Урок физической культуры Национальные игры народов Саха



Урок по физической культуре.
«Национальные игры народов саха»
Для учащихся 4 класса.
Тема: Национальные игры народа саха.
Цели:
Обучающие: научить упражнениям, которые развивают силу, быстроту, ловкость, выносливость;
Развивающие: активное приобщение к физической культуре народа Саха через нетрадиционные народные игры;
Воспитательные: бережное отношение к здоровью и природе. 
Инвентарь: 2 палки размером 70x70, 1 мяч, берестяная посуда 2 штуки, гимнастическая палка, мячи, массажеры, коврики , картинки животных и духа охоты «Байаная», полонья 20 см длиной и 7 см толщиной (7-9) поленьев.
Содержание Доз-ка Методические указания
Организационный момент.
Очищение: Санаа5ыт ыраас буоллунУтуо – мааны дьон буолунБа5а санаа5ыт туоллун!
Подготовительная часть урока.
-Упражнение в ходьбе
Руки вверх на носках.
Руки в стороны на пятках.
Руки на пояс ходьба на внутренней стороне стопы
Руки за спину ходьба на внешней стороне стопы
В полном приседе
Прыжками правым боком в полном приседе
Прыжками левым боком в полном приседе

- Упражнение “Охотники” – Становитесь, друг за другом на расстоянии вытянутой руки и идем по залу на полусогнутых ногах. В этот момент ребята должны стать и прыгнуть за добычей.
- Упражнение “Убегающий зверь” дети прыгают через гимнастические палки и выполняют следующие движения: -прыгают через палку с места двумя ногами; – прыгают через палку двумя ногами стоя слева от палки или справа, делая хлопки в ладоши.
-Упражнение “Убегающий зайчишка” – По команде ставят левую руку на пояс и делают круговые движения кистью на левом боку, имитируя включение. Затем они начинают прыгать на обеих ногах на одном месте и останавливаются через несколько секунд по команде учителя.
Бегом марш.
- Упражнение в беге.
1.Бег « лося»
2.Бег «оленя»
3.Бег «волка»
4.Бег «зайца»
Шагом марш.
Упражнение для восстановления дыхания.
ОРУ
- Упражнения на восстановления дыхания.
II. Основная часть.
Мы сегодня будем играть якутские национальные игры. По представлению древних якутов, каждая гора, каждое озеро, дерево, река, огонь и все, что окружает человека, имеют свой дух (иччи). Хозяином леса является добрый и щедрый “Баай Байанай”, который покровительствует благодарным и нехвастливым охотникам.
1.Игра “прыжки по клетке” (кириэс тэбии) – играющие прыгают по клетке на одной ноге,по считаем сколько кругов сделает каждый участник.
2. Игра “перетягивание пальцами” (кулуустээьии) – двое участника становятся друг против друга на прочерченной линии, сцепившись пальцами, перетягивая соперника на свою сторону.
3. Игра “волк и жеребята” (боро уонна кулуннар) – все стоите друг за другом, взявшись за талии. Стоящий впереди, оберегает “стадо”. Остальные, не выпуская, рук прячутся за ним.
4.Игра « Баай Байанай» (дух покровитель охоты и промыслов)
Ход игры: Игру начинает охотники ( 2-3 детей)
Прославленный Баай Байанайвеселый хозяин лесной
гони ко мне
гони ко мне
Охотничью мне
Удачу пошли!(У Байаная просят хорошей охоты)
остальные дети становятся "зверями" и отвечают.
"Иди добычу бери...
Столько дам тебе.
сколько ты в силах поднять,
Сколько до дому донесешь." и убегают. В середине зала чертится несколько кружков -это убежище "зверей". Убегая звери спасаются в этих кружках. Пойманные дети убывают из игры. В конце игры считают свои добычи и благодарят к Байанайю.
" Оо, Прославленный Баай Байанай благодарю за щедрость!"
Рефлексия детей кого сегодня прославил Байанай и почему? Здесь именно оценивается не количество добычи, именно выносливость, выдержка, щедрость, ловкость итд.
5.Игра "Кочкарник"
Ход игры:
Чтобы заготовить достаточно корма для скота на долгую зимовку, нашим предкам нередко приходилось косить траву и на болотистой местности, марях, в кочкарнике. Подобная косьба была нелегким занятием, требовшим особой сноровки ...
Ведущий отводит игрока в угол, завязывая ему глаза. Затем 3 раза поворачивает его и направляет в сторону поленьев. Победителем считается тот, кто пройдет с закрытыми глазами между поленьев (кочек), ни чего не задев. Если же участникн уронят поленья (кочки), то учитывается, кто сколько уронил.
6.Игра "Бык и пень"
С распростанением землепашества в Якутии наши предки расчищали места для посева зерновых, выкорчевывая лес. Веселая игра " Бык и пеь" возникла в этот период истории народа. В игре участвуют две команды. От каждой из них выступает один игрок, "бык". Никто из двох соперников не желает стать "пнем".
игроки должны стать на четверенки спинами друг к другу. Ведущий надевает веревку на шеи игроков и проводит ее через подмышки, чтобы игрокам было удобно тащить друг друга. Потом на линии упора роводить линию. По команде ведущего игроки начинают тащить друг друга в разные стороны. Тот, кто перетянет соперника в свою сторону, считается победителем и называется" быком" а проигравший становится "пнем"
. Заключительная часть –
Класс строится! Выполнение упражнений на релаксацию
Итог урока:
Какая игра больше понравилась? Почему?
Домашнее задание – закрепите игры.


15мин
0,5кр
0,5кр
0,5кр
0,5
0,5
0,5
0,5
2
2
2 Руки прямые, колени не сгибать
Спина прямая
Техника не наклонять вперед
Спина прямая
Спина прямая

Охотник из стада оленей выбирает оленя и должен попасть в него среди бегущих оленей. Сейчас выбираем охотника кто желает?. Дадим мяч и он должен попасть на оленя. (Звучит музыка).
Мы с вами – первобытные охотники отправляемся за добычей, нам очень трудно, нужно проявить ловкость, смелость и хорошую реакцию. Давайте проверим себя Во время обхода зала, показываю картинку с рисунком животного – заяц, лиса, волк, олень
В лесу зверь, увидев охотника чувствует опасность и старается убежать во весь упор. Будем повторять эти движения. Молодцы!
Заяц в наших лесах самый быстрый и шустрый. Пугаясь от каждого шороха, бежит быстро.
Как он убегает? – Ответы детей.
Цель игры: Не задевать пласты древесины, держать руки за спину. 
Наши предки длинными зимними вечерами любили проводить игры на выносливость, силу и ловкость. А наша игра требует ловкости и цепкости пальцев. 
В этой игре копируются действия волка, пытающегося, поймать жеребенка из стада.
Цель: Ознакомить духом охоты Баай Байанайым, развитие мышление и координацию движений, обогащение словарного запаса, закрепить пушных зверей тайги.
Таким образом, отрывки из олонхо воспитывают в мальчиках чувство бережного отношения к природе, прежде чем идти на охоту совершают алгыс и благодарят к природе. Прежде чем что-либо брать у природы добычи нужно совершать обряд, который обязателен для якутов. Учим правило и слова игры в процессе игры это помогает быстрому усвоению детей.
цель: Умение быть внимательным, сообразительным.
развивать координацию движений, уметние считать.Ознакомить жизнью предков.
Для игры берут полонья 20 см длиной и 7 см толщиной и кладут их посреди балагана (7-9) поленьев.
Цель:Ознакомить трудом землепашества, развивать силовые качества, упорства, закалять качества терпимости.
Под звуки хомуса будем массировать наши уставшие руки, чтобы снять усталость. Включить игру хомуса.