Конспект к занятию по внеклассному чтению на тему Березка


Тема: Стихотворение С.А.Есенина «Берёза»
Цель: ознакомить детей со стихотворением С.А.Есенина «Берёза».
Оборудование: Подготовить портрет С.А.Есенина.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня мы будем работать со стихотворением известного русского поэта. По номерам букв в алфавите вы узнаете его фамилию (6,19,6,15,10,15).
II. Основная часть
В осенний день 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии родился Сергей Есенин. С двух лет на воспитание он был отдан деду по матери, у которого было трое взрослых сыновей. В этой семье и прошло почти всё его детство. Целью и смыслом жизни Сергея стала поэзия. Стихи Сергей начал писать рано, с девяти лет, но сознательное творчество началось в 16-17 лет. Он очень любил свою Родину, её поля и леса, небо над ней. Это всё отражено в его поэзии. Его называли певцом русской природы.
Ребята, отгадав загадку, вы узнаете, как называется стихотворение поэта.
Зелена, а не луг,
Бела, а не снег,
Кудрява, а без волос.
Правильно. Стихотворение "Берёза" - это первое опубликованное стихотворение С.А.Есенина. Произошло это в 1914 году. Поэту тогда было 19 лет.
Выразительное чтение стихотворения
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Анализ первичного восприятия.
- Что изображено в стихотворении? (Береза)
- В какое время года? (Зимой.)
Картины с изображением берёзы.
Как вы думаете, ребята, какая картина больше подойдёт к стихотворению "Берёза"? (Дети называют картину и объясняют, почему они выбрали её.)
Найдите в произведении непонятные для вас слова. Как вы можете их объяснить? А теперь посмотрите, как толкуется значение слов в словаре.
Кисть - 1) пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.
Бахрома - тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.
Кайма - полоса по краю какого-либо предмета, ткани и т.п., отличающаяся цветом, узором, материалом.
Заря - яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.
III. Физминутка.
Солнце землю греет слабо, (руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз, (руки на пояс, наклоны в сторону)
Во дворе у снежной бабы (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос. (показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится, (кружатся)
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром. (имитируют движения руками)
Работа над стихотворением "Берёза".
Построчное чтение стихотворения учениками, с обсуждением (частичным анализом) каждой строфы и выводом учителя.
Первая строфа:
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
В предложении: Берёза снегом (укрылась, накрылась, принакрылась).
Выберите наиболее точное слово для того, чтобы закончить предложение.
Укрыться- закрыться со всех сторон.
Накрыться- закрыться сверху снегом.
Принакрыться- слегка накрыться.
- Почему вы так считаете? (Берёза не полностью в снегу, снег только на ветках, его немного.)
- Что с чем сравнивается? Почему? (Снег сравнивается с серебром, так как он блестит.)
Вывод: значит можно понять, что берёза "принарядилась", словно девушка.
Вторая строфа:
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
- Что напоминает снег на ветках? (Снег похож на кайму.)
- С чем поэт сравнивает снег? (Снег похож на белую бахрому.)
Под "снежной каймой" и "белой бахромой" автор подразумевает заснеженные ветки (скрытое сравнение).
Вывод: итак, береза напоминает девушку, которая принарядилась, набросив на себя красивую шаль или платок с блестящей каймой и белой бахромой.
Третья строфа:
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
- Почему тишина "сонная"?
- Как вы понимаете выражение: "И горят снежинки в золотом огне"? ("Горят" значит, сверкают, "золотой огонь" - солнечный луч, солнечный свет)
Четвертая строфа:
А заря, лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
- Как вы думаете, когда снег похож на серебро, а когда на золото? (В разное время суток, при разном освещении.)
- В первой строфе снег похож на серебро. В третьей - на золото. В четвертой снег опять уподобляется серебру. Как вы понимаете выражение "заря: обсыпает ветки новым серебром"? (Заря изменяет цвет снега на ветках.)
Вывод: Значит, поэт описывает березу такой, какой она бывает в течение дня, при разном освещении. Неслучайно заря "обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром". Вместе с тем в стихотворении происходит олицетворение не только березы, но и зари.
Обобщение:
- Мы видим, что Есенин описал березу такой, какой она бывает зимой в течение всего солнечного морозного дня. Это говорит о том, что он часто и подолгу смотрел на нее.
Почему? Каково его отношение к березе? Какие чувства он выразил в этом стихотворении?
(Поэт любовался березой, восхищался ее красотой. Есенин выразил в стихотворении свою любовь к природе.)Выразительное чтение стихотворения учениками.
Работа в парах. У каждого ученика лист с заданием по вариантам. Потом дети меняются листочками и сверяют по доске правильное выполнение задания и выставляют баллы.
Соединить понятие с есенинским определением. За каждый правильный ответ поставьте "+".
Вариант 2.
№понятиеЕсенинское определение"+"
1.берёза б:я
2.ветки п::е
3.бахрома б:я
4.тишина с:.я
5.заря л:..я
6.кайма с:..я
7.огонь з:..й
8.снегточно с:..о
IV. Итог.
Со стихотворением, какого поэта мы сегодня познакомились?
Какое настроение создаёт это стихотворение у читателя?
Какие чувства оно вызвало у вас?