Доклад на тему : Особенности уроков ОБЖ в условиях специальной коррекционной школы VII вида














Доклад.
«Особенности уроков ОБЖ в условиях специальной коррекционной школы VII вида»










Подготовила: учитель ОБЖ Харюзова Людмила Фёдоровна



















Якутск
2017 год


Проблема неуспеваемости учащихся начальных классов все времена привлекала к себе внимание учёных. Ими была выделена группа детей , которые не могут быть отнесены к умственно-отсталым, так как в пределах имеющихся знаний они обнаруживали достаточную способность к обобщению, широкую «зону ближайшего развития». Эти дети отнесены к особой категории - детей с задержкой психического развития. У них отмечается слабость памяти, внимания, повышенная истощаемость , несформированность произвольной регуляции деятельности, , эмоциональная неустойчивость.
Преподавание в коррекционной школе направлено на коррекцию имеющихся недостатков развития учащихся.
Урок является основной единицей учебного процесса и выполняет несколько функций: образовательную, коррекционно-развивающую и воспитательную.
Образовательная функция включает в себя формирование системы научных знаний о безопасности жизнедеятельности таким образом, чтобы учащиеся могли, в доступном для них варианте, осмыслить закономерности природы, понять, как этими знаниями можно пользоваться в жизни. Каждый урок ОБЖ содержит информацию, отражающую современный уровень развития науки, и информацию, раскрывающую практическую значимость приобретенных знаний.
Коррекционно-развивающая функция современного урока заключается в развитии у учащихся процессов познавательной деятельности (сравнивать, обобщать, анализировать и пр.) и коррекции высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т.п.).
В урок включаются методы и приемы, нацеленные на непосредственное включение в усвоение знаний конкретных познавательных процессов; ученик не просто усваивает сумму фактических знаний, а в процессе этого усвоения активно использует разнообразные приемы умственных действий.
Воспитательная функция урока заключается в развитии нравственных начал личности ученика, его убежденности и устремлений. Так как на уроке ОБЖ в коррекционной школе воспитываются общечеловеческие ценности, как реализовывать воспитательную функцию учебного процесса во благо ученика, его личности, а не во вред ему.
Остановимся на конкретной системе требований к уроку е ОБЖ вытекающей из названных выше функций.
Дидактическая цель определяет степень усвоения учебного материала: познакомить, сформировать, обобщить, закрепить и т.п.
Здесь уже есть две дидактические цели урока: закрепить и познакомить, что определенным образом будет влиять на структуру урока.
Второй аспект целей урока – коррекционный. Формулировка коррекционной цели зависит от методов и приемов обучения на уроке. Прежде чем написать коррекционную цель, учитель должен внутренне «прокрутить» весь урок, чтобы определить, какие психические процессы, аспекты личности можно задействовать на данном уроке в коррекционно-развивающем аспекте, что конкретно поддается исправлению в процессе темы и какими методами.
Нередко, из урока в урок, учителя пишут такую формулировку «коррекция речи, памяти, внимания, мышления». Это означает – формальный подход к решению коррекционной задачи. Невозможно на разных уроках одинаково корригировать и речь, и внимание, и память. Каждая учебная тема рассчитана на использование в разной степени то памяти, то внимания, то мышления. Учитель должен уметь определять, что будет задействовано из учебной деятельности в большой степени.. Коррекционная цель может быть сформулирована следующим образом: «Коррекция аналитико-синтетической деятельности учащихся на основе их упражнений в наблюдении, описании».
Следующий урок по пройденной теме ученики должны будут составить по памяти рассказ, установить логические связи. Коррекционная цель может иметь следующее оформление «коррекция памяти, логики мышления на основе упражнений учащихся по памяти, установлением причинно-следственных связей и отношений».
Такой подход к оформлению коррекционных целей требует от учителя серьезного, осмысленного отношения к организации исправления дефектов познавательной деятельности учащихся. Только при таком подходе поиск компенсаторных путей обучения, ориентировка на «зону ближайшего развития», коррекция личности – становится реальностью
Следующей заключительной целью урока является – воспитательная.
Её формулировка должна быть ориентирована на воспитание экологической культуры, профессиональной ориентации, психологической готовности к выходу из создавшейся трудной ситуации во время похода, экскурсии и т.д. При определении формулировки учитываю тему урока, возраст учащихся, проблемы сегодняшней жизни и исходя из этого- ставлю реальную воспитательную задачу.
Разнообразные структуры одного и того же типа урока позволяют избегать однообразного стереотипного поведения учеников на уроке, что способствует более продуктивному усвоению знаний.
Наиболее распространённой формой организации учебного процесса в коррекционной школе является комбинированный урок, получивший своё название за комбинацию двух дидактических целей. В ходе комбинированного урока учитель может осуществлять основательную проверку, закрепление знаний( первая дидактическая цель); и также давать новую информацию, знакомить учеников с новым материалом (второй аспект дидактической цели).
В зависимости от дидактической цели выделяется вводный и обобщающий уроки. Для вводного урока характерна следующая постановка цели : определить уровень знаний и представлений по темеВводные уроки проводятся, как правило, перед изучением темы.
Повторительно - обощающие уроки должны предусматривать упражнения учащихся с ЗПР в оперировании ранее усвоенной информацией: классификации, сравнении, умозаключении.
Коррекционная направленность урока реализуется следующими способами:
а) включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций (памяти, внимания, мышления), т. е. тех заданий, которые ориентированы на развитие способностей, возможностей личности ученика, а не на заучивание программного материала.
б) Включение в урок заданий с опорой на несколько анализаторов, т.е. усложненные варианты заданий, заставляющие упражнять сразу несколько физических функций. Например – сложить «осколочную» картинку и определить параграф, в котором говорится об этом объекте.
в) Включение в урок заданий по степени нарастающей сложности, предполагающих постепенное включение различных видов учебной деятельности учащихся в работу на уроке.
Усвоение содержания образования во многом зависит от методов. Методы, выбранные соответственно содержанию, возрасту, особенностям познавательной деятельности учащихся обеспечивают эффективное обучение. Под этим понимается не просто овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, но и развитие и коррекция их личности.
Словесные методы обучения играют важную роль в формировании знаний, умений и навыков у учащихся с ЗПР. Используя их на уроке, определяю уровень имеющихся знаний у учащихся, сообщаю новую информацию, уточняю характер её восприятия школьниками, связываю вновь воспринятый материал с уже имеющимися. Одним словом, словесные методы используются на различных этапах урока ОБЖ и в различных целях. В зависимости от этого и определяется методика включения словесных методов в урок.
Наглядность является важным элементом уроков ОБЖ. Правильное использование наглядности на уроке способствует развитию произвольного внимания, восприятия, памяти и аналитико-синтетической деятельности учащихся.
Наглядное средство должно стимулировать учащихся в процесс познания, а не выступать в качестве развлекательного компонента. Знакомлю детей с изучаемым объектом, используя различные средства наглядности , которые не должны перегружать урок, т.к. чрезмерное их количество утомляет учащихся.
Натуральная наглядность – это живые объекты, наиболее полно и точно дающие представления о величине, форме, индивидуальных особенностях изучаемого предмета, а также муляжи, чучела, модели, коллекции.
Опыты – это демонстрация какого – то природного явления, свойства предмета в искусственно созданных условиях. Опыты на уроках значительно активизируют интерес учащихся к предмету; они позволяют наиболее полно и всесторонне показать ученикам сущность изучаемого явления, сделать видимыми свойства предмета, неподдающееся чувственного восприятию. Опыты учат учащихся логически рассуждать: сопоставлять и анализировать факты, делать выводы и заключения.
Рисунок на уроках ОБЖ используется уже на начальных этапах изучения предмета. У учащихся уже сформированы определенные изобразительные навыки и учитель может использовать рисунок в дидактических целях. (для закрепления материала, при изучении нового и т.п.).
Таблицы и схемы на уроках ОБЖ применяю во всех звеньях учебного процесса, однако работе с ними детей необходимо обучать.
Умение наблюдать вырабатывается в процессе экскурсий, развивающих прогулок, походов. Для того чтобы экскурсия имела для детей подлинно развивающее значение, детально продумываю объём и последовательность выполнения заданий. Учащимся должно быть понятно с какой целью они идут на экскурсию, что будут наблюдать, как станут вести наблюдения.
Организация работы в указанных выше направлениях способствует формированию учебных знаний, развитию внимания и памяти, активизации мыслительной деятельности, коррекции имеющихся недостатков у детей с ограниченными возможностями здоровья, умение оказать помощь , и выйти из трудной ситуации.









13PAGE 15


13PAGE 14215




15