“Использование дидактических игр в развития речи детей старшего дошкольного возраста”
Методическая разработка «Празднование масленицы»
Цель:
Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, частушки)
Планируемые результаты.
Предметные:
Наблюдение за использованием музыки в жизни человека;
Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;
Умение выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки;
Умение оценивать произведения разных видов искусства;
Использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)
Метапредметные:
Размышление о роли русской народной музыки в жизни человека, о многообразии музыкального фольклора России
Овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
Применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа
Дидактическое обеспечение: мультимедийная презентация
Техническое обеспечение: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.
Методы: деятельностный подход
Виды деятельности учащихся:
Слушание музыки
Пение
Инструментальное музицирование
Музыкально – пластическое движение
Оборудование: Рисунок солнца, ленты, плакаты ( пословицы и дни Масленицы), сковородка, миска, расписное полотенце, бубенцы, белые набитые шары - снег, русские народные костюмы, костюмы скоморохов.
Ход праздника:
На сцену выбегают скоморохи.
Скоморох 1: Прощайся, народ, с тоскою!
Скоморох 1: Праздник общий, мирской! И всё-таки самый важный! Праздник семейный, домашний! Ведётся порядком строгим давно: Не нами, а умными заведено!
Скоморох 2: Масленица – обряд древний.
Прощай, зима холодная! Приходи, лето красное! Давай борону! Я пахать хочу!
Скоморох 1: (поднимается повыше и кричит): Душа ль ты моя, Масленица! Перепелиные косточки, Бумажное твоё тельце, Сахарные твои уста, Сладкая твоя речь! Приезжай к нам в гости На широкий двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!
Скоморох 2: Приезжай, Честная Масленица, широкая боярыня, на семидесяти санях, на широкой лодочке в город пировать!
Скоморох 1: не едет что-то Масленица! Как же без неё будем весну встречать? Придётся вместе её позвать! Дети. Дорогая гостья, Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна! Дуня белая! Дуня румяная! Коса длинная трехаршинная! Лента алая двухполтинная! Платок беленький новомодненький! Шубка синяя, латки красные! Лапти частые, головастые! Портянки белые, набеленные! Приезжай, Масленица, в гости на широкий двор!
Скоморох 2: Едет Масленица дорогая, Наша гостьюшка годовая! Да на саночках расписных, да на кониках вороных!
Входит Масленица со свитой лесных зверей.
Скоморох 1: (кувыркается перед Масленицей). Здравствуй, дорогая Масленица! Здравствуйте, гости любезные! С вами мы всегда рады повеселиться на празднике проводов зимы холодной и встречи весны красной! Надолго ли ты, масленица, к нам пришла?
Масленица: Всего на семь дней. Первый день, понедельник, это встреча. Степенный народ встречу масленицы начинал посещением родных. К первому дню Масленицы устраивались горки, качели, балаганы для скоморохов. Торговый народ ставил столы со сладкими яствами. Второй день, вторник, - заигрыши. Молодцы приглашали девиц покататься на горках, девицы молодцов – поесть блинов. Третий день, среда, лакомка. Тещи приглашали зятьев на блины. Четвёртый день, четверг, - широкий четверг. Катались по улицам с песнями на тройках. Пятый день, пятница, - тёщины вечерки. Зятья угощали своих тещ блинами. Шестой день, суббота, - золовкины посиделки. Золовка - сестра мужа. Невестка приглашает своих родных и разводит гостей по золовкам. Седьмой день, воскресенье, - проводы, или Прощёный день. Едут одаривать кума с кумой. А вечером родные и знакомые просят друг у друга прощения. Говорят: « Прости меня, пожалуйста, если в чём виноват перед тобою». Прощение заключалось поцелуем и низким поклоном.
Скоморох 2: ( разочарованно): Наша Масленица дорогая ненадолго к нам пришла: Мы думали – на семь недель, а оказалось – на семь дней. А с чем ты пришла, Масленица?
Масленица: Встречают меня испокон века сытостью и довольством. Чем богаче масленицу отпразднуют, тем богаче год будет.
Скоморох 2: Мы встречаем тебя песнями, играми, шутками, прибаутками.
Проводится игра 1:«Дотянись до приза».
Скоморох 1: Масленица, не скупися, Масленым блином поделися! Испекла ли ты блина нам?
Масленица: Блины печь – дело сложное: Растворила я квашонку на донышке, поставила квашонку на столбышке. Моя квашонка полным – полна, с краями ровна. Для выпечки блинов много секретов надо знать. Тесто ставили на снеговой воде, на дворе, когда всходил месяц. Да ещё и приговаривали: Месяц ты месяц, Золотые твои рожки вытяни в окошко, подуй на опару.
Скоморохи: Выносят блины и приговаривают, хвалят их.
Хороша опара уродилась, пора и блины пробывать. Но их заработать нужно.
Игра 2 – закончи пословицу, съешь блин.
Пословицы.
1 Делу время(потехе час).
2 Землю красит солнце(а человека труд).
3 Терпенье и труд(всё перетрут).
4 Семь раз отмерь(один раз отрежь).
5 Не имей сто рублей(а имей сто друзей).
Скоморох 1:
Масленица – расступись!
Молодцы – поборись.
Подходи стар и млад,
Перетягивать канат.
Игра 3 – «перетягивание каната».
Масленица – ещё на Руси на мой праздник устраивались кулачные бои. Силой мерились русские богатыри. Давайте и на вас поглядим какие вы сильные молодые, да удалые.
Игра 4 – «Кулачные бои». (Ударять друг друга в ладони стоя на скамейке).
Масленица: (обращается к детям). А кто знает обо мне поговорки?
Дети отвечают – не житье, а масленица. Не всё коту Масленица, будет и великий пост. Масленица семь дней гуляет. Милости просим к нам об масленице со своим добром, с честным животом. Сваталась Маланья на масленице, думала – гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что масленица только ставит молодых напоказ. Масленица – объедуха, деньгами – приберуха. Боится маслена горькой редьки да пареной репки.
Хоть с себя что заложить, а масленицу проводить. Была у двора масленица да в избу не зашла. Без блинов не масленица. В прощённый день, как на Пасху, все целуются. Масленица. А может, кто-то приметы знает, связанные с масленицей? Ученики отвечают. Оттепель с заморозками на прощёный
день – к урожаю грибов. Какой день масленицы красный – в такой сей по весне пшеницу.
Масленица. Спасибо вам! Хорошую встречу вы мне подготовили!
Все (хором). Масленой – зиму замыкать, весну отмыкать, красно летечко встречать. Все угощаются блинами.
Скоморохи
Прощай масленица – плутовка, Погостила ты у нас недолго, погостила всего семь деньков, а мы думали погостишь семь годков! Прощай масленица – прощай широкая. Сегодня последний день масленицы: прощёное воскресенье.
Дети: встают в одну шеренгу просят прощения друг у друга.
Выходят все на улицу и сжигают чучело Масленицы.
Затем проходит чаепитие с блинами.
15