Урок литературного чтения для 4 класса В. Я. Брюсов Опять сон, Детская
Бахича Амалия Энверовнаучитель начальных классов,
МБОУ «Ковыльненская школа им. А. Смолко, с. Ковыльное
Дата проведения: 15.02.2017г
Класс: 4
Урок литературного чтения по теме: «В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская»». УМК «Школа «России»
Тип урока: освоение нового материала
Педагогические задачи: познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Я. Брюсова; создать условия для развития умения читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение к изображаемому; определять средства художественной выразительности (олицетворения, эпитеты, сравнения); расширять кругозор учащихся; развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь
Планируемые результаты
Предметные:
познакомятся с произведениями В. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская»;
научатся: выделять события, составляющие основу художественного произведения, находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), соотносить название произведения и его содержание, читать стихотворения, отражая позицию автора и свое отношение Метапредметные:
Познавательные: прогнозировать содержание раздела; замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.
Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); фиксировать по ходу урока и в конце урока удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»).
Коммуникативные: осознавать цель своего высказывания; строить диалог в паре или группе, задавать вопросы Личностные: расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто ее чувствует и понимает, часто к ней обращается
Образовательные ресурсы и оборудование
Ноутбук, телевизор, презентация , портрет писателя, тест Организационная структура урока
Этап урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности обучающегося(осуществляемые действия)Формируемые способы деятельности учащегося
I. Актуализация опорных знаний.
Проверка домашнего задания.
Речевая разминка, дыхательная гимнастика Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.
Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознание читаемого текста.
– Быстро, четко повторите и отгадайте чистоговоркиОтвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку.
Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке.
• Ра-ра-ра, ра-ра-ра –
Стук в лесу от ... (топора).
• Ра-ра-ра, ра-ра-ра –
Я прихлопнул ... (комара) Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока Организует обсуждение темы урока, беседу по вопросам. Помогает определить задачи чтения и составить план чтения.
– Сегодня мы открываем новый раздел.
– Как он называется?
– Как, по-вашему, какие произведения мы будем читать в разделе, чем они будут отличаться от уже изученных? Ведь предыдущие разделы тоже были посвящены детям.
– Чем стихи отличаются от прозы?
– Мы начинаем изучение произведений из поэтической тетради. Прочитайте тему урока.
– Открывают новую поэтическую тетрадь стихотворения Валерия Яковлевича Брюсова. Знакома ли вам эта фамилия? Слышали ли вы произведения поэта?
– Определите цели урока, используя опорные слова.
– Поднимите руку, кто это произведение еще не читал.
– Как вы думаете, о чем это произведение?
– Сегодня на уроке будем учиться правильному и осознанному чтению, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения, познакомимся с биографией В. Я. Брюсова Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.
– Поэтическая тетрадь.
– Мы будем читать о детях. Здесь мы будем читать стихи, так как это «Поэтическая тетрадь».
– В стихах есть ритм, рифма. Отличаются краткостью, точностью Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
III. Подготовка
к восприятию произведения.
Знакомство с биографией
В. Я. Брю-сова Рассказывает о творчестве В. Я. Брюсова, свой рассказ сопровождает показом его портрета.
– Валерий Брюсов, внук костромского крепостного крестьянина, сын московского купца, родился 1 (13) декабря 1873 года в Москве. В 3 года он научился читать и «с тех пор непрерывно поглощал книги». Читал он много, и круг его домашнего чтения был достаточно широк: биографии великих людей, которые мальчик зачастую выучивал наизусть, сочинения по естественной истории, произведения Жюля Верна, Фенимора Купера, Майн Рида.
С 1885 по 1893 год он учится сначала в частной гимназии Ф. И. Креймана, а затем в известной классической гимназии Л. И. Поливанова. В гимназические годы он принимал участие в издании рукописного журнала, где помещал свои приключенческие повествования, живо интересовался математикой. С 1893 по 1899 гг. он студент историко-филологического факультета Московского университета.
В студенческие годы выходят в свет первые стихотворения Валерия Брюсова. Но Брюсов-студент не чувствовал себя новичком в поэзии: сочинять он стал с 8 лет, а в 17 лет написал за один год почти две тысячи строк.
Он пробует себя и в прозе. Мальчиком он сочинял приключенческие повести, подражая Ж. Верну и Майн Риду, а в 1907 году выходит его первый сборник рассказов «Земная ось». Через 6 лет выходит новый сборник рассказов – «Ночи и дни». Наиболее близок ему был жанр исторического романа. перу Брюсова принадлежат два таких романа, как «Огненный ангел» (1908 г.) и «Алтарь Победы» (1912 г.), которые поражают научной тщательностью воспроизведения исторической обстановки.
– Что особенно запомнилось? Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет повэта. Задают вопросы о его творчестве.
Делятся впечатлениями о прослушанномОсуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета
IV. Работа над содержанием текста.
Работа с толковым словарем.
Чтение и анализ произведения Проводит словарную работу.
– Объясните значения слов, выражений, записанных на доске. Проверьте свои ответы по толковому словарю.
– Подберите синоним к слову «упрямо».
– Подберите антоним к слову «возмущать».
– Сегодня мы познакомимся с двумя стихотворениями Валерия Брюсова – «Опять сон» и «Детская».
– Наверняка вам снятся сны. А что вы видите в них?
– А вот какой сон приснился поэту.
Учитель выразительно читает стихотворение «Опять сон».
– Какие картины вам представились?
– Видели ли вы что-нибудь подобное?
– Почему воспоминания об этом детском сне сохранились у поэта?
– Какие строки вас особенно поразили?
– Другое стихотворение расскажет вам об одной из любимых детьми игр.
– Прочитайте стихотворение «Детская» друг другу.
– Каким настроением проникнуто стихотворение?
– О какой игре рассказал поэт?
– В какие игры вы любите играть? Работают с толковым словарем.
Дебри – место, заросшее непроходимым лесом.
Гиппопотам – бегемот.
Утес – высокая скала.
Ворох – куча, груда.
Виденья – что-то, возникшее в воображении.
Сумрачны (сумрак) – охвачены сумраком (неполная темнота).
Затмить – закрыть, превзойти в чем-то кого-либо.
Подбирают синонимы и антонимы к словам:
Упрямо – настойчиво.
Возмущать – успокаивать.
Прослушивают текст. Отвечают на вопросы, определяют жанр произведения.
Доказывают, аргументируют свою точку зрения.
Работают в парах Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре
V. Самостоятельная работа Проводит тест по теме.
– Выберите правильный вариант ответа.
1. Кто приснился поэту в стихотворении «Опять сон»?
а) Дебри, глушь пустынь, заката тишь;
б) джунгли, пальмы, пламенеющее солнце;
в) море с шумом бьется об утесы и вползает на песок.
2. Какие виденья старых басен возмущают дух поэта?
а) Приведения и эльфы;
б) огненный змей и племя карликов;
в) ведьмы и черти.
3. Какую игру называет поэт вечерней в стихотворении «Детская»?
а) Прятки; б) жмурки; в) палочка-выручалочка; г) лото.
4. Чего не догнать бегом?
а) Ветра; б) тени; в) телеги.
5. Между чем надо вертеться?
а) Двумя столбами; б) двумя стенами; в) ямой и высью Выполняют тест.
Выбирают верные ответы.
Ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – вОсуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи
VI. Домашнее задание Объясняет домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение стихотворенийВ. Я. Брюсова «Опять сон», «Детская». По желанию выучить одно из стихотворений Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы Сохранять учебные задачи
VII. Итог урока. Рефлексия Оценка результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения. Организация подведения итогов урока обучающимися. Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– С какими произведениями вы сегодня познакомились? Кто их автор?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?
– Понравилась ли вам работа на уроке? Оцените себя Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию
Осуществлять самоконтроль учебной деятельности