мученик Севастиан. Подвиги исповедания веры и защиты Отечества. Кого называли воинами Христовыми? Воинская доблесть. О почитании святых воинов.
Святые воины. Святые Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Святой Феодор Стратилат. Размышления над евангельскими текстами о любви к врагам, христианской радости, воинском подвиге. Борьба христианина в внутренними врагами: грехами- страстями своей души. Борьба христианина за красоту своей души. Святитель Иоасаф Белгородский учит христиан тактике сражения с грехами.
Святые врачеватели. Святые Косма и Дамиан. Бескорыстие святых врачей. Евангелие о дарах. Притча о талантах. Сражение бескорыстия и корыстолюбия.
Святые врачеватели. Всемилостивый целитель Пантелеимон. Какие добродетели проявляли святые в детстве? Какими христианским добродетелями и подвигами прославились? Размышления о Божиих дарах святым при чтении церковнославянских текстов Священного Писания.
Защита христианской веры. Вселенские Соборы. Святые равноапостольные Константин и Елена. Прекращение гонений на христиан в царствование Константина Великого. Обретение и Воздвижение Креста Господня святыми Константином и Еленой. Защита христианского вероучения от ересей.
Святые Отцы Церкви.7 Вселенских соборов. Утверждение основных догматов христианской веры. Утверждение «Символа веры». Почитание христианами икон. Крест в жизни христиан.
Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Почему потребовалось защищать учение Церкви? Какими трудами на благо Церкви Христовой прославились святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст.
Утверждение христианского учения. Учителя веры – Святители Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. О богослужении Православной Церкви. Божественная Литургия. Всенощная. Вклад святителей в составление песнопений богослужения. За что христиане благодарили Бога?
Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Смысл монашества. Подвиги духовные. Их смысл – спасение души. Разные пути к спасению. Монашество – путь совершенных. Основоположник монашества - Антоний Великий. Монашеские обеты.
Пути к спасению. Великие подвижники пустыни: Преподобные Антоний Великий, Пахомий Великий, Павел Фивейский. Примеры христианских добродетелей в жизни святых
12
подвижников. Повторительно-обобщающий урок. Контрольная работапо теме «История
христианской Церкви в житиях святых. Христианская Церковь входит в мир».
29.Пути к спасению. Святая преподобная Мария Египетская. Прославление Бога верой идобрыми делами. Промысел Божий в деле спасения человека. Борьба со страстями души – путь кспасению.
Пути к спасению. Святой Ефрем Сирин. Покаяние. Покаянная молитва святого Ефрема Сирина. Великий Пост в жизни христиан.
Пути к спасению. Преподобный Досифей. Ответственность христианина. Как может спастись христианина? Священное Писание рассказывает о Страшном Суде. Христианские добродетели смирения, послушания, кротости, терпения, умеренности – путь к спасению души.
Пути к спасению Преподобный Павлин Милостивый. О милости Божией к человеку. Искупительная Жертва, принесѐнная Христом за людей. Христос показывает примеры милосердия и прощения. Добродетель милосердия.
Просветители славянские Кирилл и Мефодий. Евангелие приходит на славянские земли. Монахи – миссионеры-проповедники. Труды святых братьев Кирилла и Мефодия. Детские годы святых. Апостольские труды святых.
Итоговая контрольная работа по теме: «История христианской Церкви в житиях святых».
Итоговое обобщение и систематизация знаний по теме «История христианской Церкви».
Формы и средства контроля:
Показателями освоения учебного материала, помимо знаний и умений школьников характеризовать и объяснять основные представления и понятия в содержательном плане, являются умения и навыки анализировать и оценивать духовно-нравственные явления и категории как в общем культурно-историческом, так и в конкретном - российском социокультурном контексте, организовывать отношения с окружающими людьми в соответствии с традиционными нравственными и культурными нормами российского общества.
Оценивание учащихся осуществляется по пятибалльной шкале. В тоже время, по мнению Л. Л. Шевченко, «отметка должна быть стимулом изучения предмета православная культура, приносить детям радость, то есть, быть положительной». Способы проверки ожидаемых результатов:
-педагогическое наблюдение;
-выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов дляпроведения викторин, подбор воспитанниками иллюстративного материала по заданию, подготовкарисунков);
Формы подведения итогов образовательной программы:
выставки рисунков и просмотры творческих работ воспитанников;
создание фотоальбомов;
открытые занятия;
выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
викторины, кроссворды, игры;
инсценировка библейских сюжетов;
Для проверки качества знаний по учебному предмету “Православная культура” используются следующие виды контрольных заданий, которые представлены в текстах его рубрик: «Выполни задания», «Главные слова», «Из истории христианской Церкви», «Знаешь ли ты?», «Из Священной истории», «Представление иконы», «Изучаем церковнославянский язык», «Путешествия по святым местам», «Обсуждаем – размышляем», «Для самостоятельной работы», «Словарик зодчего», «Словарик иконописца».
Контроль знаний обучающихся осуществляется на основании:

-требований государственных образовательных стандартов;
-критериев оценки знаний, умений, навыков обучающихся, определенных в учебномпрограмме данного года обучения, Уставе школы.
Итоги аттестации обучающихся оцениваются по 5-балльной системе.
Четвертная промежуточная аттестация проводится на основании текущих отметок и отметок, полученных за выполнение контрольных работ, предусмотренных рабочими программами учебного предмета.
Четвертные, полугодовые, годовые отметки выставляются за 3 – 5 дней до начала каникул или начала аттестационного периода. Годовые оценки по общеобразовательным предметам выставляются на основании фактического уровня знаний и навыков школьников с учетом четвертных оценок, т.е. результатов текущей и годовой аттестаций.
Перечень учебно-методических средств обучения
Азбука православного воспитания. М., 1997.
Бахметьева А.Н. Жития святых для детей. М., 1997.
Библия в пересказе для детей. М.: Библейское общество, 1997.
Воскобойников В.М. Энциклопедический православный словарь/ В.М. Воскобойников.- М.: Издательство ЭКСМО, 2005. - 544 с.
Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: Учеб. пособие для уч-ся сред, и старш. шк. возраст/ И.В. Кошмина.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 160 с.
Маслов Н.В. Православное воспитание как основа русской педагогики: По трудам схимандрита Иоанна Маслова/ Н.В. Маслов.- М.: Самшит-издат, 2006. -504 с.
Музыкальное пособие «Звуковая палитра» (аудиокассета; музыкальные материалы; СD -диск). На CD-дисках представлено музыкальное сопровождение уроков (произведения П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, Д. Бортнянского, Г.В. Свиридова, А.Львова, М.П. Мусоргского, С. Зубачевского и др., церковными песнопениями).
Наглядное пособие. «Иллюстрации».
Православная энциклопедия: Русская православная церковь/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия 2 - М.: Церковно-научный центр "Православная энциклопедия", 2000. -656 с.
Пасхальный благовест: Хрестоматия. Пасхальные обряды и обычаи. Книга для чтения в семье, школе, детском саду / Е.Ю. Фаркова. - М.: Издательство "ГНОМ и Д", 2004. - 160 с.
Смольникова Е. И. Основы православной культуры.Я иду на урок. Методические рекомендации для учителя. М: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2001.
Шевченко Л. Л. Православная культура: Концепция и программа учебного предмета.1-11 годы обучения. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008. – 144 с.
Шевченко Л. Л. Православная культура: Экспериментальное учебное пособие для начальных классов общеобразовательных школ, лицеев. М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2003.