Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению Весёлые старты для 3 класса в соответствии с ФГОС


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Весёлые старты» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования ( Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказ Минобразования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»; Приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»; Приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373), Положением МБОУ СОШ №27 о рабочей программе внеурочной деятельности педагога, реализующего ФГОС НОО в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ №27 на 2015-2016 учебный год, на основе авторской программы А.А. Ляха и А.В. Куприянова (Москва, Просвещение, 2010 г.)
Направление рабочей программы; возраст детей, участвующих в реализации программы; сроки реализации программы.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Весёлые старты» направлена на реализацию спортивно - оздоровительного направления внеурочной деятельности обучающихся начальных классов, рассчитана на 1 год обучения ( 2 раза в неделю) и предназначена для обучающихся 3 класса ( 9 - 10 летнего возраста).
В соответствии с расписанием и учётом праздничных дат (Постановление правительства РФ «О переносе выходных дней в 2015- 2016 году») календарно-тематическое планирование данного курса в 2015-2016 учебном году рассчитано на 67 занятий.
Актуальность, педагогическая целесообразность курса
Актуальность реализации данной программы заключается в том, что проблема сохранения и укрепления здоровья с раннего возраста является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранения здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Решающая роль в её решении отводится школе. Ей доверено воспитание новых поколений россиян. Помочь России выйти из кризиса смогут только успешные люди. Успешные – значит понимающие своё предназначение в жизни, умеющие управлять своей судьбой, здоровые физически и нравственно (способные к самопознанию, самоопределению, самореализации, самоутверждению). Только здоровый ребёнок может успешно учиться, продуктивно проводить свой досуг, стать в полной мере творцом своей судьбы. Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития. Подвижная игра – естественный источник адостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, стремлением к победе. Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма на более высокую ступень развития. В играх много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы детей, развитию их мышления и самостоятельности действий.
Цели и задачи курса.
Реализация курса внеурочной деятельности «Весёлые старты» направлена на достижение следующих целей и задач:
- содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
- укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и
здоровому образу жизни, содействие гармоничному, физическому развитию;
- обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам,
формирование коммуникативных компетенций.
Программа представлена двумя блоками: подвижные игры, спортивные игры.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения предмета:
Личностными результатами освоения учащимися содержания курса являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической культурой;
организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и передвижениях человека;
оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность;
технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «Весёлые старты» являются следующие умения:
представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
в доступной форме объяснять правила (технику) выполнения двигательных действий, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Планируемые результаты.
1уровень:
Дети получат знания:
- о способах и особенностях движения и передвижений человека;
- о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
- о причинах травматизма и правилах его предупреждения.

2 уровень:
Дети смогут играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации самим регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.
3 уровень:
Дети получат опыт:
- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

Все занятия будут учитывать возрастные особенности учащихся и обеспечивать двигательную активность. Задачей внеурочной деятельности спортивно- оздоровительного направления в начальной школе является двигательная деятельность с общеразвивающей направленностью. В процессе овладения этой деятельностью у младших школьников не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание, мышление, творческая самостоятельность. Внеучебная деятельность по спортивно – оздоровительному направлению увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества.
Основные направления содержания деятельности:
- здоровьесберегающие технологии;
- духовно-нравственное развитие;
- технология развивающего обучения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№№ п/п
Содержание занятий Кол-во
часов Форма
проведения
1. Развитие координационных способностей. «Весёлые старты» с мячом. Игра в футбол. 18 Практическое занятие Соревнование среди команд. Игры.
2. Развитие ловкости, силы. «Весёлые старты» Прыжки в длину с места с разбега. Прыжки в высоту. Игры 14 Соревнования. Игры
3. Развитие быстроты. Бег на короткие дистанции. Бег на длинные дистанции. Игры 19 Бег на время. Игры
4. Развитие выносливости. Метание мяча с места, с разбега, метание мяча на меткость. Упражнения со скакалкой. Игры. 16 Практические занятия. Метание на дальность. Игры.
67 ч. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Наименование раздела Кол-во часов Характеристика деятельности обучающихся Личностные результаты УУД
Регулятивные
Познавательные
Коммуникативные
Развитие координационных способностей.
«Весёлые старты» с мячом. Игра в футбол. 18 Подвижные игры. Метание малого мяча в горизонтальную и вертикальную цель . Метание набивного мяча. Эстафеты. Развитие скоростно-силовых способностей активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорст-
во в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. Самостоятельно оценивать свои действия и содержательно обосновывать правильность или ошибочность результата;
Взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться; Согласованные действия с поведением партнеров; контроль, коррекция.
Контролировать учебные действия, аргументировать допущенные ошибки. Подбор одежды и обуви для занятий физической культуры.
Основы знаний о работе органов дыхания и сердечно-сосудистой системы.
Знать правила подвижной игры.
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятель-ность, инициативу, ответственность, причины неудач.
Эффективно сотрудничать со сверстниками,
оказывать поддержку друг другу.
Осуществлять продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами . Потребность в общении с учителем
Умение слушать и вступать в диалог.
Развитие ловкости, силы.
«Весёлые старты»
Прыжки в длину с места, с разбега. Прыжки в высоту. Игры 14 Развитие быстроты.
Бег на короткие дистанции.
Бег на длинные дистанции.
Игры 19 Развитие выносливости. Метание мяча с места, с разбега, метание мяча на меткость. Упражнения со скакалкой. Игры. 16 КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п Тема занятия Кол-во часов Дата
проведения
1 четверть – 18 часов
Развитие координационных способностей - 18 ч.
1-2 Ведение мяча левой, правой рукой. Игра «Пятнашки». 2 01.09, 04.09
3-4 Поочерёдное ведение мяча левой, правой руками. Игра «Лиса и куры». 2 08.09, 11.09
5-6 Игры «Не пропусти мяч», «Змейка» (проведи мяч) 2 15.09, 18.09
7,8,9 Правила игры в футбол.
Игра «Мяч в кругу». 3 22.09, 25.09
29.09
10,11
12,13
14,15
16,17
18 Игра в футбол.
Прыжки на скакалке.
Игры с мячом
Самостоятельные игры. 2
2
2
3 02.10, 06.10
09.10, 13.09
16.10, 20.10
23.10, 27.10
30.10
2 четверть 14 часов
Развитие ловкости, силы – 14 ч.
19 Прыжки в длину с места. 1 10.11
20,21 Прыжки в длину с разбега. 2 13.11, 17.11
22,23 Прыжки в высоту. 2 20.11, 24.11
24 Соревнования по прыжкам в высоту. 1 27.11
25 Игры «Прыжки по полоскам», «Гусеницы». 1 01.12
26 Игра «С кочки на кочку». 1 04.12
27,28 Игра «Рак пятится назад».
Самостоятельные игры. 2 08.12, 11.12
29 Игра «Пингвин с мячом». 1 15.12
30 Игры «Мяч на полу», «Альпинисты». 1 18.12
31,32 Игра «Не упусти мяч». Самостоятельные игры. 2 22.12, 25.12
3 четверть - 19 часов
Развитие быстроты - 19 ч.
33,34 Бег на короткие дистанции.
Игра «Гуси - лебеди». 2 12.01, 15.01
35,36 Бег на длинные дистанции.
Игра «Два Мороза». 2 19.01, 22.01
37,38
39 Игры «Эстафета со скакалкой»,
«Белые медведи».
3 26.01, 29.01
02.02
40,41,
42 Эстафета с мячами.
Самостоятельные игры. 3 05.02, 09.02
12.02
43,44
45 Игры «Ну – ка, отними!»,
«Бросить и поймать». 3 16.02, 19.02
26.02
46,47
48 Игры с мячом и обручем
«Птички в гнёздышках». 3 01.03, 04.03
11.03
49,50
51 Самостоятельные игры с мячом и обручем 3 15.03, 18.03
22.03
4 четверть - 16 часов
Развитие выносливости. Упражнения со скакалкой - 16 ч.
52,53
54 Метание малого мяча с места, с разбега, на меткость. Самостоятельные игры. 3 01.04, 05.04
08.04
55,56 Игры «Метко в цель», «Попади в цель». 2 12.04, 15.04
57,58 Игры «Кто дальше бросит», «Снайперы». 2 19.04, 22.04
59,60 Игры «Чей мяч дальше?», «Мяч соседу». 2 26.04, 29.04
61,62
63,64 Игра в футбол.
Самостоятельные игры.
4 03.05, 06.05
10.05, 13.05
65,66
67 Игра в пионербол. Самостоятельные игры.
3 17.05, 20.05
24.05
Итого 67 ч.
Информационно - методическое обеспечение.
- спортивный зал;
- спортивная площадка;
-спортивный инвентарь;
-учебно-методические материалы:
Учебно-методическое пособие «Подвижные игры» 1-4 класс. Автор Патрикеев А.Ю. 2007г. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры» под редакцией Л.В. Руссковой . Просвещение 1986 г.
Л.П.Фатеева «300 подвижных игр для младших школьников» Академия развития, 2007

Интернет-ресурсы:
http://azbuka-igr.ru/doshk_vozr/air/http://fizkult-ura.ru