План конспект на тему: Переложение для старшего школьного хора
Переложение для старшего школьного хора.
Переложение для 3 -х и 4- х голосового детского хора. Хоровое пение на 3-4 голоса по сравнению с 2-х голосовым более высокая ступень хорового исполнительства. 3-х голосовое пение ставит перед аранжирующим новые задачи :1 – группа задач: связана с увеличением возраста исполнителей (3-х голосие начинает возникать в 5 классе)
2- группа задач: связана с тем что 3-х голосная структура по сравнению с 2-х голосием представляет более совместную форму организации в звучании. 3- х голосное переложение открывает возможность более полноценной передачи разных музыкальных особенностей оригинала, чем 2-х голосие.
Наличие 3-х голосных хоровых партитур расширяет диапазон используя музыкально выразительные средства, и дает новые регистро – тембровые краски.
Мелодический материал в 3-х голосном переложении может быть помещен в различные регистры любого из 3-х голосов. Это допускает старший возраст исполнителей. Большее распространение имеет такой вид фактуры как парралельное движение в 2-х верхних голосах при самостоятельном нижнем, или соединение 2-х нижних в аккомпанементе верхнему.
Из других особенностей 3- х голосной партитуры укажем на интонационное соотношение голосов и специфику среднего голоса.
Тесное расположение голосов характерно в 3- х голосной партитуре и является наиболее удобным. Оно обусловлено некоторыми физико – акустическими особенностями звука. В тесном расположении хоровые аккорды звучат компактнее, сочнее, полнее чем в широком расположении. С расположением аккордов связана и динамика хорового звучания. Средние голоса 3-х голосной партитуры требует к себе особое внимание. Если в 2-х голосном хоре оба голоса являются крайними и хорошо слышны исполнителям, то средние голоса в 3-х голосной партитуре находятся в окружении крайних и менее различимы и за своей средниности. В практике при работе с детским хором часто приходится сталкиваться с переложением 4-х голосной партитуры. Случай переложения партий написанные для 5-ти и более голос очень редкий. 4-х голосные однородные женские коллективы формируются глобальным образом (15-18 лет). К этому времени их голоса пройдя период мутации становятся похожими на голоса женщин. Приобретает большая полнота насыщенности звучания, выявляются более определенные чем раньше тембровые черты но диапазон и сила голоса значительно слабее и меньше чем у взрослых певиц. Это одно из важных обстоятельств которое должно при аранжировке учитываться.
Некоторые школьные хоры формируются по такому же принципу как и однородные взрослые.
Женский хор состоит С-1,2; А-1.
Однако методика вокального воспитания детей рекомендует не стремиться к усиленному развитию низких голосов.