Открытое коррекционно-развивающее занятие на тему: Русский язык и культура речи.


государственное казённое учреждение Самарской области «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Единство» городского округа Тольятти (коррекционный)»
Методическая разработка
Тема: «Русский язык и культура речи»Форма проведения: Открытое занятие
Место проведения: Центр помощи детям, оставшимся без
попечения родителей «Единство»
Участники мероприятия: Воспитанники ЦП ДОПР «Единство»
Составитель:
Воспитатель: Цыбаев Анатолий Алексеевич

г. о. Тольятти 2017год
Оглавление:
Пояснительная записка………………………………………….2
Цели и задачи …………………………………………………….3
Содержание………………………………………………………..4
Заключение………………………………………………………...8
Список используемой литературы……………………………...9
Пояснительная записка
  Русский язык! Я  раньше не задумывалась,  какой это уникальный и могучий язык. Язык миллионов людей, живших раньше и живущих сейчас. Язык моих предков. Язык, который я услышала при рождении.
 Именно поэтому я выбрала тему, связанную с современными проблемами общения, с культурой речи в современном обществе. Эта тема затрагивает очень много аспектов: традиции, культура, фольклор, духовность русского народа.
        Моя тема: «Мат не наш формат».
       В современном языке очень мало осталось от старорусского языка. В нем с течением жизни появилось очень много слов иностранного происхождения (тюркских, иранских, норвежских, английских, французских), но неизменным остался русский мат! Добрые и хорошие слова из языка выхолащиваются, а плохие и  злые остаются. Русский язык беднеет, слова ненормативной лексики еще больше уродуют его.  
Я занялась исследованием этой темы, для того чтобы разобраться, как ненормативная лексика влияет на развитие и состояние человека.
      Я провела соцопрос, нашла много исследовательских работ современных ученых  разных стран. И как оказалось, исследования в этой области ведутся давно. Они наглядно показывают, что мат ухудшает состояние организма, провоцирует психические и физические расстройства организма, влияет на мировосприятие. Остается задуматься, почему так происходит? Почему вместо красивых, певучих слов, мы все чаще употребляем уродливые, похабные выражения? Как оказалось, об этом почти никто не задумывается, а принимает эти выражения как норму общения.
Сегодня сквернословие глубоко вросло в нашу повседневность. Наше поколение растет в среде, в которой мат - привычная и обыденная вещь.
Ненормативную лексику сейчас можно услышать везде: в семье, на улице, в транспорте, и даже от людей имеющих определенную власть.
Сквернословие с заборов взошло на депутатские трибуны, засевает романы писателей и стихи поэтов. С неприкрытым сквернословием певцы исполняют песни.
Но самым страшным является то, что причиной сквернословия уже не является раздражение или гнев - гнилые слова стали обыденной речью, и их употребляют для связки слов, вставляя через каждое слово.
Цели и задачи мероприятия
- профилактика проблемы в речи слов – паразитов, бранных слов, мата;
- информирование о влиянии таких слов на здоровье человека, животных , растения, а так же об истоках сквернословия;
- формирование правильной речи у воспитанников;
- воспитание культуры речи.
-Провести социологическое исследование (анкетирование) среди воспитанников 10-17 лет с целью определения:
периодичности  употребления нецензурных слов;
в каких случаях используется
где впервые была услышана нецензурная лексика3.Содержание мероприятия
Открытое занятие по русскому языку : «Мат- не наш формат»
Много слов на земле. Есть дневные слова-
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд –
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить.
Слово можно в разящий свинец перелить.
Ход проведения:
Ведущий -1: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками» - И.С.Тургенев.
 - Что значит «беречь язык»?
- От кого его беречь?
- Разве у языка есть враги?
Оказывается, есть. И враги эти – слова-паразиты, бранные слова, матерная брань.
И речь у нас сегодня пойдет о сквернословии.
- Что такое сквернословие? (ответы детей)
 Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У детей  проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подрастающего поколения  сквернословие — это проявление независимости, способности не подчиниться запретам, то есть символ взрослости. Кроме того, оно является знаком языковой принадлежности к группе сверстников, отдающих дань  речевой моде. Иногда это подражание молодежным кумирам, например популярным телеведущим, актерам, певцам.
Но мало кто из ребят догадывается, что сквернословие, как и хамство,  - оружие неуверенных в себе людей. Матерная брань - это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека.  Слово - не просто набор звуков выражающих мысль. Оно способно очень много рассказать о нашем духовном состоянии. Сократ говорил: «Каков человек, такова его и речь».
     Значимость слова - это традиция русской поэзии. Она вытекает из православной традиции, из Библии. Вы знаете, что рассказ о сотворении мира в Евангелии от Иоанна начинается с этой загадочной фразы: «Вначале было слово. И слово было у бога. И слово было бог». О том, как понимать эту фразу, написаны десятки тысяч исследований.
Молитвой, словом исцеляли многие болезни. И в наше время к людям, пережившим трагедию, обращаются словом.  Добрые, спокойные, утешительные слова могут поднять настроение, вернуть человеку уверенность в себе, укрепить его дух. Какие это слова? Психологи утверждают, что самой большой целебной силой обладают слова: добро, надежда, вера, любовь, счастье, красота. Давайте проверим это утверждение.
1 КОНКУРС «Составь словарь добрых слов для различных ситуаций»
1 команда- составление “Словаря добрых слов” для различных ситуаций: общение в транспорте, в театре, разговор по телефону, приглашение, благодарение, прощание и т.д2 команда- разговор по телефону
- Мне кажется, у нас в классе стало как будто немного теплее. А если бы такие слова звучали каждый день!
2 КОНКУРС    Конкурс «Переводчиков»
— Каждая команда должна сделать литературный перевод следующих слов, диалогов  «монологов» своих сверстников.
Надеемся, что подобный «словесный мусор» не слишком засоряет вашу речь. Болезнь сленга – это всё-таки болезнь детская, а значит должна проходить быстро, если, конечно, человек стремится стать не только взрослым, но и культурным.
3 конкурс «Правила речевого этикета» (за каждый правильный ответ 1 балл)
Русский народ давно создал правила речевого этикета и выразил их в пословицах и поговорках. Прочитайте каждую пословицу и объясните, какое правило речевого поведения оно выражает.
команда
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. (подумать до того, как сказать)
Меньше говори, да больше делай.
Сердечное слово до сердца доходит.(больше говорить комплиментов, приятных слов д-д)
команда
Малое слово большую обиду творит.
Красно поле пшеном, а речь – слушаньем. (уметь слушать собеседника)
Речь хороша, когда коротка. (говорить по существу, не лить воду)
А знаете ли вы, какова история происхождения матерных слов? К сожалению, они имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся не чем иным, как заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, как бы настраиваясь на их волну, призывая их в свою жизнь. Но все знали, что детей бранить нельзя матом, они будут мучимы бесами. Материться дома нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу – леший может обидеться, на берегу речки или озера – оскорбится водяной. Где же человеку можно было выругаться, выплеснуть из себя всю злость. Оставалось одно место – поле. Отсюда и выражение – «поле брани».
Конкурс «Составители»
— Каждая команда получает два комплекта карточек. На одних — ключевые слова, на других — их значения. Попробуйте представить себе, как  эти. слова могли бы юмором растолковать ваши ровесники.
Задание для 1-й команды.
Примочка — клипсы;
слепень — скульптор;
штукатур — туристическая поездка за тысячу долларов;
маринад — прогулка по морю;
жатва — рукопожатие.
Задание для 2-й команды. 
Курятник — место для курения:
заскок — неожиданный визит;
оголиться - забить гол;
хамелеон — грубиян;
косинус — уборочная страда.
Ведущий -3:На Руси до середины 19 века сквернословие не только не было распространено, но очень долго являлось уголовно наказуемым. Позднее сквернословящего человека подвергали публичной порке. При Петре 1 была выпущена книга «Юности Честное Зерцало», где писалось, что приличное поведение людей может быть признано лишь при полном воздержании от бранной ругани.
Ведущий -1:Скверное слово – чёрная энергия, несущая уничтожение. Что это так, сомневаться не приходится, потому что учёные неоднократно доказывали губительное влияние сквернословия на состояние растений, животных, человека.
Дискуссия «Нужен ли нам мат?»
Воспитатель: Вы ознакомились с фактами, которые касаются сквернословия. Предлагаю обсудить эти факты.
·         Как можно объяснить повальное распространение мата в наше время?(низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, боязнь прослыть белой вороной и т. п.)
·         Согласны ли вы, что нецензурная брань, сквернословие могут быть заразными, вызывать зависимость?
·         Есть ли у вас зависимость от сквернословия? Собираетесь ли вы с ней бороться?
Человек может через свою речь влиять на состояние языка. Мы не властны над речью других, но над собственной речью мы властны. Мы не можем исправить общество в целом, но пресечь сквернословие внутри семьи, класса, группы – можно!
Добрые слова.
Ах, как нам добрые слова нужны!Не раз мы в этом убеждались с вами,А может, не слова – дела важны?Дела делами, а слова – словами.Они живут у каждого из нас, На дне души до времени хранимы, Чтоб их произнести в тот час,Когда они другим необходимы!
4.Заключение
В своей работе я попыталась понять и проследить истоки и употребления ненормативной лексики и на основе социальных исследований поняла где эти истоки, как эти слова заражают все тоже и новые поколения. 100% опрошенных воспитанников знают такие слова, но мало кто задумывается зачем они используются и можно ли обходиться без них. Это самоутверждение молодого поколения.
Практически никто из 16 опрошенных человек даже не предполагает – как матерные слова влияют на их здоровье, здоровье нации и будущего поколения.
В народе говорят, что страшный нож не за поясом, а на конце языка, поэтому так хочется верить, что люди поймут, что слово несет в своей сущности или созидание или разрушение. И что от мышления и слов человечества зависит их здоровье и здоровье планеты Земля, нашего космического дома, единого для всех людей Земли в необъятных просторах Вселенной.
В заключение хочу добавить, что нужно ограничить себя и своих близких от сквернословия, ведь недаром еще наши предки запрещали эти слова, накладывали на них так называемое табу.  Не имея современного образования они несомненно имели больше знаний о душе и о вреде ненормативной лексики.
5.Список используемой литературы
-С. Виноградов.Сквернословие. Журнал «Наука и жизнь», №4, 1993 год.
- Клара Клименко. Сквернословие - позор или национальная гордость?
- Сквернословие: Трехэтажный компромат. Ирина Нестерова. Общероссийская газета «Екклесиаст», 2002
- Протоиерей Сергий Николаев. Сквернословие: Грех языка. От слов своих осудишься: сквернословие». Москва, 2007