Практико-значимая работа по теме «ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ» «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»
Кафедра технологий и профессионального образования
Практико-значимая работа по теме
«ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ»
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Выполнил:
Афанасьева Светлана Николаевна,
Учитель технологии
МБОУ «Дороховская СОШ», Рузского муниципального района
Научный руководитель:
_________________________________ __________________________________
Москва 2014год
Пояснительная записка
В процессе обучения в соответствии с идеями здоровьесберегающих образовательных технологий ставится задача сформировать у младших школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Обучение младших школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства – актуальная задача современного образования. Предлагаемый курс занятия Зайцева Г.К. «Азбука здоровья» нацелен на формирование у ребёнка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Цель программы: воспитанию у младших школьников потребность к здоровому образу жизни.
Задачи программы:
•Формирование у младших школьников мотивационной сферы гигиенического поведения, безопасной жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья.
•Развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора учащихся; развитие умения сравнивать, анализировать жизненные ситуации; развитие умения проводить самостоятельные наблюдения.
•Воспитание у младших школьников потребностей к здоровому образу жизни
При решении задач обучения, развития и воспитания учащихся акцент делается на задаче развития: знания и умения являются не самоцелью, а средством развития интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческих способностей учащихся, личности ребёнка.
Принципы построения программы:
Данная программа позволяет реализовать в школьной практике принципы государственной политики и общие требования к содержанию образования в Законе «Об образовании».
Принцип сознательности – нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
Принцип систематичности и последовательности – проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового, и опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала. Систематически проводимые формы организации познавательной деятельности в сочетании со здоровьесберегающими мероприятиями приучат учащихся постоянно соблюдать оздоровительно воспитательный режим.
Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы. Характер элементов деятельности пожжет проявляться в изменении упражнений и условий их выполнения, в разнообразии методов и приёмов, в различных формах заданий.
Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
Принцип индивидуализации осуществляется на основе закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности учащихся, педагог всесторонне развивает каждого ребёнка, планирует и прогнозирует его развитие. С учётом уровня индивидуальной подготовленности ученика, его двигательных способностей и состояния здоровья, намечают пути совершенствования умений и навыков.
Принцип непрерывности выражает закономерности построения педагогики оздоровления как целостного процесса. Он тесно связан с принципом системного чередования нагрузок и отдыха.
Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей учащихся является фундаментом для формирования знаний, умений и навыков, развития функциональных возможностей организма в процессе использования средств здоровьесберегающих технологий.
Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
Принцип всестороннего и гармонического развития личности. Содействует развитию психофизических способностей, знаний, умений и навыков, осуществляемых в единстве и направленных на всестороннее – физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и эстетическое – развитие личности ребёнка.
Принцип оздоровительной направленности решает задачи укрепления здоровья школьника.
Принцип формирования ответственности у учащихся за своё здоровье и здоровье окружающих людей.
Количество часов в год: 4 класс – 34 часа в год.
•Занятия в классе и в природе.
•Уроки – путешествия.
•Уроки – КВН.
•Праздники.
•Игры.
•Викторины.
•Экскурсии.
Методы и приёмы работы.
Эффективность занятий по программе в значительной степени будет зависеть от разнообразия средств и методов, которые использует учитель в своей работе. «Азбука здоровья» предусматривает следующие методы работы с детьми: занимательная беседа, рассказ, чтение, обсуждение детских книг по теме занятия, инсценирование ситуаций, просмотр мультфильмов, кинофильмов и др.
Чтобы изучение программы способствовало развитию учащихся, на занятиях необходимо использовать логические приёмымышления: сопоставление, сравнение, выявление различий и сходства в различных жизненных ситуациях, выявление причин и др.
Результативность работы по программе «Азбука здоровья» во многом зависит от степени подготовленности педагога, его эрудиции и профессионализма. Учитель должен найти нужный тон в общении с учащимися, избегать назидательности, создавать на занятиях обстановку непринуждённости и взаимопонимания.
Ожидаемые результаты
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями.
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей.
Формулировать самому простые правила поведения в природе.
Испытывать чувство гордости за красоту родной природы.
Вырабатывать в  противоречивых жизненных ситуациях  правила поведения. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
Составлять план выполнения задач.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников Предполагать, какая информация необходима.
Самостоятельно отбирать для решения   учебных задач, необходимые словари, справочники, энциклопедии.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций.
При необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
Учиться подтверждать аргументы фактами.
Организовывать учебное взаимодействие в группе.
Оценивание, использование и формы фиксирования результатов.
При оценке предметных результатов необходимо помнить, что во 4-м классе не предусматривается система балльного (отметочного) оценивания.
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем)
Лист наблюдения
1-я ступень Ставит цель исследования с помощью учителя Следует плану, предложенному учителем Использует источники информации, рекомендованные учителем
2-я ступень Ставит цель исследования самостоятельно В целом представляет, как достичь цели Пытается обнаружить способы получения информации
3-я ступень Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что____________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось _________________________________
Я думаю, это потому, что ____________________________________________
Самым интересным было______________________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее __________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя __________________________________
Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.
Требования к уровню подготовки учащихся к концу года.
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

осуществлять активную оздоровительную деятельность;

формировать своё здоровье.
Учащиеся должны знать:
•правила поведения с незнакомыми людьми;

факторы, влияющие на здоровье человека;

причины некоторых заболеваний;

причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

О влияние вредных привычек на физическое состояние и здоровье человека;

о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Тематический план
4 класс
№ заня-тия Тема Теория Содержание Практика Содержание
1 Характер человека 1ч. Типы темпераментов. 2 Духовно – нравственное здоровье человека 1ч. Духовно-нравственное здоровье, что это такое, от чего оно зависит. 3 О дружбе мальчиков и девочек. 1ч. Как научиться не обижать друг друга, прощать и просить прощение. 4 Опасная дружба. 1ч. Как выбирать друзей, к чему может привести неосмотрительность в выборе друга. Где нельзя знакомиться. 5 О детском одиночестве и путях его преодолении. 1ч. Что стоит за детским одиночеством, как помочь ребёнку справиться с этим. 6-7 Невидимые враги человека, которые мешают ему жить. 1ч. Ещё раз о нецензурных словах, курении, алкоголе, наркотиках, СПИДе.
1ч. Как отучить себя от вредных привычек.
8 Ответственность. 1ч. Что значит быть ответственным, за что мы несём ответственность дома, в школе, на улице. 9 Осторожно! Наркомания. 1ч. Как становятся наркоманами, наркотические средства, к чему это приводит.
10 Итоговое занятие. Одежда. Правила содержания вещей. Почему нужно содержать вещи в чистоте.
1ч. Выработка правила содержания вещей в порядке.
11 Разучивание нового комплекса упражнений для глаз Боль 1ч. Повторить технику безопасности при работе с компьютером, разучить новые комплексы зарядки для глаз и упражнения на релаксацию.
12 Разучивание нового комплекса упражнений для опорно-двигательного аппарата. 1ч. Разучивание нового комплекса упражнений для опорно-двигательного аппарата.
13 Итоговое занятие. 1ч. Оздоровительная гимнастика.
14 Работоспособность и утомление. 0,5ч. От чего зависит утомляемость. 0,5ч как организовать учебный и физический труд.
15 Опорно-двигательная система. Мышцы. 1ч Двигательная активность. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека, мышцы. 16 Моё дыхание. 1ч. Какие нарушения могут быть, как с этим бороться. Как мы дышим, заболевания дыхательной системы и их профилактика. 17 Как работает сердце. Кровь. 1ч. Сердце, как оно работает, заболевание сердечно-сосудистой системы, профилактика, функции крови. 18-19 Ходьба и её значение для двигательной активности. 2ч. Значение ходьбы для человека. Разучивание шагов.
20 Профилактика кожных заболеваний 1ч. Кожа, её функции, заболевания кожи и их профилактика. 21 Глаз – главный помощник человека. 1ч. Строение глаза, функции газа, профилактика глазных заболеваний, повторить известные упражнения для глаз, выучить новые. 22 Органы слуха. 1ч. Строение уха, заболевания органов слуха и их профилактика. 1ч Путешествие в страну здоровья.
23 Органы чувств. 1ч. Органы чувств, для чего они нужны. 24 Органы пищеварения 1ч Строение системы пищеварения, заболевания и их профилактика. 25-26 Зелёная аптека. 1ч. Лекарственные травы России. 1ч. Лекарственные травы нашего края, как их использовать.
27-28 Витамины. 1ч Какие бывают витамины и для чего их применяют, правила предосторожности 29 Итоговое занятие. 1ч Разучивание подвижных игр на свежем воздухе.
30-32 Разучивание игр. 3ч. Разучивание подвижных игр на свежем воздухе.
33-34 Итоговое занятие 2ч. Разучивание подвижных игр на свежем воздухе.
Содержание программы
1. Мир вокруг и я в нём. (10 часов).
Типы темпераментов. Духовно-нравственное здоровье, что это такое, от чего оно зависит. Как научиться не обижать друг друга, прощать и просить прощение. Как выбирать друзей, к чему может привести неосмотрительность в выборе друга. Где нельзя знакомиться. Что стоит за детским одиночеством, как помочь ребёнку справиться с этим. Ещё раз о нецензурных словах, курении, алкоголе, наркотиках, СПИДе. Что значит быть ответственным, за что мы несём ответственность дома, в школе, на улице. Как становятся наркоманами, наркотические средства, к чему это приводит.
2. В гостях у Компьютошки. (3 часа).
Повторить технику безопасности при работе с компьютером, разучить новые комплексы зарядки для глаз и упражнения на релаксацию.
3.В поликлинике доктора Пилюлькина (16 часов).
От чего зависит утомляемость, как организовать учебный и физический труд. Двигательная активность. Из чего состоит опорно-двигательный аппарат человека, мышцы, значение, какие нарушения могут быть, как с этим бороться. Как мы дышим, заболевания дыхательной системы и их профилактика. Сердце, как оно работает, заболевание сердечно-сосудистой системы, профилактика, функции крови. Значение ходьбы для человека. Кожа, её функции, заболевания кожи и их профилактика. Строение глаза, функции газа, профилактика глазных заболеваний, повторить известные упражнения для глаз, выучить новые. Строение уха, заболевания органов слуха и их профилактика. Органы чувств, для чего они нужны. Строение системы пищеварения, заболевания и их профилактика. Лекарственные травы России и нашего края, как их использовать. Какие бывают витамины и для чего их применяют, правила предосторожности.
4. Игротека. (5 часов).
Разучивание подвижных игр на свежем воздухе.
Материально-техническое сопровождение и печатные пособия
1. Зайцев Г.К. « Азбука здоровья».С.- Петербург. « Акцидент», 2012г
2. КовалькоВ. И « Здоровьесберегающие технологии». М. « Вако»,2012г.
3. Ковалько В.И « Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер», 2012 г.
4. Гостюшин А.В. «Основы безопасности жизнедеятельности»: Учебник, 1-4 кл. М.1997г.
5. Зайцев Г.К. «Уроки Айболита».-СПб., 1997г.
6. Зайцев Г.К. «Уроки Мойдодыра». СПб.,1996г.
7.Зайцев Г.К. Зайцев А.Г. Твоё здоровье: укрепление организма.-СПб..1998г.
8.Обухова «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы».-М., ВАКО 2007г.
9.«Мир детства: Младший школьник» М., 1988г.
Печатные пособия
Таблицы в соответствии с программойобучения.Плакаты по основным темам естествознания .
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету.
Технические средства обучения
Телевизор.
Аудиопроигрыватель.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по предмету.
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.
Телевизор.
Аудиопроигрыватель.
Мультимедийный проектор.
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы по предмету.
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения.