Конспект по окружающему миру Тела, вещества, частицы (3 класс)
МКОУ Горско-Урюпинская ОШ
Конспект урока по окружающему миру
«Тела, вещества, частицы»
Выполнил: учитель начальных классов
МКОУ Горско-Урюпинской ООШ
Урюпинского района
Ахметова Ирина Николаевна
х. Горский, 2016г.
Конспект урока
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема урока
«Тела, вещества, частицы»
Цель урока
Познакомить с понятиями «тело», «вещество», а также с тремя состояниями вещества; совершенствовать умение классифицировать предметы по существенным признакам; воспитывать интерес к теоретическим знаниям и исследовательской работе.
Задачи
Сформировать у обучающихся начальные представления о телах и веществах, частицах и их свойствах.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
раскрывать понятия «тела», «вещества», «частицы»;
приводить примеры естественных и искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;
моделировать процесс растворения, а также расположение частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществах.
понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить;
классифицировать тела и вещества;
выдвигать предположения (гипотезы) и доказывать их;
использовать знаково-символические средства (условные знаки, схемы, модели) для отображения представлений о телах, веществах, частицах;
взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебных заданий;
формулировать выводы из изученного материала;
осуществлять самопроверку и оценивать достижения на уроке.
- проявлять интерес к познанию природы.
Решаемые учебные проблемы
Определить с помощью наблюдений значение и свойства разных веществ.
Основные понятия, изучаемые на уроке
Познакомиться с новыми понятиями «тело», «вещество», «частицы», «молекулы», а также с тремя состояниями вещества
Вид используемых на уроке средств ИКТ
Интерактивная доска, презентация «Свойства веществ и их значение в жизни человека», таблички со словами «Тела», «Вещества», «Частицы»; оборудование для проведения опыта с растворением сахара; пластилин для моделирования.
Образовательные интернет-ресурсы
Презентация Microsoft Office Power Point 2007 «Твёрдые вещества, жидкости и газы»
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний
Основные задачи учителя. Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы;
развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся;
формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
-Здравствуйте ребята! Я очень рада всех вас видеть. С каким настроением вы сегодня пришли на урок?
-Улыбнитесь друг другу, подарите свое солнечное настроение соседу по парте. И оно поможет нам сегодня поработать с пользой и удовольствием.
- А как вы думаете, что еще нам может понадобится на уроке?
-Ребята, скажите, пожалуйста, о чем мы говорили на прошлом уроке?
-Давайте поиграем. Игра «Четвертый лишний».
- Посмотрите на экран, прочтите слова и найдите среди них лишнее.
Айсберг, сосулька, вода, снежинка.
Камень, ель, песчинка, льдинка.
Лошадь, собака, кошка, щетка.
Ежевика, корзина, забор, дом.
Солнце, растение, гриб, животное.
Железо, трактор, алюминий, медь.
Фарфор, стекло, вода, пластмасса.
Луна, облако, Солнце, Марс.
Показывают на маячках – светофорах, с каким настроением они пришли на урок.
Улыбаются друг другу.
Проверяют свою готовность к уроку.
Вспоминают тему прошлого урока.
Выбирают лишнее слово и объясняют почему.
Вода – это вещество, остальное - тела.
Ель – это тело живой природы, остальное - тела неживой природы.
Щетка – это искусственное тело, остальное - природные тела.
Ежевика – природное тело, остальное - искусственные тела.
Солнце – тело неживой природы, остальное – тела живой природы.
Трактор – это тело, остальное – вещества.
Вода – это природное вещество, остальное – искусственные вещества.
Облако – земное тело неживое природы, остальное – космические (небесные) тела.
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
На сегодняшнем уроке мы начнем более глубоко и подробно изучать природу, прочитайте название нового раздела.
- «Как вы думаете, почему природа названа удивительной? Вы уже немало знаете о природе. Что кажется вам самым удивительным?»
– На какие большие 3 группы можно разделить предметы окружающего нас мира?– Все эти предметы очень разнообразны. Что значит разнообразны?Давайте поиграем. Я называю предметы окружающего нас мира, а вы скажите, что вы представляете.Вода Капля воды
Глина
Глиняный кувшин
Стекло Стеклянный стакан – Когда вы представляли предмет точно, а когда вам приходилось фантазировать?Такие предметы, которые можно представить, потому что они имеют фору, очертание ученые назвали научным словом. Найдите его название в учебнике С. 60
Ответы детей.
ТЕ Л А
Разные свойства, признаки.
Река, озеро, море.
Вывешивается рисунок с изображением капли воды.
Кирпич, морской откос.Вывешивается рисунок глиняного кувшина.
Оконная рама, стеклодув
Вывешивается рисунок стеклянного стакана.
"Предметы, что нас окружают, ученые назвали телами”.
3. ЭТАП целеполагания - постановка практической частной познавательной задачи или определение учебной задачи обобщенного типа.
Основные задачи учителя. Формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием;
овладение обобщенными способами приобретения новых знаний: приемами постановки и определения проблемы, формулировки частной познавательной задачи, выделения в задаче известных и новых компонентов;
формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умения;
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
- Скажите, чему мы уже учились в 1 и 2 классах, а какие задачи будут для нас новыми?
- Прочитайте слово, которое получилось из первых букв из игры «Четвертый лишний». Правильно «вещество». И это значит, что мы сегодня продолжим знакомство с веществами.
- Сегодня на уроке мы приступаем к изучению нового раздела. Тема нашего урока: «Тела и вещества. Три состояния веществ». Что же конкретно мы будем изучать? Я хочу услышать ваши мысли.
Вещество.
- Узнаем новые понятия и посмотрим презентацию по закреплению темы.
4. ЭТАП планирования.
Основные задачи учителя.
Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал;
определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников;
формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах;
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
В названии темы урока заключён план работы. «Сначала мы узнаем, что такое тела, затем ознакомимся с веществами, потом с частицами».
Посмотрите на доску (соответствующие таблички).
Первая табличка, как вы понимаете значение слова «тело».
Прочитаем определение и примеры тел в учебнике.
Следующее понятие «вещество». Что вы считаете веществами?
Закрепим умение различать тела и вещества. Рассмотрим иллюстрации в учебнике с. 49 изучении твёрдых, жидких и газообразных веществ.
Запомните, что твёрдые тела сохраняют свою форму, жидкие вещества текучи, а газы стараются заполнить весь возможный объём.
Работа с презентацией « Тела и вещества. Три состояния веществ».
- Посмотрите внимательно на экран и объясните, что показано на этих динамических моделях?
-А теперь поработаем с хрестоматией. Прочитаем рассказ «Из чего состоят вещества?».
Далее по схеме в учебнике (с. 48) дети учатся классифицировать тела, приводят примеры тел каждой группы.
Работа в рабочей тетради с. 22 № 1.
Работа в рабочей тетради с. 22 № 2.
На слайдах показаны модели твердых тел, жидкостей и газов, расположение в них молекул и их движения.
Объясняю, что на первом слайде модель твердого тела, так как между частицами практически нет промежутков, и их «колебания» не разрушают форму.
- На втором слайде изображена модель жидкого тела. Расстояния между частицами больше и они могут перемещаться относительно друг друга. Поэтому жидкости меняют свою форму.
- На третьем слайде модель газа, между частицами большие расстояния и они беспорядочно движутся, стараясь занять весь объем.
Читаю по цепочке рассказ из хрестоматии и отвечает на вопросы, напечатанные после рассказа.
5 ЭТАП "Открытие" нового знании.
Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи;
формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи;
формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом;
овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов:
формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах:
воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь;
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
- У мудрой совы опять для вас задание. Что вы запомнили из параграфа? Что нового узнали? Вставьте нужные слова в предложения.
Задания на экране:
Каждое вещество ____ из своих особых____.
Частицы всех веществ имеют общие признаки: все они очень-очень _____ и находятся в постоянном ______.
Между частицами всех веществ есть _____.
В твердых телах эти промежутки очень _____, поэтому их движение не разрушает _____.
В жидких телах промежутки между частицами ____, чем в твердых. Частицы свободно перемещаются и жидкости могут менять свою ____.
Расстояние между частицами газа намного _____ размеров самих частиц. Они движутся непрерывно и беспорядочно, стараясь занять весь доступный объем, поэтому газы не имеют постоянной_____.
-Докажем это свойство с помощью опыта.
Проведем опыт с духами. Педагог распыляет духи с помощью пульверизатора. Через некоторое время запах духов расходится по всему помещению. Крохотные капли духов испарились и превратились в газ. Частицы газа разлетелись по всему классу и заняли весь его объем. Мы его обнаружили с помощью обоняния.
Ответы детей.
Выполняют задания. Вставляют пропущенные слова: -состоит, частиц;
- малы, движении;
- промежутки;
- маленькие, форму;
- больше, форму;
- больше, формы.
Дети встают в разных местах класса.
Совместно с учителем проводят опыт с духами и доказывают, что частицы газа занимаю весь предлагаемый объем.
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
– Проведем исследование в группах. Для этого отправимся на различные объекты «Магазин игрушек» Тела ВеществаГрузовик Дом для Барби Кубики Воздушный шарик ОфисТела ВеществаСтол Блокнот Ручка ножницы СтройкаТела ВеществаГвозди Кирпичи Оконная рама молоток КухняТела ВеществаКусочек сахара Пакет молока Стакан чайник - Посмотрите на экран. Мудрая сова приготовила вам задания.
Объединить по группам следующие вещества: стекло, камень, воздух, молоко, дым, сок.
- Ребята приведите примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ. Затрудняетесь? Почему?
- Помогите себе, откройте учебники и прочитайте первый абзац из сегодняшней нашей темы.
-Сейчас поработаем с учебником. Прочитайте параграф (страницы 48-51).
Дети заполняют карточки.
При проверке группы с одинаковыми заданиями дополняют друг друга и приходят к выводу, что некоторые тела, сделаны из нескольких веществ.
В результате обсуждения их общих признаков дети делают вывод, что вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными.
Отвечают на вопросы. При возникновении затруднений, объясняют их причину (Недостаточно знаний), и принимают решение о необходимости в получение новых знаний (из учебника).
Работа с учебником.
Самостоятельно работают в тетрадях. (Читают названия веществ, выписывают их по группам: твердые вещества, жидкости и газы. Дополняют каждую группу своими примерами.) Взаимопроверка.
Взаимное выполняют вторую часть. (Крупинка питьевой соды, кристаллик сахара. Капля воды, шарик ртути. Пузырек углекислого газа в стакане газированной воды.)
Самостоятельное чтение параграфа, выделение главного, нового.
Принципиально важно при этом :
1) Чередовать формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой;
2) Предлагать ученикам рассказывать о результатах выполнения задания, чтобы развивалась и монологическая речь.
Алгоритм подготовки учеником ответа на продуктивный вопрос:
1. Осмыслить задание. 2. Добыть информацию (из текста, схемы и т.д.). 3. Преобразовать информацию в соответствии с заданием (найти закономерность, вывести правило, понятие). 4. Мысленно сформулировать ответ. 5. Дать развернутый устный ответ: «Я считаю, что , потому что во-первых, во вторых».
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока).
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
– Ребята, вы хотите проверить свои знания?Согласны ли вы с моим утверждением? (Прием верных и неверных утверждений.)1. Предметы, которые можно представить точно называются телами.2. Все тела состоят только из одного вещества.3. Вещества бывают жидкими, твердыми и газообразными.4. Все вещества созданы природой.5. Вещества состоят из более мелких частиц, молекул и атомов.- Обратите внимание на экран. Ответьте на вопросы.
- Что нового узнали?
- Что запомнили?
- Достигли желаемого результата?
- С каким настроением закончите урок?
Если ребенок согласился с неверным утверждением, то он еще раз обращается к материалу учебника и зачитывает информацию.
Отвечают на вопросы.
8 ЭТАП Домашнее задание. Зависит от предметной специфики. Главное, не переносить на дом то, что «не успели» на уроке. Минимум нужно успевать всегда, а максимум, если не успели, спокойно можно пропускать.
- А теперь запишите домашнее задание. Дома еще раз прочитаете параграф и ответьте на вопросы после параграфа. (48 - 53) Домашнее задание всем понятно?
- Большое спасибо за урок!
Записываю домашнее задание
15