Волейбол. Метод круговой тренировки.
Волейбол - эта спортивная игра, олимпийская дисциплина. Волейбол - это один из самых интеллектуальных видов спорта, что связано с его разносторонностью. В этой игре есть все – и точность, и сила, и отменная реакция. У играющего в волейбол реакция приближается к реакции боксера, фехтовальщика и хоккейного вратаря. Игра в волейбол очень благотворно влияет на сердце и на весь организм в целом.
В учебном процессе волейбол используется, как важное средство обшей физической подготовки учащихся. Программой по волейболу предусматривается приобретение учащимися теоретических сведений, овладение основными приемами техники и тактики, приобретение навыков участия в игре и в организации самостоятельных занятий.
Широкое применение волейбола в физическом воспитании, объясняется несколькими примерами: доступностью игры для различного возраста; возможностью его использования для всестороннего физического развития и укрепления здоровья, воспитания моральных и волевых качеств.
И в тоже время использование его как полезного и эмоционального вида активного отдыха при организации досуга молодежи; простотой правил игры; высоким зрелищным эффектом игрового состязания; простотой инвентаря, оборудования и площадки для игры.
Волейбол - командная игра, где каждый игрок действует с учетом действий своего партнера. Для игры характерны разнообразные чередования движений, быстрая смена ситуаций, изменение интенсивности и продолжительности деятельности каждого игрока. Условия игровой деятельности приучают занимающихся: подчинять свои действия интересам коллектива в достижении общей цели; действовать с максимальным напряжением своих сил и возможностей, преодолевать трудности в ходе спортивной борьбы, мгновенно оценивать изменившуюся обстановку и принимать правильные решения.
Не случайно волейбол очень популярен среди школьников всей страны. Не исключением стали и учащихся нашей школы. Много лет в школе я веду занятия секции волейбола. Мои девочки являются постоянными участницами почти всех соревнований проводимых в городе. Но охватить занятиями в секции волейбола всех желающих просто невозможно. Поэтому очень важно дать им основы техники волейбола именно на уроках физкультуры. И передо мной стала проблема, каким образом привить интерес учащихся к данному разделу школьной программы.
Работу над данной проблемой я начала с поиска наиболее рациональных приемов, методов, а также способов организации занятий.
Какие же приемы и маленькие хитрости помогают мне в обучении учащихся волейболом на моих уроках?
Во-первых, нужно понимать, что волейбол это не только занимательная спортивная игра, а занятие - обучающее и воспитывающее детей.
Во- вторых необходимо находить с каждым ребенком контакт, располагать его к откровенной беседе, умело помогать ему, преодолевать возникающие трудности в процессе урока.
Так же своим личным примером необходимо показывать ребятам те возможности, которые дает волейбол для общего физического развития, использовать на уроках такой элемент, как наглядность (или, может, лучше сказать зрелищность?). Ведь надо видеть широко открытые глаза учеников, когда они, затаив дыхание, наблюдают за тем, как мастерски управляется их наставник с мячом на волейбольной площадке. Зная такой эффект наглядности в приобщении к волейболу, я всегда приглашаю учеников, посмотреть соревнования среди учителей города по волейболу со своим участием.
Кроме этого стараюсь использовать по-своему примечательный и, бесспорно, эффективный метод поощрения способных ребят, предлагая им продемонстрировать свое умение в выполнения какого-либо приема перед всем классом.
Но прежде, чем приступить к изучению методики технических приемов я стараюсь ознакомить учащихся с основами знаний о зарождении этого удивительного вида спорта, и о популярности его у нас в городе.
На уроке я часто использую дифференциацию, где данный подход осуществляю как по полу, уровню физической и технической подготовленности. Мною разработаны дифференцированные задания - карточки по принятию учетных уроков по волейболу. Каждый учащихся в силу своей технической подготовленности выбирает себе уровень сложности задания и успешно сдает зачетный урок.
Помимо дифференцированного обучения я часто применяю обучение в сотрудничестве - работу в парах, где один учащиеся выполняет задание, а другой анализирует его действия, оценивает выполнение. Так же использую работу в группах на этапе учета техники выполнения упражнений. Например: выполнение верхней или нижней передачи через сетку. Класс делится на несколько групп. Заранее командирам групп выдаются карточки учета. Учащиеся в парах выполняют задание, командир совместно со всей группой анализирует их выполнение и затем выставляет оценки. После выполнения задания карточки оценивания сдаются учителю, в конце урока зачитываются оценки и проводится выборочная их защита.
Хочется нам этого или нет, но на уроке часто наблюдаются случаи посещения урока без спортивной формы. Я стараюсь таких учащихся подключать к теоретической работе на уроке. Для этого мною подготовлены карточки в виде тестовых заданий. Работу по карточкам они могут выполнять как индивидуально, так и в группе. Время дается 5-10 минут. После уроков задания проверяются и на следующий урок в заключительной части анализируются.
В системе на уроках волейбола я применяю круговой способ организации, который позволяет успешно решать не только развитие физических качеств, но совершенствовать технику элементов или отработку технико-тактических действий. Преимущества данного способа организации учащихся на уроке очевидны - повышается моторная плотность, дисциплина учащихся, развивается самостоятельность.
В течение многих лет в школе под моим руководством организуются и проводятся соревнования как школьного, так и городского уровня. Несмотря на масштаб проведения, соревнования всегда тщательно подготовленные, массовые, привлекающие внимание всей школы. Все это, несомненно, является активным средством агитационно-пропагандистской работы по вовлечению учащихся занятиями волейболом.
И всегда помню о том, что особая атмосфера будет царить на каждом занятии, где каждый ребенок чувствует внимание, заботу, поддержку. А педагог не только наставник, а человек, умеющая зажечь в глазах детей интерес, желание работать и овладевать новыми, более сложными методами и приемами.
На уроках волейбола в 5-6 классах много времени уделяется обучению технических элементов, работа проводится в основном фронтально. Это необходимо, но монотонно и быстро надоедает детям, которые сразу же, хотят играть. Поэтому стараюсь сочетать упражнения по обучению и закреплению технических элементов с подвижными играми, основной упор на этих параллелях я отвожу игровому методу обучения.
Опыт показывает, что обучение техническим приемам целесообразней начинать сразу, всеми основными способами игры: передаче мяча сверху, приему и передачи снизу, подаче мяча, нападающим ударам. Что удается позже - это блокировать после того, как игроки научатся чётко выполнять нападающий удар. Поэтому занятие я строю так, что приходится решать не одну – две задачи, а несколько больше.
Там же приходится на занятиях учитывать индивидуальные способности, потому что одним обучение даётся легко, а другим, чтобы изучить тот или иной технический прием приходится долго и упорно работать. Из опыта видно, что те ребята, которые усваивают тот или иной навык более длительно у них этот навык остаётся более устойчивым.
Начиная с 8 класса, у ребят уже формируется спортивный интерес, любовь к данному виду спорта, формируются команды класса. На этом этапе для игроков становится самым интересным участие в школьных соревнованиях. Анализируя свои неудачи на соревнованиях, они учатся замечать свои ошибки, делают выводы. Основной своей деятельностью здесь я считаю вовремя указать на их пробелы в техники и тактике и с помощью специальных упражнений их исправить.
А чтобы разнообразить приветствие в водной части на уроках волейбола я часто применяю девиз: (учитель) «Если хочешь быть здоровым – (учащиеся отвечают) занимайся волейболом!»