Инновационный педагогический опыт «Использование интерактивных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
Инновационный педагогический опыт
воспитателя МБДОУ «Детского сада № 155» г. Нижнего Новгорода
Кокловой Ирины Николаевны
По теме «Использование интерактивных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста».
Актуальность и перспективность опыта.
Использование ИКТ стало неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса. И ведь если вдуматься это правильно. Подрастающее поколение живет в мире электронной культуры и подчас лучше нас разбирается в нем. Их мир игры – это компьютерные игры, электронные игрушки, игровые приставки. Дети воспринимают информацию посредством телевидения, персонального компьютера, которые не всегда несут полезную информацию. Поэтому одним из средств, обладающим уникальной возможностью, повышения мотивации и совершенствования обучения современного дошкольника, развития его творческих способностей и создания позитивного эмоционального фона образовательной деятельности является работа по созданию понятных и близких, на данном этапе развития общества, электронных дидактических и познавательных пособий. Это и упомянутые выше электронные дидактические игры, и интерактивные плакаты, благодаря которым ребенок становится не просто наблюдателем, но и активным участником процесса познания.
В основу интерактивных пособий положена игра. Компьютер не изолирует детей от педагогического процесса, а дополняет его. Именно интерактивное пособие позволяет автоматизировать все основные этапы – изложение нового материала, закрепление пройденного, контроль знаний. При этом весь обязательный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму. Интерактивное пособие помогает разнообразить методические приемы подачи материала для детей дошкольного возраста. Отличным является то, что интерактивное пособие не предусматривает полную замену человека на компьютер, а как раз наоборот активное общение его с детьми, так как оно выступает вспомогательным средством подачи материала.Таким образом, интерактивное пособие – это мотивирующая к обучению, игровая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса воспитания.Таким образом, применение интерактивных пособий в образовательном процессе является мощным обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды.
Условия формирования опыта.
Цель работы: посредством интерактивных игр развивать познавательную и творческую активность детей.
Задачи
Развитие логики, воображения, образного мышления;
знакомство детей с возможностями компьютерных технологий;
овладение навыками работы с интерактивной доской;
развитие раскрепощенной личности ребенка.
Компьютерные презентации, электронные дидактические игры, интерактивные плакаты способны оживить деятельность детей за счет новизны, реалистичности изображения. Благодаря смене изображений возникновению и исчезновению картинок, внимание детей удерживается дольше, а это в свою очередь влияет на положительную динамику в развитии детей. Ребенок – это активный участник процесса, способный изменить и трансформировать предложенный для изучения материал. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий, позволят детям почувствовать свою успешность.
В нашей группе для этого созданы следующие условия:
1. Имеется картотека интерактивных игр и презентаций.
2. Создана предметно-развивающая среда.
3. Создана картотека гимнастики для глаз.
4. Имеется высокотехнологическое оборудование.
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Важно соблюдать принципы использования интерактивных игр
- индивидуальный подход;- высокое качество педагогического процесса;- профессионализм и ответственность педагогов;
- сохранение здоровья ребенка;
- временной регламент согласно рекомендациям САНПИн
Теоретическая база опыта.
Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина, Ю.М. Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Мышление, в соответствии с выдвинутой А.В. Запорожцем концепцией амплификации (обогащения), является интеллектуальной базой развития деятельности, а сам процесс овладения обобщенными способами решения задач деятельности ведет к её осуществлению на всё более высоком уровне. И чем выше интеллектуальный уровень осуществления деятельности, тем полнее в ней происходит обогащение всех сторон личности.
Все исследователи данного вопроса говорят о том, что в современном мире с каждым годом возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач, они становятся мощнейшим средством в процессе развития психических познавательных процессов, и в решении воспитательных задач. Особо подчёркиваются возможности, которые дают новые технологии в развитии не только интеллектуальных, но и художественно-творческих способностей детей. Современные компьютерные технологии позволяют ребёнку выразить себя, шире раскрыть свои возможности в рамках образовательных программ.
Рассматривая задачу преемственности ДОУ и школы, педагоги-исследователи видят проблему информатизации обучения как целостный процесс, обеспечивающий полноценное развитие личности, взаимосвязь содержания и образовательной работы, передачу детей с таким уровнем знаний и навыков, который стал бы в школе опорой для дальнейшего всестороннего развития личности ребёнка. Ведущие педагоги и психологи едины во мнении, что всё большее значение с каждым годом приобретает раннее выявление и развитие способностей детей дошкольного возраста. Чем раньше начинается развитие ребенка, тем органичнее оно проходит, тем легче детям учиться в школе, тем лучше они подготовлены к решению различных жизненных задач. Развитие мыслительных операций: логического мышления, способности к анализу и синтезу, и т.д., важно для развития детей и подготовки их к обучению в школе. Самым веским доводом в пользу применения компьютера в дошкольном образовании, по мнению многих авторов, вполне может стать тот факт, что программное обеспечение позволяет индивидуализировать обучение, соединяет все его компоненты.
Технология опыта
Для решения задач по созданию интерактивных игр с детьми старшего дошкольного возраста я использую технологическую карту, которая была разработана творческой группой нашего детского сада в составе Ростовой Н.С, Кокловой И.Н., Самыличевой С.Р.
Этап
Действие
1. Выбрать одну область образовательной деятельности или несколько.
Определите цель и задачи игры. Разработайте понятные для дошкольников правила и увлекательный сюжет игры.
2. Выбрать технологический прием
Изучите мастер-класс
3. Начать создание игры
Откройте программу. Создайте пустой слайд
4. Подобрать задания, соответствующие возрасту детей.
4. Расположите на слайде необходимые изображения
5. Настройка анимации:
- выделите объект, задайте анимацию (вкладка «Анимация» «Настройка анимации»). Добавить эффект (вход/ выделение/ выход). Настройка триггера / переключателя. Сопроводите звуковыми эффектами.
6. Апробация игры.
Проверьте анимацию всех объектов.
7. Сохранение игры
Выберите «Файл» - сохранить как. Задайте имя.
8. Задать игровую мотивацию (что будем делать, для кого и для чего) -
Проинструктируйте детей. Покажите способ выполнения задания.
9. Диагностика игры
Проанализируйте действия детей и их отзывы.
Для определения логики построения занятия я использую следующий алгоритм:
определить тему, тип и цель занятия;
составить временную структуру занятия, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения;
продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски;
апробация занятия;
рассматривается целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами;
отобранные материалы оцениваются во времени: их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала;
составляется поминутный план занятия;
инструктаж детей;
проведение занятия.
Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес. Использование интерактивных игр в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.
Для совершенствования работы по данной проблеме необходимо:
- продолжить работу над созданием интерактивных игр и тест-презентаций;
- продолжить знакомить детей с возможностями интерактивной доски;
- пополнять копилку гимнастики для глаз;
- изучать новые технологические приемы при создании интерактивных игр;
- осуществлять социальное партнерство с семьей.
Трудоемкость опыта
В своей педагогической практике я столкнулась с определенными трудностями:
- для создания интерактивных игр требуется знание большого количества технологических приемов;
- дети должны обладать определенным набором навыков при работе с интерактивной доской;
- необходим строгий отбор игр, в соответствии с возрастом детей и программными требованиями.
Адресность опыта
Данный инновационный педагогический опыт «Использование интерактивных игр в работе с детьми старшего дошкольного возраста» может быть использован педагогами, воспитателями и родителями.
15