Эссе на тему Оценочная деятельность учителя истории и обществознания

Нигматуллин Хамис Саубанович
Учитель истории МБОУ «Кадыровская СОШ»
Заинского муниципального района РТ

Эссе
«Оценочная деятельность учителя:
можно ли управлять ею, если да, то как?»

Оценочная деятельность – это форма активного взаимодействия педагога с воспитанником, изначально рассматривающая оценку стимулом. Я считаю, что любое оценивание должно осознаваться ребёнком как положительный и значимый для него результат.
В российских школах используется пятибалльная система оценивания. В оценке ученика заложена только половина его труда, другая половина в субъективной позиции учителя. Главное – осторожно пользоваться этим «тонким инструментарием. Как не хотелось бы приводить в пример западные страны, но их система оценивания заслуживает внимания. Существуют десяти - и стобальные системы оценивания. Это имеет большое значение в психологическом плане для учащегося.
Время идёт, на смену знаниевому подходу в образовании пришел компетентностный подход. Для формирования ключевых и предметных компетентностей учащихся необходимо обучать и соответственно оценивать на основе компетентностно-ориентированных заданий. Новый образовательный стандарт должен стать настольной книгой для каждого педагога, руководством для правильного и качественного обучения и оценивания учащихся. Наверно для объективного оценивания было бы рационально применять и мнения самих учащихся. Среди многочисленных способов оценки работ учащихся считаю эффективным стимулом оценивания - электронное портфолио. Использование электронного портфолио дает возможность применять более гибкий контакт учащегося и учителя в обучении, оценку учитель выставляет не за изученное учащимся (или вызубренное) правило, а за тот объём знаний, который в какой-то мере обеспечил развитие его личности. Наверно, было бы правильно, если бы в каждые школы в начальном звене ввели безотметочную систему, ведь на этом этапе образования происходит становление личности младшего школьника, выявление и развитие его способностей, формирование умения и желания учиться. В среднем звене постепенно помимо четвертных и итоговых контрольных работ вводить обязательную систему зачётов по предметам, которые ребёнок выбирает сам.
Роль педагога помочь ученику найти свои наклонности, интересы, помогать развивать их, и положительная оценка не заставит себя долго ждать. Можно также постепенно вводить рейтинговую систему оценки. Но это было бы рационально только в профильных классах и по тем предметам, которые для учащихся являются основными, в старшем звене плавно перейти на систему оценивания, по модели ЕГЭ.
Оценка является одним из структурных компонентов педагогической деятельности и необходимым действием педагога в работе с детьми. Учитель и ребёнок связаны единой системой оценочных отношений в повседневной жизни. Основной парадигмой в моей работе считается: «Научить основательно каждого ребёнка практически невозможно. Но показать его важность для дальнейшей жизни ребёнка, научить пользоваться его возможностями – это моя основная задача». Конечно при оценивании детей, имеющих повышенную мотивацию к предмету, будут одни критерии, при оценивании детей, имеющих пониженную мотивацию к предмету – другие. И для каждой такой группы детей должно быть своё оценивание, которое не испугает их, не заставит ненавидеть изучаемый предмет. При этом необходимо продумать методические приёмы, обеспечивающие:
снятие тревожности;
высокую мотивацию;
принятие достоинств ребёнка;
поддержку исключительных (персональных) достоинств ребёнка;
объективность и доброжелательность педагогического внушения;
высокую оценку успешно выполненной деятельности ребёнка.
Оценивание во многом зависит от качества обучения, которое в своё время пропорционально его эффективности. Да и если оценка окажется не такой, какую бы хотелось ученику, он всё равно будет благодарен педагогу за его участие и помощь в выборе его образовательной траектории.
Страшно подумать, какую роль может сыграть неправильно выставленная отметка! Оценка – это наше незыблемое право карать и миловать каждого в классе. Оценивание будет эффективным при условии хорошего знания своего предмета и требований к оценке знаний по данному предмету, эмоциональной уравновешенности педагога, понимании душевного состояния ребёнка. Оценкой нужно не наказывать, а побуждать к действию. Как бы хотелось верить, что об этом помнят все педагоги.
Мне нравится характеристика эффективного обучения, которой я придерживаюсь в своей работе учителя истории и обществознания:
Обучение ведётся по заранее составленному плану и программе.
В процессе обучения всегда предусматривается ожидаемый результат.
Учащиеся тщательно сориентированы на процесс обучения.
Инструкции учителя ясны и понятны.
Процесс обучения тщательно контролируется и измеряется.
Учебное время на уроке используется рационально.
Между учителем и учащимися осуществляется положительное взаимодействие.
При учёте этих принципов, обучение имеет только положительное воздействие и даёт результат.
Ключевые профессиональные умения необходимы в создании учителем собственной оценочной системы. Оценка должна восприниматься ребёнком как ценность, а при наличии отрицательных результатов - находить успехи в чём-то другом и обязательно показывать это ученику и всему классу.
Обязательными критериями при оценивании учащегося должны быть такие, как:
учёт картины значимых образовательных результатов учащегося в целом, предусматривающий готовность применять их в сходных и вариативных ситуациях;
включённость ученика в добывание знаний, принятие важности и значимости получения знаний, поддержание высокой учебной мотивации школьников и учёт уровня развития их познавательных способностей;
личностно-значимые мотивы приобретения знаний, ориентированные на способность практически применять их для решения проблем, дальнейшего профессионального выбора;
учёт особенностей здоровья ребёнка под девизом «Не навреди!»;
совместная заинтересованность ученика и педагога в получении знаний «К знаниям вместе с детьми!».

Считаю, что учёт этих условий позволит педагогу рационально проектировать работу на достижения учеников и правильное их оценивание.
Учитель – профессионал подобен садовнику, который озабочен, чтобы плодовые деревья в его саду как можно лучше зеленели, с них прежде времени не осыпалась листва, а плоды радовали окружающих. Такие педагоги и вносят своё, «нравственное наполнение» не только в обучение, но и в развитие учащихся. Учащиеся таких педагогов имеют высокую самооценку и считают себя прилежными по сравнению с теми учащимися, которые учились у педагогов, ориентированных только на результат.