Рабочая программа по внеурочной деятельности на тему Занимательная грамматика(3 класс)
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании ШМО СОШ №6 Зам. директора по ВР Директор МОБУ СОШ №6
Протокол № от 2015г. _______/Айканова М.Ю./ _______ /Гайсина Л.Ю./
Руководитель_______ /Давлиева К.Н./ 2015 г. Приказ № от 2015 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Занимательная грамматика»
в 3 в классе
на 2015-2016 учебный год
Составила
учитель начальных классов
Андуганова Таля Шамратовна,
первая квалификационная категория
Нефтекамск, 2015г.
I. Пояснительная записка
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит курс внеурочной деятельности “Занимательная грамматика”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением. Программа курса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной грамматике”.
В отборе материала к занятиям учитель должен ориентироваться на связи с программным материалом по русскому языку, учитывая необходимость осуществления преемственности между начальным и средним звеном.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками, начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного нами курса внеурочной деятельности заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке.
Цель: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи :Обучающие:
развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
риобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
развитие мотивации к изучению русского языка;
развитие творчества и обогащение словарного запаса;
совершенствование общего языкового развития учащихся;
углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
воспитание культуры обращения с книгой;
формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
Развивающие:
развивать смекалку и сообразительность;
приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
2.Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Введение в начальную школу регулярных развивающих занятий, включение детей в постоянную поисковую деятельность существенно гуманизирует начальное образование. Такой систематический курс как «Занимательная грамматика» создает условия для развития у детей познавательных интересов, формирует стремление ребенка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Решить многие проблемы мышления школьников помогает учебная задача, которая существенно отличается от многообразия частных задач. При решении частных задач школьники овладевают столь же частными способами. Лишь при длительной тренировке дети усваивают некоторый общий подход. Усвоение этого способа происходит по эмпирическому принципу движения мысли от частного к формально общему. При решении же учебной задачи ученики первоначально овладевают содержательным общим способом, а затем безошибочно используют его при подходе к каждой частной задаче. Появление курса связано с тем, что:
в современном мире уже недостаточно обучать только получению информации;
анализ, сортировка информации, аргументация, которые используются при преподавании обычных предметов, лишь малая часть навыков мышления, обучающиеся должны владеть и другими навыками;
конкретные предметы имеют свои идиомы, потребности и модели, тогда как логика является некоторым метапредметом, который объединяет все знания и личный опыт ученика.
Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС 2009 года. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:
соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;
содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.
Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:
определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;
в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты;
достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, психологом
3.Ценностные ориентиры содержания курса внеурочной деятельности
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и совершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Факультативный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
лекции;
практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.анализ и просмотр текстов;
самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
игровая;
теоретическая;
практическая.
Основные методы и технологии
технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
4. Место курса внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 138 часов. В 1 классе – 33 часа, 2-4 классы по 35 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 40 минут в 2-4 классах. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1–4-х классов.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты курса внеурочной деятельности
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
6. Тематическое планирование. (35часов)
№ Тема занятия Количество часов
Да здравствует русский язык! 1
Вежливые слова. 1
Поговорки и пословицы. 1
Игротека. 1
Запоминаем словарные слова. 1
Растения во фразеологизмах. 1
Животные во фразеологизмах. 1
Игротека. 1
Я не поэт, я только учусь. 1
Как морфология порядок навела. 1
Игры с пословицами. 1
Игротека. 1
И снова животные во фразеологизмах. 1
Кое-что о местоимении. 1
Познакомимся поближе с наречием и числительным. 1
Игротека. 1
Состав слова. Основа слова. Формы слова. 1
Про корень и окончание. 1
Про суффикс и приставку. 1
Игротека. 1
Непроизносимые согласные. 1
Учимся различать приставку и предлог. 1
Учимся писать «не» с глаголами. 1
Игротека. 1
Имена существительные с шипящим звуком на конце. 1
Его величество ударение. 1
Поговорим о падежах. 1
Игротека. 1
Сложные слова. 1
От архаизмов до неологизмов. 1
По страницам энциклопедии. 1
Игротека. 1
Повторяем… 1
Повторяем, повторяем… 1
Повторяем, повторяем, повторяем… 1
Итого 35 часов
Содержание занятий.
Тема 1. Да здравствует русский язык!
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .Тема 2. Вежливые слова.
Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением. Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.
Тема 3. Поговорки и пословицы.
Знакомство с поговорками и пословицами. Игра «Угадай-ка!» Составить пословицу из отдельных слов. Вставить в пословицу пропущенное слово. Найти лишнее слово. Расшифровать пословицу.
Тема 4.Игротека.
Знакомство с фразеологизмами. Работа со стихотворением. Разгадывание кроссворда «Русские народные загадки». Игра «Собери пословицу».
Тема 5. Запоминаем словарные слова.
Работа с загадками. Разгадывание кроссворда «Словарные слова». Разгадывание ребусов. Узнать словарное слово по описанию. Метаграммы.
Тема 6. Растения во фразеологизмах.
Знакомство с фразеологизмами. Расшифровка фразеологизма. Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Игра «Да и нет».
Тема 7. Животные во фразеологизмах.
Работа с выражениями ,употребляемыми в переносном значении и их смысла. Расшифровка фразеологизмов. Анализ басни «Почему мыши котов не обижают».Метаграммы.
Тема 8. Игротека.
Расшифровка фразеологизмов. Разгадывание киптограммы. Предложения с фразеологизмами. Разгадывание кроссворда «Словарные слова».
Тема 9. Я не поэт, я только учусь.
Знакомство с рифмами. Придумать рифмы к словам. Придумать четверостишия с заданными словами. Игра «Лишнее слово».
Тема 10. Как морфология порядок навела.
Повторение частей речи. Отгадывание загадок и составление предложений. Синонимы.
Тема 11. Игры с пословицами.
Исправить ошибки в пословицах. Расшифровка пословицы. Разгадывание киптограммы.
Игра «Лишнее слово».Метаграммы.
Тема 12. Игротека.
Закончить рифмовки на тему «Дома». Расшифровка пословицы. Определение частей речи. Игра «Из букв-слова»
Тема 13. И снова животные во фразеологизмах.
Работа со стихотворением В. Вдовиной «Лошадь». Расшифровка фразеологизмов.
Работа с басней С. Михалкова «Осел и бобр».Метаграммы.
Тема 14. Кое-что о местоимении.
Знакомство с личными местоимениями. Вставить нужные местоимения. Работа со стихотворением. Метаграммы.
Тема 15. Познакомимся поближе с наречием и числительным.
Знакомство наречиями и числительными. Разбор по составу. Работа с загадками.
Игра «Лишнее слово». Метаграммы.
Тема 16. Игротека. Работа со стихотворением. Расшифровка фразеологизмов. Игра «Почтальон». Найти местоимения. Загадки.
Тема 17. Состав слова. Основа слова. Формы слова.
Работа со стихотворением о частях слова. Придумать однокоренные слова. Выделить части слов. Игра в слова. Загадка.
Тема 18. Про корень и окончание.
Отметить верные высказывания. Придумать сказку «Большая родня». Игра «Вырасти садик» Игра «Лишнее слово». Загадка.
Тема 19. Про суффикс и приставку.
Отметить верные высказывания. Работа со стихотворением. Разгадывание кроссворда.
Метаграммы.
Тема 20. Игротека.
Загадки. Слова-отгадки разбирать по составу. Игра «Собери слово». К словам отгадкам придумать однокоренные слова. Иллюстрация стихотворения. Рифма. Схемы слов.
Тема 21. Непроизносимые согласные.
Работа с непроизносимыми согласными. Расшифровка пословицы. Разгадывание кроссворда. Метаграммы. Загадки.
Тема 22. Учимся различать приставку и предлог.
Учимся различать приставку и предлог. Составить предложения по картинкам. Литературная викторина. Исправление ошибок.
Тема 23. Учимся писать «не» с глаголами.
Учить писать «не» с глаголами отдельно. Работа со стихотворением. Разгадывание кроссворда. Исправление ошибок. Загадки.
Тема 24. Игротека.
Глаголы с частицей «не». Работа со стихотворением. Отрывки из сказок. Педлоги и приставки.
Тема 25. Имена существительные с шипящим звуком на конце.
Работа с существительными с шипящим звуком на конце. Работа со стихотворением. Пословицы. Разгадывание кроссворда.
Тема 26. Его величество ударение.
Значение ударений в словах. Работа со стихотворением. Слова-омографы.
Тема 27. Поговорим о падежах.
Работа с падежами. Работа со стихотворением. Расшифруй слова. Анаграммы.
Тема 28. Игротека.
Разгадывание кроссворда. Работа со стихотворением. Рифма. Падежи.
Тема 29. Сложные слова.
Работа со сложными словами. Записи к рисункам. Составить предложения. Разгадывание кроссворда. Исправление ошибок. Загадки.
Тема 30. От архаизмов до неологизмов
Значение слов: историзмы, архаизмы, неологизмы. Синонимы. Работа со стихотворением. Диалог.
Тема 31. По страницам энциклопедии.
Энциклопедии. Лабиринт. Игра «Отгадай слово». Загадки.
Тема 32. Игротека.
Расшифровка ребусов. Загадки. Синонимы. Составить предложения. Игра «Да и нет»
Тема 33. Повторяем…
Работа с текстом. Разгадай слово. Разгадывание кроссворда. Исправление ошибок.
Тема 34. Повторяем, повторяем…
Работа с пословицами. Вопросы-шутки. Расшифровка фразеологизмов.
Тема 35. Повторяем, повторяем, повторяем…
Работа с пословицами. Игра «Лишнее слово». Метаграммы.
7.Система оценки результатов внеурочной деятельности
Система оценки результатов Индивидуальная оценка Коллективный результат Оценка эффективности по направлениям внеурочной деятельности
Основные функции оценки Диагностирующая Диагностирующая и корректирующая Диагностирующая и контролирующая
Форма предоставления результатов
результатов Портфолио
Творческий отчет / презентация и пр. Карта достижений (суммирование индивидуальных результатов обучающихся в рамках одного направления). Оценка проекта.
Содержание Оценка освоения программы внеурочной деятельности (педагог).
Участие в мероприятиях различного уровня.
Дипломы, сертификаты, награды и пр.
Самоанализ
Другое. Продукт совместной деятельности / проекта.
Внешняя экспертиза коллективного творчества
Награды, сертификаты, поощрения.
Материалы рефлексии Индивидуальные результаты в рамках одного направления (заместители директора по УВР и ВР)
Этапы диагностики Входная диагностика, диагностика в конце года и по окончании освоения программы (как показатели динамики) В конце года или отчетного периода. В конце года.
По окончании мультипроекта.
Формы оценивания Персонифицированная и не персонифицированная Не персонифицированная Не персонифицированная
Инструменты оценивания Критерии оценки портфолио
(Положение о портфолио) Критерии оценки продуктов деятельности (Положение о предоставлении отчета коллективной деятельности группы обучающихся в рамках одного направления) Технологическая карта оценки эффективности (Положение).
Критерии оценки проекта (Положение о проектной деятельности)
8. Оборудование и кадровое обеспечение программы
Для осуществления образовательного процесса по Программе «Занимательная грамматика» необходимы следующие принадлежности:
наличие лингвистических словарей;
наличие карточек с играми и заданиями;
наличие текстов для работы на занятиях;
подборка видеофрагментов;
подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор;
набор ЦОР по русскому языку.
Занятия по Программе ведёт учитель начальных классов или учитель русского языка и литературы, либо любой другой специалист в области филилогии, обладающий достаточным опытом работы с детьми, либо с педагогическим образованием.
Литература
1.Материалы для изучения азбуки на Лабиринте2. Материалы для изучения грамматики на Лабиринте3.Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
4.Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
5.Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
6.Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
7.Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк.
ПКФ “БАО”, 1997 г.
8.Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
9.Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 1988 г.
9. Контрольно-измерительные материалы
3 класс
Входной тест
1. Логика – это наука о том, как нужно __________, _________, __________.
2. Вспомните логические операции.
а) Обобщение.
Назови одним словом, исключив лишнее:
мальчик, девочка, бабушка - … .сметана, кефир, майонез - … .Земля, Луна, Венера, юпитер - … .дуб, баобаб, береза, осина - … .предательство, доброта, честность - … .б) Сравнение.
Солнце – Луна: сходство, различие.
в) Классификация.
Раздели слова на три группы: футбол, хоккей, мяч, баскетбол, штанга, кубок, медаль, лыжи, грамота.1 группа 2 группа 3 группа
г) Аналогия.
Вверх – вниз
Говорил - …
Думать – размышлять
Ломать - …
Брюки – штанина
Рубашка - …
1 2 3 – 2 3 4
3 4 5 - …
3. Анаграммы (расшифруй слова).
Ю Г Т У
Я М Л О Н И
У А К Т Р К