Адаптированная программа для детей с ОВЗ (коррекционный компонент)
Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ
как часть адаптированной образовательной программы
педагога-психолога
Наговицной Евгении Олеговны
высшая квалификационная категория
г. Торжок
2015 – 2016 г.
Пояснительная записка.
Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Значительное место среди этих детей занимают именно дети с ЗПР, причем год от года наблюдается тенденция роста их численности.
Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. ЗПР - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.
В системе психологической помощи детям с задержкой психического развития на первое место ставят не дефект, а формирование и развитие целостной личности ребенка, способной направить свои усилия под руководством взрослых на компенсацию нарушений и реализацию своих потенциальных возможностей успешного вхождения в социальную среду.
В соответствии с ФГОС НОО важнейшей задачей является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся.Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования диктует внедрение новых подходов к созданию в начальной школе системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы начального общего образования, нацеленной на преодоление недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию, учитывая особые образовательные потребности детей с ОВЗ. Все это обусловило создание программы индивидуального сопровождения ребенка с задержкой психического развития как части адаптированной образовательной программы.
Цель программы: развитие дефицитарных зон мозга.
Задачи:
1.Развитие познавательных процессов.
2. Развитие коммуникативных навыков.
3. Снижение тревожности и формирование адекватной самооценки.
Методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.Программа интегрирует знания в области нейропсихологии, физиологии, коррекционной педагогики и психологии, дефектологии и логопедии.
Нормативно-правовые аспекты инклюзивного образования лиц с ОВЗ.
Нормативно-правовую основу для организации образования лиц с ОВЗ, детей с инвалидностью, в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
правительственные (постановления, распоряжения);
ведомственные (Министерства образования СССР и Российской Федерации и др.);
региональные (правительственные и ведомственные).
Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 провозгласила как социальные, экономические и культурные права, так и политические и гражданские права. В Декларации прав ребенка, принятой резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН (от 20 ноября 1959 г.) с целью обеспечения детям счастливого детства, выработаны основные принципы соблюдения прав путем формирования законодательных и других мер поддержки образования.
В Конвенции «О борьбе с дискриминацией в области образования», принятой 14.12.1960 г. Генеральной конференцией ООН по вопросам образования, науки в культуры на ее одиннадцатой сессии, впервые были рассмотрены вопросы о существующей дискриминации в образовании и необходимости создания единых подходов к организации процесса обучения всех детей. В Декларации ООН «О правах инвалидов» (принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года) отмечается, что инвалиды могут пользоваться всеми правами, изложенными в Декларации, а эти права должны быть признаны за всеми инвалидами без каких бы то ни было исключений и без различия и дискриминации. Наиболее важным результатом проведения Международного года инвалидов стало принятие Генеральной Ассамблеей ООН 3 декабря 1982 года Всемирной программы действий в отношении инвалидов. Дальнейшие мероприятия и предложения по осуществлению всемирной программы действий в отношении инвалидов конкретизированы во Всемирной программе действий в отношении инвалидов (принята резолюцией 37/52Генеральной Ассамблеи от 3 декабря 1982 года). В программе перечислены основные мероприятия, которые необходимо провести на национальном уровне. Так, в Программе подчеркивается, что образование инвалидов должно по возможности проходить в рамках общей школьной системы, а ответственность за организацию процесса обучения должна возлагаться на органы образования.
Вопрос о создании условий не столько экономических, сколько педагогических в обычных школах для лиц с особыми образовательными потребностями, в частности, инклюзивного образования, настойчиво предложен в Декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями», так называемой Саламанской декларации «О принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» (Саламанка, Испания, 7-10 июня1994г.). В данной Декларации отмечено, что обычные школы с инклюзивной ориентацией являются наиболее эффективным средством борьбы с дискриминационными воззрениями и создания благоприятной атмосферы в общинах, построения инклюзивного общества и обеспечения образования для всех; более того, они обеспечивают реальное образование для большинства детей и повышают эффективность и, в конечном счете, рентабельность системы образования.В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН одобрила долгосрочную стратегию дальнейшего осуществления Всемирной программы действий в отношении инвалидов, основной целью которой было провозглашено создание «общества для всех», охватывающего все разнообразные человеческие ресурсы и позволяющего каждому человеку максимально развить его потенциал.
Самым значимым решением в области защиты прав лиц с ограниченными возможностями является Конвенция о правах инвалидов (принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года).
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов и приняла на себя обязательства по включению всех вышеназванных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в сфере образования, в том числе определение «инклюзивного образования» и механизмов его реализации.Гарантия прав всех детей, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в целом ряде документов федерального уровня: Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Статья 43 Конституции РФ провозглашает право каждого на образование. Следует отметить, что термин «лицо с ограниченными возможностями здоровья» появился в российском законодательстве относительно недавно. В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2007 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии» заменены словами «с ограниченными возможностями здоровья», то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04 февраля 2010 года, Пр-271) сформулирована основной принцип инклюзивного образования: новая школа – это школа для всех. В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Важным федеральным документом в области образования детей-инвалидов является Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175. В числе целевых индикаторов программы – доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений.
В июне 2012 года Президент РФ подписал Указ «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» № 761 от 01.06.2012. Стратегия действий в интересах детей признает социальную исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении) В настоящее время основным Федеральным законом, определяющим принципы государственной политики в области образования, является Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года, вступивший в силу с 1 сентября 2013 года.
Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42, 55, 59, 79), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. Закон закрепил основные положения и понятия в части образования детей с ОВЗ.
В Законе установлены основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования - обучающимся предоставляются академические права на условия для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (ст. 34); обучение по индивидуальному учебному плану, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации; предлагаются различные формы получения образования – надомная, семейная, смешанная, с применением дистанционных, электронных средств.
В статье 42 обозначено, что обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ЦППМСП), а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются.
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья может быть физическое лицо, имеющее недостатки и физическом и/или психическом развитии, которые подтверждены психолого-медико-педагогической комиссией и препятствуют получению образования без создания специальных условий (ФЗ № 273 ст.3 п.8).
На основании приказа Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 "Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» создается комиссия в целях своевременного выявления детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
В приказах Минобрнауки России "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования", "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (от 26 декабря 2013 г. № 1339, 1400) помимо общих положений организации государственной итоговой аттестации (ГИА) рассмотрены вопросы создания условий в процессе проведения процедуры сдачи экзамена лицами с ОВЗ, детьми-инвалидами. Данные положения нашли отражение в содержании утвержденных Стандартах дошкольного (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, начального общего (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, от 22 сентября 2011 г. № 2357), основного общего (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897).Федеральный государственный образовательный стандарт - нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к условиям получения образования определенного уровня и (или) профессии, специальности и направлению подготовки. В стандарте для каждого уровня определены особенности реализации ФГОС; учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья; использование разнообразных организационных форм обучения и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, а также сроки освоения образовательной программы.
В письме Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. N 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования дано разъяснение, что стандарт учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с п. 19.8. ФГОС начального образования Программа коррекционной работы в образовательном учреждении должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования и должна обеспечить: выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.Психологические особенности детей с ЗПР, вариантыЗПР.
Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. Термин «задержка психического развития» (ЗПР) используется для обозначения сборной и клинически неоднородной группы дизонтогений (нарушений развития). Согласно результатам исследований проблемы ЗПР в трудах ряда ученых: Т. А. Власовой, Т. Б. Глезерман, Ю. Г.Демьянова, В. В. Ковалева, В. В. Лебединского, В. И.Лубовского, Н. Я. Семаго и М. М.Семаго, Г. Е. Сухаревой, У. В. Ульенковой и других можно выделить те особенности дефекта, которые значимы для психолого-педагогического исследования и для организации и проведения коррекционного воздействия.
Для детей с ЗПР характерны незрелость поведения и личности в целом, несформированность навыков интеллектуальной деятельности, ограниченность знаний и представлений. Патогенетической основой ЗПР в большинстве случаев является резидуальная недостаточность центральной нервной системы, вызванная различными этиологическими факторами и обусловливающая неполноценность отдельных корковых функций, парциальное нарушение психического развития. Для высшей нервной деятельности детей с ЗПР характерно снижение силы нервных процессов, повышенная склонность к иррадиации, некоторые проявления инертности, обозначающие в целом недостаточность нейродинамики. Исследования выявили разные варианты ЗПР. Все они характеризуются сниженной обучаемостью детей, задержанным темпом развития, недостаточной сформированностью познавательной деятельности. Однако каждый из них имеет свою специфику и прогноз, которые обусловлены, прежде всего, преимущественным нарушением эмоциональных или интеллектуальных функций, степенью выраженности этих нарушений, сочетанностью их с другими неврологическими расстройствами.
Наиболее известной и принятой к рассмотрению является классификация вариантов ЗПР К.С.Лебединской:
Первый вариант - ЗПР конституционального происхождения. Для детей этого типа характерна ярко выраженная незрелость эмоционально-волевой сферы, которая находится как бы на более ранней ступени развития. Это так называемый психический инфантилизм. Психический инфантилизм - это некоторый комплекс заостренных черт характера и особенностей поведения, который может существенно отразиться на деятельности ребенка, и в первую очередь - учебной, его адаптационных способностях к новой ситуации. Прогноз психического развития благоприятный.
Второй вариант - ЗПР соматогенного происхождения. В результате длительной болезни, хронических инфекций, аллергий, врожденных пороков развития на фоне общей слабости организма психическое состояние ребенка страдает, и, как следствие, не может полноценно развиваться. Повышенная утомляемость, низкая познавательная активность, притупленное внимания создают ситуацию для замедления темпов развития психики. Прогноз психического развития благоприятный.
Третий вариант - ЗПР психогенного происхождения. Причиной этого типа ЗПР становятся неблагополучные ситуации в семье, проблемное воспитание, психические травмы. Если в семье имеет место агрессия и насилие по отношению к ребенку или другим членам семьи, это может повлечь за собой преобладание в характере малыша таких черт, как нерешительность, несамостоятельность, отсутствие инициативы, боязливость и патологическая застенчивость. Прогноз психического развития благоприятный.
Четвертый вариант - ЗПР церебрально-органического происхождения. Причиной появления данной группы ЗПР являются органические нарушения: недостаточность нервной системы, обусловленная различными неблагоприятными факторами: патология беременности (токсикозы, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и др.), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. Прогноз дальнейшего развития для детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими вариантами, как правило, наименее благоприятен.
Характерные особенности детей с ЗПР.
Общим в своеобразии всех психических функций и процессов у детей с ЗПР является замедленный темп развития, быстрая истощаемость психических функций, их низкая продуктивность и произвольная регуляция, неравномерность проявления недостаточности, которая приобретает наибольшую выраженность в интеллектуальной деятельности. В то же время каждая из психических функций имеет специфические особенности в пределах присущих ей характеристик.
Для восприятия детей с ЗПР характерны:низкая активность восприятия в целом и замедленность перцептивных зрительных операций, бедность ассоциативных процессов. Восприятие детей с ЗПР отличается также недостаточностью произвольного выделения деталей, неполноценной дифференциацией информационной структуры воспринятого, низкой произвольной регуляцией способа восприятия.
Характеристики внимания детей с ЗПР: неустойчивость и неравномерность внимания, низкая степень концентрации на воспринимаемом материале, повышенная отвлекаемость, слабость распределения и переключаемости внимания.
Особенности памяти при ЗПР характеризуются следующим образом. Основные составляющие памяти: запоминание, сохранение и воспроизведение отличаются недостаточной продуктивностью. Для процессов запоминания характерны низкая активность, недостаточная целенаправленность, замедленная скорость, сниженные объем, точность и прочность запоминаемого и слабая помехоустойчивость. При возрастании сложности заданий (наличии конкурирующих групп элементов в запоминаемом материале) продуктивность запоминания снижается. Процесс воспроизведения характеризуется неточностью, неполным объемом и нарушением порядка воспринятого материала, воспроизведением несущественных деталей, затруднениями при воспроизведении логических выводов и обобщений. Ограниченность речевой памяти вызывает выраженные затруднения детей с ЗПР при воспроизведении больших по объему текстовых сообщений. Эти же недостатки присущи кратковременной памяти детей с ЗПР, и, что особенно важно, оперативной памяти, входящей в процесс любой деятельности, включенной в мыслительные процессы, связанные с различными преобразованиями воспринятого материала. Кроме того, у детей с ЗПР наблюдается снижение объема кратковременной памяти при переходе от непосредственного запоминания к оперативному.
Неполноценность мышления и, прежде всего словесно-логического имеет широкие проявления при ЗПР. Наиболее ярко мыслительную деятельность детей с ЗПР характеризуют: инертность, низкая продуктивность и самостоятельность, неустойчивость. Дети этой категории затрудняются в установлении точно дифференцированных связей и отношений, выделении существенных признаков и свойств, их мышление тесно связано с конкретной ситуацией, отвлечься от которой они во многих случаях не могут. У них наблюдается недостаточность мыслительных опреций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, затруднения в установлении тождества при необходимости учитывать несколько параметров, затруднения в процессе переноса усвоенного при выполнении аналогичных действий. Дети плохо справляются с заданиями проблемного характера: делают многочисленные попытки решений, перебирают операционные пробы без проверки и доведения до конца первых.
К особенностям познавательной деятельности детей с ЗПР, в том числе и речевой, относятся: низкий уровень мотивации, недостаточность организованности и целенаправленности, выраженная истощаемость, импульсивность и большое количество ошибок. Познавательная деятельность детей с ЗПР может сопровождаться нарушением последовательности действий, затруднениями в переключении с одного приема работы на другой, недоразвитием самоконтроля и словесной регуляции действий. Трудности оречевления деятельности приводят к тому, что недоразвиваются такие речевые функции, как планирующая, фиксирующая и обобщающая.
Неполноценность саморегуляции в деятельности тесно связана и с личностными особенностями детей с ЗПР. Их характеризует неадекватная самооценкой, слабость познавательных интересов, низкий уровень притязаний и мотивации.
Основные образовательные потребности детей с ЗПР
Основные образовательные потребности (ООП) учащихся с задержкой психического развития выражаются:
в побуждении познавательной активности
в расширении кругозора
в формировании общеинтеллектуальных умений
в совершенствовании предпосылок интеллектуальной деятельности
в формировании и развитии целенаправленной деятельности, функции программирования и контроля собственной деятельности
в развитии личностной сферы (эмоции, воля, произвольность, самостоятельность, ответственность)
в развитии и отработке средств коммуникации
в усилении регулирующей функции слова
в сохранении и укреплении соматического и психического здоровья, в поддержании работоспособности, предупреждении истощаемости, перегрузок и срывов.
К специальным образовательным условиям для данной категории учащихся относятся:
Специальные программы
Особые методы обучения
Учебники, пособия
Педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги
Обязательная коррекционная работа
Общие подходы в работе с детьми с ЗПР
индивидуальный подход;
предотвращение наступления утомляемости;
активизация познавательной деятельности;
обогащение знаниями об окружающем мире;
особое внимание - коррекции всех видов деятельности;
проявление педагогического такта.
Рекомендации по созданию условий для адаптации ребенка с ЗПР
Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям ребенка, уровню его когнитивной сферы, уровню подготовленности т.е. уже усвоенным знаниям и навыкам;
Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию);
Сотрудничество со взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи ребенку с учетом его индивидуальных проблем;
Индивидуальная дозированная помощь ученику;
Развитие у ребенка чувствительности к помощи, способность воспринимать и принимать помощь;
Щадящий режим, соблюдение гигиенических и валеологических требований
Специальная подготовка педагога;
Создание у ученика чувства защищенности и эмоционального комфорта;
Поддержка ученика учителями школы.
Наличие специалиста сопровождения (тьютора) на период адаптации в условиях класса.
Составление индивидуальной образовательной программы и программ сопровождения.
Индивидуальные и групповые занятия с психологом, логопедом. Индивидуальные занятия с дефектологом, занятия с психологом по развитию познавательной и эмоционально – волевой сферы, коммуникативных навыков. Посещение групповых занятий с психологом в ППМС Центре.
Наблюдение врача психиатра.
Требования к обучению, учитывающие особенности детей с ЗПР.
1. Соблюдение определенных гигиенических требований при организации занятий, то есть занятия проводятся в хорошо проветриваемом помещении, обращается внимание на уровень освещенности и размещение детей на занятиях.
2. Тщательный подбор наглядного материала для занятий и его размещение таким образом, чтобы лишний материал не отвлекал внимание ребенка.
3. Контроль за организацией деятельности детей на занятиях: важно продумывать возможность смены на занятиях одного вида деятельности другим, включать в план занятий физкультминутки.
4. Дефектолог должен следить за реакцией, за поведением каждого ребенка и применять индивидуальный подход.
Организационно – педагогические условия по работе с детьми с ЗПР
Важно организовать процесс обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков, что проявляется:
в «пошаговом» предъявлении материала;
в использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития;
в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предмету и социальному миру;
в специально созданной и постоянно поддерживаемой взрослым ситуации успеха; именно для ребенка с ЗПР данная ситуация жизненно необходима;
в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционнй помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения.
Специфические задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР младшего школьного возраста:
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.
3. Формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.).
4. Формирование учебной мотивации.
5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.
6. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
7. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).
8. Коррекция индивидуальных отклонений.
9. Организация благоприятной социальной среды.
10. Системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами - членами психолого-медико-педагогического консилиума
Содержание программы (направления и формы работы):
1. Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:
нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;
стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с учителем;
установление доверительных отношений со взрослыми;
2. Укрепление нервной системы
Наблюдение у психиатра (2 раза в год.).
Совместный контроль и наблюдение психолога, врача за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения.
Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля).
Осуществление комплексного подхода в укреплении Н.С. (контроль учебной нагрузки, медикаментозного лечения, реализация релаксационных методов и единого педагогического подхода).
3. Укрепление эмоционально - личностной сферы
Диагностика эмоционально - личностной сферы (2 раза в год).
Овладение учебными навыками.
Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции.
Система индивидуальных занятий со специалистами ОУ.
4. Развитие познавательной сферы:
Индивидуальные коррекционно - развивающие занятия (когнитивные процессы).
Диагностика познавательной и эмоционально –волевой сферы (2 раза в год).
5. Формирование устойчивой адекватной самооценки:
Организация единого психологического пространства, единство требований и отношений (всеми специалистами).
Индивидуальные беседы учителя, воспитателя, психолога, социального педагога.
Диагностика уровня самооценки, знакомство с результатами диагностики.
Развитие коммуникативных навыков .
Программа индивидуального психологического сопровождения ребенка с ОВЗ (коррекционный компонент)
Составитель: педагог – психолог Наговицина Е.О.
Программа индивидуального психологического сопровождения разработана и составлена по результатам диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы обучающегося, в соответствии с психологическим заключением и рекомендациями ТПМПК. Данил В. обучается в 3 «Б» классе. Заключение ПМПК: проблемы развития, обусловленные задержкой психоречевого развития. Рекомендовано обучение по адаптированной программе для детей с ЗПР 1 год.
При составлении программы индивидуального психологического сопровождения учитывались индивидуально-психологические и возрастные особенности ребенка, опираясь на зону его ближайшего развития.
В результате психологического обследования у обучающегося выявлены:
Общий уровень осведомленности- снижен
Мелкая моторика – недостаточно сформирована
Характеристика деятельности:
Мотивация: познавательная мотивация снижена.
Работоспособность: низкая.
Темп деятельности: замедлен, снижен, в виду повышенной утомляемости; продуктивность деятельности снижена, отмечена периодическая тормозимость психической деятельности, непродуктивность работы в группе.
Особенности внимания: низкий уровень концентрации и устойчивости; плохая переключаемость, слабость активного внимания
Речевое развитие: испытывает трудности с чтением и пониманием прочитанного, пересказом; недостаток фонематического слуха, сложности в построении развернутых высказываний, ошибки в письменной речи.
Особенности памяти: способности к запоминанию снижены, низкий уровень развития памяти
Интеллектуальное развитие: сформированность мыслительных операций сравнение, обобщение – приближено к возрастной норме; анализ, синтез, классификация- ниже возрастной нормы;
Временные и пространственные отношения: сформированы недостаточно.
Эмоционально- волевая сфера: недостаточный уровень развития произвольности и самоконтроля.
Психологическое заключение: Уровень актуального развития снижен. Выявлен недостаточный уровень развития познавательной сферы и слабость эмоционально волевой сферы.
Цель программы – развитие когнитивной сферы обучающегося через коррекционно-развивающую работу по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы для подготовки к восприятию нового учебного материала в среднем звене.
Задачи программы:
1.Развитие высших психических функций познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление, воображение, речь).
2.Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, произвольность, самоконтроль).
3. Расширение представлений об окружающем и обогащение словаря.
4. Развитие коммуникативных навыков.
5.Охрана и укрепление психологического здоровья: предупреждение психофизических перегрузок, стабилизация эмоциональной сферы, создание климата психологического комфорта в обучении.
Специфические задачи коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР
1. Развитие до необходимого уровня психофизиологических функций: артикуляционного аппарата, фонематического слуха, мелких мышц руки, оптико-пространственной ориентации, зрительно-моторной координации.
2. Обогащение кругозора детей, формирование отчетливых разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, которые позволяют ребенку осознанно воспринимать учебный материал.
3. Формирование социально-нравственного поведения (осознание новой социальной роли ученика, выполнение обязанностей, диктуемых данной ролью, ответственное отношение к учебе, соблюдение правил поведения на уроке, правил общения и т.д.).
4. Формирование учебной мотивации.
5. Развитие личностных компонентов познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность), преодоление интеллектуальной пассивности.
6. Формирование умений и навыков, необходимых для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять ее в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку.
7. Формирование соответствующих возрасту общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений и др.).
8. Коррекция индивидуальных отклонений.
9. Организация благоприятной социальной среды.
10. Системный и планомерный контроль за развитием детей с ЗПР педагогами - членами психолого-медико-педагогического консилиума школы.
Программа опирается на следующие принципы:
системность; комплексность; деятельностный подход; онтогенетический; общедидактические принципы (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).Методы и приемы работы с ребенком ЗПР : В коррекционно-развивающей работе применяются следующие приемы и методы: использование дозированной педагогической помощи (обучающей, стимулирующей, организующей, направляющей); пошаговость предъявления материала, использование заданий в наглядно-действенном и наглядно –образном плане, речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения, учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей, эмоционально окрашенная подача материала.
Разработка индивидуальной образовательной программы и компонента психолого-логопедического сопровождения на включаемого ребенка В.Д.
Цель: получение образования 1-ой ступени в инклюзивной форме в МБОУ СОШ № 5
Основные данные
Родители Полная семья
Основной педагог Специалисты сопровождения Учитель-логопед:
Педагог-психолог:
Тьютор:
Цели на учебный год Развитие дефицитарных зон мозга (когнитивных процессов), коммуникативных навыков, развитие словарного запаса.
Режим пребывания в образовательном учреждении надомный
Условия включения
Представление заданий Использование наглядного и образного материала, дозировка темпа и объема заданий, речевое проговаривание действий на каждом этапе обучения.
Предъявление инструкций Выразительная речь педагога с умелым понижением и повышением голоса; чередование напряжения и расслабления; эмоциональная насыщенность занятия; четкость, доступность и простота инструкций.
Материалы Большой объем образного материала; акцент в подаче материала на наглядно – образное, а не словесно-логическое мышление
Поведение Необходимо постоянное управление вниманием; использование приемов стимулирования, поощрения; ежедневное оценивание; следование режимным моментам, обеспечение разнообразия и смены видов деятельности; использование пауз для предупреждения переутомления; давать время на обдумывание ответа, индивидуальный подход с учетом особенностей дефекта.
Поддержка персонала Участие педагогов в обучающих семинарах и вебинарах, видеоконференциях, обучение на курсах «Доступная среда».
Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка.
Основные направления коррекционной работы:
1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой моторики пальцев, навыков каллиграфии).
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
-развитие фонетико-фонематических представлений, формирование навыков звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации;
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умения видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы детей.
6. Развитие речи.
7. Совершенствование представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8. Развитие межполушарного взаимодействия.
Структура программы
Программа разделена на четыре этапа, взаимоинтегрированных друг в друга:
1. Развитие когнитивной сферы: внимание (8 часов)
2. Развитие когнитивной сферы: память (7 часов)
3. Развитие когнитивной сферы: мышление (10 часов)
4. Развитие эмоционально-волевой сферы и коммуникативных навыков: формирование позитивной «Я – концепции», самопознание своих
ресурсов, минимизация личностной тревожности (7 часов).
Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы входная и итоговая – 2 ч. Диагностика проводится на основе
диагностического комплекта Н.Я. Семаго, М.М.Семаго, диагностики умственного развития Э.Ф. Замбавичане, Шипицыной Л.М.
Программа состоит из 34 занятий. Продолжительность занятий 30-35 минут. Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Ожидаемые результаты реализации программы
положительная динамика личностного, эмоционального развития учащегося;
положительная динамика развития когнитивной сферы;
отсутствие отрицательной динамики психофизического развития учащегося с ОВЗ;
эффективное социальное взаимодействие здоровых детей и учащегося с ОВЗ, выражающееся в совместном участии в различных мероприятиях, толерантном отношении друг к другу.
Средства контроля программы
В целях отслеживания результатов работы, с учащимися проводится комплексная диагностика сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер. Диагностика состоит из 3-х этапов – первичной, промежуточной, итоговой. Результаты исследований отмечаются в «Индивидуальной карте учащегося» (Приложение 1) и Психолого-педагогическом статусе учащегося (Приложение 2)
Педагогом-психологом проводится анализ продуктивности совместной работы с ребенком и составляется дальнейший алгоритм коррекционно-развивающей деятельности с учётом выводов и рекомендаций проделанной работы, а также в целях преемственности психологического сопровождения ребенка.
Составляются рекомендации для педагогов, направленные на получение позитивных результатов при обучении.
Таким образом, цель начального обучения детей с ЗПР совпадает с целью традиционного начального обучения – научить детей читать, считать, писать, сформировать основные умения и навыки учебной деятельности, развить элементы теоретического мышления, операции самоконтроля, культуру речи и поведения, привить основы личной гигиены.
Эффективная динамика развития детей с ЗПР намечается тогда, когда своевременно реализуется необходимая психологическая коррекция, медицинское лечение, а педагогическая коррекция и обучение ведутся с учетом всей сложности, неравномерности и дисгармоничности развития интеллекта и личности этой категории детей.
Тематическое планирование коррекционно – развивающих занятий.
№ п\пДата Тема Содержание Планируемые результаты Кол-во часов
8.09.2015 Входная диагностика Диагностика особенностей когнитивной и эмоционально – волевой сферы Оценка индивидуальных особенностей учащегося 1
10.09.2015 «Учимся образно мыслить!» Вводная часть
Настрой на занятие.
«Мозговая гимнастика «Сова», самомассаж кистей рук
Основная часть
Задание 1. «Запомни фигуры»
Задание 2. «Логический квадрат»
Задание 3. «Обводи точно»
Когнит. упр. «Организация рабочего места»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Развитие зрительной опосредованной памяти.
Развитие логического мышления.
Развитие произвольности движений.
1
15.09.2015 «Учимся обобщать и делать выводы!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки», растяжка «Струночка»
Основная часть
Задание 1. «Четвертый лишний»
Задание 2. «Письмо инопланетянина»
Задание 3. «Найди девятый»
Когнит. упр. «Послушать тишину»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия. Развитие мышления (процессы обобщения).
Развитие опосредованной памяти.
Развитие мышления (установление закономерностей).
1
22.09.2015 «Учимся устанавливать закономерности!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Шапка для размышлений», дыхательное упражнение
Основная часть
Задание 1. «Поверни квадрат»
Задание 2. «Найди девятый»
Задание 3. «Пишущая машинка»
Релаксация «Ковер –самолет»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Развитие внутреннего плана действия. Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие произвольного внимания (устойчивость).
1
29.09.2015 «Учимся логично мыслить!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Качание икр»,растяжка «Звезда»
Основная часть
Задание 1. «Свяжи слова»
Задание 2. «Найди четвертый лишний»
Задание 3. «Закончи рисунок»
Коммуникат упр. «Организация пространства листа»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Развитие ассоциативного и обобщающего мышления.
Развитие воображения.
1
6.10.2015 «Учимся себя контролировать!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Точки равновесия», дыхательное упражнение.
Основная часть
Задание 1. «Муха»
Задание 2. «Бери осторожно»
Когнит. упр. «Чаша доброты»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Развитие внутреннего плана действия.
Развитие произвольности движений.
1
13.10.2015 «Секреты мнемотехники!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Точки Кука», растяжка по осям, дыхательное упражнение
Основная часть
Задание 1. «Запомни сочетания фигур»
Задание 2. «Раздели на группы»
Задание 3. «Фигуры и значки»
Релаксация «Пляж»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Развитие зрительной памяти.
Развитие вербального мышления.
Развитие пространственных представлений.
1
20.10.2015 «Учимся себя контролировать!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Перекрестные движения», дыхательное упражнение
Задание 1. «Выбери главное»
Задание 2. «Совмести фигуры»
Задание 3. «Знай свой темп»
Когнитивн. упр. «Моя рука, твоя рука»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия. Развитие словесно-логического мышления (выделение существенных признаков).
Развитие внутреннего плана действия.
Развитие произвольности движений (помехоустойчивость).
1
27.10.2015 «Учимся мыслить по аналогии!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Качание головой», растяжка с дыханием
Основная часть
Задание 1. «Назови четвертое слово»
Задание 2. «Муха»
Задание 3. «Запретное движение»
Когнитивн. упр. «Лабиринт»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия. Развитие словесно-логического мышления (аналогии).
Развитие внутреннего плана действия.
Развитие произвольности движений (умение затормозить движение).
1
10.11.2015 «Учимся сравнивать и обобщать!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Перекрестные движения», дыхательное упражнение, самомассаж ушных раковин.
Основная часть
Задание 1. «Одинаковое, разное»
Задание 2. «Не путай цвета»
Задание 3. «Что это?»
Релаксация «Парусник»
Когнитивн. упр. «Найди фигуру»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия. Развитие мышления (умение сравнивать).
Развитие произвольности движений (помехоустойчивость).
Развитие воображения.
1
17.11.2015 «Размышляй-ка!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки», растяжка «Струночкка»
Основная часть
Задание 1. «Объедини по смыслу»
Задание 2. «Найди фигуры»
Когнитивн. упр. «Потянулись – сломались», «Поза»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Развитие вербальной опосредованной памяти.
Развитие мышления (установление закономерностей).
11
24.11.2015 «Стороны света!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Заземлитель», глазодвигательные упражнения
Основная часть.
Задание 1. «Учись уменьшать и увеличивать»
Задание 2. «Объедини пословицы»
Задание 3. «Запомни и нарисуй»
Коммуникат. Упр. «Равновесие».
Заключительная часть
Подведение итогов занятия. Развитие пространственных представлений.
Развитие вербального мышления.
Развитие зрительной памяти.
1
1.12.2015 «Размышляй-ка!» Вводная часть
Настрой на занятие.
«Мозговая гимнастика «Точки равновесия»
Основная часть
Задание 1. «Поверни квадрат»
Задание 2. «Найди одинаковые»
Когнитивн. упр. «Шапка – невидимка»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Развитие внутреннего плана действия.
Развитие мышления (операция сравнения).
1
8.12.2015 «Учимся правильно ориентироваться!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Заземлитель», телесные упражнения.
Основная часть.
Задание 1. «Логический квадрат»
Задание 2. «Назови по порядку»
Задание 3. «Дружный хлопок»
Коммуникат. упр. «Прощание частью тела»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Развитие логического мышления.
Развитие произвольного внимания (устойчивость).
Развитие чувства времени.
1
15.12.2015 «Учимся быть внимательными!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Качание икр», растяжка «Лучики»
Основная часть
Коммуникат упр. «Приветствие»
Задание 1. «Составь слова»
Задание 2. «Отыщи числа»
Когнитивн. упр. «Скажи наоборот»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Развитие мышления (процессы синтеза).
Развитие произвольного внимания (переключение).
1
22.12.2015 «Стороны света!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Заземлитель» , дыхательное упражнение
Основная часть
Задание 1. «Волшебники»
Задание 2. «Где какая полоска?», «Кольца»
Задание 3. «Говорим по-марсиански»
Когнитивн. упр. «Визуализация цвета»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Развитие воображения.
Развитие пространственных представлений.
Развитие логического мышления.
1
12.01.2016 «Логические цепочки!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Качание икр», дыхательное упражнение
Основная часть
Задание 1. «Поезд»
Задание 2. «Не путай цвета»
Когнитивн. упр. «Колпак мой треугольный»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия. Развитие логического мышления.
Развитие произвольности (помехоустойчивость интеллектуальной деятельности).
1
19.01.2016 «Учимся думать логично!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Точки равновесия», массаж ушных раковин
Основная часть
Задание 1. «Найди девятый»
Задание 2. «Найди одинаковые»
Задание 3. «Архитектор»
Когнитивн. упр. «Визуализация человека»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Развитие мышления (установление закономерностей).
Развитие мышления (операция сравнения).
Развитие внутреннего плана действия.
1
26.01.2016 «Учимся познавать!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Шапка для размышлений», растяжка с дыханием.
Основная часть
Задание 1. «Совмести фигуры»
Задание 3. «Письмо инопланетянина»
Когнитивн. упр. «Зашифрованное упражнение»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Развитие внутреннего плана действия.
Развитие чувства времени.
Развитие опосредованной памяти.
1
2.02.2016 «Учимся запомнать!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки», растяжка «травинка на ветру»
Основная часть
Задание 1. «Объедини по смыслу»
Задание 2. «Поверни квадрат»
Когнитивн. упр. «Зеркальные движения»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Развитие смысловой памяти.
Развитие внутреннего плана действия.
1
9.02.2016 «Учимся себя контролировать!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Точки пространства», дыхательное упражнение
Основная часть
Задание 1. «Добавь слово»
Задание 2. «Раскрась фигуру»
Задание 3. Игра «Флажок»
Когнитивн. упр. «Золотая рыбка»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Развитие слуховой памяти.
Развитие пространственных представлений.
Развитие произвольности движений (преодоление гиперактивности).
1
16.02.2016 «Учимся работать по образцу!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Качание головой», телесные упражнения
Основная часть
Задание 1. «Муха»
Задание 2. «Что здесь изображено?»
Коммуникативное упр. «Зеркало»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия. Развитие внутреннего плана действия.
Развитие мышления (процессы синтеза).
.
1
1.03.2016 «Учимся сравнивать и анализировать!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Качание икр»,
Основная часть
Задание 1. «Отыщи числа»
Задание 2. «Преврати в квадрат»
Задание 3. «Запретное движение»
Когнитивн. упр. «События по порядку»
Релаксация «Росток»
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия. Развитие произвольного внимания (переключение).
Развитие наглядно-образного мышления.
Развитие произвольности движений (умение затормозить движения).
1
15.03.2016 «Фантазеры!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Точки равновесия», растяжка «Дерево»
Основная часть
Задание 1. «Подбери слова»
Задание 2. «Найди недостающий квадрат»
Задание 3. «Закончи рисунки»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия. Развитие вербального мышления.
Развитие пространственных представлений.
Развитие воображения.
1
22.03.2016 «Учимся обобщать!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Точки равновесия»
Основная часть
Задание 1. «Пятый лишний»
Задание 2. «Объясни значение»
Задание 3. «Назови и проверь постукиванием»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Развитие вербального мышления (обобщение).
Развитие слухового восприятия.
1
5.04.2016 «Учимся познавать и запоминать!» Вводная часть
Настрой на занятие.
Мозговая гимнастика «Ленивые восьмерки», растяжка «Подвески»
Основная часть
Задание 1. «Этажи»
Задание 2. «Какой цвет?»
Задание 3. «Найди девятый»
Коммуникат. Упр. «Тяни-толкай»
Заключительная часть
Подведение итогов занятия. Развитие внутреннего плана действия.
Развитие непосредственной памяти.
Развитие мышления (установление закономерностей).
1
27. 12.04.2016 «Знакомство со страной чувств. Радость»Рисование чувства.
Как передать радость. Вербальный и невербальный язык.
Когнитивн. упр. «Визуализация волшебника»
Медитативная техника «Лес». Развитие дифференциации положительных эмоций, снятие психоэмоционального напряжения.
Развитие положительного отношения к школе. 1
28. 19.04.2016 «Знакомство со страной чувств. Грусть». Рисование чувства.
Когнитивн. упр. «Визуализация перемещеия»
Медитация «Место, где мне хорошо». Развитие внимания, памяти, рефлексии поведения.
29. 26.04.2016 «Знакомство со страной чувств. Интерес». Рисование чувства.
Мои сильные качества. Чем я похожа и чем отличаюсь от других людей.
Что такое доброжелательность. Развитие познавательного интереса к учебе, сплоченности группы. Развитие доброжелательного отношения к учителю. 1
30. 3.05.2016 «История о канцелярской кнопке». Гнев. Рисование чувства. Сказка о мальчике, с которым никто не хотел играть.
С какими чувствами он дружит?
Может ли он принести пользу?
Упр. «Рубка дров»
Способы преодоления гнева.
Способы обращения за помощью. Проработка гнева и агрессии в рисунке, знакомство со способами снятия агрессии.
Развитие конструктивных способов взаимодействия с одноклассниками.
Обучение техникам релаксации. 1
31. 10.05.2016 «Знакомство со страной чувств. Страх». Рисование чувства.
Страх и его относительность.
Как справиться со страхом?
Растяжка «Тянемся к солнышку»
Дыхательное упр.
Методы преодоления страха
Коррекция детских страхов в рисунке, осознание полезности и вреда страхов.
Развитие слабой части личности, как способа борьбы со страхом.
Обучение способам релаксации и дыхательным техникам. 1
32. 17.05.2016 «Знакомство со страной чувств. Обида». Рисование чувства.
Ситуации переживания обиды.
Последствия обиды для личности.
Упр. «Тух-тибу –дух»
Способы выражения претензий. Развитие конструктивного общения, проработка негативных переживаний, обучение способам выхода из конфликтных ситуаций.
Анализ типичных ситуаций, связанных с обидой. 1
33. 19.05.2016 «Знакомство со страной чувств. Вина». Сказка о слоненке с шариками.
Рисование чувства.
Очищаем свое сердце.
Добрые пожелания. Развитие творческих способностей, снятие психоэмоционального напряжения, развитие эмпатии. 1
34. 24.05.2016 Итоговая диагностика Диагностика когнитивной, эмоционально – волевой сферы
Оценка динамики развития когнитивной, эмоционально – волевой сферы 1
Всего 34
Список литературы
Белинская Е.В. «Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников».- СПб.: Речь, 2006г.
Зинкевич – ЕвстигнееваТ.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2001г.
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М., «Академия развития», 2002
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа для развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов). - М., «Академия развития», 2008.
Семаго Н. Я. Семаго М. М. "Диагностическийальбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка".
Сиротюк А.Л. Сиротюк А.С. Закономерности психического развития детей от 0 до 9 лет.–М., 2009 г.
Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофихиологии: Практическое руководство для учителей родителей. – М., 2001.
Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Коррекционно – развивающая технология для детей периода интенсивного роста. – Тверь, 2012.
Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). М., 2015.