Конкурс скороговорки «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь»


Конкурс скороговорки«Всех скороговорок не переговоришь,не перевыговоришь» (1-е классы),
учитель-логопед: Конькова В.Г
Цель: активизация речевой деятельности учащихся
Задачи:
Образовательные:
работать над улучшением дикции детей, формировать выразительность речи;
совершенствовать звуковую сторону речи;
закреплять навыки звуко-буквенного анализа;
развивать слуховую, зрительную память, внимание;
формировать умения взаимодействовать со сверстниками, применять знания в новой ситуации.
Развивающие:
развивать артикуляционный аппарат, умение чётко произносить слова и сочетания слов с повторяющимися в различном порядке одними и теми же звуками или целыми группами звуков;
развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление;
развивать умение анализировать и обобщать; развивать сценические способности детей.
Воспитательные:
воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, умение работать в группе дружно, согласованно с одноклассниками;
воспитывать взаимоуважение и взаимовыручку.
Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, бубен, запись песни «Летели две птички….», «Ах вы, сени мои, сени…» Предварительная подготовка: учащиеся вместе с учителями учат наизусть одну из скороговорок, делают к ней рисунок, дети делятся на 6 команд:«Звонкоголосики» 1 «Б» класс, «Говорунишки» 1 «Д» класс, «Веселые ребята» 1 «А» класс, «Лучики» 1 «Г» класс, «Весельчаки» 1 «Е» класс, «Звездочки» 1 «В» класс.I. Организационный момент. (Слайд№1)
Вступительное слово логопеда:
Звучит музыка «Ах вы, сени мои, сени…»
Логопед: Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня в первых классах мы проводим «Конкурс скороговорки»
(Слайд№2)
Кто хочет разговаривать,Тот должен выговариватьВсё правильно и внятно,Чтоб было всем понятно.Мы будем разговариватьИ будем выговариватьТак правильно и внятно,Чтоб было всем понятно.Итак, мы начинаем...
II. Праздник скороговорок (Слайд№3)
(Дети-ведущие):
Только сегодня,Только сейчас,Только у нас,Только для вас...
Праздник скороговорок!
Слушайте, слушайтеИ не говорите, что не слышали!Смотрите, смотритеИ не говорите, что не видели!Начинаем весёлое соревнование – Представление говорунов со всего света!
- Но сначала давайте вспомним, что такое скороговорка? (Слайд№4)
Скороговорка - жанр устного народного творчества. Это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. В скороговорке много похожих по звучанию слов. Эти слова путаются, когда их произносят быстро, и получается смешно. С давних пор люди играют в скороговорки.
(Слайд№5) Хотите узнать откуда появились скороговорки?
Трудно определить точное время возникновения скороговорок на Руси, но содержание многих текстов говорит об их древности. Скороговорка “Семь – те стрел каленых, страшилище” могла появиться до массового распространения огнестрельного оружия. О древности говорит и местоимение “те”. В некоторых текстах встречается древняя форма счета: “Полчетверта четверика гороху без червоточинки”. В скороговорке “Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу” слышен намек на древние верования и обряды, связанные с кругом. Тексты подобных скороговорок отразили различные стороны жизни народа, его быта, интересов, верований, суеверий.
Сегодняшний наш конкурс называется «Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь». Участвовать будут команды
1-х классов:
1.«Звонкоголосики» 1 «Б» класс;
2.«Говорунишки» 1 «Д» класс;
3.«Веселые ребята» 1 «А» класс;
4.«Лучики» 1 «Г» класс;
5.«Весельчаки» 1 «Е» класс;
6.«Звездочки» 1 «В» класс;
В каждой команде по 5 человек, в случае затруднений детям будут помогать учителя. Оценивать работу будет компетентное жюри (по 5-бальной шкале)
(Слайд№6)
- Как надо читать скороговорки?
Скороговорки нужно говорить быстро, чётко и понятно.
- Как правильно разучивать скороговорку?
Сначала скороговорку нужно произнести медленно и отчётливо, особенно те места, на которых язык “спотыкается”; потом быстрее; и, наконец, очень быстро 3 раза подряд.
А теперь и мы сыграем в скороговорки.
(Слайд№7)1. Конкурс “Разминка” Скороговорки-невелички.
Логопед: начинаем конкурс с разминки. Передаём бубен и повторяем за мной чётко, правильно, быстро скороговорку:
Команда №1
Веня и Иван не виноваты.
Внимание: в водоёме водяной.
В дневнике у Вадима девять двоек.
(Слайд№8) Команда №2
В сундуке на судно несут посуду.
Филимон был на футболе в футболке.
У Пети Потапова папа – капитан.
Команда №3
В Японии все пони в попоне.
У Дуни в неделе одни понедельники.
Дима даёт Дине дыню.
(Слайд№9)Команда №4
Парень поел пареной репы.
Дядя Федя дал мёда медведю.
Опять Антон пьёт кипяток.
Команда №5
Сынок не носит косынок.
Синице гусеница снится.
У забияки змея за пазухой.
Команда №6
Десять совят на сосне сидят.
Наш шпион выше вашего шпиона.
У швеи в шкафу ковшик и кувшин.
Жюри подводит итоги 1 конкурса.
(Слайд№10) 2.Конкурс. Бабушкины скороговорки.
Звучит мелодия «Барыня…»
Логопед: То, что вы скороговорки хорошо умеете говорить. Так то, наверное, современные, а вы попробуйте старинные повторить. Выходите ко мне из каждой команды молодец или девица. На картинки мои посмотрите и скороговорки чётко и быстро повторите.
(Слайд№11)
Команда:
1.Бык тупогуб, тупогубенький бычок.
2.Стоит воз овса, возле воза овца.
3.Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали, похохатывали.
4.Течёт речка, печёт печка, Печёт печка, течёт речка.
5.Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
6.Дед Данила делил дыню – дольку Диме, дольку Дине.
7.Съел Валерик вареник, а Валюшка – ватрушку.
Жюри подводит итоги 2 конкурса.
(Слайд№12)3.Конкурс “Телефонисты”
Скороговорки в старину назывались загадками, частоговорками или языковёртками. Действительно, некоторые русские языковёртки просто выговорить нелегко, а уж быстро произнести несколько раз подряд – язык сломать можно. Вся прелесть скороговорок заключается в том, что с первого раза их сложно проговорить точно. В старину скороговорки не читали, а повторяли со слуха, что значительно труднее.
(Слайд№13) (Ведущий “по секрету” говорит скороговорку одному из игроков, тот передаёт другому. И так по цепочке – все члены команды. Последний должен встать и громко произнести скороговорку.)Саше дали кашу, а Клаше – простоквашу.
У Сени и Сани в сетях сом с усами.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Колотил Клим в один блин клин.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Шла Саша по шоссе, несла сушку на шесте.
На Ерёму напала дрёма, от дрёмы уснул Ерёма.
Жюри подводит итоги 3 конкурса.
(Слайд№14) 4.Конкурс: Артистичные скороговорки“В театре”.
Логопед: скороговорки нужно уметь не только произносить чётко и быстро, но ещё и выразительно. Поэтому конкурс для самых артистичных!
Перед вами скороговорка:(для каждой команды своя)
Но прежде вам нужно будет собрать “свою” скороговорку из слов, которые написаны на отдельных карточках, а потом прочитать её так, как будто вы(Слайд№16)
очень обрадовались;
опечалились;
разозлились;
испугались.
(Образец логопеда: Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом!)(Слайд№15)
Проворонила ворона воронёнка.
Щетина у чушки, чешуя у щучки.
Летят три пичужки через три избушки.
От топота копыт пыль по полю летит.
Хорош пирожок внутри творожок.
Тощий Кащей тащит ящик овощей.
Цыплёнок и курица пьют чай на улице.
Жюри подводит итоги 4 конкурса.
(Слайд№17) 5.Конкурс “Вопрос – ответ”
Цель: упражнение в выразительном чтении, постановке логического ударения.
- В чём польза скороговорок?
Иногда упражнения со скороговорками – не игра, а серьёзное занятие. С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио. Но, конечно, не только людям этих профессий важно уметь правильно произносить звуки родного языка.
- Расшифруйте скороговорку:
Купила бабуся бусы Марусе.

Жюри подводит итоги 5 конкурса.
(Слайд№18) 6. Конкурс: Звукобуквенные скороговорки.
Логопед. А теперь проверим, как вы хорошо умеете слышать звуки и помните написание букв.
Выделите повторяющийся звук(звуки),запишите букву.
Команды.
1.Жук жужжит и встать не может, ждёт он, кто ему поможет.
2.Занят заклинатель змей звонкой музыкой своей.
3.Катя копала лопаткой канавку.
4.В пенале у Полины паук плетёт паутину.
5.Был у бабушки баран, бойко бил он в барабан.
6.Дятел долбит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
7.Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока.
8. Ходит по лесу хорёк, хищный маленький зверёк.
9.Чубчик не у внучки, чубчик у внучка.
Жюри подводит итоги 6 конкурса.
(Слайд№19) 7.Конкурс: Домашние скороговорки.
Логопед: к этому конкурсу вам предлагалось дома выучить понравившуюся скороговорку и её проиллюстрировать (рисунком, поделкой).
Выступления из команд.
Жюри подводит итоги 7 конкурса.
(Слайд№20) 8. Итог. Песня-скороговорка
У каждой скороговорки своя игра звуков и слов. Они не повторяются. В этом их секрет. Недаром в народе говорится: “Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь”.
Наш конкурс-праздник подходит к концу. Много интересных заданий мы выполнили со скороговорками. Но, думаю, наши гости не подозревают, что скороговорку можно ещё и спеть. Поэтому предлагаю исполнить такую песню-скороговорку “Летели две птички”...
Оценка жюри, вручение грамот! (Слайд№21)