Программа внеурочной деятельности Национальные игры народа саха
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Национальные игры народа саха» для учащихся с 1-8 классы.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Национальные игры народа саха» рассчитана для учащихся с 1-8 классы.
Народные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа саха. Им отводилось особое место в повседневной жизни наших предков. И редкие праздники и отдых после тяжелого трудового дня не обходилось без массовых игр. состязаний в силе и ловкости.
Передовые представители культуры К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Г.А. Виноградов призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс.
В своих трудах известный этнопедагог Г.Н. Волков подчеркивает,что этнопедагогика народной игры продолжает оставаться актуальной проблемой даже после фундаментальных работ известных философов, психологов и педагогов.
В якутских национальных играх отразилась особенности менталитета, мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитанию культе природы.
Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота, а также охотой, рыболовством.
Народные игры формировались и совершенствовались на протяжении тысячелетий, передавались из поколения в поколения, и пользовались, как основное средство заполнения потребности в движении гармоничном физическом развитии организма, приобретению навыков и умений. Характерной особенностью национальных видов спорта является их динамичность, общедоступность, практичность и простота в применении.
Цель: создание условий для проведения физкультурно-оздоровительной и внеурочной работы с детьми, популяризация якутских национальных игр.
Задачи:
- выявить уровень физической подготовленности учащихся;
- выявить роль национальных игр в становлении личности учащихся;
- доказать влияние народных игр на развитие физических качеств детей;
- создание условий для формирования позитивного общественного мнения о роли здорового образа жизни как необходимого условия развития человека;
- поднятие престижа здоровой, активной жизненной позиции у детей; создание условий для привлечения наибольшего количества детей, и формирование у них позитивного отношения к здоровому образу жизни, чувства ответственности за свое здоровье и пробуждение желания следовать ЗОЖ;
воспитание интереса и любви к культуре народа саха.
Ожидаемый результат: Помочь каждому ребенку осознать себя как уникальное и неповторимое явление в природе. Утвердить позитивное отношение к своему здоровью и двигательной активности. Создать максимально дружескую атмосферу в классе.
Якутские народные игры – это культура якутского народа. Об этом говорится в трудах исследователей-педагогов Г.Н. Волков, А.П. Усовой, А.А. Григорьевой. Они подчеркивают, что приобщение к своему культуру должно начинаться с раннего детства, а именно с игры. Большой интерес вызывали специально устраиваемые состязания силачей " Упрямый бык", " «пень и бык",игры " Упрямый теленок", "Водопой" и др.
Огромное воспитательное значение игр и состязаний, которые закаляли здоровье, развивали физическую силу и мышление, приобщали подрастающее поколение к духовным и культурным ценностям народа как игра « Армрестлинг», «Скачки», «Путы» итд.
«Меткий охотник» -меткость и глазомер, «Рыбаки с неводом» бег парами, «Водопой из проруби»-воля и сила, «Жеребята», «Бой быков»-бег и сила и ловкость для мальчиков итд.
Бережное сохранение национальных традиций самобытности национального облика каждого народа- является одним из назначений традиционных народных играх раскрывается характер народа. Конечно эти игры ценят и стремятся осуществлять общечеловеческие идеалы: добра, справедливости, честности, дружелюбье, смелости. выдержки. целеустремленности, верности. скромности итд.
В нашем суровом холодном краю охотников, рыбаков и лесорубов особенно ценятся сильные руки, меткий глаз, неутомимость и выдержка.
Отсюда в играх издавна преобладали метание на дальность в цель, длительный бег. В играх « Наперегонки», « Палочки», «Замок», «Ямы» итд.
Национальные особенности проявляется не только в действиях и отношениях в играющих и у всех включая материальную культуры игры. Яркий национальный колорит передает в играх широкое использование родного языка и фольклора песен, считалок, скороговорок и.т.д. Народная игра принимает всех не отвергая как делает спорт, не говоря о ослабленных детях.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь младших школьников остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Главная задача педагога научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать нужное решение т.е. обучающиеся приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. В двигательной и умственной активности развивает в ребенке воображение и творческие наклонности. Национальные игры состязания, забавы являются увлекательной и полезной формой воспитания, обучения, досуга также отличным способом отвлечения детей от вредных привычек, позволяют адекватно реализовывать свои возможности в различных условиях.
Регулярное применение разнообразных национальных игр на уроках физической культуры способствует совершенствованию общей физической подготовки.
Национальные игры можно классифицировать на две группы:
Игры, развивающие двигательные умения и навыки:
- игры для освоения навыков бега.
-игры для освоения навыков прыжков
-игры для освоения навыков метания
-игры для освоения навыков владения мячом
2. Игры, развивающие двигательные способности:
-игры на развитие координационных способностей и ловкостей.
-игры на развитие скоростных способностей.
-игры на развитие скоростно-силовых способностей.
-игры на развитие силовых способностей.
-игры на развитие выносливости.
Таким образом, применение национальных традиционных игр на уроках и внеклассных мероприятиях как одного из эффективных методов обучения, окажет положительное влияние, как на физическое состояние, так и на личностные характеристики, что позволит более полно раскрыть индивидуальные особенности детей младшего школьного возраста.
Народные игры саха для детей
Название игры Цель игры Описание
Игра « Дулгалаан сиринэн» «Кочкарник»
Умение быть внимательным, сообразительным.
развивать координацию движений,уметние считать.Ознакомить жизнью предков.
Чтобы заготовить достаточно корма для скота на долгую зимовку, нашим педкам нередко приходилось косить траву и на болотистой местности, марях, в кочкарнике. Подобная косьба была нелегким занятием, требовшим особой сноровки ...
Для игры берут полнья 20 см длиной и 7 см толщиной и кладут их посреди балагана (7-9) поленьев.
Ведещий отводил игрока в угол, завязывая ему глаза. Затем 3 раза поворачивает его и направляет в сторону поленьев. Победителем считается тот, кто пройдет с закрытыми глазами между поленьев (кочек), ни чего не задев. Если же участникн уронят поленья (кочки), то учитывается, кто сколько уронил.
Игра «Огус уонна чоночок» «Бык и пень».
Цель:Ознакомить трудом землепашества, развивать силовые качества, упорства, закалять качества терпимости.
С распростанением землепашества в Якутии наши предки расчищали места для посева зерновых, выкорчевывая лес. Веселая игра " Бык и пеь" возникла в этот период истории народа. В игре участвуют две команды. От каждой из них выступает один игрок, "бык". Никто из двох соперников не желает стать "пнем".
игроки должны стать на четверенки спинами друг к другу. Ведущий надевает веревку на шеи игроков и проводит ее через подмышки, чтобы игрокам было удобно тащить друг друга. Потом на линии упора роводить линию. По команде ведущего игроки начинают тащить друг друга в разные стороны. Тот, кто перетянет соперника в свою сторону, считается победителем и называется" быком" а проигравший становится "пнем"
Игра « Ат буолан сырсыы» «Наперегонки»
В старину это была дна из любимых детских игр.
3 или 5 детей упираются в землю руками и ногами, встают в ряд, готовые бежать. Бегут наперегонки примерно 30-50 метров. По команде игроки начинают бег, имитируя бегущих лошадей. Выигрывает тот, кто первым придет к финишу
Игра «Бэгэччэктэьии» «Амрестлинг»
Цель:закаливание здоровья, развитие физической силы и мышления. Два человека сидят за столом напротив друг друга. Правые руки кладут на стол и берутся за руки так,чтобы соединялись предплечья. Игроки должны давить ладонями так, чтобы не поднимались локти.
Задача игроков-согнуть запястье противника. В эту игру можно играть и левой рукой. Раньше предки узнавали сильного человека по этой игре.
Игра «Меткий охотник» Цель:развитие меткости и глазомера Игра «Мунхалааьын» «Рыбаки с неводом» Цель: развитие скоростно- силовых качеств. бег парами
Игра «Ойбонтон уулааьын» «Водопой из проруби» Цель: развитие воли и силы. Игра «Жеребята», «Бой быков» Цель: развитие ловкости, силы. Игра «Кулуустэьии» «Замок» Цель: развитие силы Ведущий чертит на земле 2 линии
Игра «Онхой оонньуута» «Ямы» Цель: метание на дальность в цель, развитие скорости бега. Игра «Биьилэх кутуута» «Колечко» Игра «Оьос торбос» «Упрямый теленок» Игра «Хардагас охторуута» «Урони полено» Игра «Баай Байанай» Ознакомить духом охоты Баай Байанайам, развитие мышление и координацию движений, обогащение словарного запаса, закрепить пушных зверей тайги.
Ход игры: Игру начинает охотники ( 2-3 детей)
Прославленный Баай Байанайвеселый хозяин лесной
гони ко мне
гони ко мне
Охотничью мне
Удачу пошли!(У Байаная просят хорошей охоты)
остальные дети становятся "зверями" и отвечают.
"Иди добычу бери...
Столько дам тебе.
сколько ты в силах поднять,
Сколько до дому донесешь." и убегают. В середине зала чертится несколько кружков -это убежище "зверей". Убегая звери спасаются в этих кружках. Пойманные дети убывают из игры. В конце игры считают свои добычи и благодарят к Байанайю.
" Оо, Прославленный Баай Байанай благодарю за щедрость!"
Рефлексия детей кого сегодня прославил Байанай и почему? Здесь именно оценивается не количество добычи, а именно выносливость, выдержка,щедрость, ловкость итд.
Игра «Прыжки по клетке» «кириэс тэбии»
Цель игры: Не задевать пласты древесины, держать руки за спину.
А наша игра требует ловкости и цепкости пальцев.
Играющие прыгают по клетке на одной ноге,по считаем сколько кругов сделает каждый участник. Наши предки длинными зимними вечерами любили проводить игры на выносливость, силу и ловкость.
Игра « Тутум эргиир» «Оборот в упор» Цель: развитие силовых способностей, развитие выносливости.
Игра «Хабылык» («Лучинки») Игра в лучинки учит считать, обозначать, воображать, соображать быстрее. Хабылык Игра «Хабылык» («Лучинки») – является самой древней игрой. Играют простыми лучинками которыми пользовались в каждой семье для растопки якутского очага камелек. Когда то ими играли малые дети, затем постепенно начали играть и взрослые члены семьи.. Так игра в лучинки стала одним из видов якутской национальной культуры. Народ саха испокон веков обожествлял коня и считал его священным существом. Поэтому игра «хабылык» тесно связана с божеством Доьогой. Вот почему в игре 30 лошадей – это простые палочки а также 6 палочек с метками, которые отождествляют поколения лошадей: с 1-й меткой – жеребенок, с 2-мя метками – двухлетка, с 3-мя – трехлетка, с 4-мя – четырехлетка, с 5-тью метками – пятилетка, с 6-тью метками – жеребец. Доктор философских наук Е.И.Оконешников объясняет название игры «хабылык»: «…происходит от основы глагола «хап – хватать, схватывать что-либо, на лету, подхватывать падающее сверху. В «Словаре якутского языка» О.К.Пекарского указаны сравнительные параллели с тюркским «кап» - хватать, брать руками, хватать ртом, зубами; вырвать, взять к себе».Хаамыска – «игра пятью камешками»
Развитие воображения, логики. Кубики для игры изготавливаются из дерева размером 1* 1,5 или из позвонков тайменя.Должно быть 5 кубиков, один из них с отметиной (имеет деление)- главная . Количество игроков неограничено. Игроки сидят за столом .Ведущий берет кубики и подбрасывает вверх, а игроки должны ловить их. Кому попадет кубик с отметиной , тот начинает игру. Первый игрок берет в правую ладонь 5 кубиков и подбрасывает «главный» кубик вверх , остальные 4 рассыпает на стол и ловит подкинутую. Каждый раз подбрасывая вверх кубик и поймая её ,игрок подбирает их со стола: по одному в первый раз ,по два –во второй раз,вначале один ,затем остальные 3 одновременно –в третий раз, сразу все 4 кубика – в четвертый раз. 5-ый приём: подкинув «главный» вверх ,выстраивает остальные по одному на стол, затем при повторном подбрасывании подбирает всех.6-й прием: игроки указывают любой кубик, а играющий должен взять остальные сразу ,не задевая его, а последним должен взять этот указанный кубик.7 прием: подбирает все 4 кубика со стуком.8-й прием: левой рукой делает ворота ,а правую ,держа ладонями вверх ,засовывает через запястья левой руки и бросает на стол 4 кубика. Игроки указывают любой кубик . Не задевая его, играющий каждый раз поочередно выталкивает кубики правой рукой через ворота во время полета «главного» .Последним пропускает через ворота указанный кубик.
Победителем считается тот ,кто сделает все это за один подход. Если игрок ошибется или уронит кубик , то ход переходит другому .Тот начинает с того приема ,где ошибся предыдущий игрок .
Игра ведется только одной рукой .Смена рук не допускается .
Игра «Тырыынка». Развитие воображения, логики. Участник, держа тырыынка вертикально в одной руке, упирает их нижними концами в стол и резко ослабляет их захват. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего при помощи специальной палочки, оформленной в виде ложечки, очень осторожно вытаскивает остальные. В случае даже малейшего движения других палочек-тырыынка игра данного участника прекращается, и палочки передаются следующему игроку. После сбора участниками всех тырыынка состязание прекращается. Победитель определяется по наибольшему количеству набранных тырыынка.
Использованная литература
Авдулова Т. П.Психология игры: современный подход: учебн.пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2009.-208с.
Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1974.
Григорьева А.А. Этнопедагогика якутской семьи как феномен мировой цивилизации// Актуальные проблемы воспитания и развития личности: сб. ст.-М.,1999.-С. 33-40.
Осокина Т.И.Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для восп. Дет.сада.-М.: Просвещение, 1988.-239с.
Федоров А.С.Народные игры и забавы саха.- Дьокуускай : Бичик, 2011.-96с.
Гоголева С.В., Лепчикова Л.П., Саввина М.Н. Дидактические игры. Хамсаныылаах оонньуулар, эрчиллиилэр. Якутск: Кн. Изд-во, 1991.-136с.