Рабочая программа спортивно-оздоровительного направления «Спортивный клуб Олимпиец»
Рабочая программа по внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительного направления
«Спортивный клуб Олимпиец»
Учитель: Самсонова Л.В., стаж работы 5 лет
Срок реализации программы, учебный год: 1 год, 2016-2017 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно – оздоровительного направления спортивный клуб «Олимпиец» составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897), Приказа Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2015г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897», Примерной образовательной программы начального общего и основного общего образования, одобренные решением федерального учебно – методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 №1\15) и авторской программы М.Я. Виленского, В.И. Ляха (В.И. Лях.- М.: Просвещение, 2011).
Цель данного курса: формирование гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе физическое совершенство, духовное богатство и моральную чистоту.
Основные задачи курса:
- создать обучающимся условия для полноценной реализации их двигательных потребностей;
- формировать у обучающихся представления о ценности здоровья и необходимости бережного отношения к нему, способствовать осознанному выбору здорового стиля жизни;
- развивать основные физические качества обучающихся (силу, быстроту, ловкость, выносливость, равновесие и координацию движения), что обеспечивает их высокую физическую и умственную работоспособность;
- развивать коммуникативные навыки; · стабилизировать эмоции, обогатить детей новыми ощущениями, представлениями, понятиями; · развивать самостоятельность и творческую инициативность обучающихся, способствовать успешной социальной адаптации, умению организовать свой игровой досуг;
- воспитывать волевые качества, дисциплину, самоорганизацию коллективизм, честность, скромность;
- формировать систему нравственных общечеловеческих ценностей.
- стимулировать творческую деятельность детей, развивать творческое и логическое мышление учащихся.
Общая характеристика курса:
Возрастные особенности обучающихся 5 классов требуют, чтобы занятия велись в увлекательной форме, были эмоциональны, методически разнообразно построены, насыщены примерами и конкретными фактами. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, является уникальным средством формирования духовных потребностей и раскрытия творческого потенциала личности ученика. Играть для детей - это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей, совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость.
Игры способствуют развитию универсальных учебных действий, являясь эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, у них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты.
Постоянно изменяющая обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию коммуникативных универсальных действий. Соревновательный характер коллективных подвижных игр также работает на формирование коммуникативных универсальных действии, проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели в игре – на формирование личностных универсальных действии.
Программа предполагает проектную деятельность учащихся по темам: «Подвижные игры наших бабушек и дедушек», «Русские народные игры», «Я пропагандирую…», «Здоровая пища – залог успеха», индивидуальные и групповые проекты по теме «В здоровом теле – здоровый дух».
Место курса: в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования и планом внеурочной деятельности курс «Олимпиец» в 5 классе изучается 1 час в неделю, 34 часа в год.
Планируемые результаты курса внеурочной деятельности «Олимпиец»:
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры, здоровья у обучающихся формируются, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по спортивно - оздоровительному направлению является формирование следующих компетенций:
- определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять и формулировать цель деятельности на занятиях с помощью учителя.
- проговаривать последовательность действий на занятии.
- учить высказывать своё предположение (версию), учить работать по предложенному учителем плану.
- средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
- средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
- Уметь организовывать здоровье сберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.).
2. Познавательные универсальные учебные действия:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
3. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и понимать речь других.
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им.
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:
- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
- умение систематически наблюдать за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение учащихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
Компетенции, которые должны освоить занимающиеся в процессе реализации программы внеурочной деятельности.
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
-выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
-различать “полезные” и “вредные” привычки;
-использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;
-определять благоприятные факторы, воздействующие на здоровье;
-заботиться о своем здоровье;
-находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
-применять коммуникативные и презентационные навыки;
-оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, удушении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
-находить выход из стрессовых ситуаций;
-принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
-адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
-отвечать за свои поступки;
-отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
В результате реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся развиваются группы качеств: отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к окружающему миру.
Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все стороны здоровья, обучающиеся будут демонстрировать такие качества личности как: товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и ловким.
Содержание курса:
Уроки здоровья - 8 часов. Как правильно составлять режим питания. Как научиться обсуждать проведенные занятия, личного участия каждого ученика. Беседа о правильном использовании свободного времени. Поговорим о режиме дня Беседа по ПДД «Уходя на каникулы, помни!» поведение у реки. Правила поведения на дороге в осеннее - зимний период. Польза утренней гимнастики. Какое место в жизни ученика занимает спорт?
Легкая атлетика - 8 часов. Как использовать беговые упражнения в организации активного отдыха. Как правильно осмыслить и принять цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач. Как правильно использовать технические действия в беге на короткие дистанции. Как правильно выполнять технику высокого старта. Как правильно выполнить технику финиширования. Как контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Как правильно выполнить бег 30 м на скорость. Польза и правила закаливания организма. Беседа по ПДД «Уходя на каникулы, помни…»
Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть – 10 часов.
Как правильно вести себя на занятиях по лыжной подготовке. Температурный режим, одежда, обувь лыжника. Зимние забавы «Клуб ледяных инженеров». Помоги себе сам. Как оказать первую помощь при порезе, ушибе. Лечебная физкультура. Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. Сюжетные игры Разучивание сюжетных игр «Птица без гнезда», «Мы-весёлые ребята «Игры с прыжками Разучивание игр с прыжками «Зайцы в огороде «Эстафета «В здоровом теле – здоровый дух» Вредные привычки. Наркотические вещества. Токсические вещества. Игровая программа «Богатырская сила».Беседа: Предупреждение травматизма «Твоё здоровье – в твоих руках. Беседа по ПДД «Уходя на каникулы, помни…»
Гимнастика - 8 часов.
Инструктаж по технике безопасности при занятиях гимнастическими упражнениями. Эстафета «Полоса препятствий». Перестроение. Вис согнувшись, вис прогнувшись смешанные висы. ПИ «Светофор». Перестроение. Вис согнувшись, вис прогнувшись, смешанные висы ПИ «Прыжок за прыжком». Кувырок вперед. Кувырки вперед и назад. ПИ «Смена капитана». ПИ «Два лагеря». Кувырки вперед и назад. Стойка на лопатках. ПИ «Челнок». Лазание и перелезание. Эстафеты с переноской груза. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки и укрепления свода стопы. Проект «Я люблю спорт».
Система оценки достижений планируемых результатов:
Достижения обучающихся фиксируются в «Портфолио обучающихся». Портфолио ученика ведется в течение всех лет обучения. Это совместная деятельность обучающегося и учителя: обучающийся организует содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а педагог даёт рекомендации, какие материалы могут его наполнять.
К ним относятся:
- творческие работы обучающегося;
- различные награды, полученные им за успехи во внеурочной деятельности (похвальные грамоты, благодарности);оценочные характеристики успешных докладов, сообщений, презентаций, проектной деятельности и т. п. Эти документы могут оформляться как благодарственные письма учителя.
- тестирование; анкетирование;
- зачеты; защита проектов;
- выставка;
- соревнования; эстафеты;
- листы наблюдения.
Список используемой литературы для составления программы.
1.Антропова, М.В., Кузнецова, Л.М. Режим дня школьника. М.: изд. Центр «Вентана-граф». 2002.- 205 с.
2.Бабкина, Н.В. О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса // Начальная школа – 2001 – № 12 – С. 3–6.
3.Дереклеева, Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007 г. - / Мастерская учителя.
4.Дереклеева, Н.И. Справочник классного руководителя: 5 класс / Под ред. И.С. Артюховой. – М.: ВАКО, 2007 г., - 167 с. (Педагогика. Психология. Управление.)
5.Захаров. А.Н. Как предупредить отклонения в поведении детей. М. 2005. - 85 с.
6.Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Основная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
7.Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в основной школе:/ В.И. Ковалько. – М. : Вако, 2004. – 124 c.
8.Ковалько, В.И. Школа физкультминуток (1-11 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: ВАКО, 2007 г. – / Мастерская учителя.
9.Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С.. Внеурочная деятельность учащихся. Легкая атлетика: М:Просвещение ,2011
календарно-тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности, 5 класс
спортивно – оздоровительный клуб «Олимпиец»
№ Наименование раздела, темы урока Дата по плану Дата по факту Корректирующие мероприятия, причина коррекции
Уроки здоровья 8часов 5 «А» 5 «Б» 5 «В» 5 «А» 5 «Б» 5 «В» 5 «А» 5 «Б» 5 «В»
1 Вводное занятие. Как осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Т.Б. 2 Что вы знаете о спорте? Как правильно составлять режим дня и питание. 3 Как научиться обсуждать проведенные занятия, личного участия каждого ученика. 4 Беседа о правильном использовании свободного времени. 5 Поговорим о режиме дня. 6 Польза утренней гимнастики. 7 Какое место в жизни ученика занимает спорт? 8 Беседа по ПДД «Уходя на каникулы, помни!» поведение у реки. Правила поведения на дороге в осеннее - зимний период. Легкая атлетика 8 часов 9 Как использовать беговые упражнения в организации активного отдыха. 10 Полезные привычки 11 Вредные привычки и их влияние на человека 12 Как правильно выполнять технику высокого старта. 13 Как правильно выполнить технику финиширования. 14 Как контролировать физическую нагрузку по частоте сердечных сокращений. Как использовать беговые упр.в орг-ии активного отдыха. 15 Играя, подружись с бегом 16 Польза и правила закаливания организма. Беседа по ПДД «Уходя на каникулы, помни…» Что нужно знать и уметь, чтобы никогда не болеть 10 часов 17 Как правильно вести себя на занятиях по лыжной подготовке. Температурный режим, одежда, обувь лыжника. 18 Зимние забавы «Клуб ледяных инженеров». 19 Помоги себе сам.
Как оказать первую помощь при порезе, ушибе. 20 Лечебная физкультура.
Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног. 21 Сюжетные игры
Разучивание сюжетных игр «Птица без гнезда», «Мы-весёлые ребята» 22 Игры с прыжками
Разучивание игр с
прыжками «Зайцы в огороде» 23 Эстафета «В здоровом теле – здоровый дух» 24 Вредные привычки. Наркотические вещества. Токсические вещества. 25 Игровая программа «Богатырская сила» 26 Беседа: Предупреждение травматизма «Твоё здоровье – в твоих руках. Беседа по ПДД «Уходя на каникулы, помни…» Гимнастика 8 часов 27 Инструктаж по технике безопасности при занятиях гимнастическими упражнениями. Эстафета «Полоса препятсвий» 28 Перестроение. Вис согнувшись, вис прогнувшись смешанные висы. ПИ «Светофор». 29 Перестроение. Вис согнувшись, вис прогнувшись, смешанные висы. ПИ «Прыжок за прыжком». 30 Кувырок вперед. Кувырки вперед и назад. ПИ «Смена капитана». ПИ «Два лагеря». 31 Кувырки вперед и назад. Стойка на лопатках. ПИ «Челнок». 32 Лазание и перелезание. Эстафеты с переноской груза. 33-34 Комплекс упражнений для формирования правильной осанки и укрепления свода стопы. Проект Я люблю спорт.