Открытый урок по окружающему миру на тему Тела, вещества, частицы. (3 класс)


Предмет: Окружающий мир, автор О.Н. Федотова.
Возраст: 3 класс.
Тема: Тела, вещества, частицы.
Тип урока: открытие новых знаний.
Продолжительность урока: 45 минут.
Цель: сформировать понятие о том, что все тела состоят из веществ, а все вещества из мельчайших частиц, невидимых глазом.
Личностные УУД:
-Формировать самоанализ и самоконтроль результата;
-Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные :Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
Умение планировать свою деятельность.
Познавательные:
Ориентироваться в своей системе знаний.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные:
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать текст.
Вступать в диалог на уроке и в жизни.
Учиться выполнять различные роли в группе.
Обучающиеся получат возможность научиться:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
Предметные результаты:
различать тела, вещества, частицы.
Оборудование:
1. Мультимедийная презентация.
2. Для эксперимента: стаканы, одноразовые ложки, кусочек сахара, соль, питьевая вода , картофель, тёрка, настойка йода, тарелочки.
3. Для работы в группах: предметы домашнего обихода ( например: стакан, ваза, турка, открывашка, ножницы, линейки из пластмассы, металла, дерева..)Ход урока
№ п/пЭтап урока Содержание этапа
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Постановка проблемы темы урока.
Открытие новых знаний.
Практическая работа в группах.
Работа с учебником
Закрепление.
Первичный контроль
Итог урока
Домашнее задание.
Рефлексия
В классе много гостей, поприветствуйте их, пожалуйста.
Посмотрите на своего соседа, улыбкой пожелайте успеха на уроке, присаживайтесь.
-Перед вами лежит лист самооценки. В течении всего урока вы будете самостоятельно оценивать свою работу, а в конце урока подведём итоги.
Оцените свою готовность к уроку.
- Кто мне скажет, что такое тело? ( Любой предмет, который нас окружает)
-На какие группы разделены все тела?
(На природные и искусственные)
- Расскажите о природных телах.
-Расскажите об искусственных телах.
Давайте проведём игру. Я показываю тело, а вы его описываете. ( слайд 2)
( Пускаю мыльный пузырь)
-Ребята, что это? (тело)
- А из чего состоит это тело?
( Это тело состоит из веществ).
-А из чего состоят вещества?
( Из частиц)
- А как это доказать?
Об этом будем говорить на уроке.
Кто может сформулировать тему урока?
-(Тела, вещества, частицы.)
(Вывешиваю тему на доску)
Вспомним мыльный пузырь. Из каких веществ он состоит. ( Из мыла, воды, воздуха.)
Вещества мыльного пузыря состоят из мельчайших частиц, невидимых глазом. Эти частицы называют молекулами, а ещё более мелкие частицы – атомами.
В старших классах вы будете изучать химию и физику. Эти науки изучают вещества, их строение.
Первым русским ученым, который занимался изучением частиц, был Михаил Ломоносов. Он доказал, что все вещества состоят из молекул и атомов. Некоторые молекулы мы не можем увидеть даже с помощью микроскопа. Этим он объяснял разнообразие веществ в природе.
Мы тоже сегодня побудем учёными и попробуем доказать, что вещества состоят из мельчайших частиц-молекул. Для этого разделимся на 3 группы. У каждого на парте лежит карточка «тело», «вещество», «частица» займите места над лабораторными столами, согласно карточек.
Каждая группа выберет ответственного.
Ответственный назначит лаборанта, который будет проводить опыт, секретаря – который будет вносить результаты опыта в таблицу. Остальные должны внимательно наблюдать и делать выводы.
( практическая работа. Приложение 1.)( можно пользоваться учебником)
Вывод: каждое тело состоит из одного или нескольких веществ.
Оцените свою работу в группе.
Прочитаем об этом в учебнике, на стр.46
У вас на партах лежат тела.
Поработайте в парах. Опишите эти тела.
Встаньте те ребята, у которых тела состоят из стекла. Назовите свои тела.
Сделайте вывод:
Одно вещество может входить в состав нескольких тел.
Встаньте, у кого линейки. Назовите вещество, из которого сделаны линейки.
Сделайте вывод:
одинаковые тела могут быть сделаны из разных веществ.
Встаньте, у кого тело состоит из нескольких веществ. Назовите тело и вещества.
Сделайте вывод:
Тело может состоять из одного или нескольких веществ.
Оцените свою работу в паре.
Работа по карточкам ( Приложение2)
( Соедини линиями тела с веществами, из которых они сделаны)
Самопроверка. ( слайд 10)
Оцените свою работу
-Из чего состоят тела?
-Из чего состоят вещества?
-Для чего нам знать из чего состоят тела?
Домашнее задание. Учебник стр.46-47
Оцени свою работу на уроке.
Подсчитайте итоговый балл в листе самооценки.
У кого 24-25 баллов, встаньте.
Вы отлично потрудились на уроке, очень старались и у вас все получалось.
За урок вы получаете отметку 5.
У кого 22-23 баллов, встаньте.
Вы хорошо потрудились, но где-то вам не хватило внимания, поэтому за урок отметка 4.
У кого меньше 22 баллов, не расстраивайтесь, будьте внимательнее, и у вас обязательно всё получится.
Мне было приятно с вами познакомиться!
Спасибо за работу!
Что понравилось на уроке?
Что вызвало затруднение?