Открытое занятие на тему: Глаза-наши помощники
Конспект занятия «Глаза – наши помощники» для старшей группы
Цель: Сформировать знания о строении глаза и роли зрения в жизни человека
Задачи:
дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.
Познакомить детей со строением глаза, показать, какую роль играет зрение в жизни человека.
Закрепить знания детей о том, что полезно, что вредно для глаз.
Развивать двигательную моторную координацию, прослеживающую функцию глаз с фиксацией взора.
Воспитать аккуратность и ознакомить с правилами гигиены.
Предварительная работа:
1. Беседы по теме «Зрение».
2. Разучивание комплекса упражнений для профилактики нарушения зрения.
3. Чтение стихотворения Н. Орловой «Ребятишкам про глаза».
4. Рассматривание познавательных рисунков.
Материалы:
Презентация, картинки «вредно и полезно для глаз», иллюстрация «строение глаза».
Ход занятия:
В гости приходит доктор Айболит.
Доктор Айболит: «Здравствуйте, ребята! Сегодня я буду в роли доброго доктора Айболита. И хочу загадать вам несколько загадок:
Вот гора, а у горы —Две глубокие норы.В этих норах воздух бродит:То заходит, то выходит
Нос
Ими всё мы слушать можем,Слух у нас отличный!Но подслушивать негоже,Это неприлично!
Уши
Живёт мой братец за горой,
Не может видеться со мной
Глаза
Педагог: «Молодцы, вы отгадали все загадки и назвали органы чувств, а сегодня тема нашего занятия «Глаза – наши помощники». Ребята, а скажите, зачем человеку глаза?
Дети: «С помощью глаз человек видит предметы, их размеры, цвета, форму. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени».
Педагог: «Итак, сегодня мы с вами познакомимся со строением глаза, ознакомимся с правилами заботы о глазах и проведем зарядку для глаз. А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение Н. С. Орловой «Ребятишкам про глаза»:
Разберемся вместе, дети,
Для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб из них текла слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко:
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Страшно, скучно и обидно –
Ничего вокруг не видно.
Женя хочет быть пилотом,
Править быстрым самолетом;
Все моря на белом свете
Переплыть мечтает Петя,
Будет Николай танкистом,
А Сергей парашютистом,
Станет снайпером Илья,
Но для этого, друзья,
Кроме знаний и умения –
Всем необходимо зрение!
Педагог, используя схему строения глаза, рассказывает и показывает:
Глаз - волшебный теремок,
Круглый маленький домок,
Хитро он устроен,
Без гвоздей построен.
Круглый дом со всех сторон
Белой стенкой окружён.
Стенку эту белую
Называют склерою.
Обойдем же дом скорей
Ни крылечка, ни дверей.
Впереди кружочек тонкий –
Роговица словно пленка,
Вся прозрачна, как стекло –
В мир чудесное окно,
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.
Глаз бывает синий, серый:
Впереди пред белой склерой
Яркой радужки кружок
Украшает глаз – домок.
В центре радужки – зрачок,
Черный маленький кружок.
Лишь стемнеет – наш зрачок
Станет сразу же широк,
Коль светло – зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
А за радужкой лежит
Маленький хрусталик,
Он такой имеет вид,
Как стеклянный шарик.
Изнутри весь этот дом
Выстлан, будто бы ковром,
Оболочкой гладкой – тоненькой сетчаткой.
Что же в домике внутри?
На картинку не смотри –
В домике невидное
Тело стекловидное.
Оно прозрачно, как алмаз…
Педагог: А теперь давайте еще раз повторим строение нашего глаза. Где же у нас находится склера, а где роговица? Найдите радужку, а внутри нее зрачок. А за радужкой лежит маленький хрусталик. Наш глаз обволакивает тоненькая сетчатка, а внутри невидимое стекловидное тело.
Разделитесь по парам и посмотрите друг другу в глазки. Что вы там видите? Правильно, зрачок, радужку, склеру. С помощью радужки мы можем определить какого цвета наши глаза, когда светло наш зрачок уменьшается, а когда темно наоборот расширяется.
Педагог: « Молодцы, а как вы думаете, для чего нам нужны брови, ресницы, веки? »
(ответы детей)
Педагог: «Правильно, и для красоты, и для удобства. Потечет со лба пот, его остановят брови; если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем.
А сейчас мы проверим ваши глаза.
Видео – физкультминутка.
Педагог: «Ребята, а как бы мы жили, если бы у человека не было глаз? Попробуйте с закрытыми глазами пройти по группе или на ощупь определить незнакомый предмет (можно завязать ребенку глаза чистым платком) ».
Педагог: «На земле есть люди, которые ничего не видят. Как называется такой человек? »
Дети: «Слепой».
Педагог: «Наше государство заботится о таких людях. Для слепых построены школы, где их учат читать с помощью пальцев, обучают собак – поводырей, которые помогают человеку ориентироваться на улице. А как помочь такому человеку? »
Дети: «Можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам. Зайти в транспорт, купить продукты, лекарства и т. д. ».
Педагог: «Ребята, а вы знаете, какие продукты наиболее полезны для глаз? »
Дети: «Морковь, черника, перец… »
Педагог: «А еще очень полезны для глаз укроп, шиповник, рябина, тыква, черная смородина, петрушка, капуста, лимоны, печень, сливочное масло, рыба, молоко и т. д. ».
Помни истину простую,
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую
Или пьет морковный сок.
Педагог: «Ребята, если о глазах плохо заботиться, с ними могут случиться разные неприятности, нам надо беречь глаза».
Дидактическая игра «Что полезно, а что вредно для глаз»
Педагог: «Возьмите по одной карточке. То, что полезно для глаз – положите к смешной рожице, а что вредно для глаз положите к грустной рожице. Объясните свой выбор».
Педагог использует карточки со следующими сюжетами:
1. Ребенок читает за столом в хорошо освещенной комнате.
2. Ребенок читает в транспорте.
3. Ребенок трет глаза грязными руками.
4. Ребенок вытирает глаза чистым платком.
5. Ребенок смотрит телевизор или играет на компьютере, сидит близко к экрану.
6. Ребенок читает лежа.
7. Ребенок держит ножницы и карандаши острием вверх.
Давайте подведем итог. Ребята, так что надо сделать. Чтобы глаза были здоровыми?
Дети: «Беречь глаза, охранять их от пыли и грязи, делать гимнастику для глаз, не смотреть книги лежа, есть продукты, содержащие витамины и т. д. ».
Педагог: «Глаза – наши незаменимые помощники. С их помощью мы видим окружающее, узнаем друг друга. У больного человека меняется цвет глаз, по глазам можно определить, какой человек, добрый или злой, правду он говорит или нет. Глаза могут передавать наше настроение. Если нас что-то удивило – раскрываем широко глаза и делаем удивленный вид, а если нам грустно, печально – опускаем глаза вниз. Ну. А если нам хорошо, весело и мы радуемся – глаза поднимаем вверх и улыбаемся. А на сегодня наше занятие подошло к концу, на следующем занятии мы продолжим нашу тему и узнаем еще много нового