Статья Инновационное применение традиционных технологий обучения в средней общеобразовательной школе
Абаркина Е.С., Куликова А.В.
ИННОВАЦИОННОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Инновационные формы проведения занятий являются одним из условий реализации основных образовательных программ на современном этапе. Еще относительно недавно при пассивной форме обучения, школьники выступали в качестве объектов обучения. Они должны были усвоить, а после воспроизвести материал, который им донес учитель. Цели такого обучения состояли в передаче знаний, которые необходимо было заучить, запомнить, понять, воспроизвести и объяснить своими словами. Обучение на уровне передачи информации не давало необходимого эффекта. Поэтому сегодня с внедрением в учебный процесс инновационных педагогических технологий мы говорим о школьнике как субъекте обучения, который вступает в активный диалог с учителем и сотрудничество.
Еще в 80-е годы прошлого столетия ЮНЕСКО предложила создать общечеловеческий свод знаний и осуществлять инновационное обучение. Главное в данном процессе обучение новым методам познания, готовности к восприятию нового, а не усвоение выведенных законов в различных отраслях науки. Поэтому при преподавании школьных дисциплин необходимо использовать инновационные педагогические технологии, разумно сочетая их с классическими (традиционными) методиками.
Современные учителя постоянно ищут различные варианты реализации своей педагогической деятельности, творчески сочетают традиционные и инновационные технологии в учебном процессе.
Рассмотрим на конкретном примере, как сочетаются традиции и новации при организации самостоятельной работы школьников. Самостоятельную работу можно рассмотреть, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основу самообразования, а, с другой, – как систему мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной образовательной работы обучающихся. Важной задачей повышения качества самостоятельной работы студентов является именно поиск таких форм и методов организации данного процесса, которые позволяют обеспечить его максимальную эффективность.
Как сделать самостоятельную работу школьников познавательной, увлекательной, творческой и интересной? Этот и другие вопросы задаёт себе каждый современный учитель. Однако каждый решает эту проблему по-своему.
Одним из распространённых способом организации самостоятельной работы школьников, является заполнение ими рабочей тетради. Решение заданий в рабочей тетради каждым осуществляется дома самостоятельно, а затем наиболее дискуссионные и важные для усвоения проблемы по усмотрению учителя разбираются на уроках. Задания в рабочей тетради могут быть представлены в виде: составления схем, таблиц, заданий для творческого эссе, решения различных правовых ситуаций, определения понятий, решения тестов и др. Рабочая тетрадь мотивирует школьника к обучению. Вместо воспроизведения пройденного материала, происходит самостоятельное получение знаний, анализ полученной на занятиях информации, творческий взгляд на учебную дисциплину. Использование в учебной деятельности рабочей тетради способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, исключает зазубривание материала, активизирует креативность обучающего и т.д. В то же время, благодаря ответам, выполненным в рабочей тетради, учитель видит имеющиеся знания обучающегося, сложности в познании тех или иных тем изучаемой дисциплины. Именно эти качества (черты) рабочей тетради делают возможным повысить результативность учебного процесса.
Другим примером сочетания традиционных и инновационных технологий является написание школьниками эссе. Эссе (франц. essai - опыт - набросок) – это жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий индивидуальную позицию автора с непринужденным изложением, ориентированным на разговорную речь (основатель жанра – Мишель Монтень).[ REF _Ref461542337 \r \h 1] Написание школьниками эссе позволяет им в письменной форме формулировать продуманные свои мысли и суждения. Однако при постановке проблемных вопросов тем эссе, следует учитывать, что они должны вызывать желание к размышлениям и логическим рассуждениям. Поэтому технология написания эссе только тогда вызовет интерес, оправдает своё назначение и достигнет поставленной цели, когда будут затронуты жизненно важные проблемы.
В качестве примера сочетания традиционных и инновационных технологий обучения можно привести ситуацию, когда при изучении например, Обществознания (или Основ права) применяются произведения литературы. Так, при изучении соответствующих разделов по Праву учителем оговаривается, что гражданско-правовые отношения, возникающие из договоров, содержатся в литературных произведениях, таких как: «Шинель» Николая Васильевича Гоголя, где Акакий Акакиевич пытался заказать портному Петровичу пошив шинели; «Филе из золотого петушка» Дарьи Донцовой, в котором героиня приобрела продукцию марки «Золотой петушок», поддавшись на рекламные призывы продавца; «Деревня» Ивана Андреевича Бунина, где братья Красовы занимались мелкой торговлей, а после один из братьев Тихон открыл кабак и лавочку, начал скупать у помещиков хлеб на корню, приобретать за бесценок землю; «Как старик корову продавал» Сергея Михалкова и в других произведениях.
Необходимо отметить, что используя в процессе обучения примеры из произведений литературы, учитель не только обучает основам права, но и прививает школьникам любовь к литературе, поэзии. Можно сказать, что такое творческое обучение праву носит многосторонний характер. На примерах произведений литературы закрепляются теоретические знания школьников, осуществляются межпредметные связи. Использование художественной литературы как средства обучения делает обучающихся духовно богаче, учит видеть мир во всей его совокупности.[ REF _Ref461542496 \r \h 2. с. 79]
Кейс-технологии (применение ситуативных задач) – это современные образовательные технологии ситуационного обучения, основанные на использовании конкретных ситуаций (анализ учебных конкретных ситуаций, имитационные упражнения, разбор документации, исполнение ролей, действия по инструкции, игровое проектирование, деловая игра, эксперимент). Кейс-стадии или метод ситуативного обучения предполагает применение реальных (или приближенных к реальным) ситуаций с целью анализа их школьниками и выбора наиболее оптимального решения. Их введение предполагает глубочайшие изменения в технологиях обучения и оценки знаний школьников, организации учебного процесса, миссии и целей образовательного процесса, организационной культуре учебных заведений. Данные инновационные технологии отличаются от сложившейся традиционной системы образования. Её введение связано со сломом сложившихся стереотипов, норм, стандартов правил и процедур. Использование кейс-метода влечет крупные изменения во многих областях деятельности учебного заведения и, несомненно, будет встречать различного рода сопротивления.
Можно выделить следующие препятствия распространения кейс-метода: психологический барьер, связанный с изменением роли преподавателя в учебном процессе; традиционная организация учебного процесса в форме уроков; сложившиеся нормы затрат рабочего времени; отсутствие кейсов, написанных на местных примерах; отсутствие информации у преподавателей об этом методе; недоступность для преподавателей периферийных школ текстов кейсов и указаний по их применению; отсутствие структур, распространяющих кейсы; отсутствие источников финансирования для разработки и распространения кейсов.[3]
В заключении необходимо отметить, что педагогические традиции обучения и были и остаются одной из составляющих учебного процесса в общеобразовательной школе. Без их знания сложно подготовить полноценного члена общества. Вместе с тем готовность школьника к будущей социальной и профессиональной деятельности не возможна без инновационных технологий.
Список использованной литературы
Словарь иностранных слов // [Электронный ресурс] – Режим доступа URL:http://slovarslov.ruКуксин И.Н., Иванова Ж.Б. Юридические сюжеты в русской литературе: симбиоз содержания и формы // Ценности и смыслы. 2016. №1 (41). Сокольская Л.В. Правовое обучение в свете социокультурных изменений общества // Право и образование. 2011. № 9. С.4-9.