Рабочая программа внеурочной деятельности 6 класс спортивно-оздоровительного направления
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 поселка им. Карла Либкнехта»
Рабочая программа внеурочной деятельности
по спортивно-оздоровительному направлению
« Мы спортсмены»
в рамках ФГОС для 6 класса
Срок реализации программы: 3 года
Составители программы
учителя физической культуры,
Кустова Яна Валерьевна
Загоруйко Виталий Михайлович
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «мы спортсмены» для 6 класса разработана на основе:
- требований ФГОС общего образования;
- требований к результатам освоения Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 поселка имени Карла Либкнехта» Курчатовского района Курской области;
- примерной образовательной программы по физической культуре;
- учебно-методического комплекса «Физическая культура 5-6-7 класс ФГОС» под ред.М. Я. Виленского, включенного в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации программ основного общего образования.
Система физического воспитания в нашей стране имеет многолетний опыт становления и направлена на решение основных социально значимых задач: укрепление здоровья населения, физическое и двигательное развитие и воспитание высоких нравственных качеств.
Особое внимание уделяется детскому возрасту, поскольку на этом этапе развития закладывается основа дальнейшего совершенствования и формируется потенциал физических возможностей, которые могут быть реализованы в различных сферах деятельности человека.
Обязательным компонентом ФГОС является внеурочная деятельность.
В проекте образовательных стандартов внеурочная деятельность рассматривается как специально организованная деятельность обучающихся в рамках части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса. Рабочая программа по внеурочной деятельности (спортивно-оздоровительного направления) составлена в соответствии с новыми стандартами второго поколения.
Программа спортивно-оздоровительного направления «Мы спортсмены» во внеурочной деятельности для учащихся 6 класса, соотносящаяся с Государственным стандартам и концепции образования, по своему содержательному наполнению ориентируется на укрепление здоровья школьников, целью, которой является:
- способствовать всестороннему физическому развитию;
- способствовать вовлечению учащихся в двигательную деятельность.
В соответствии с целями данной программы можно сформулировать три группы задач, направленных на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов. Основные задачи:
1.Оздоровительная задача:
- Укрепление здоровья.
- Совершенствование физического развития. 2.Развивающая задача:
- Развитие интеллектуальных способностей учащихся через освоение основ техники и тактики игры волейбол.
- Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации и гибкости;
З.Воспитательная задача:
- Формирование у занимающихся устойчивого интереса к занятиям волейболом.
Воспитание моральных и волевых качеств.
Программа направлена на реализацию следующих принципов: - принцип модификации, основанный на выборе средств, методов и форм организации занятий, учитывающих возрастно - половые и индивидуальные особенности детей.
-принцип сознательности и активности, основанный на формирование у детей осмысленного отношения 1< выполнению поставленных задач.
-принцип доступности, основанный на индивидуальном подходе к ученикам, создающий благоприятные условия для развития личностных способностей. - принцип последовательности обеспечивает перевод двигательного умения в двигательный навык.
Результаты освоения программного материала оцениваются по двум базовым уровням и представлены соответственно личностными и метапредметными.
Личностные резvльтаты:
- дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
-умение управлять своими эмоциями в различных ситуациях;
-умение оказывать помощь своим сверстникам;
- умение рационально распределять своё время в режиме дня, выполнять утреннюю
зарядку.
Метапредметные результаты:
-определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-умение находить ошибки при выполнении заданий и уметь их исправлять;
-умение объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- умение вести наблюдение за показателями своего физического развития.
Содержание nрограммы
Волейбол - один из наиболее массовых и любимых видов спорта у нас в стране. Занятия волейболом улучшают работу сердечно - сосудистой и дыхательной систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению периферического зрения, ориентировке в пространстве. Развивается двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умения пользоваться приобретенными навыками. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений.
Предлагаемая программа помогает улучшить физические, физиологические и психические возможности ребенка с помощью правильного планирования занятий, дополняющих уроки физической культуры.
В предложенной программе выделяются пять разделов:
1. Основы знаний по волейболу.
2. Общая физическая подготовка.
3. Специальная подготовка.
4. Техническая подготовка.
5. Примерные показатели двигательной подготовленности.
В разделе «основы знаний» представлен материал, способствующий расширению знаний учащихся о собственном организме; о гигиенических требованиях; об избранном виде спорта.
В разделе «общей физической подготовки» даны упражнения, строевые команды и другие двигательные действия. Общая физическая подготовка способствует формированию общей культуры движений, развивает определенные двигательные качества.
В разделе «специальной подготовки» представлен материал по волейболу, способствуюший обучению техническим и тактическим приемам.
В разделе «технической подготовки» учащиеся обучаются техническим элементам игры «волейбол».
В разделе «примерные показатели двигательной подготовленности» приведены упражнения и тесты, помогающие следить за уровнем подготовленности занимающихся:
Контрольные нормативы по технической подготовке с учетом возраста.
Нормативы по физической подготовке.
Практическая часть более чем на 90% представлена практическими действиями - физическими упражнениями.
Теоретическая часть включает в себя объяснение педагогом правил техники безопасности на занятиях, необходимых теоретических понятий, беседу с учащимися, показ изучаемых технических элементов.
Два раза в год должны проводиться контрольные испытания по общей, специальной и технической подготовке.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта второго поколения и представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности учащихся 6 класса. Рассчитана на 34 учебных часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям с целью проведения регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками.
Режим занятий: занятия по данной программе проводятся в форме урока, ограниченного временем (45мин) в системе целого учебного дня 1 раз в неделю.
Место проведения: спортивный зал школы, спортивная площадка.
Особенности набора детей - учащиеся 6 классаа с разным уровнем физической подготовленности, группой здоровья - основная и подготовительная (по заключению врача).
Формы занятий - в форме выполнения физических упражнений, игры, беседы.
Формы контроля - опрос, тесты-практикумы, соревнования.
Годовое планирование учебно-тренировочного материала
Программный материал
Количество часов
1
Теоретические сведения
1
2
Техническая подготовка
14
3
Общефизическая подготовка
5
4
Специально физическая подготовка
8
5
Подвижные и спортивные игры
5
6
Контрольные испытания
1
Итого:
34
,
Планируемый результат освоения программы «Мы спортсмены»
ЛИЧНОСТНЫЕ:
- положительное отношение к систематическим занятиям волейболом;
- понимание роли волейбола в укреплении здоровья.
- Технически правильно выполнять двигательные действия в волейболе.
- Играть в волейбол по упрощенным правилам.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:
- Учащиеся научатся:
- Следовать при выполнении задания инструкциям учителя:
- Понимать цель выполняемых действий;
- Различать подвижные и спортивные игры;
- Договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- Рассказывать об истории развития волейбола в России;
- Рассказывать о правилах личной гигиены, профилактики травматизма:
- Самостоятельно организовывать игры во внеурочное время.
Материально-техническое обеспечение
Подбор оборудования для занятий определяется задачами программой. Количество инвентаря определяется из расчёта активного участия всех детей в процессе занятий.
- Сетка волейбольная
- Стойки волейбольные
- Гимнастическая стенка
- Гимнастические маты
- Скакалки
- Мячи волейбольные
- Мячи набивные (масса 1кг)
Содержание программы
Основы знаний (теоретическая часть):
Основы истории развития волейбола в России;
Сведения о строении и функциях организма человека;
Правила игры в волейбол (пионербол);
Места занятий, инвентарь.
Общефизическая подготовка (практическая часть):
Строевые упражнения;
Гимнастические упражнения;
Легкоатлетические упражнения;
Подвижные и спортивные игры.
Специальная физическая подготовка (практическая часть):
Упражнения для привития навыков быстроты ответных действий;
Подвижные игры;
Упражнения для развития прыгучести;
Упражнения для развития качеств, необходимых при приемах и передачах мяча;
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча;
Техника нападения (практическая часть):
- Перемещения и стойки;
Действия с мячом. Передачи мяча;
Техника защиты:
- Действия без мяча: скачек вперед, остановка прыжком, сочетание способов перемещений и остановок.
Тактическая подготовка. Тактика нападения:
- Индивидуальные действия
Командные действия
Тактика защиты:
- Индивидуальные действия
Командные действия
Контрольные игры и соревнования: - теоретическая часть
- правила соревнований
Физическая подготовленность
№ п/п
Содержание требований (виды испытаний)
Мальчики
Девочки
6 класс
6 класс
1.
Бег 30м с высокого старта (с)
5.3
5.7
2.
Челночный бег 30м (3*10) (с)
8.2
8.7
3.
Прыжок в длину с места (см)
1.80
1.60
4.
Прыжок через скакалку (раз)
90
100
Техническая подготовленность
№ п/п
Содержание требований (виды испытаний)
Количественный показатель
1.
Передача над собой (раз)
5-10
7-10
2.
Подача нижняя прямая
3 из 10
5 из 10
3.
Прием снизу (раз)
5-8
7-9
Календарно-тематическое планирование
№ урока
Наименование раздела программы,
темы
Количество
часов
Дата план
Дата факт
1
Волейбол - цели и задачи. Правила игры. Техника безопасности при занятиях на спорт. площадке. ОРУ, бег 5 минут, подвижные игры.
1
2
Бег 6 минут, упражнения на осанку, разновидность прыжков. ОРУ, стойка волейболиста. Специальные беговые упражнения, подвижные игры.
1
3
Бег 7 минут, повороты, разновидности ходьбы, упражнения на осанку, стойка волейболиста, передвижение. ОРУ. Игра в пионербол
1
4
Медленный бег, прыжковые упражнения, ОРУ в парах, передвижения, верхняя передача мяча. Игра в пионербол.
1
5
Разновидность прыжков. ОРУ. Специальные прыжковые упражнения, подвижные игры, эстафеты с элементами волейбола.
1
6
ОРУ, специальные прыжковые упражнения. Игра в пионербол. Контрольные испытания.
1
7
Медленный бег, ОРУ. Верхняя передача мяча. Игра в пионербол с элементами волейбола.
1
8
Бег, ОРУ. Верхняя передача мяча в парах (имитация)-броски набивного мяча 1 кг. Специально прыжковые упражнения. Игра в пионербол.
1
9
Медленный бег, ОРУ. Нижняя передача мяча. Игра в пионербол с элементами волейбола.
1
10
Нижняя передача мяча в парах и через сетку. Прыжковые упражнения. Игра в пионербол с элементами волейбола.
1
11
Нижняя и верхняя передачи мяча в парах и через сетку. Игра в пионербол с элементами волейбола.
1
12
Специальные прыжковые упражнения. Нижняя и верхняя передачи мяча в парах и через сетку. Подвижные игры.
1
13
Нижняя прямая подача мяча. Игра в пионербол.
1
14
Нижняя прямая подача мяча. Игра в пионербол.
1
15
Нижняя прямая подача мяча. Игра в пионербол.
1
16
Контрольные испытания. Игра в пионербол.
1
17
Верхняя и нижняя передачи мяча над собой. Специальные прыжковые упражнения. Подвижные игры.
1
18
Верхняя и нижняя передачи мяча над собой. Специальные прыжковые упражнения. Подвижные игры.
1
19
Понятие «Нападающий удар». Имитация нападающего удача, пошаговое выполнение. Игра в пионербол с элементами волейбола.
1
20
Понятие «Нападающий удар». Имитация нападающего удача, пошаговое выполнение. Игра в пионербол с элементами волейбола.
1
21
Понятие «Нападающий удар». Имитация нападающего удача, пошаговое выполнение. Игра в пионербол с элементами волейбола.
1
22
Понятие «Нападающий удар». Имитация нападающего удача, пошаговое выполнение. Игра в пионербол с элементами волейбола.
1
23
Контрольные испытания. Игра в пионербол с элементами волейбола.
1
24
Понятие «Блокирование». Имитация блокирования. Пошаговое выполнение. Игра в пионербол.
1
25
Понятие «Блокирование». Имитация блокирования. Пошаговое выполнение. Игра в пионербол.
1
26
Понятие «Блокирование». Имитация блокирования. Пошаговое выполнение. Игра в пионербол.
1
27
Понятие «Блокирование». Имитация блокирования. Пошаговое выполнение. Игра в пионербол.
1
28
Понятие «Блокирование». Имитация блокирования. Пошаговое выполнение. Игра в пионербол.
1
29
Контрольные испытания. Эстафеты с элементами волейбола.
1
30
Игра в пионербол на свежем воздухе с элементами волейбола.
1
31
Игра в пионербол на свежем воздухе с элементами волейбола.
1
32
Игра в пионербол на свежем воздухе с элементами волейбола.
1
33
Игра в пионербол на свежем воздухе с элементами волейбола.
1
34
Подведение итогов года. Контрольные испытания.
1
ИТОГО:
34 часа
Список литературы
1.Волейбол в школе. Железняк Ю.Д. Слупский, Л.Н. Москва«Просвещение»,1989г.
2.Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол.- Г.А. Колодницкий, В.С.Кузнецов,
Москва «Просвещение»2011г.
3. Волейбол Фурманов А.Г., Болдырев Д.М. - Москва «Физкультура и спорт» 1983г
4.Волейбол. Программа для СДЮШОР. Москва «Советский спорт» 2003г
5.Спортивные игры. Учебник для студентов. №2114 «Физ, Воспитание» В.Д.
Ковалева - Москва-Просвещение» 1988г.
6.Урок физкультуры в современной школе – Москва «Физкультура и спорт» 2002г.
7.«Комплексная программа физического воспитания учашихся 1-11 классов образовательных учреждений» под редакцией В.И. Ляха, А.А Зданевича (2010г.), допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации.
13PAGE \* MERGEFORMAT14915
Заголовок 115