Конспект библиотечного урока Моя домашняя библиотека


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 32»
Библиотечный урок
«Моя домашняя библиотека»
7 класс
Составитель:
Педагог-библиотекарь
Ренкас Т.Ю.
Ангарск, 2017 г.
Цель: знакомство с домашней библиотекой
Задачи:
- дать информацию о домашней библиотеке, о правилах сохранения книг в домашней библиотеке, об экслибрисе
- сформировать интерес к книгам
Тип урока: урок открытый комбинированный. Время реализации занятия: 40 минут.
Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, групповая.
Оборудование: ПК, медиапроектор, экран, карточки-задания, «лист для самооценки»

Ход урока:
Вступление (приветствие, цитаты)
Определение темы урока
Лекция о домашней библиотеке писателей, викторина-опрос, с использованием презентации; просмотр видеоурока
Творческое задание – синквейн на тему «Моя домашняя библиотека» (защита)
Просмотр фрагментов познавательного фильма об экслибрисе
Творческое задание – создание экслибриса по исходным данным (защита)
Заключение
Рефлексия
Здравствуйте, ребята! Мне хотелось бы начать наш урок словами известных писателей: слайд 2, 3
…Там, где есть книга, человек уже не остаётся наедине с самим собой, в четырёх стенах своего кругозора, он приобщается ко всем свершениям прошлого и настоящего…Стефан Цвейг, Австрия
Без книг пуста человеческая жизнь. Книга не только наш друг, но и наш постоянный вечный спутник. Демьян Бедный
Любите книгу, она облегчает вам жизнь, дружески поможет разобраться в пёстрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человечеству. М. Горький
Хорошая библиотека есть книжное отражение Вселенной. Николай Рубакин
Скажите, пожалуйста, что означает слово «библиотека». Само это слово происходит от греческих слов "biblio" - книга и "teka" — хранилище. Библиотека... Древнее и вечно живое обиталище человеческого разума. Неподвижные ряды книжных полок заключают в себе бесчисленные грани живого мира: борьбу идей, научный поиск, наслаждение прекрасным, получение знаний.
А сейчас я предлагаю вам самим сформулировать тему урока – посмотрите на экран и скажите, о чем мы сегодня будем говорить? Слайд 4
Итак, тема нашего урока «Моя домашняя библиотека». Как вы считаете, нужна ли современному человеку дома библиотека? (Дискуссия)
Слайд 5  Как сказал мыслитель Марк Цицерон: Дом, в котором нет книги, подобен телу, лишенному души.
Слайд 6 Несомненно, что отдельного внимания в нашем обзоре заслуживают домашние библиотеки тех, кто создает их содержимое и лучше всех разбирается в книгах –писателей.
Слайды 7-14(домашние библиотеки некоторых писателей и знаменитостей)
Домашняя библиотека – это портрет ее собирателя. Она служит отражением его планов, интересов, знаний о мире, о себе, об обществе, в котором он живет.

И здесь все важно: и возраст, и основной род деятельности, и социальное положение, и хобби, и образование.

В домашней библиотеке может присутствовать разная литература. (слайд 15)
Ребята, как называется: (мини-викторина - ответы ребят)
литература, необходимая человеку для общеобразовательного, культурного совершенствования, содержащая множество различных сведений: дат, фактов, цифр, названий, имен и помогающая найти ответ на любой вопрос (справочная – энциклопедии, словари, справочники)
книги для специалистов – профессионалов в какой-либо области (профессиональная/специальная).
издания, повествующие об истории края, области, города (краеведческая)
литература, тиражируемая с определенной периодичностью. Такие издания могут иметь информационный или развлекательный характер (периодическая – газеты, журналы).
литература, в основе которой заложен сюжет произведения (художественная).
литература для детей младшего и среднего возраста (детская).
А какие жанры худ. литературы вы знаете?
Как сказал писатель, библиограф Николай Александрович Рубакин слайд 16
«Выбирать книги для своего и чужого чтения – не только наука, но и искусство»
Опрос (ответы ребят)
У кого из Вас есть домашняя библиотека?
Сколько книг в вашей домашней библиотеке? (в среднем домашняя библиотека содержит около 100 экземпляров).
Кем была создана ваша домашняя библиотека? С какой целью?
Какая литература присутствует в Вашей домашней библиотеке?
Любимая книга из вашей домашней библиотеки.
Итак, Вы знаете, с какой целью вы собрали именно эти книги. А как лучше всего расставлять книги и где нужно хранить книги? Сейчас мы с вами посмотрим. (слайд 17 - видеоурок)
Творческое задание - каждой группе придумать синквейн на тему «Моя домашняя библиотека» (слайд 18)
(7-10 минут) – зачитывают свои синквейны
Ребята, а кто из вас знает, что такое Эксли́брис? слайд 19 (фрагменты познавательного фильма)
После просмотра повторяем:
Ex libris в переводе с латинского означает "из книг". Эксли́брис — книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Обычно на экслибрисе обозначены имя и фамилия владельца и рисунок, образно говорящий о профессии, интересах или о составе библиотеки владельца. Родиной экслибриса считают Германию, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания.
В России экслибрисы появились в начале XVIII века – наряду с другими европейскими новшествами, введенными Петром I. Естественно, что первыми владельцами экслибрисов были члены императорской фамилии, первые лица государства, представители знати.
В начале XXI века, интерес к экслибрису возрождается. В первую очередь, возрождается, как к личному книжному знаку. Неудивительно, так как в настоящее время все больше людей интересуются своими корнями, восстанавливают разрушенные родовые цепочки.
Сейчас у вас творческое задание, каждой группе нужно придумать и нарисовать экслибрис по исходным данным (рисуют экслибрис и каждая группа защищает свой проект-экслибрис – 10 мин.)
Исходные данные для создания экслибриса:
Роман Свиридов, по профессии архитектор. Хобби – рыбалка, чтение книг – предпочитает фантастику.
Исходные данные для создания экслибриса:
Светлана Романова, по профессии учитель музыки. Хобби – разведение цветов, музыка, чтение книг – предпочитает поэзию.
Исходные данные для создания экслибриса:
Владимир Архипов, по профессии строитель. Хобби – катание на лыжах, чтение книг – предпочитает детективы.
Исходные данные для создания экслибриса:
Сергей Яковлев, по профессии рок-музыкант, гитарист. Хобби – музыка, чтение книг – предпочитает фантастику.
Исходные данные для создания экслибриса:
Екатерина Петрова, по профессии дизайнер. Хобби – рукоделие, чтение книг – предпочитает классическую литературу.
Исходные данные для создания экслибриса:
Евгения Проклова, по профессии библиотекарь. Хобби – вязание, чтение книг.
Урок подходит к концу, и я хотела бы закончить его замечательными словами В.Г. Белинского: слайд 23
«Умножай свою библиотеку, но не для того, чтобы иметь много книг, а чтобы просвещать свой разум, образовывать сердце, чтобы творческими произведениями великих гениев возвышать свою душу».
Рефлексия.
Ребята, на столе у вас лежат листочки. Выразите свое отношение к уроку при помощи знаков препинания:
“!” – полезный, интересный урок;
“?” – возникли вопросы, требующие разрешения;
“...” – хочется продлить изучение данной темы;
“–“ – информация не востребована.