Литературно — музыкальная композиция Давайте, люди, никогда об этом не забудем!
МОУ Школа – сад с.Катравож
Литературно-музыкальная композиция
«Давайте, люди, никогда
об этом не забудем!»
Подготовила воспитатель Сязи О.Н.
Катравож 2017год
Цель:
Расширять знания детей о Великой Отечественной войне, о блокаде Ленинграда: знакомить с жизнью жителей в блокадные дни.
Оборудование: компьютер, проектор, дети заранее учат стихи о войне, блокаде. Оформлен стенд «Давайте люди, никогда об этом не забудем!»
Ход мероприятия
Ведущий: (Звучит запись голос Левитана о начале войны)
Слайд 1-3. Война… Она ворвалась в мирную жизнь нашей страны 22 июня 1941 года.
По всей стране кровавыми шагами шла война, оставляя после себя разрушенные города, сожженные села и деревни, убитых и раненых
людей. Все, кто мог держать оружие ушел на фронт защищать своих детей, свою семью, свой дом, Родину.
8 сентября 1941 года немецко-фашистские дивизии, преодолев, героическое сопротивление наших солдат и мирных жителей, вышли к окраинам города Ленинграда.
Город и его жителей взяли в кольцо, началась блокада, которая продолжалась 900 дней и ночей.
Слайд 4, 5. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.
«Фюрер решил стереть с лица земли город Ленинград… После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта.
Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы - более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолетов.
Ведущий: 8 сентября 1941 года началась блокада Ленинграда
Стих рассказывает Паша Х.
Блокада! Блокада! Блокада!
Погасли огни Ленинграда.
В снегу от разрывов воронки
Чернеют, как стаи вороньи.
Блокада. Блокада. Блокада.
У Нарвских ворот баррикада.
На фронт уходящие танки.
И с гробиком детские санки.
Блокада. Блокада. Блокада.
И голод, и ноги, как вата.
И смерть каждый день на пороге.
А в школе сегодня уроки.
Уроки с тетрадкой и мелом,
Уроки под страшным обстрелом.
Уроки, как вызов блокаде.
И выстрел… и кровь на тетради.
==================================================================
В метельной ночи ЛенинградаПомерк Петропавловский шпиль.С твоими ветрами, блокада,Клубится морозная пыль.Склонившись под мглой снеговою,Девчонка с ведерком пустымЧуть движется, а за НевоюКлубится пожарища дым.А там, меж сугробов горбатых,Где трудно и взрослым шагать,На саночках узких ребятаВезут свою мертвую мать.Везут — и за вымершим садомИх след исчезает в Снегу,А небо трясёт канонада—На месть и на гибель врагу.Сметая фашистские доты,Не молкнут Кронштадта форты!Отважная наша пехотаСтоит у бессмертной черты.Ни звездочки, ветер и темень.Лишь в сердце: ни шагу назад!Ты в сердце навек, как поэма,Мой город родной — Ленинград!
6 - 10 слайд (Включить запись «Звук метронома»)
Его слышали все ленинградцы, они знали, если работает радио и слышен звук метронома, - значит - город жив, метроном стучит, как сердца ленинградцев. Этот звук слышали все.
Быстрый темп означал начало воздушной тревоги, медленный – отбой тревоги.
Стих читает Егор Р.
Стучит метроном, как сердца ленинградцев,
Всех тех, кто в блокадном аду выживал.
Бороться, дышать, судьбе не сдаваться,
Час испытаний суровый настал.
Хотели враги Ленинград уничтожить,
Стереть этот город с земли.
Сломить этот город, прорвать оборону
Фашисты никак не смогли.
Враги окружили наш город,
В блокадном кольце Ленинград.
Над Лиговским, Невским проспектом
Снаряды и пули летят.
Рано зима в этот год наступила.
Морозы пришли, холода.
И в мирную жизнь ленинградцев
Ворвалась нежданно война.
«Война, блокада Ленинграда»
Стих читает ведущий.
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина...
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках г узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных...
Так с декабря кочуют горожане
За много верст, в густой туманной мгле,
В глуши слепых, обледеневших зданий
Отыскивая угол потеплей.
Вот женщина ведет куда-то мужа.
Седая полумаска на лице,
В руках бидончик-это суп на ужин.
Свистят снаряды, свирепеет стужа...
Товарищи, мы в огненном кольце...
А девушка с лицом заиндевелым,
Упрямо стиснув почерневший рот
Завернутое в одеяло тело
На Охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь,-к вечеру добраться б...
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят ленинградца,
Погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят...
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем : правду говорят,
Что слезы вымерзли у ленинградцев.
11 слайд «Дорога жизни»
Стих читает Андрей С.
Чтобы спасти ленинградцев,
Зимой в сорок первом году.
С хлебом шли в город машины,
По Ладоге, прямо по льду.
Бомбежки, метели, заносы…
Уходят машины под лед,
Но каждый шофер твердо верил,
Что город любимый спасет.
==================================================================
…на Ленинград машины шли:
он жив еще. Он рядом где-то.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят,
И дрогнут, и молчат, и ждут,
Прислушиваются тревожно:
К заре, сказали, привезут…
Гражданочки, держаться можно…
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот – в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре –
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
12 слайд Дети в блокадном Ленинграде
Ведущий: Дети в осажденном городе… Смотреть на голодающих детей (а их в городе оказалось немало – около 400 тысяч) и чувствовать свою полную беспомощность перед тем, что ничем помочь им не можешь, - нет ничего ужаснее для матерей.
Дети ждали хлеба.
13 слайд (Зачитать на слайде записи блокадных дневников детей)
14 слайд (Показать фото Тани Савичевой и страницы из ее дневника.)
- На Васильевском острове жила ленинградская семья Савичевых. Они жили дружно, заботились друг о друге, вместе проводили выходные дни, вечерами читали книги, играли с детьми, гуляли по городу. Их семья была большая и дружная.
Но война ворвалась в мирную жизнь всех ленинградских людей…
Папа Тани, как и все, другие мужчины ушел на фронт - бороться с фашистами. Остались дома одни женщины и дядя Лека…
Вот такая беда пришла в их семью…
Школьница Таня Савичева вела дневник в страшные дни блокады.
-Когда умерли все родные, чудом выжившая Таня попала в детский дом. Оттуда ее вывезли на Большую землю. Два года врачи боролись за жизнь девочки, но спасти Таню так и не смогли. Таня умерла…
Стих читает Алеша Х.
Сегодня опять окружен Ленинград,
Кольцом, но уже не блокады.
Прошел Пояс Славы во славу солдат,
Защитников Ленинграда.
15 слайд «Зеленый пояс Славы»
Ведущий:
Это уникальный памятник, находящийся, там, где проходила оборона города, где защитники Ленинграда остановили фашистские дивизии, где проходил рубеж героической обороны Ленинграда, называется он Зеленый Пояс Славы. Посвящен он мужеству и героизму, проявленными защитниками Невской Твердыни.
Там много памятных каменных сооружений, зеленых насаждений, памятников, захоронений защитников Ленинграда в годы войны и блокады. Это символ бессмертного подвига защитников и жителей Ленинграда, на берегах Невы, на полях сражений.
(Включить запись песни «День Победы»)
Рефлексия:
- Какие чувства вы испытывали при просмотре презентации?
- Что нового узнали сегодня?