Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»
Эти строки знакомы нам с детства. Общество и государство возлагают на учреждения образования важнейшую задачу: воспитать патриота – подготовить учащихся к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, выполнению функций организатора и исполнителя, гражданина и труженика, защитника Отечества, который готов к работе на благо Родины.
В настоящее время, для развития и процветания нашей страны мало, чтобы человек получил образование в какой-либо своей узкой специализации, также требуется, чтобы человек хотел работать и всячески способствовал развитию своей страны. Для этого с раннего возраста детям необходимо прививать любовь к героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, гордость за родной язык и красоты родной природы.
Начальная школа является первой ступенькой долгого и кропотливого труда по воспитанию гражданственности и патриотизма у учащихся. Данная проблема очень актуальна и значима в наше время, так как будущее нашей страны зависит от подрастающего поколения и перед нами, педагогами, стоит непростая задача сформировать в каждом ребенке все необходимые качества, которые создадут устойчивый фундамент для развития личности, найти для детей новые ориентиры для подражания, новые методы воздействия на сознание и чувства современных школьников.Отношение к Родине младшего школьника начинает закладываться в семье. Оно проявляется в любви к матери, отцу, дедушкам, бабушкам, братьям и сестрам. Именно родители первыми закладывают основы формирующейся личности, оставляют первый и самый глубокий след в душе ребенка. Воспоминания детства: колыбельная песня матери, сильные руки отца, подбрасывающие малыша к потолку, мудрая сказка бабушки — западают глубоко в душу и надолго определяют самочувствие человека. По мнению многих, счастливые воспоминания детства часто спасали в самых страшных жизненных испытаниях, уберегая от последнего, непоправимого шага.
Любовь к Отечеству начинается с любви к родному дому, где человек родился, вырос, впервые испытал счастье жизни. Недаром поэты и музыканты столько стихов и песен сложили о родном доме. Домашнее тепло - одно из условий счастливого детства. Счастливое детство способствует формированию доброго и здорового человека. Душевно здоровые, крепкие, развитые люди образуют здоровое общество. Следовательно, создание домашнего очага для ребенка — дело не только самих родителей, оно лежит в интересах общества.
Почему дом (как ценностное понятие) так важен для ребенка? Во-первых, с точки зрения психологии, это та среда обитания, где ребенок чувствует себя в безопасности, где он защищен от неизвестности и опасностей окружающего мира. Во-вторых, дом — это то место, где ребенок учится, познает, радуется, где исполняются его явные и тайные мечты, где любят друг друга просто так, ни за что. В-третьих, дом там, где у ребенка есть место, не только место для учебы, игр, отдыха, но и место в семейных отношениях, где с ним считаются, принимают, ждут. Здесь формируется сознание своего «Я», своей общественной ценности. Здесь формируются и чувства стыда, боли, а в конечном итоге — чувство совести, которое в дальнейшем будет сопровождать человека на жизненном пути и подсказывать, что хорошо, а что плохо.
Начиная с 4-летнего возраста, ребенок тянется к сверстникам. В школе для него важно признание детского коллектива. Психологи считают, что возраст от 6 до 11 лет характеризуется самым высоким интересом к коллективу. Это поистине период коллективизма, групповых подвижных игр и всевозможных соревнований. Ребенок утверждает себя в группе сверстников. Теперь это главная среда его обитания. Оценки и мнение сверстников становятся весьма значимыми. Воспитывая патриотизм, мы формируем отношение к сверстникам как к товарищам по совместным играм, общей деятельности, общим интересам, общему отношению к миру, стараясь при этом воздействовать на группу таким образом, чтобы ее влияние было положительным в социальном плане.
Придя в школу, ребенок становится членом классного коллектива и школьного сообщества. Здесь он делает первые шаги в познании мира, своей страны. Здесь он видит прообраз общественных отношений, окунается в жизнь, построенную по определенным правилам, имеющую определенную иерархию. Для ребенка школа олицетворяет общество. Именно в ней закладываются ценностные установки, приходит понимание своей связи с жизнью страны, событиями, происходящими в мире. Отношение к классу, школе является кирпичиком большого дома — отношения к Отечеству, ведь школа — это «кусочек» той страны, где живет ребенок. Отношение к классу, школе зависит, в свою очередь, от того, как ребенок учится (успешно или неуспешно), как к нему относятся учителя и сверстники, каков психологический климат в классе и школе и т. д. Создавая ситуации успеха в учении, повышая статус ребенка в группе, гармонизируя отношения в коллективе, проявляя заботу о благоприятном психологическом климате, в котором все чувствовали бы себя комфортно и защищённо, мы тем самым закладываем основы ценностного отношения к школе.
Важнейшим компонентом гражданского и патриотического воспитания является отношение к природе как дому человечества. Работа в этом направлении ведется исходя из постулатов: «Природа — наш дом» и «Беречь природу — значит беречь Отечество». Младший школьный возраст — наиболее благоприятный для воспитания ценностного отношения к природе. Дети очень эмоционально относятся к объектам природы, с готовностью и желанием участвуют в общественно полезном труде в природе, проявляют интерес к природным явлениям. Важно не упустить этот момент, формируя экологическую готовность к правильному взаимодействию с природой.
Любовь к своей семье, своему жилищу, своей школе, окружающей природе, постепенно расширяясь, переходит в любовь к родной стране, ее истории, прошлому и настоящему. Ребенок узнает, представителем какого народа он является; в какой стране живет, что в ней происходит, как это связано с ним самим и его семьей. Он начинает изучать свою страну: ее историю, географическое положение, знакомится с выдающимися людьми, оставившими след в истории и культуре. Начинает формироваться его гражданская позиция.
История страны неразрывно связана с историей и настоящей жизнью народа. Поэтому я формирую у детей отношение к своему народу, его языку, культуре, искусству, традициям и обычаям, приобщает к духовным ценностям народа. Это происходит в учебной деятельности и во внеклассной работе.
Патриотизм — категория нравственная и в то же время гражданственная, действенная. Любовь к Родине немыслима без активного участия в жизни страны, без труда на благо и процветание Отечества. Поэтому, воспитывая патриотизм, я формирую у детей отношение к труду как ценности, приучаю к физическим и духовным усилиям, воспитываю ценные трудовые мотивы (заботы, долга, ответственности). Именно в труде материализуются отношения детей к близким, дому, природе, людям, Родине.
Последовательное, поэтапное формирование всех названных отношений, на мой взгляд, составляет содержание гражданского и патриотического воспитания. Все эти отношения фокусируются в понятиях, которые называются гражданственность и патриотизм.
Организуя гражданственно-патриотическое воспитание, следует опираться на психологические особенности младших школьников.
Ребенок 6-8-летнего возраста мыслит образами, конкретными категориями, эмоционально воспринимает ярко окрашенные события и факты. Поэтому ознакомление детей с жизнью своей страны необходимо строить на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними. Это ближе и понятнее ребенку. Например, знакомя детей с историей страны, я прошу их составить с помощью родителей свою родословную. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.
Младшие школьники, в силу конкретности мышления, еще не могут осознать сущности общественных явлений и понятий. Так, понятие Родина сужается у них до того узкого окружения, в котором они живут. Поэтому воспитание патриотизма следует начинать с воспитания любви к близким: маме, папе, дедушке, бабушке, сестренке; с любви к дому, в котором ребенок живет; саду, дереву, которое растет у дома; речке, в которой купается летом; близкому окружению — к тому, что рядом, что понятно, взаимодействие с которым проникнуто эмоциями и переживаниями: в саду растет яблонька, посаженная в честь его рождения; под этим деревом он сидел, когда играли в прятки; в лесу он собирал спелую душистую землянику; в огороде он помогал сажать и убирать картошку; в родном доме всегда тепло и уютно. Это и есть для малыша Родина — близкая, понятная, родная, наполненная звуками и запахами.
Известная эмоциональность младших школьников диктует мне необходимость облекать знания об обществе, Родине и ее истории в яркую образную форму, опираться на эмоции и чувства детей. Все дела, проводимые мною в классе, всегда наглядные, конкретные. Если ребенок эмоционально не пережил то, о чем я рассказываю, или то, что он делает сам (участвует в озеленении школы, обустройстве школьной территории, украшении класса, поздравлении ветеранов, в общественно ценных акциях), то услышанное или сделанное не оставит глубокого следа в его душе. Так, запланированная учителем встреча с ветераном может оставить детей равнодушными. Но мои дети заранее готовились к встрече (готовили подарки, придумывали вопросы, красочно оформляли приглашения), то она надолго запомнилась и ребятам хочется ее повторять.
Следует учесть и такую особенность младших школьников, как активность. Готовность к активным действиям, к поиску новых впечатлений и новых друзей, открытость любому жизненному опыту, огромная энергия детей этого возраста предоставляют широкие и разнообразные возможности в организации патриотического воспитания. Дети с удовольствием участвуют в различных видах деятельности, выполняют поручения, трудятся на пользу общества. Работа в группе, общественно значимая и общественно оцениваемая, очень нравится детям.
Поскольку младшие школьники еще недалеко ушли от дошкольников и игра продолжает занимать в их жизни важное место, в патриотическом воспитании я широко использую игру, игровое оформление, игровые моменты. Это могут быть познавательные, экологические, подвижные игры, оформление общественных акций, игровые названия, девизы — все то, что импонирует восприятию младшего школьника и делает очень серьезные понятия близкими и доступными.
Все вышесказанное говорит о том, что младший школьный возраст — наиболее подходящий для воспитания гражданственности и патриотизма. Неотъемлемой частью в формировании этих понятий является неразрывная связь учителя с семьёй каждого ребёнка. Только вместе (школа + семья) мы сумеем достичь высокого конечного результата в этом направлении воспитания!
Гражданское воспитание. Воспитание гражданина в современных условиях
Воспитание Гражданина является общей целью образовательной системы России. Эта цель нашла отражение в Законе РФ «Об образовании». Воспитание гражданственности является одним из основных принципов государственной политики в области образования (статья 2).
Воспитание гражданина в современной школе реализуется, прежде всего, через систему форм и методов гражданского образования и воспитания.
В общей структуре содержания обучения и воспитания необходимо рассматривать понятийно-категориальный аппарат. Поэтому для нас было весьма важным установить, какие основные признаки представляют содержание понятия «гражданственность». При определении его компонентов мы исходили из того, что примерная модель признаков гражданственности должна содержать существенные внутренние закономерности, связи признаков, вскрывать их сходство и различия, то, что позволяет объединить их в систему, а также определённым образом структурировать, интегрировать.
Понятие «гражданственность» является ключевым для гражданского воспитания, однако возникают трудности в процессе его толкования как теоретического, так и практического характера. Главная трудность – это отсутствие научно обоснованного определения гражданственности, которое на повседневном уровне всем, как правило, знакомо и понятно. В некоторой справочной литературе мы можем увидеть такое определение: гражданственность – это нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга пред государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.
Можно сформулировать определение гражданственности и как совокупность убеждений и взглядов, предполагающих, с одной стороны, высокую степень независимости и самостоятельности индивидуальных суждений об обществе, с другой – нерушимую социальную солидарность, выражающуюся в участии человека в жизни социума. Гражданственность проявляется в виде индивидуального поведения, но опосредуется социокультурной обстановкой и может быть развита в соответствии с внешней волей. Само же гражданское воспитание представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания.
Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу.
В практическом плане мы понимаем под гражданским образованием и воспитанием образовательную, воспитательную, управленческую и иные виды деятельности, направленные на формирование гражданина, способного, умеющего и желающего жить в гражданском обществе и правовом государстве.
Конечной целью гражданского воспитания является достижение такого уровня индивидуального сознания, который можно охарактеризовать примерно так: «От того, что и как я делаю, как веду себя и за что голосую, зависит судьба моего народа, моего государства, моя собственная, моих близких; за всё я отвечаю, всё я должен делать по закону и по совести».
Отсюда можно определить понятие гражданина как сознательной личности, сочетающей свободное критическое мышление и автономию с законопослушанием и принятием общественных институтов. Гражданин должен обладать знаниями (о правах человека, государстве, выборах и т.д.). Умениями (критически мыслить, анализировать политическую ситуацию, сотрудничать с другими людьми и т.п.), ценностями (уважением к правам других, толерантность, компромиссность и др.), а также желанием участвовать в общественно-политической жизни.
Из этого вытекают и задачи гражданского воспитания. Таковыми являются:
распространение среди учителей гуманистических ценностей открытого общества, приобщение к соответствующим (личностно-ориентированным) методам воспитательной деятельности, повышение их политической и правовой культуры;
освоение школьниками гражданско-правовых знаний и ценностей как составной части общей культуры;
выработка установок гражданского поведения в процессе воспитания и овладения их нравственным смыслом.
Воспитание гражданина в современных условиях определяется задачами подготовки учащихся к жизни в демократическом правовом государстве и гражданском обществе. В содержание современного гражданского образования школьников выделяются две основные тесно взаимосвязанные стороны: гражданско-правовое образование, связанное с формальной гражданской принадлежностью личности к данному государству и воспитание гражданственности как совокупности качеств личности, интегрирующих ее в социокультурное пространство нашего общества, историю и культуру России.
Воспитание гражданина в современной школе реализуется, прежде всего, через систему форм и методов гражданского воспитания.
Сущность гражданских качеств личности учащихся, на формирование которых должна быть направлена учебная и воспитательная деятельность общеобразовательной школы, определяется:
1. Историческими традициями отечественной культуры, всех народов Российской Федерации, духовными идеалами и ценностями современного российского общества; 2. Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством об образовании и региональными законодательными актами (Закон РФ «Об образовании»); 3. Нормативными и программными документами Правительства Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации, ориентирующими направленность воспитательной деятельности в учреждениях государственного и муниципального образования (Национальная доктрина образования в Российской Федерации 2000г.; Программа развития воспитания в системе образования 1999г.; Государственная Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации 2001г. и др.); 4. содержанием базовых учебных курсов гуманитарного образования, дополнительного образования и воспитания, их методическим обеспечением. В числе основных качеств личности гражданина, которые должны формироваться у школьников в процессе обучения и воспитания в российской школе, можно выделить следующие:
– любовь к Родине, уважение отечественной истории и культуры, знание и почитание общенациональных идеалов, ценностей, святынь;– любовь к своей семье, уважение института семьи в обществе;– уважение жизни и здоровья человека, гуманизм в межличностных отношениях, в коллективной деятельности в обществе;– бережное отношение к окружающей природе, стремление сохранять и благоустраивать природную среду в нашей стране;– желание активно участвовать в производственном труде для личной самореализации и процветания всего российского общества;– уважение ценностей российской национальной культуры, культуры своего этноса и культуры других народов России, способность к сотрудничеству с представителями разных этнических и конфессиональных групп в российском обществе; – уважение российского государства как высшей формы самоорганизации российского общества, понимание целей и задач его деятельности;– уважение гражданских прав и свобод в обществе, охраняемых законом (политических, экономических, национальных, религиозных, свободы слова), свободы взглядов и убеждений сограждан, мировоззренческая толерантность; – социально-политическая активность, готовность к политической деятельности в рамках действующего законодательства;– готовность к защите Отечества, выполнению патриотического воинского долга в условиях внешней опасности для российского государства и общества.
Отсюда можно выделить основные черты гражданина нового общества:
1. Прежде всего, он должен быть действительно свободным, способным реализовать и отстаивать гражданские права, уметь жить в условиях демократического общества. 2. Это должен быть исключительно активный, инициативный, уверенный в себе, деятельный и предприимчивый человек, который может в системе рыночной экономики найти максимально эффективное приложение своим способностям, знаниям и умениям, материально обеспечивая себя и своих близких, приумножая общественное богатство.3. Гражданин нового общества немыслим без развитого чувства патриотизма, гражданского долга и ответственности за сохранение природных богатств Родины.
Это не так просто воспитать в современном школьнике, нужны нетрадиционные подходы и методики, которые изо дня в день будут ориентировать юное поколение на овладение культурными общечеловеческими ценностями, помогут ему найти свое место в гражданском обществе. Соответствующие знания, навыки и ценности и должны формироваться уже на уровне первоначальной социализации личности, когда юный гражданин начинает осознавать принадлежность к социальному содружеству – школе, городу, стране.