Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа поселка Синегорье»
__________________________________________________________
686222, п. Синегорье, ул. Победы, д. 5 тел. 8-413-434-66-47
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ п. Синегорье»
___________________ Т.Ю. Манькова(подпись, печать)
«ПОЭТОМ МОЖЕШЬ ТЫ НЕ БЫТЬ, НО ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАН»
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВОСПИТАНИЮ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Срок реализации – 4 года
Возраст детей – 11-17 лет Разработчик:
Власенко С.И., учитель
русского языка и литературы


Автор: Власенко Светлана Ивановна
Место работы: МБОУ «СОШ п. Синегорье»,
Ягоднинский район, Магаданская область.
Должность: учитель русского языка и литературы,
1 квалификационная категория
«Историческое значение каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине, его человеческое
достоинство – силой его патриотизма».
Н.Г. Чернышевский
Актуальность исследования.
Работа в качестве учителя русского языка и литературы на протяжение 33 лет, общение с коллегами позволяют говорить о снижении интереса обучающихся к изучению русского языка и литературы, о падении интереса к чтению, а, значит, и к национальной культуре, что ведёт к духовному опустошению подрастающего поколения.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Одним из ключевых направлений этой деятельности является создание условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы. В связи с этим проблема гражданско-правового и патриотического воспитания становится одной из актуальнейших в современной школе.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важных сферах его деятельности – в идеологической, политической, экономической, культурной. Благородные чувства не рождаются сами собой, не возникают стихийно, а формируются, развиваются и совершенствуются в процессе воспитания и приобретения жизненного опыта, начиная с детских лет. В связи с этим проблема патриотического воспитания была и остается одной из актуальных проблем.
Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающего поколения на ценности отечественной культуры, формировании у них ценностного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому. Важно прививать детям чувство гордости за свою страну, воспитывать у них уважение к Конституции, государственной символике, родному языку, народным традициям, истории, культуре, природе своей страны; формировать активную гражданскую позицию и самосознание гражданина Российской Федерации.
Чувство гордости за нашу прекрасную Родину переполняет сегодня сердце каждого учителя. Хочется сказать словами народного белорусского поэта Пимена Панченко:
В век бесконечного притворства,
И криводушия, и лжи,
Отчизна наша – светлый остров,
Где труд и праздник – для души.
Филологическое образование обладает особым потенциалом в духовно-нравственном воспитании личности, развитии ее моральных качеств, гражданского сознания, коммуникативных способностей, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры. Предметы этого цикла предоставляют школьникам образцы нравственного поведения, духовной культуры личности, расширяют позитивный социальный опыт детей и подростков.
Влияние литературы в целом, и чтения, в частности, на формирование личности школьника является неоспоримым фактом. Важность чтения подчёркивал и В.А. Сухомлинский: «Чтение как источник духовного обогащения, не сводится к умению читать; этим умением оно только начинается. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Читательская культура является существенным показателем духовного потенциала общества.
Главной задачей патриотического воспитания на уроках литературы является процесс становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а результат его во многом зависит от мастерства как педагога, так и родителей.
Из опыта работы.
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»
Н.А. Некрасов
В наше время проблема воспитания гражданина и патриота в условиях экономической нестабильности, социального неравенства общества, эгоизма, равнодушия, немотивированной агрессивности, цинизма, роста национализма стоит наиболее остро. Потому как никогда актуальны слова Н.А. Некрасова:
«А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Ах! Будет с нас – купцов, кадетов,
Мещан, чиновников, дворян,
Хватает даже нам поэтов,
Но нужно, нужно нам граждан!»
И я, как учитель, считаю, что несу ответственность не только за знания, но и за воспитание будущего поколения. Все это и подтолкнуло к выбору методической темы: «Воспитание патриотизма и гражданственности на уроках литературы».
Главная задача, которую я ставлю перед собой, - создать условия для формирования личности духовно богатой, помочь ей реализоваться в учёбе и общении, создать условия для гармоничных взаимоотношений в системе «педагог – школьник» и условия для стремления обеих сторон к позитивному взаимодействию. Поэтому своё педагогическое кредо хочу определить словами: «Вперёд, дерзая и угадывая!»
Работая в данном направлении, определяю перед собой цель: создать условия для развития личности, обладающей важнейшими качествами гражданина – патриота своего Отечества. Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:
1. Формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну.
2. Воспитание личности гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны.
3. Развитие навыков самостоятельной аналитической работы с художественными текстами, навыков устной, письменной и ораторской речи, творческих способностей обучающихся.
На уроках литературы занимаемся по учебному пособию под редакцией А.Г. Кутузова и Ю.В. Лебедева, также я использую готовые программные продукты - «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Энциклопедия русской литературы», презентации учебного материала, в том числе выполненные самими учениками.
Содержание и структура программ определяются целью литературного образования: приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить способность оценивать произведения литературы и отражённые в них явления жизни и на этой основе формировать гражданскую, идейно-нравственную позицию, чувство патриотизма школьников. В отборе произведений для чтения и изучения не утратила своей значимости мысль, высказанная К.Д. Ушинским: «Всё в преподавании должно быть нравственно, так, чтобы само говорило за себя, не нуждаясь в сентенциях. То литературное произведение нравственно, которое заставляет дитя полюбить нравственный поступок, нравственное чувство, нравственную мысль, выраженные в этом произведении».
В своей работе я использую различные формы учебных и внеклассных занятий. Вместе с традиционными формами учебных занятий (лекция, семинар, экскурсия, практикум и другие) я использую и нетрадиционные уроки (заочное путешествие, соревнование, «круглый стол», «творческая лаборатория», «проба пера»). Необходимо помнить: обучение в школе должно быть адекватно современным стратегиям обучения – обучать с применением методов, способствующих развитию критического мышления; развивать способность и навыки самостоятельного поиска информации с использованием различных информационных ресурсов. Особое внимание в процессе обучения предмету и воспитательной работе уделяю использованию дискуссии, культуровоспитывающей технологии.
Важность регулярного использования дискуссии на учебных занятиях в настоящее время не оспаривается никем. Для прочного усвоения знаний и понимания возможности их использования в практической деятельности необходимо не просто прочитать и выучить материал, но и обязательно обсудить его с другим человеком. Известно, что интеллектуальный рост является продуктом как внутренних, так и внешних, т.е. социальных, процессов. Более высокий уровень мышления возникает из взаимоотношений или, проще сказать, диалога между людьми. Дискуссия – это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради формирования мнения каждым участником или поиска истины. Сущностной чертой учебной дискуссии является диалогическая позиция педагога, которая реализуется в предпринимаемых им специальных организационных усилиях, задаёт тон обсуждению, соблюдению его правил всеми участниками.
Приоритетной в моей работе является обучение по интересам детей с целью развития эмоциональной сферы личности, развития творческих способностей, созидательных качеств в личности, воспитания человека высокой гуманитарной культуры.
Сегодня внедрение компьютерной технологии в учебный процесс является неотъемлемой частью учебного процесса, так как повышает эффективность обучения и качество знаний, придаёт уроку эмоциональную окрашенность, психологически облегчает процесс усвоения учебного материала, развивает познавательную активность учащихся. Учащиеся самостоятельно готовят презентации к уроку при изучении той или иной темы, тем самым являясь активными участниками урока при закреплении или объяснении нового материала, участвуют в школьных и районных научно-практических конференциях.
В старших классах наиболее приемлемой формой самостоятельной работы учащихся являются семинарские занятия. Они необходимы при изучении крупных эпических произведений, а также по обобщающим темам.
В ходе подготовки докладов, сообщений к семинарскому занятию ученики подбирают литературу по теме, закрепляют навыки по составлению плана, самостоятельно подбирают эпизоды для сопоставительного анализа образов, делают лингвистический анализ текста, пишут сочинения, рецензируют ответы товарищей.
На семинарских занятиях учащимся предлагаются разные виды фронтальных, групповых индивидуальных заданий. Например, при изучении романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», класс был разделен на 5 групп с учетом подготовленности и межличностных отношений, каждая группа получила задание, расширяющее знания учащихся, полученные на уроке, список рекомендованной литературы. На подготовку к семинару было отведено 7 дней, в течение которых ученики могли получить консультацию учителя. Учащиеся уже знакомы с таким видом работы, знают порядок проведения занятия, имеют памятку по рецензированию доклада:
- достоверность использованных источников;
- полнота рассказа;
- убедительность аргументов;
- связность изложения, умение владеть речью и удерживать внимание слушателей.
Учащиеся также знают, что по ходу выступления товарищей нужно делать записи. Оценивая доклад, нужно отметить достоинства и недостатки. В классном уголке – список групп учащихся и закрепленные за ними темы, памятка по рецензированию доклада.Внимательно изучая текст романа, критическую литературу по творчеству писателя, ученики вырабатывают навыки пользования разными способами цитат из художественных произведений и статей, что, несомненно, поможет им над работой в сочинении.
Нельзя отрицать роли классической литературы в патриотическом воспитании подростков. Русские писатели старались создать образ положительного героя. Достаточно вспомнить романы И. С. Тургенева "Накануне", "Отцы и дети", «Рудин», Н. Г. Чернышевского "Что делать?", А.Грибоедова «Горе от ума», М. Горького "Мать", - их роль просто неоценима! Все это сделало русскую литературу XIX века неотъемлемой частью того культурного наследия, которое, будучи критически переработано, явилось в XX веке в обновленном качестве у классиков нового поколения. Величайшим поэтом переходного периода явился Блок, ярко, точно отразивший путь России, а значит, и литературы, неотъемлемой части культурной жизни страны.
Моя задача на уроках литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа образа положительного героя такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за своѐ поведение на примере произведений. Задача учителя литературы и заключается в том, чтобы создать в процессе анализа такой образ героя, такие учебные ситуации, когда подростки включились бы к размышлению о смысле существования человека в обществе, о его ответственности за свое поведение.
Одной из основных задач воспитания, считаю, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувства гордости за свою Родину. Без любви к Родине и уважения к её истории, культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины. Для достижения этих задач уроки литературы имеют богатейшие возможности через изучение программных произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А. Ахматовой, М. Цветаевой, М.А. Булгакова, А.И. Куприна и других.
В. Сухомлинский писал: " Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце ребёнка на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины".
Учитывая огромные возможности художественной литературы, я вовлекаю учеников в процесс самовоспитания на примере личности положительного героя, обнаруживая перед ними:
из чего складывается процесс принятия человеком жизненной цели;
в чем заключается самоанализ современного поступка и линии поведения;
какое место в жизни имеет нравственный выбор;
какую роль может сыграть нравственный образ, которому следует человек.
В 5-9 классах на уроках литературы стараюсь применять различные формы и методы работы. Детям очень нравятся литературные викторины, брейн-ринги, заочные путешествия, творческие мастерские, посиделки.
Работая по теме "Народная мудрость", дети узнают, что у нашего народа есть " живой цветок", который сказки сказывает, учит, потешает и поёт. Особенно велика ценность фольклора потому, что он дает детям понятия о жизни человека и общества. В фольклоре отражается целостная культура народа, которая многогранна: это весь быт, традиционные занятия и народные игры, праздники, обряды.
Знакомя пятиклассников с миром сказок, пословиц, поговорок, загадок, я стараюсь показать им удивительный мир волшебства, образности, точности языка.
Сказка «Бой на Калиновом мосту», где главный герой – Иван, крестьянский сын - настоящий воин, умеющий постоять за себя словом и делом, учит детей чувству долга, мужеству, храбрости, отваге, любви к своему отечеству.Считаю, что одним из жанров, содержащим в себе большие воспитательные возможности, являются пословицы патриотического содержания. Основная работа с пословицами - это раскрытие их смысла прямого и переносного значения.
Жить – Родине служить.Сам погибай, а товарища выручай. Герой умирает, а слава его живет.Любовь к Родине сильнее смерти. Ручьи сольются – река, люди соединятся - сила.Береги землю родимую как мать любимую.
Одна у человека мать, одна у него и Родина.
Дети заучивают пословицы, составляют мини - сочинения с включением пословиц на тему: «Моя Родина», « Мой родной посёлок», рисуют рисунки. (ПРИЛОЖЕНИЕ)
При изучении в 5 классе произведения Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», применяю такую форму работы как «Проба пера» - обучающиеся пишут сочинения от лица Жилина и от лица татарской девочки Дины. (ПРИЛОЖЕНИЕ)
В 6 классе в центре внимания литературы становится человек как главный объект, его взаимоотношения с окружающим миром. На мой взгляд, здесь очень важно показать учащимся законы взаимоотношений человека с человеком, с обществом, властью, природой и показать, что при любых обстоятельствах человек должен оставаться Человеком, как в произведении Н.С. Лескова «Человек на часах».
Изучая с шестиклассниками «Бородино» М.Ю. Лермонтова, использую компьютерную презентацию (Приложение) и музыкальное сопровождение, чтобы показать героизм русского народа в Отечественной войне 1812 года, которая всколыхнула лучшие силы народа, дала мощный толчок общественному сознанию. На этих уроках происходит беседа о значении Бородинской битвы, рассказ о Лермонтове не только как о поэте, но и участнике битв на Кавказе. Главным при анализестихотворения является ответ на вопрос: «Почему чувстваучастников далеких событий 1812 года продолжают нас волновать и сейчас? Почему во время Великой Отечественной войны защитники Москвы часто произносили слова Лермонтова: «Ребята! Не Москва ль за нами?». Анализ текста хорошо дополняют репродукции картин Ф. Рубо «Панорама Бородинской битвы», «Кутузов под Бородиным» С.В. Герасимова, а также устное создание сценария фильма.
Обучающиеся 7 класса знакомятся с художественным временем и художественным пространством в литературе, с историческим прошлым нашей Родины, с многогранным внутренним миром человека. Так, о прошлом своей Родины ребята узнают из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Гоголь передал дух того времени, историю народа в его величии. (приложение)
С 8 класса начинается курс на историко-литературной основе и строится строго по хронологическому принципу: изображение человеческой личности в литературе Древней Руси («Слово о полку Игореве»), в XIX веке (А. Толстой «Петр Первый») и в XX веке
(произведения М. Шолохова, А. Фадеева, А. Солженицына, Б. Васильева, В. Некрасова, В. Распутина).
На уроках в 8 классе, посвященным изучению произведений житийного жанра в древнерусской литературе, использую «заочное путешествие в прошлое на машине времени». В ходе путешествия в «Житии преподобного Сергия Радонежского» обучающиеся узнают о Сергии Радонежском - подвижнике, духовном деятеле, патриоте, вдохновителе ратных дел Дмитрия Донского. Всей своей жизнью святой являл современникам пример христианского благочестия, любви к людям, простоты, знания сердца человеческого, неприхотливости, скромности, трудолюбия. По словам В. Солоухина, Сергий Радонежский был «пастырь духовный и муж государственный». Он жил в трудное время татарского ига на Руси.
«Начинающаяся русская культура была растоптана ордынским нашествием; тьма одичания, умственного и духовного, налегла на нашу родину, и вся наша, хотя и зачаточная, образованность испытала паралич… Люди потеряли веру в добро и угрюмо отъединялись в своём горе, в своём озлоблении: человек человеку волк», - так говорил известный религиозный философ С. Булгаков. Это ли не пример для современных подростков?
В 9 классе при изучении романа «Капитанская дочка» урок выстраиваю таким образом, чтобы каждый ученик задумался об истинных человеческих ценностях, таких, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, желание творить добро, не требуя за это благодарности, чувство чести и достоинства. (ПРИЛОЖЕНИЕ).
При изучении рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» на примере Андрея Соколова «за круглым столом» находим лучшие черты русского национального характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность.
В 10-11 классах большое внимание уделяю проведению уроков-дискуссий, лекций, семинаров, практикумов, «круглых столов», в ходе которых обучающиеся высказывают свое мнение, спорят, находят истину.
В 10 классе основное внимание школьников при анализе русской классики направлено на своеобразие способов изображения человеческой личности в художественной литературе разных направлений. Например, Н.С. Лесков «Очарованный странник», роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», произведения М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия», «Родина» - возвышенное и трагическое в поэзии; идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине; роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» - бескомпромиссный поиск истины, боль за человека как основа авторской позиции, проблема личной ответственности человека за судьбы мира , роман Л.Н. Толстого «Война и мир» - любовь к жизни, чувство полноты бытия, поиски смысла жизни – вот неполный список произведений, которые играют важную роль в духовном взрослении человека и дают ответы на многие наши вопросы.
В 11 классе в литературе нашли отражение все стороны русского национального характера. Героико-патриотическое активное творческое начало, заложенное в национальных особенностях нашего народа, мы видим в творчестве М. Горького, В. Маяковского, Н. Островского, А. Твардовского, в «Тихом Доне» М. Шолохова и во многих других произведениях писателей.
Большой раздел литературы XX века посвящен произведениям о Великой Отечественной войне.
Планируя в 7-9 классах уроки по изучению произведений о Великой Отечественной войне, ставлю перед собой цель: показать внутреннюю красоту характера русского человека, его душевную щедрость, скромность, сочетающиеся в нем с поразительной стойкостью и самоотверженностью. На примере величия народного подвига у обучающихся, не знавших войны, стараюсь воспитывать любовь и уважение к своей Родине, к своему народу.
При изучении произведений о Великой Отечественной войне я использую на уроке разные методические средства: репродукции картин и фотографий с военной тематикой, презентации, экранизации художественных фильмов (киноурок), выставки литературы по данной тематике, музыкальное оформление. Участвуем в акции «Письмо ветерану», конкурсе сочинений «История моей семьи» (ПРИЛОЖЕНИЕ).
Выбирая для анализа повесть Василя Быкова «Сотников», ставлю перед обучающимися задачу серьезно задуматься над опасностью бездуховности, понять необходимость жить по высоким, требовательным законам нравственности: законам совести, долга, человечности. Эпиграфом к уроку беру слова Быкова: «Что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»
Острота постановки вопроса самим писателем определяет и форму урока как проблемной беседы. Учащимся даются заранее опорные вопросы к анализу повести, которые помогают сосредоточиться на главном:
1. Когда впервые расходятся пути Сотникова и Рыбака?
2. Как повели себя в критической ситуации Сотников и Рыбак?
3. Показывает ли автор, каким трудным был путь Сотникова к подлинному мужеству?
Каков его последний подвиг?
4.В чем смысл слов автора, отражающих мысли и самого героя: «По существу он
жертвовал собой ради спасения других, но не менее, чем другим, это пожертвование было необходимо и ему самому?»
Далее намечается путь поисков ее решения. Беседа «за круглым столом» строится как сопоставительный анализ характеров, поступков Сотникова и Рыбака. Подводя итог всему сопоставительному анализу характеров главных персонажей повести В. Быкова, я подвожу ребят к выводу, что высокая мера духовности позволяет человеку найти единственно достойное решение в жестоких обстоятельствах жизни, поддерживает его в выборе, когда он предпочитает смерть позору соглашательства. В этом состоит духовная сила партизана Сотникова, в этом источник его подвига, высочайшего патриотизма.
Уроки литературы по произведениям Ю. Бондарева «Горячий снег», «Выбор», по произведениям Астафьева и других дают богатый материал для воспитания патриотических чувств наших учащихся, формируют у них гражданскую позицию.
Накануне 70-летия Победы были проведены уроки-поиски в 8-9-х классах «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». К нему учащиеся готовились заранее, разыскивая материал о своих родственниках – участниках войны или трудового фронта. Почти у каждого в этих классах нашлось, что рассказать о своих родственниках – участниках войны. . (ПРИЛОЖЕНИЕ)
Одним из самых глубоких патриотических чувств человека является любовь к родной природе. В произведениях И. Бунина, С.Есенина, А Пушкина таинственный и загадочный мир растений, птиц, зверей создает ощущение единства, целостности и гармонии. Вместе с тем работа над лирическим образом природы формирует у школьников собственное понимание жизненных ценностей. К стихотворениям обучающиеся самостоятельно делают выводы, выражают свое нравственное отношение к природе и передают в рисунке.
Чувство любви к Родине, к природе родного края, тема любви звучат в произведениях К.Д. Бальмонта, А. Белого, И.А. Бунина, С.А. Есенина, А.А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, И.А. Бунина.
В своей работе по патриотическому воспитанию я использую воспитательные возможности не только уроков литературы, но и тот огромный потенциал, который несет в себе краеведение: знания о своей малой Родине способствуют формированию любви к ней, бережному отношению ко всему, что досталось от предшествующих поколений. Воспитание патриотизма, уважения к старшим, их судьбе строится на конкретной исторической почве.
Считаю, что мои уроки литературы способствуют развитию у обучающихся патриотизма, любви к Родине, природе.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Формирование истинного патриота своей Родины - дело благодатное, значимое. И серьезное. Какое глубокое удовлетворение испытываешь от этой работы! А главное убеждаешься и веришь в то, что дело не пропадет даром.
Да, современным подросткам не всё интересно, не всё понятно, что касается прошлого. Но согласитесь: без прошлого нет и будущего. А о будущем задумываются все. Так о каком же будущем своих детей мечтаем мы? Несомненно, о достойном. Русская классическая литература - литература, проверенная временем, и она существует не для удовольствия, а для опыта. Русская литература, прежде всего, бытовое, социальное, историческое, психологическое, философское и нравственное исследование. Важно «как», если важно «что». А это зависит уже от педагога.
Для всех очевидно, что воспитанный человек не может не любить Родину. Можно утверждать, что тот, кто не любит Отчизну, не имеет корней, не нашел себя в этой жизни.
Работу по патриотическому воспитанию я планирую продолжать и в дальнейшем.
Результативность исследования.
Мои ученики принимают активное участие в школьных и районных олимпиадах, занимая призовые места. (приложения)
В течение нескольких лет занимаюсь с учащимися учебно - исследовательской деятельностью. Так, в 2011/2012 учебном году ученица 9 класса Власенко Анна с учебно – исследовательской работой « Ломоносов-ученый и литератор» стала призёром школьной и участником районной научно-практической конференции. Данный вид внеучебной деятельности вызывает большой интерес у учащихся, способствует развитию знаний о языке и культуре, творческих навыков, информационно-коммуникационных компетенций.
Мои ученики принимают активное участие в конкурсахразличного уровня, занимая призовые места:
-сочинений, «90-летие ГОЭЛРО» ( Власенко Анна, 8б класс), «Если бы я был депутатом…», проводимого в рамках областного конкурса молодежи «Моя законотворческая инициатива» ( Власенко Анна, 9б класс), «Мои права и обязанности» (Минаева Екатерина, 9 класс);
-«Живая классика» (Садовская Елена, 6 класс, победитель школьного, районного и участник областного конкурса). (ПРИЛОЖЕНИЯ грамот)
Выпускники школы (мои ученики) продолжают обучение на факультетах лингвистики ведущих ВУЗов страны: Окунева Мария в 2014 году окончила факультет культурологии Государственного Санкт-Петербургского университета , Исеркапова Алина и Василенко Анастасия обучаются в Магаданском Северо-Восточном университете на факультете учителей начальных классов.


Список литературы:
1.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации».
2.Учебно-методическая литература по гражданско-патриотическому образованию и воспитанию. Концепция гражданского воспитания. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев. Москва. 2008 г.
3.Гражданское образование и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений. Евладова Е.Б., Москва, 2007 г.
4. Патриотическое образование и воспитание в современной школе. Пособие для педагогов и работников образования. Калуга, 2008 г.
5.Гражданское образование в российской школе. Составители: Тюляева Т.И., Москва, «Астрель», 2008 г.
6.Коммуникативная культура педагога. Москва. Сентябрь, 2006.
7.Методические приемы в гражданском и патриотическом образовании. Тольятти. 2007 г.
8.Патриотическое воспитание на уроках литературы. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Москва, «ВАКО», 2010 г.
9.Патриотическое воспитание – будущее России. Лутовинов В.И. Пособие для педагогов. Москва, Фонд Андрея Первозванного, 2010 г.
10.Методические приемы в гражданском и патриотическом образовании. Иоффе А.Н., Пахомов В.П., Тольятти, 2009 г.
11. Айзерман Л. Тема «Никакой моей вины?»: Какие ценности формируются на уроках литературы . Учительская газета, 1997 г.
12. Патриотическое воспитание на уроках литературы и во внеклассной работе. Москва, « Просвещение», 1985 г.