Доклад по истории на августовском совещании
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Александровская средняя общеобразовательная школа
Россошанского муниципального района,
Воронежской области
Доклад
«Воспитательные функции урока истории»
Подготовила:
учитель истории ВКК,
МОУ Александровская СОШ
Новохатская Татьяна
Анатольевна
август 2011
1.Введение.
2. Воспитание патриотизма на уроках истории.
3. Воспитание общекультурных и духовных ценностей.
4. Развитие критического мышления.
5.Гуманизация обучения.
6. Заключение
Список источников и литературы.
Введение
Огромное значение для воспитания подрастающего поколения имеет сама личность учителя. Из современной возрастной психологии известно, что с поступления в школу, т.е. с семи или даже шести лет у ребенка меняются авторитеты. Место родителей в значительной степени замещает учитель. Сам образ учителя вызывает у ребенка доверие. Тот, кто дает знания об окружающем мире становиться и нравственным авторитетом. Если учитель подаст пример безнравственности, если слово его расходиться с делом и жизнь не является образцом для подражания, то привести это может к цинизму и нравственному релятивизму в мировоззрении его учеников.
Роль учителя истории в воспитании подрастающего поколения тем более важна, учитывая значительную роль исторического образования в формировании мировоззрения учащихся, воспитании патриотизма, гражданственности, любви к родному краю.
К сожалению, события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.
Воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность школы, и здесь роль учителя истории неимоверно высока, потому что он располагает огромным комплексом материалов, наглядно демонстрирующих боевые подвиги и трудовые свершения российского народа. Проведение уроков и классных занятий в музеях, экскурсии к памятникам истории и культуры – неисчерпаемый кладезь для учителя истории, заинтересованного в нравственно-патриотическом воспитании учащихся.
В то же время учитель истории должен прививать школьникам общечеловеческие ценности, любовь к культуре, уважение к традициям других народов, показывать путь, которое прошло человечество, его свершения и достижение. Знакомство с памятниками мировой культуры и искусства – благодатная почва для воспитания общей культуры и духовных ценностей в учениках.
Ну и третий аспект деятельности учителя истории в школе, на котором хотелось бы заострить внимание – воспитание критического мышления учащегося. На уроках истории при наличии большого публицистического и научного материала, доступного ученикам, учитель может организовать различные формы учебной и исследовательской деятельности, способствующих развитию критического мышления.
Глава 1. Воспитание патриотизма на уроках истории
Одна из главных задач исторического образования сегодня – это не только объективное изложение происходивших событий и фактов, но именно воспитание чувства любви к своей Родине у школьников, гордости культурными достижениями, осознание высокой гражданственности и своего долга перед Отечеством.
История нашей страны богата событиями: революции, войны, массовые репрессии народов России со стороны государства, непродуманные реформы и, как результат, экономические и политические кризисы. Иногда в тяжелые минуты казалось, что Россия теряет государственную самостоятельность. Но на помощь всегда приходили патриотические традиции, национальная гордость, национальное самосознание. Национальное самосознание неразрывно связано с патриотизмом, содействующим мобилизации сил общества на решение возникших перед ним задач, облегчающим преодоление трудностей и испытаний. Согласно
И. Канту, самосознание и осознания внешнего мира согласуются между собой: «Сознание моего собственного бытия есть одновременно непосредственное осознания бытия других вещей, находящихся вне меня». Не осознав себя представителем одного из этносов, носителем одной из национальных культур, человек неизбежно будет считать свою культуру, свой обычай и традиции единственно разумными и верными.
Все отличное будет казаться ему чуждым и враждебным. Именно на этом, например, была основана пропагандистская кампания второй половины 40-х гг. в СССР, целью которой было насаждения идей советского патриотизма. При этом ЦК ВКП (б) нетерпимо относился к любым попыткам его ревизии. Газета "Культура и жизнь" подвергла резкой критике К. Симонова, попытавшегося разграничить патриотизм "инстинктивный" и "истинный": "Различие между ними заключается якобы в том, что первый, "превращаясь в своего рода шоры", мешает советским людям "видеть и узнавать незнакомый мир", второй - наоборот, помогает людям познать этот чуждый мир, признать отдельные положительные стороны американской техники и быта. "Им недоставало, - пишет К. Симонов о людях первой категории, - чувства духовного превосходства над чужим миром, обладая которым можно было, не роняя собственного достоинства, призвать, что американские автострады или кинематографы с охлаждением воздуха - отличные вещи и жаль, что мы еще не имели возможности завести такие же у себя. Надуманное, фальшивое деление патриотизма советских людей на две категории приводит писателя к ошибкам".
Об особенностях советского патриотизма писал известный прозаик В. Тендряков: "Все русское стало вдруг вызывать возвышению болезненную гордость... Что не по-русски, что напоминает чужеземное - все враждебно. Папиросы - гвоздики "Норд" стали "Севером", французская булка превращается в московскую булку, В Ленинграде исчезает улица Эдисона:. Ходили слухи, что один диссертант доказывал: Россия - родина слонов:". Тендряков В. объясняет такие настроения, взгляды особой психологией победителей, которая была у советских людей в послевоенный период: невозможно одержать победу и не ощутить самодовольстве, не проникнуться враждебной подозрительностью: а так ли тебя принимают, как ты заслуживал? Для преодоления отрицательных последствий державного патриотизма необходимо национальное самосознание, принятию многообразия мира, к диалогу с носителями которое является важнейшим шагом к принятию многообразия мира, к других культур.
И, наоборот, в период перестройки и после распада СССР в сознании россиян всеми способами вырабатывалось убеждение в том, что все чужое, иностранное достойно подражания и изучения. Результатом такого воспитания стало пренебрежение ко всему отечественному, отсутствие сознания собственного достоинства как русского человека и недостаточно развитое чувство патриотизма.
Ситуация, сложившаяся в России за последние двадцать лет, необычна. Старое общество, с его экономикой, политикой, идеологией разрушено, а новое формируется в условиях отсутствия новой идеологии. В обстановке идеологического вакуума включается система переработки информации, заложенная в массовом сознании. Началась переоценка ценностей. Говорят, что настоящий гражданин любит свою Родину. Но что такое Родина? Родные люди, родной дом, березки? Но вокруг так много проблем: нищета, безработица, высокие цены, терроризм, проблемы в Чечне. Это тоже любить? Это тоже Родина? Это сложные вопросы. Нельзя любить непродуманные решения правительства. Но истинный гражданин, не любя их, переживает боль и трудностей своей Родины. В.А. Сухомлинский писал: "Родина – твой дом, твоя колыбель. В родном доме не все бывает гладко и не все хорошо». Настоящий гражданин должен понять, что без его действия ничего не изменится.
В настоящее время мы являемся свидетелями и участниками процесса постепенного перехода к поискам ответа на вопросы: чему и как учить? Должна ли школа заниматься воспитанием или это обязанность только семьи? Есть разные точки зрения на данную проблему. Например, есть авторы, которые считают, что учитель истории не должен заниматься воспитанием патриотизма, любви к «малой» в том числе. Однако, на наш взгляд, это неверная позиция. Думается, что чувство национального самосознания (а его подъем неизбежен как ответ на крупные социально-политические потрясения последнего времени) и чувство любви к Отечеству должны быть воспитаны в человеке семьей и школой.
Современная школа призвана осуществить гармоничное развитие личности. При этом ведущая роль отводится именно воспитанию. Посмотрим, что говорит закон: «Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства» (Закон РФ «Об образовании». Преамбула).
Вообще слово «патриот» впервые появилось в период Французской революции 1789 – 1793гг. Патриотами тогда себя называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям родины из лагеря монархистов. В толковом словаре В. И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».
Более четко определено моральное содержание этого понятия в философском словаре: «патриотизм (греч. Patris - отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защитить интересы родины».
Патриотизм может быть индивидуальным, групповым и массовым. Поэтому разъяснение его основ, патриотическое воспитание и всестороннее просвещение множат число патриотов и углубляют их здоровое чувство патриотизма, в то время как невоспитанность, невежество, уход от действительности, алко- и наркозависимость, разного рода многочисленные психические и прочие отклонения множат число неопатриотов, псевдо- и лжепатриотов.
Выдающиеся люди нашей страны в прошлом считали патриотизм основой духовной жизни человека, его стремления к свободе и процветанию Родины. « Истинный человек и сын отечества,- писал А. Н. Радищев,- есть одно и то же Он скорее согласится погибнуть, нежели подать собою другим пример неблагонравия он пламенеет нежнейшей любовью к целости и спокойствию своих соотичей преодолевает все препятствия, неутомимо бдит над сохранением честности, подает благие советы и наставления и ежели уверен в том, что смерть его принесет крепость и славу отечеству, то не страшится пожертвовать жизнью. Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать от нежной радости при едином имени отечества».
Великий русский поэт Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо» нарисовал светлый образ народного заступника Гриши Добросклонова, для которого смыслом жизни был девиз: «Доля народа, счастье его, свет и свобода прежде всего!».
Уясняя сущность и содержание патриотизма и его огромное значение в развитии и формировании личности, нельзя не привести полные глубочайшего смысла слова К. Д. Ушинского. «Как нет человека без самолюбия, - писал Константин Дмитриевич, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.
Понятие «гражданственность - многозначно:
1) антитеза антиполитичности, активная и сознательная включенность в дела политического сообщества;
2) психологическое ощущение себя гражданином, полноправным членом политического сообщества;
3) способность и готовность выступать в роли гражданина;
4) высшая добродетель свободного и полноправного участника политического сообщества;
5) приверженность интересам политического сообщества, чаще всего государства, готовность идти на жертвы ради этих интересов.
Эти и другие родственные им значения понятия «гражданственность» взаимодополняют и подкрепляют друг друга, в связи с чем, оно приобретает весьма широкий смысл. Исторически гражданственность связана с разными формами демократии, с непосредственным участием в делах общины, с зарождением отношений полисного типа. Полисная демократия дает вполне развитые формы гражданственности, которая рассматривается в качестве одной из важнейших добродетелей свободного и воспитанного эллина, отличающей его от варвара или раба. В результате гражданственность оказывается тесно связанной с патриотизмом, но является как бы его высшей формой.
Учитель истории может рассказать школьникам, что буржуазные революции дали мощный импульс утверждению добродетелей гражданственности и патриотизма, которые нередко противопоставляются лояльности. Этому в значительной мере способствовало утверждение прав человека и гражданина в противовес концепции даруемых сувереном прав и вольностей подданных. Патриотизм – эмоциональное отношение к родине, выражающееся в готовности служить ей и защищать ее от врагов. Патриотизм и гражданственность включают в себя взаимосвязанную совокупность нравственных чувств и черт поведения: любовь к Родине, лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать ее; воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой и национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов, стремление к сотрудничеству с ними.
Привить детям понимание всего этого – важнейшая задача учителя истории.
Учитель истории также должен развивать в учениках понимание сущности мировых исторических процессов. Без этого молодому человеку трудно будет ориентироваться в политической жизни общества. Политическая сознательность немыслима без развитого политического мышления, способности глубоко осмысливать политические и исторические события, давать им оценку, делать правильный тактический и стратегические выводы относительно направления гражданского общественного развития. Следовательно, и здесь роль учителя истории очень высока.
Стержнем всего гражданского воспитания являются патриотизм и интернационализм. Школа всегда развивала в детях всех народов России чувство свободы, единства, равенства и братства. Сущность понятия «патриотизм» включает в себя любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Патриотизм неразрывно сочетается с интернационализмом, чувством общечеловеческой солидарности с народами всех стран. Особое место в интернациональном воспитании молодежи занимает формирование чувств единства, дружбы, равенства и братства, объединяющих народы России, культуры межнационального общения; нетерпимости к проявлениям национальной ограниченности и шовинистического чванства. В этом процессе велика роль подлинного народной многонациональной культуры, верной правде жизни.
Ведущее место в процессе становления патриотического и интернационального сознания школьников занимает содержание образования. Например, изучение истории знакомит с богатым патриотическими и интернациональными традициями народов России.
Изучение новейшей истории РФ раскрывает детям суть реформы политической системы, открывающей простор самоуправлению общества, создающей условия для полного развития инициативы граждан; отлаживающей механизм демократического выявления и формирования интересов и воли всех классов и социальных групп; обеспечивающей условия для дальнейшего свободного развития каждой нации и народности, укрепляющей их дружбу и сотрудничество на принципах интернационализма; радикально укрепляющей законность и правопорядок; создающей эффективный механизм, обеспечивающий своевременное самообновление политической системы, развитие и внедрение во все сферы жизни принципов демократии и самоуправления.
Как и нравственность в целом, патриотизм и гражданственность носят деятельный характер. Поэтому и их воспитание осуществляется в процессе организации разнообразной познавательной и практической деятельности школьников. Это может быть организация школьного музея, встречи с ветеранами, поездки по местам боевой славы.
Процесс выработки нравственных представлений по вопросам патриотизма и гражданственности осуществляется с учетом возрастных особенностей учащихся. В младших классах у ребят формируются самые общие представления о Родине как о стране, где они родились и растут. Представления же учащихся средних и старших классов о патриотизме и гражданственности становятся гораздо шире и глубже. Вполне естественно, что чем богаче представление школьников о патриотизме и гражданственности, тем успешнее формируются их оценочные суждения (взгляды) и развивается их моральное сознание по этим вопросам.
Несомненно и то, что любовь к Родине появляется у человека с возникновением чувства привязанности к тем местам, где он родился и вырос и с которыми у него связаны яркие эмоциональные переживания. Об этой привязанности к родным местам очень хорошо писал Лев Толстой: «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и мое отношение к ней». Чувство привязанности и представления о родных местах расширяется и углубляется за счет познания своей страны и её частички – родного края. Ознакомление с фактами из истории края, города, сопричастность к ним помогают школьникам лучше усвоить общие закономерности развития нашей страны, сделать их более понятными, близкими, органически связать изучаемый материал с прошлым и настоящим своего района, города и тем самым способствуя формированию глубоких идей и превращению их в убеждения.
Перед учителем истории стоит непростая задача – пройти по зыбкой грани, воспитывая у детей любовь к родному краю, не отрицая достижений культуры всеобщей истории.
Воспитание общекультурных и духовных ценностей
Приобщению школьников к духовным общечеловеческим ценностям осуществляется на основании обобщения инновационного педагогического опыта обоснование особенностей методики приобщения школьников к духовным общечеловеческим ценностям.
Сегодня мы говорим о всемирных процессах глобализации, расширяются и исчезают экономические, политические и образовательные границы между странами. Но мы все разные, разной национальности, и хотя желаем жить в мире друг с другом, но одинаковыми быть не хотим. Мы часто говорим о таком понятии, как толерантность, но, как научиться уважать культуру, не похожую на ту, в которой ты родился и живешь, как научиться представлять свою национальную культуру другим? Эти вопросы актуальны сегодня как никогда для всех стран.
Образование, и прежде всего историческое образование, должно готовить молодых людей к жизни в поликультурном обществе. Исследователи замечают, что Россия, на территории которой проживают представители 160 национальностей, интересна как «лаборатория», работая в которой, можно понять и отработать методы межкультурного диалога.
Поликультурность – реальность сегодняшнего дня. Интенсивные миграционные процессы приводят к контактам людей из социумов, которые никогда ранее не проживали вместе компактными группами, и нередко порождают проблемы, потому, что у этих групп нет опыта бесконфликтного проживания и адекватных механизмов культурного взаимодействия.
Психологи считают, что человек, живущий на границе культур, без соответствующих навыков поведения более психически недоверчив, подозрителен, раним и агрессивен, чем человек, живущий в монокультурной среде. Этим во многом объясняется рост насилия, нетерпимости, шовинизма, ксенофобии, религиозного фанатизма, стремления замкнуться в своей группе, особенно в условиях нарастания экономических и социальных трудностей. Эта ситуация требовала адекватного ответа на вызов времени, в том числе и от системы образования. Поэтому в приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ, одобренных на заседании правительства в декабре прошлого года, одним из важнейших ориентиров названо формирование общегражданской целостности российского общества, основанной на межконфессиональном, межэтническом и межнациональном взаимодействии граждан России. Разработана также концепция государственной этнонациональной образовательной политики, в ней, в том числе, говорится о важности разработки методологии и методики построения образовательных стандартов и программ, учебников на основе принципа диалога культур.
В целом надо сказать, что в воспитании толерантности, уважения к чужой культуре, понимание исторического пути различных этносов, народов и наций, воспитание общечеловеческих ценностей роль учителя истории неимоверно высока.
Развитие критического мышления
Остается открытым вопрос о способах развития самостоятельного, критического мышления. Характерной для российской школы остается однонаправленность процесса взаимодействия учителя и ученика: от обучающего к обучаемому, от знающего к не знающему. Ученики старших классов чаще всего не признаются субъектами, наделенными опытом и обладающими собственным ценностным потенциалом, рассматриваются как «еще не состоявшиеся взрослые». Философско-мировоззренческий подход в образовании, на который возлагают большие надежды, не всегда создает такую среду взаимодействия, где ученик может быть активным и компетентным в силу возможного отрыва от реального опыта учащихся.
Учитель истории на своих уроках в силах изменить эту ситуацию, развивая в учащихся критическое мышление.
При наличии большого публицистического и научного материала, доступного ученикам, учитель является только одним из источников информации. Возможности его влияния на развитие социального мышления и социальной компетентности учащихся определяются исключительно его профессионализмом и методами, которые он использует в процессе преподавания, а не монополией на обладание информацией. В то же время, учитель может оказаться одним из немногих, кто способен обсудить с учеником социальные проблемы не только эмоционально и описательно, но и аналитически, помогая понять суть происходящего, что предполагает активное взаимодействие, одним из важных ресурсов которого является собственный опыт ученика, его взгляды на общественные явления и процессы.
Идеальное критическое мышление человека обычно связано с любознательностью, хорошей осведомленностью, причиной доверия, непредубежденностью, гибкостью, справедливостью в оценке, честностью в столкновении с личными предубеждениями, благоразумием в суждениях, желанием пересматривать, прояснять проблемы и сложные вопросы, тщательностью в поиске нужной информации, разумностью в выборе критериев, постоянностью в поиске результатов, которые являются столь же точными, как использованные первоисточники.
Изучение истории и выработка критического мышления неразрывны. Известно, насколько идеологизированы были советские учебники; зато сейчас во многих учебных пособиях наметился крен в иную сторону: пошло очернение исторических моментов развития страны. Учителю истории важно воспитывать в школьниках критическое мышление также с тем, чтобы они могли аргументировано отвечать на измышления разнообразных академиков Фоменко, драматургов Радзинских, «искателей Атлантид», гиперборейцев и пр. Без критического мышления человек вырастает либо зашоренным, консервативным, догматичным, невосприимчивым к чужой точке зрения; либо наоборот, склонным подхватывать любую непроверенную историческую теорию.
Гуманизации обучения и воспитания
Урок как основная форма организации обучения школьников прошел длительный путь своего становления и совершенствования. Многие ученые, учителя обращали внимание на его недостатки (передача готовых знаний, отсутствие связи между различными уроками, доминирующая роль учителя на уроке, отсутствие диалога в обучении, недостаточный учет индивидуальных особенностей учащихся и др.). Поэтому всегда продолжались поиски совершенствования структуры урока, его организации и проведения, обращалось внимание на согласование образовательной, воспитательной и развивающей целей урока.
В настоящее время совершенствования урока обусловливается современными целями обучения, воспитания и развития творческой, высоко нравственной личности, особенностями совместной деятельности учителя и учащихся по достижению запланированной цели. Современный урок нацелен не только на усвоение школьниками системы знаний по тому или иному учебному предмету, приобретение умений и навыков, но в большей мере на развитие у них творческих способностей и склонностей, учет интересов и стремлений каждого учащегося. Он отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, при котором упор делается на равноправные человеческие отношения.
Гуманное проявление современного урока можно наблюдать в самом его начале: учитель обращается с учащимися с приветливой улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого пригодится не только при дальнейшей учебе, но и в жизни. Учитель с первых минут стремится обратить внимание на всех учащихся: сильных, средних и слабых. При этом на уроке создается атмосфера доброжелательности, комфорта.
Особенностью современного урока является стимулирование учащихся к поиску закономерностей, совместного решения проблем, дальнейшее их осмысление и обобщение. Гуманизм современного урока состоит в стремлении учителя обеспечить учащимся интересную поисковую деятельность, приводящую к успеху. Организация учителем успешного овладения школьниками знаниями, умениями и навыками на уроке является главным признаком его гуманистической направленности. При этом чрезвычайно важно, чтобы урок возвышал ребенка до осмысления истины и способствовал достижению счастья. Знания имеют ценность лишь как средство постижения тайн жизни.
В центре внимания на современном уроке находится ученик, его личность, происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условий для развития интересов и стремлений учащихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы учащимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых. . Радость познания, озаренная успехом в достижении поставленной цели, является источником внутренних сил ребенка, внутренней энергией для преодоления трудностей и развития желания учиться. Этим самым можно сказать, что гуманизация учебно-воспитательного процесса направлена на поиск оптимальных путей к сердцу и уму школьников. Для этого важна сформированность у учителя положительная установка на каждого ученика как на уникальную и неповторимую личность. Эта установка помогает учителю реализовать личностно-ориентированный подход, своевременно учесть индивидуальные особенности и возможности учащихся в учебной деятельности, и во внеклассной работе и особенно в общении.
Развитие умения познавать учащихся – необходимое условие гуманизации отношений в системе «учительученик», установления деловых и эмоционально личностных контактов. Практика показывает, что учитель, у которого слабо развито это умение или вовсе отсутствует, бессознательно подменяет изучение возможностей и индивидуальности ученика стереотипными представлениями о нем. Чем больше такой учитель работает в школе, тем более шаблонно он оценивает своих воспитанников, тем меньше контакт и взаимопонимание между ними.
Важен психологический климат урока, который проявляется в эмоционально-психологическом настрое учителя и учащихся. В нем на эмоционально-нравственном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения учителя и учащихся, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А. С. Макаренко понимал «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:
– дружеское единение в системе «учительученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать отдельных воспитанников, во вне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;
– проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
– защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
– разумная и полезная деятельность всех на уроке;
– умение быть сдержанным в движениях, словах.
Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность» При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова – неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Этот аспект обучения самый сложный и требует от учителя трезвой самооценки. . Успех гуманизации учебного процесса во многом зависит от позиции педагога, стиля его общения и руководства учебно-воспитательной деятельностью школьников, от того, насколько ему удается обеспечить контакт со своими воспитанниками. Многие учителя даже не задумываются, есть ли у них контакт с учениками. Они абсолютно уверены есть. А на самом деле в школьной практике наблюдается иногда совершенно иная картина.
По данным исследований установлено, что менее половины учащихся испытывают в процессе обучения психологический комфорт, более половины испытывают безразличие к школе, десятая часть чувствует дискомфорт. Две трети учащихся отмечают наличие конфликтов в отношениях «учительученик», «учениккласс». Причину напряженности в отношениях субъектов педагогического процесса учителя видят в слабой подготовке учащихся к занятиям, а учащиеся в позиции учителя: 36%несправедливостью учителя, 40%нежеланием понять ученика, 43%равнодушием учителя к ним, 45%бестактностью и грубостью педагога. Эти факты говорят о наличии противостояния в отношениях между учителем и учащимися.
Такой разрыв во мнениях объясняется во многом разным пониманием контакта. Учителя имеют в виду нормальные деловые отношения с учащимися, а последние имеют в виду эмоциональное тепло, доверительность, понимание.
Для того чтобы контакт был не только деловым, но и межличностным необходима в первую очередь демократизация стиля и принципов руководства учебно-познавательной деятельностью школьников на уроке. Этот стиль проявляется в поощрении учителем самостоятельного мнения, оригинальности мышления, предоставлении школьникам инициативы, активности, а также познавательной самостоятельности при решении учебно-познавательных задач. Учитель с демократическим стилем обсуждает проблемы совместно с учащимися, не навязывая им своего мнения, своей точки зрения, вовлекает их в диалог, приглашает задумываться над теми или иными вопросами. Он приводит аргументированные доводы, стремясь убедить в правильности своей точки зрения. Педагог терпим к критическим замечаниям учеников, пытается их понять. Вся деятельность учителя направлена на то, чтобы ненавязчиво подвести учащихся к принятию правильного решения проблемы.
Современный урок нацелен на преодоление противоречий, трудностей, возникающих у учащихся. Посильные трудности, преграды в процессе обучения являются движущими силами, направляющими учащегося на достижение успешного результата. Преодоление противоречий должно сопровождаться соблюдением нравственных норм поведения личности, опираться на ее положительные качества.
Гуманизация урока определяется не только хорошим психологическим климатом, но и тем, как вовлечены учащиеся в познавательную деятельность, приносит ли она радость и вдохновение. Радость успеха, творческий настрой и готовность к преодолению неизбежных трудностей в учении возможны при организации учебной деятельности на уроке на принципах педагогического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества учителя и учащихся. Важно при этом обеспечить иерархию целей учебной деятельности от близкой и средней к дальней, стимулирование уверенности в достижении поставленной цели.
Гуманизация урока невозможна без решения развивающих задач обучения. Практика творчески работающих учителей доказывает важность создания на каждом уроке оптимальных условий для развития памяти, логики, пространственного воображения, нестандартного мышления, приобретения опыта творческой деятельности, решения нестандартных задач, что ведет, в конечном счете, к развитию творческих способностей школьников, их интеллектуального багажа. Способы и приемы организации такой работы разнообразны и они должны быть согласованы с жизненными потребностями детей.
Одной из важных особенностей гуманизации процесса обучения является идея свободы выбора. Именно свобода выбора учебного материала, способов его усвоения, поиска решения проблем способствует развитию творческой мысли учащихся. Свободный выбор дает возможность преодолеть неравномерность развития отдельных качеств личности школьника, направленно достигать гармоничного развития и обеспечивать условия для проявления природных дарований. Он убеждает учащихся в уважении учителем их запросов и интересов, стремлений и желаний выбора тех или иных заданий, которые им интересны и посильны. При самостоятельном выборе из задач различной степени трудности учащиеся чаще всего выбирают задачи средней трудности. Однако в процессе работы значительная часть учащихся переходит к решению задач более высокой степени трудности, и только небольшое количество школьников берут более легкие задачи.
Развивающие функции урока реализуются успешно, если в своей деятельности педагог опирается на потребности, интересы и возможности самих учащихся. Формирование самобытной, неповторимой, творческой индивидуальности сопряжено со знанием психологических особенностей каждого ученика и создаваемой на этой основе педагогической технологии.
Большой воспитательный потенциал содержат в себе творческие задания, которые обогащают структуру урока, создают благоприятную обстановку, необходимую для развития личности. Их выполнение невозможно без знания изучаемого материала, кропотливого труда, продуктивного поиска, фантазии. Они обеспечивают активное усвоение учебной информации. Нестандартные задания, используемые на уроке, способствуют развитию творческого потенциала учащегося. По моему мнению, это должно способствовать развитию креативности учащихся, которая проявляется в умении анализировать проблемную ситуацию, выявлять ее сущность, особенности, прогнозировать ее развитие; эффективно находить оптимальное решение задачи в сложных ситуациях; умение находить новое решение сложных проблем, отличное от имеющихся, находить более эффективное решение; в максимальной реализации в инновациях «Я» человека, его опыта, сил и способностей.
Современный урок должен способствовать личностному росту ученика, помогает ощутить себя субъектом деятельности, способным к самораорганизации и саморазвитию. В ходе урока необходимо дать возможность каждому ученику обрести себя, создать возможности для творческого роста и развития, обеспечить успех в усвоении учебного материала. Каждый урок – ступенька в развитии творческого потенциала школьника, его самопознании, самовоспитании и саморазвитии.
Таким образом, гуманность современного урока состоит в развития творческого потенциала личности каждого школьника, стимулировании свободы выбора содержания и темпа обучения, создании комфортных условий для каждого школьника на уроке, партнерских отношений между субъектами образовательного процесса, комплексного решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Заключение
В нынешних непростых условиях учитель истории должен стремиться мобилизовать патриотический дух, чтобы обеспечить такое состояние нации, которое гарантировало бы собирание (а не растаскивание) России, любовь к ней (а не безразличие или даже ненависть), защиту Родины как в мирное, так и в военное время (а не предательство, уклонение от воинской службы и т. п.). В условиях школы патриотизм традиционно формируется в ходе работы с историческими материалами, раскрывающими традиции российского народа; героическую борьбу, подвиги, талант лучших сынов Отечества; воспитывающими нравственные качества государственных, политических и общественных деятелей и др.; непримиримость к врагам России; уважение к атрибутам государственности (Флагу, Гербу и Гимну) страны.
Особенностью педагогического труда является то, что, учитель призван помочь ребенку состояться как личности, и как профессионалу. Те коренные изменения, которые произошли в обществе в последние годы коренным образом изменили представления о школе, ее целях, возможностях и перспективах развития, остро поставили вопрос о приоритетах образования и воспитания в обновлении общества.
Содержание всех школьных предметов нацелено на формирование гражданина, патриота. Но особенно велика в этом роль гуманитарных предметов, прежде истории. Еще Н.М. Карамзин утверждал: «Простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие и государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».
Список источников и литературы
1. Выгодский Л. С. Нравственное воспитание. М., 1991.
2. Вяземский Е. Е. и др. Историческое образование в современной России. М., 1997.
3. Кисель М. А. Историческое сознание и нравственность. М., 1995.
4. Никитин А.Ф. О гражданском образовании //Преподавание истории в школе. 1995. №1.
5. Степанищев А. Т. История Отечества – преподавание в школе. М., 2001.
6. Фатеев А. В. Державный патриотизм времен позднего сталинизма // Преподавание истории в школе, 1995. №7.С. 2.
Цит. по: Фатеев А.В. Державный патриотизм времен позднего сталинизма // Преподавание истории в школе, 1995. №7.С. 2.
Вяземский Е. Е. и др. Историческое образование в современной России. М., 1997.
Никитин А.Ф. О гражданском образовании //Преподавание истории в школе. 1995. №1.
Цит. по: Кисель М. А. Историческое сознание и нравственность. М., 1995.