Технологическая карта занятия по внеклассному чтению на тему Здравствуй, гостья — зима!, направленного на формирование БУД
Технологическая карта занятия, направленного на формирование БУД
Занятие: внеклассное чтение.
Воспитатель: Савчук Лариса Сергеевна
Класс: 2
Тема занятия: «Здравствуй, гостья – зима!».
Тип занятия: комбинированный.
Форма занятия: зимняя гостиная.
Блок целеполагания
Дидактическая цель создать условия для подготовки учащихся к самостоятельному выбору и чтению книг, для развития умений и навыков работы с книгой; расширять читательский кругозор воспитанников на основе знакомства с произведениями И. Никитина, С.Маршака, К.Ушинского, Е.Трутневой;
Задачи: Воспитательные воспитывать у детей чувство потребности в самостоятельном прочтении книг, культуру поведения на занятии, положительное отношение к внеучебной деятельности; вызвать у воспитанников чувство восхищения красотой родной природы; формировать бережное отношение к окружающему миру; удовлетворять потребности детей в совместной деятельности.
коррекционно-развивающие корригировать связную устную речь, внимание, память, воображение; совершенствовать навыки правильного, осознанного, выразительного чтения; развивать умение анализировать художественное произведение.
образовательные
выявить знания воспитанников о зиме (место в году, признаки сезона); создать образное представление о зиме на основе восприятия художественных, народных, живописных произведений искусства;
формировать умение слушать, слышать и запоминать художественное слово.
Предполагаемые результаты
Формируемые БУД
(компонент жизненных компетенций) Предметные (академический компонент)
Личностные Познавательные Регулятивные
Коммуникативные I вариант
Положительная учебная мотивация, уважительное и доброжелательное отношение к педагогу и одноклассникам, интерес к учебному материалу. Потребность к здоровому образу жизни. Эмоциональный отклик на произведения литературы, живописи, музыки, способность видеть красоту окружающего мира. Правильное чтение, анализ информации. Умение с помощью педагога объяснять новые понятия, делать простейшие выводы, соотносить прочитанное с иллюстрацией.
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. Принятие учебной задачи, поставленной учителем, умение непродолжительное время терпеливо слушать учителя и одноклассников, выполнять короткие задания до конца,
планировать и контролировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Владение принятыми нормами социального взаимодействия. Умение слушать одноклассников и педагога, участвовать в общей беседе, давать развернутые ответы, оформляя свои мысли в устной форме, аргументировать своё мнение. Выразительное чтение.
Знание последовательности зимних месяцев, явлений и примет зимы.
Знание положительного влияния зимних видов спорта на укрепление здоровья.
Умение соотносить названия изученных стихотворений и сказки с именами их авторов.
Инструментальный блок.
Основные понятия:
- предметные: стихи, сказка, зима, вьюга, пурга, метель, иней.
- метапредметные: композитор, пейзаж, песня, проказы, серебро.
Межпредметные связи Чтение, музыка, ИЗО, развитие устной речи.
Формы организации деятельности Индивидуальная, фронтальная.
Технология ( на этапе …) Педагогика сотрудничества (на каждом этапе), здоровьесберегающие технологии, ИКТ
(на каждом этапе)
Ресурсы - для воспитателя: презентация, аудиозапись, музыкальное сопровождение.
- для обучающихся: художественные книги по теме, смайлики «Настроение»
Организационно - деятельностный блок.
Цели этапа Методы и
приёмы
Деятельность педагога Деятельность обучающихся
Коррекцион
ная работа Планируемые результаты
Базовые учебные действия
Предметные результаты
I вариант I вариант
I. Орг. момент (мотивация к учебной деятельности)
Психологичес
кий настрой.
Создание продуктивных условий для взаимодействия воспитателя и воспитанников.
Упражнение
«Приветствие»,
«Настроение» Организует ритуал приветствия.
Просит смайликом показать настроение. Приветствуют друг друга улыбкой и кивком головы, показывают смайлик-настроение. Коммуникативные: владение принятыми нормами социального взаимодействия.
Личностные: уважительное и доброжелательное отношение к одноклассникам; положительная учебная мотивация. Знание невербальных
средств общения.
II. Мотивация к деятельности. Актуализация знаний.
Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.
Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия. Прослушива
ние песни с выполнением
упражнения «Наконец пришла зима».
Приём «Закончи предложение».
Организует прослушивание песни «Зимняя сказка».
Проговаривает текст песни и выполняет действия.
Предлагает закончить предложение о зиме. Слушают песню, подпевают и повторяют за педагогом действия.
Продолжают предложения и аргументируют свои ответы. Помощь в составлении ответов.
Личностные:
интерес к учебному материалу, потребность к здоровому образу жизни.
Коммуникативные:
умение слушать одноклассников и педагога, участвовать в общей беседе, давать развернутые ответы.
Регулятивные:
умение осуществлять действие по показу. Знание положитель
ного влияния зимних видов спорта на укрепление здоровья.
III. Целеполагание
Постановка цели на занятии, поиск пути ее решения.
Беседа.
Работа с презентацией.
Рассказывает стихотворение о зиме.
Организует беседу, подводит к формулировке цели.
Показывает
слайд №1 презентации.
Слушают стихотворение о зиме. Высказываются в соответствии с темой беседы.
Читают на слайде №1 тему занятия, объясняют значение слова «гостиная».
Формулируют с помощью педагога цель занятия. Помощь в формулировании цели.
Регулятивные:
принятие учебной задачи, поставленной учителем;
оречевление учебной задачи с помощью учителя
Коммуникативные: умение слушать одноклассников и педагога, участвовать в общей беседе, давать развернутые ответы. Понимание значения слова «гостиная».
IV. Организация познавательной деятельности
Подготовка обучающихся к активному и сознательному усвоению материала.
Совместное открытие новых знаний.
Включение новых знаний в систему знаний обучающихся.
Применение знаний в знакомой и новой ситуации.
Слушание стихотворения с последующей беседой.
Работа с презентацией.
Беседа с использова
нием «Календаря природы».
Слушание стихотворения с последующей беседой и работой по презентации.
«Сказочная пауза» - прослушивание аудиозаписи сказки, формулирование выводов в беседе.
Игра-упражнение
«Снежки».
Работа со стихотворе
нием- загадкой, уточнение знаний в беседе.
Игра «Снежинки-загадки».
Просмотр зимних пейзажей с
музыкальным сопровожде
нием.
Просмотр выставки рисунков.
Проекция на будущее.
Организует прослушивание стихотворения и беседу по теме.
Предлагает посмотреть слайд№2 с портретом и именем автора.
Объясняет понятия: вьюга, пурга, метель (слайд №3)
Актуализирует в беседе знания о зимнем сезоне.
Организует прослушивание стихотворения и беседу по теме.
Предлагает посмотреть слайд №4 с портретом и именем автора.
Объясняет понятия: серебро, иней (слайды № 5,6,7)
Предлагает послушать аудиозапись сказки К.Ушинского «Проказы старухи зимы»
(слайд № 8).
Организует беседу по сказке, подводит к выводу о поведении зимой животных и человека.
Организует игру, предлагая вспомнить и назвать понятия, связанные с зимним сезоном.
Организует чтение стихотворения-загадки
Е. Трутневой «Когда это бывает»
(слайд №9)
В беседе уточняют зимние приметы.
Предлагает по одному выбрать с доски снежинку, прочитать одноклассникам загадку.
Предлагает посмотреть видеофильм «Зимние пейзажи»
(слайд №10). Поясняет значение слова «пейзаж».
Предлагает детям полюбоваться собственными зимними пейзажами.
Советует самостоятельно познакомиться с произведениями о зиме Пушкина, Некрасова, Тютчева. Подготовленный ученик читает отрывок из стихотворения
И. Никитина «Встреча зимы».
Дети слушают, участвуют в беседе.
Рассматривают портрет автора.
Высказывают свои предположения, рассматривают иллюстрации слайда №3
Участвуют в беседе.
Подготовленный ученик читает стихотворение
С.Маршака
«В декабре».
Слушают одноклассника, участвуют в беседе, высказывают свои предположения, опираясь на иллюстрации слайдов.
Слушают сказку на фоне музыкального сопровождения.
Участвуют в беседе, делают выводы о поведении животных и человека зимой.
Бросая бумажный «снежный ком» называют слова-понятия на зимнюю тему.
Читают вполголоса стихотворение. Отвечают на вопросы.
Участвуют в игре.
Читают, слушают и отгадывают загадки.
Смотрят видеофильм
на фоне музыкального сопровождения, собственные рисунки и обмениваются впечатлениями.
Рассматривают предлагаемые педагогом книги.
В случае необходимос
ти помогает читающему.
Направляет детей на правильные ответы.
Уточняет ответы детей.
В случае затруднения задаёт наводящие вопросы.
В случае необходимости помогает читающему.
Помогает сделать выводы с помощью наводящих вопросов.
Направляет на правильные ответы.
Помогает в случае затруднений некоторым учащимся.
Помощь в формулирова
нии правильных и полных ответов на вопросы.
Помогает прочитывать слова сложной слоговой структуры.
По ходу просмотра даёт ответы на возникающие у детей вопросы. Познавательные: правильное чтение, анализ информации, умение с помощью педагога объяснять новые понятия, делать простейшие выводы, соотносить прочитанное с иллюстрацией.
Регулятивные:
умение непродолжительное время терпеливо слушать учителя и одноклассников, выполнять короткие задания до конца,
планировать и контролировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Коммуникативные: умение
слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме, взаимодействие в процессе обсуждения, выразительное чтение.
Личностные: эмоциональный отклик на произведения литературы, живописи; способность видеть красоту зимней природы.
Выразитель
ное чтение
по алгоритму.
Знание отрывков из стихотворе
ний о зиме
И. Никитина, С. Маршака, Е. Трутневой.
Умение соотносить названия изученных стихотворе
ний и сказки с именами их авторов.
Понимание значений слов «вьюга, пурга, метель, серебро,
иней, проказы, пейзаж, композитор».
Умение подбирать слова на зимнюю тему.
Итог занятия. Рефлексия.
Соотнесение целей занятий и его результатов, самооценка и оценка работы одноклассников на занятии. Подведение итогов.
Рефлексия -упражнение «Зимнее настроение»
Напоминает цели занятия, предлагает сделать вывод о достижении целей.
Предлагает сделать выбор настроения (слайд №11)
Подводят итог о достижении целей занятия.
Делают выбор, аргументируют ответ. Помощь в формулировании правильных, полных ответов.
Помощь в выборе
Познавательные:
оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.
Личностные:
положительное отношение к внеклассному чтению.