Ведение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 19 г. Феодосии Республики Крым»

Доклад на городском методическом объединении учителей начальных классов
«Ведение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах»
Подготовила учитель начальных классов Кочегарова Н.В.
Феодосия2017

“Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами”. Г.Э. Лессинг
Современные социальные запросы направлены на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие умение учиться. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя помимо традиционного формирования предметных знаний, умений и навыков и программу развития универсальных учебных действий (УУД).Бернард Шоу говорил: “Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность”.Лучшим способом организации этой деятельности я считаю проектно - исследовательскую деятельность. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.Первая моя задача, как учителя – организовать такие педагогические условия, которые способствовали бы развитию у учеников самостоятельности мышления и творческого подхода к делу.Раскрывая содержание организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе как способа реализации требований ФГОС, я акцентирую внимание на следующих идеях: проектно-исследовательская деятельность формирует ключевые компетентности учащихся; является путём познания, способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации. Это неотъемлемая часть требований ФГОС к умениям и навыкам, позволяющим собственными усилиями ученика изменить реальность, выполняя все шаги алгоритма проектной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность является способом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС.Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата, которая способствует развитию всех групп УУД (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных)
Задачи проектно – исследовательской деятельности:
-создать условия для   организации    деятельности учащихся: определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты;
-создать условия  для формирования  у школьников навыков самостоятельного добывания новых знаний, сбора необходимой информации, умения выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. 
Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?
Проект - это "специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".
Проект – это буквально "брошенный вперед", то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта.Таким образом, проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование - это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Исследование - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.
Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.Цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.
Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные).Гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.
Основные этапы проектной деятельности:
1.Определение  темы проекта, поиск  и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
2.Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;
3.Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;
4. Подготовка и защита презентации;
5.Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Этапы исследования:
•Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
•Выдвижение гипотезы.•Постановка цели и конкретных задач исследования.•Определение объекта и предмета исследования.•Выбор методов и методики проведения исследования.•Описание процесса исследования.•Обсуждение результатов исследования.•Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Проект – это замысел, план, творчество по плану.Проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определенных, алгоритмизированных шагов для получения результата.Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.
Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.
Виды учебных исследований в начальной школе:
По доминирующей в проекте деятельности: исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;По количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;По предметно – содержательной области: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные (знания из нескольких областей);По продолжительности: мини – проекты ( 1 урок или менее),краткосрочные (4 - 6 уроков), недельные, годичные.
Правила выбора темы проекта и исследования. Правило 1. Тема должна быть интересна ребенку. Мы должны преподнести её детям так, чтобы вызвать их интерес. Правило 2. Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей. Правило 3. Учитывая интересы детей, старайтесь держаться ближе к той сфере, в которой сами лучше всего разбираетесь, в которой чувствуете себя сильным. Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам.
Оценка выполнения проекта и исследования. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, исследования можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов и исследований. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться так, чтобы каждый проект или исследование «победил» в «какой-либо» номинации. Например, могут быть следующие номинации: «Познавательный проект», «Нужный проект», «Красочный проект», «Лучшее исследование», «Интересный опыт» и т.д.
В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаются творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с моей помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. При изучении темы “Погоня за секретами литературы” читали произведения о животных. Было дано задание: придумать фантастическое животное, нарисовать и объяснить детали его облика, его фантастические способности.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, я расширяю рамки работы над проектом и включаю сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Проект “Город Алфавитов” был коллективный, межпредметный, краткосрочный: на уроке ИЗО дети рисовали домики, на уроке технологии вырезали буквы, на уроке русского языка заселяли буквы в домики парами, на уроке физкультуры показывали эти буквы жестами. Для последнего задания этого творческого проекта план работы был составлен вместе с детьми. Межпредметным (русский язык и окружающий мир) был и проект “Фруктовый салат”: дети писали буквы и для каждой подбирали названия овощей и фруктов, которые начинаются с этой буквы.
По плану, составленному совместно с учителем, в первом классе выполнялись проекты “Мое любимое число”, “Почему я хочу быть сильным”.
Читая авторские сказки, исследовав основные законы волшебной сказки и её жанровые особенности, учащиеся придумывали своих сказочных персонажей и истории с ними. Мы слушали истории про Звездо – Пуха, гнома Лиденца....Сочиняли ребята и сказки – путаницы: “Жили – были дед да баба, и была у них репка. Дед ел, ел – не съел, баба ела, ела – не съела. Покатилась репка дальше. Катится, катится, а навстречу ей избушка на курьих ножках...”
На уроках окружающего мира по теме “Домашние любимцы и комнатные растения” ребята рассказывали о своих домашних питомцах, комнатных цветах, используя фотографии из личного альбома, а так же оформили выставку рисунков и аппликаций.
В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
Второй класс начальной школы – ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя. Дети уже могут наблюдать по плану, оформлять результаты исследования в виде таблиц, схем, чертежей.
Работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.
2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Проектно – исследовательская работа “Учебная неделя моего портфеля” проводилась в течение недели по совместно составленному плану.
В результате такой работы у учеников практическим путём сформировалось знание о том, что вес портфеля влияет на их здоровье. Традиционно проводим исследования: “Мое имя”, “Моя фамилия”, “Родословное древо семьи”
На этом этапе осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводятся под моим руководством, с помощью родителей. Например, “Вода вокруг нас”, “Коса-девичья краса”, “Мои домашние питомцы” и др.
В 3 классе увеличивается сложность учебно-исследовательских задач. Учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. Например, на уроках русского языка организовываем три вида исследования: исследование словарного слова; исследование текста; исследование фразеологизма. Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определённому плану: 
У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования, проводят простые опыты (под руководством учителя). Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, мною оказывается консультативная помощь. К концу года часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить одну-две задачи, найти материал, представить доклад с показом.
В 4 классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, оформить готовый проект самостоятельно.
Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова, можно выделить следующие основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащимися:
мотивация;
выбор направлений исследований;
постановка задачи;
фиксация и предварительная обработка данных;
обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
оформление результатов работы;
грамотное представление исследовательской работы.
Очень важно заинтересовать ученика в выполнении данной работы, выбрать тему, которая действительно его увлечёт и будет связана непосредственно с его интересами. Выбирая тему работы, важно осознавать её практическую значимость и задаться вопросом: зачем данное исследование? В какой области и для чего можно использовать данное исследование?
Вместе со мной ученик составляет план работы по выбранной теме Следующий этап- ознакомительный. Ученик должен прочитать как можно больше статей, брошюр, книг по выбранной теме, чтобы знать, какой аспект темы хорошо изучен, а какие проблемы ещё не решены и можно сказать своё слово в этом направлении. На этом этапе выдвигается гипотеза, которая после исследования должна либо быть подтверждена, либо опровергнута. Самым трудным и важным этапом работы является сбор материала. Чем больше материала для исследования, тем шире диапазон изучаемого явления, тем научнее и весомее будут выводы.
У учеников есть замечательная возможность представить свою собственную работу на разных уровнях научно-исследовательских конференций: школьном, городском, краевом, федеральном, международном.
Рассмотрим несколько наиболее интересных, на мой взгляд, исследовательских работ.
1.Конкурс «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ», выполнила: Мишенина Анастасия учащаяся 3-Б класса по теме «О ПОЛЬЗЕ БОГОМОЛОВ В ПРИРОДЕ И ИХ ПРИСПОСОБЛЕНИИ К ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ». Заняла 1 место на городском конкурсе и продолжила участие в республиканском конкурсе и заняла призовое место.2. Конкурс «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ», выполнил: Быков Борис учащийся 3-Б класса по теме «ВЫРАЩИВАНИЕ КЛУБНИКИ ИЗ СЕМЯН В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ». Был участником городского конкурса.3. Конкурс «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ», выполнила: Мишенина Анастасия учащаяся 4-Б класса по теме «ЭКОНОМИЯ ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБАХ ПОСАДКИ КАРТОФЕЛЯ». Заняла 1 место в городском конкурсе и продолжила участие в республиканском конкурсе и заняла призовое место.4. Конкурс «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ», выполнил: Полин Игорь учащийся 1-Б класса по теме «ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ РЕДКОЙ БАБОЧКИ МАХАОН». Был участником городского конкурса.5. Конкурс «Я – ИССЛЕДОВАТЕЛЬ», выполнила: Мишенина Анастасия учащаяся 5-Б класса по теме «ВЫРАЩИВАНИЕ АРАХИСА В УСЛОВИЯХ КРЫМА». Подтвердила свои успехи и в 5 классе.Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.