Ведение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа № 19 г. Феодосии Республики Крым»
Доклад на городском методическом объединении учителей начальных классов
«Ведение проектно-исследовательской деятельности в начальных классах»
Подготовила учитель начальных классов Кочегарова Н.В.
Феодосия2017
“Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами”. Г.Э. Лессинг
Современные социальные запросы направлены на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие умение учиться. Для того чтобы выпускник школы соответствовал требованиям, предъявляемым к нему обществом, изменения необходимы и в системе образования. Эта необходимость нашла отражение в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения, которые включают в себя помимо традиционного формирования предметных знаний, умений и навыков и программу развития универсальных учебных действий (УУД).
Бернард Шоу говорил: “Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность”.
Лучшим способом организации этой деятельности я считаю проектно - исследовательскую деятельность. Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации.
Первая моя задача, как учителя – организовать такие педагогические условия, которые способствовали бы развитию у учеников самостоятельности мышления и творческого подхода к делу.
Раскрывая содержание организации проектно-исследовательской деятельности в начальной школе как способа реализации требований ФГОС, я акцентирую внимание на следующих идеях: проектно-исследовательская деятельность формирует ключевые компетентности учащихся; является путём познания, способом организации процесса познания, средством формирования аналитических способностей, критического мышления, освоения логических способов восприятия и обработки информации. Это неотъемлемая часть требований ФГОС к умениям и навыкам, позволяющим собственными усилиями ученика изменить реальность, выполняя все шаги алгоритма проектной деятельности. Проектно-исследовательская деятельность является способом достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся, предусмотренных ФГОС. [6]
Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния.
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование - это в большей степени научная деятельность, а проект - это в большей степени творческая деятельность. Причем, проект может быть формой оформления результатов исследования.
Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, “проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи”. Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).[5]
Я предлагаю вам один из вариантов ведения исследовательской работы в начальных классах. Каждый новый этап исследовательской деятельности соответствует классу, в котором учатся дети.
В первом классе работа над проектом по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии я провожу подготовительный этап, в который включаются творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с моей помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное. При изучении темы “Погоня за секретами литературы” читали произведения о животных. Было дано задание: придумать фантастическое животное, нарисовать и объяснить детали его облика, его фантастические способности.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, я расширяю рамки работы над проектом и включаю сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем. Проект “Город Алфавитов” был коллективный, межпредметный, краткосрочный: на уроке ИЗО дети рисовали домики, на уроке технологии вырезали буквы, на уроке русского языка заселяли буквы в домики парами, на уроке физкультуры показывали эти буквы жестами. Для последнего задания этого творческого проекта план работы был составлен вместе с детьми. Межпредметным (русский язык и окружающий мир) был и проект “Фруктовый салат”: дети писали буквы и для каждой подбирали названия овощей и фруктов, которые начинаются с этой буквы.
По плану, составленному совместно с учителем, в первом классе выполнялись проекты “Мое любимое число”, “Почему я хочу быть сильным”.
Читая авторские сказки, исследовав основные законы волшебной сказки и её жанровые особенности, учащиеся придумывали своих сказочных персонажей и истории с ними. Мы слушали истории про Звездо – Пуха, гнома Лиденца....Сочиняли ребята и сказки – путаницы: “Жили – были дед да баба, и была у них репка. Дед ел, ел – не съел, баба ела, ела – не съела. Покатилась репка дальше. Катится, катится, а навстречу ей избушка на курьих ножках...”
На уроках окружающего мира по теме “Домашние любимцы и комнатные растения” ребята рассказывали о своих домашних питомцах, комнатных цветах, используя фотографии из личного альбома, а так же оформили выставку рисунков и аппликаций.
В первом классе все проекты носят творческий характер и дают каждому ребёнку возможность самовыражения, что само по себе очень ценно для повышения самооценки младшего школьника.
Второй класс начальной школы – ориентирован на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя. Дети уже могут наблюдать по плану, оформлять результаты исследования в виде таблиц, схем, чертежей.
Работа осуществляется по следующим направлениям:
1. Знакомство с теоретическими понятиями исследовательской деятельности, такими, как исследование, информация, знание и др.
2. Осуществление коллективных исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов), по различным темам. Проектно – исследовательская работа “Учебная неделя моего портфеля” проводилась в течение недели по совместно составленному плану.
В результате такой работы у учеников практическим путём сформировалось знание о том, что вес портфеля влияет на их здоровье. Традиционно проводим исследования: “Мое имя”, “Моя фамилия”, “Родословное древо семьи”
На этом этапе осуществляется подготовка самостоятельного долговременного исследования по интересующим учащихся темам. Исследование проводятся под моим руководством, с помощью родителей. Например, “Вода вокруг нас”, “Коса-девичья краса”, “Мои домашние питомцы” и др.
В 3 классе увеличивается сложность учебно-исследовательских задач. Учащиеся продолжают знакомиться с теорией исследования, структурой, методами исследований. Проводятся коллективные исследования на заданную тему. Например, на уроках русского языка организовываем три вида исследования: исследование словарного слова; исследование текста; исследование фразеологизма. Исследование словарного слова проводится в несколько этапов по определённому плану:
У третьеклассников активность выше, больше интересных, неординарных подходов и предложений в осуществлении исследовательской деятельности. Осуществляется учащимися самостоятельное долговременное исследование с применением имеющихся знаний и умений. Учащиеся проводят опросы, анкетирования, проводят простые опыты (под руководством учителя). Ход исследований обсуждается на занятиях по исследовательской деятельности, мною оказывается консультативная помощь. К концу года часть учащихся способна с достаточной степенью самостоятельности выбрать тему исследования, составить план исследования, определить одну-две задачи, найти материал, представить доклад с показом.
В 4 классе работа над проектами выходит на новый уровень, становится более аналитической. В результате учащиеся способны самостоятельно осуществлять исследовательскую работу по выбранной теме, используя различные пути поиска информации, методы исследований, оформить готовый проект самостоятельно.
Опираясь на методику проведения детских исследований А.И.Савенкова, можно выделить следующие основные этапы выполнения научно-исследовательских работ учащимися:
мотивация;
выбор направлений исследований;
постановка задачи;
фиксация и предварительная обработка данных;
обсуждение результатов исследований, выдвижение и проверка гипотез;
оформление результатов работы;
грамотное представление исследовательской работы.
Очень важно заинтересовать ученика в выполнении данной работы, выбрать тему, которая действительно его увлечёт и будет связана непосредственно с его интересами. Выбирая тему работы, важно осознавать её практическую значимость и задаться вопросом: зачем данное исследование? В какой области и для чего можно использовать данное исследование?
Вместе со мной ученик составляет план работы по выбранной теме Следующий этап- ознакомительный. Ученик должен прочитать как можно больше статей, брошюр, книг по выбранной теме, чтобы знать, какой аспект темы хорошо изучен, а какие проблемы ещё не решены и можно сказать своё слово в этом направлении. На этом этапе выдвигается гипотеза, которая после исследования должна либо быть подтверждена, либо опровергнута. Самым трудным и важным этапом работы является сбор материала. Чем больше материала для исследования, тем шире диапазон изучаемого явления, тем научнее и весомее будут выводы.
Для исследования используются различные методы и способы: наблюдение, сопоставление фактов, составление диаграмм, графиков и таблиц. Проводится опрос и анкетирование людей разного возраста и социальных групп. Собранный материал тщательно анализируется, классифицируется, делаются сначала промежуточные выводы, а затем окончательные. Ученик анализирует выполнение поставленных целей и задач.
Когда исследование завершено, начинается этап оформления. Работа должна быть не только интересна, но и ярко, наглядно оформлена. Для этого делается презентация, в которую включаются фотоснимки, архивные материалы, графики и диаграммы, рисунки учащихся.
У учеников есть замечательная возможность представить свою собственную работу на разных уровнях научно-исследовательских конференций: школьном, городском, краевом, федеральном, международном.
Рассмотрим несколько наиболее интересных, на мой взгляд, исследовательских работ.
Очень интересной была работа ученика 3 класса о своём троюродном брате космонавте Скрипочке Олеге Ивановиче. Это пример того, что начатая работа во втором классе. Получила продолжение в 3классе, а затем и в 4 классе Работа эта имеет большое практическое значение в плане патриотического воспитания, профориентации, пропаганде профессии космонавта, которая, как показали наши исследования, далеко не популярна в наше время.
Очень интересные работы были выполнены учениками 3 класса “Путь к подвигу” о бывшем ученике нашей школы Шанском Илье, погибшем в Дагестане, спасая жизнь своим сослуживцам, “Огромное небо полковника Зуева”, о десантнике, принявшем участи в операции “Кентавр”. Все эти работы пополнили материалы школьного музея.
Много исследований мы проводим с детьми на тему экологии: “Как сделать микрорайон чище?” “Куда девается мусор?”, о воде, которую мы пьём. Наиболее удачными и значимыми работы я считаю - “Экологическое состояние воды в реке Кубань”, “Первый российский меламин”.
Иногда дети выбирают темы, казалось бы, уже известные и неактуальные. Но я стараюсь составить с ребёнком план его исследований так, чтобы эти исследования, были интересны, индивидуальны. Так работа ученицы 2 класса “Чипсы вкусно! А полезно ли?” заняла 3 место на городской научно-практической конференции.
Переходя в среднюю школу, ученики продолжают исследовательскую работу под моим руководством. Так в прошлом году ученик 5 класса выполнил работу на тему “Безопасный путь в школу”. Он провёл исследования и пришёл к выводу, что дорожная обстановка вокруг школы № 20 небезопасна для её учеников. Были написаны письма-обращения начальнику полиции, мэру города. Результат – установлены дополнительные знаки, ограничивающие скорость движения. О фактах, изложенных в работе, была написана статья в газете “За рулем – Регион. Северный Кавказ” корреспондентом А. Сапруновым.
Наиболее удачными получаются, творческие проекты “Моё увлечение – бисероплетение”, “Меняются времена, меняются и куклы”, “Подарки из папье-маше”.
Я с гордостью говорю о результатах, которых достигли мои ученики в области учебных исследований. Мы выбирали такие темы, которые “списать” невозможно, так как в литературных источниках такого материала нет.
Каковы же результаты проектно-исследовательской деятельности учащихся? В данном случае имеется, по крайней мере, два результата. Первым можно считать тот, что создаёт ребёнок своей головой и руками – макет, доклад, отчёт и тому подобное. Второй (педагогический) – самый важный. Это, прежде всего, обеспечение положительной динамики формирования универсальных учебных действий младших школьников.
В процессе организации учебно-исследовательской деятельности много достоинств:
одна и та же информация повторяется в разной форме (детям не скучно);
есть возможность неоднократно повторять новый материал с целью его усвоения и систематизации;
процесс обучения приближен к реальной жизни;
развиваются коммуникативные навыки (ведения дискуссии; доказывания и аргументирования);
воспитываются нравственные качества личности (сопереживание, великодушие, терпение, трудолюбие, честность, доброта и др.).
Исследовательская деятельность способствует формированию:
личностных УУД
адекватная самооценка;
испытывая чувство радости узнавания нового, чувство гордости за самого себя, подав ценную идею, младший школьник ощущает возросшую уверенность в себе, что, в свою очередь, подкрепляет его позитивное отношение к самому себе;
формируется мотивационная основа учебной деятельности;
вырабатывается внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
регулятивных УУД:
дети учатся в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
познавательных УУД:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
строить логическое рассуждение, осуществлять сравнение, синтез; классифицировать;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ
коммуникативных УУД:
строить понятные для партнёра высказывания;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
учитывать разные мнения, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи
Сегодня проектно-исследовательская деятельность не только способствует решению вышеперечисленных задач, но и играет роль прогнозирования. Учитель наблюдает склонность ученика к тому или иному виду деятельности, к предмету. Это выражается в некоторой преемственности к стартующему в среднем звене олимпиадному движению.
Я разделяю точку зрения педагогов, которые называют научную деятельность учеников младших классов первым шагом самореализации ребёнка.
Литература.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Начальная школа. – 2005. - №6.
Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Начальная школа. – 2005. - №9.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Начальная школа. – 2004. - №2.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Пособием для учителя. - Самара: Издательство "Учебная литература"
Феоктистова В.Ф Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
[http://www.school2100.ru/pedagogam/collect/index.php?SECTION_ID=1761] Образовательная система “Школа 2100”[http://aneks.spb.ru/index.php/publikacii/82-preschool-projects/267-l-r] “Исследовательская деятельность в начальной школе” Кроликова Ю. В.