Формирование ценностных ориентаций младших школьников
Формирование ценностных ориентаций младших школьников
на уроках чтения
Современное российское общество претерпевает серьезные изменения, касающиеся социальной, экономической, культурной жизни. Коренная ломка общества, которая произошла в России в последние годы, особенно переход к рыночным экономическим отношениям, с неизбежностью затрагивают каждого конкретного члена общества. Чтобы адаптироваться к новым условиям, огромному числу людей пришлось пересмотреть свои прежние системы ценностей, заново осмыслить, ради чего жить и на какие идеалы опираться.
В связи с этим особое значение приобретает проблема формирования ценностных ориентаций в современных условиях развития общества.
Будучи важнейшей характеристикой личности и показателем её сформированности, степень развитости ценностных ориентаций, особенности их становления позволяют судить об уровне развития личности.
Формирование ценностных ориентаций осуществляется в течение всей жизни человека. Но их основы закладываются в детские годы, когда личность ребенка особенно восприимчива к воспитательным воздействиям. Особое место в этом отношении занимает младший школьный возраст – период наиболее интенсивного социального развития ребенка, ведущее место в котором занимает присвоение общечеловеческих нравственных ценностей.
Формирование ценностных ориентаций младших школьников осуществляется в процессе обучения. Существуют различные пути формирования ценностей учащихся через учебные занятия.
Само содержание учебных предметов (чтения, русского языка, истории, естествознания) помогает учащимся осознать, что окружающий мир существует по своим объективным законам, ориентирует на усвоение нравственных норм, культурных ценностей, без которых невозможна жизнь в обществе, самореализация личности.
Особая роль в данном процессе принадлежит урокам чтения. Произведения «Косточка», «Орел», «Филиппок», «Пожар» Л.Н. Толстого, «Спор деревьев», «Лес и ручей», «Пчелки на разведках» К.Д. Ушинского, «Кот-ворюга» К. Паустовского, предусмотренные учебными программами по чтению, способствуют освоению учащимися нравственных ценностей. Через переживания, соучастие, часто не прямо, а косвенно они подводят младших школьников к осознанию высших общечеловеческих ценностей: добро, милосердие, любовь к ближнему, забота о слабом.
В произведениях русского народного творчества открывается сокровищница богатейшего русского языка. Пословицы, загадки, поговорки, сказки играют важнейшую роль в формировании представлений детей о добре и зле, которые впоследствии служат ориентирами при моральной оценке собственного поведения. Для русских народных сказок характерен наглядный и убедительный показ хорошего и плохого, доброго и злого на основе контрастных противопоставлений: резко выраженные добро, красота, справедливость, честность показаны рядом с безобразием, злом, несправедливостью. Сказка открывает детям мир, полный разнообразных и доступных для них переживаний,