Образовательная деятельность с детьми средней группы «Путешествие в прошлое стула (кресла)»


Образовательная деятельность с детьми средней группы «Путешествие в прошлое стула (кресла)»
Цель: Знакомить детей с назначением предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло). Развивать ретроспективный взгляд на предметы. Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма).
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация «Путешествие в прошлое стула (кресла)», пенёк, лавка, табурет, стул, кресло.
Предварительная работа:
Загадки о предметах мебели, подготовка презентации «Путешествие в прошлое стула (кресла)»
Ход ОД:
В помещении заранее подготовлены табурет, стул, лавка, кресло, пенёк.
- Дети, я рада видеть всех вас, садитесь поудобнее и приготовьте свои ладошки. Потрите ладошки, вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть вам будет тепло и уютно от нашей с вами встречи.
- Дети, на чем вы сидите? (На стуле)
- Неужели стул так необходим? (Рассуждения детей)
- А на чём можно ещё посидеть? (Ответы).
- Дети, хотите узнать, на чем сидели люди давным-давно до того, как появились стул и кресло?
- Но для этого мы с вами отправимся в путешествие? Путешествие будет необычное – в далёкое прошлое. А поможет нам в этом волшебная машина, которую построим из стульчиков. Дети строят машину из стульчиков.
Готовы отправиться в далёкое прошлое? (Да) Закроем глазки и скажем волшебные слова «Раз, два, три машина волшебная в прошлое нас неси». (Сопровождение музыки).
- Вот мы с вами и прилетели в далёкое прошлое. Дети рассаживаются полукругом. Педагог обращает внимание на экран.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
1 слайд: Название презентации «Путешествие в прошлое стула (кресла)».
2 слайд: Мы с вами попали в то время, когда люди жили в пещерах.
3 слайд: В них можно было спрятаться от дождя и холода.
4 слайд: Там они разжигали костры, готовили пищу, грелись около костра.
5 слайд: Посмотрите, в пещере есть предметы, на которых человек мог сидеть? (нет). На чем же он сидел? (на земле).
- Давайте попробуем так сесть.
Дети садятся на корточки, на колени.
- Удобно так сидеть, ребята? Почему? (жестко, ноги устают, холодно сидеть на земле). Да, не удобно, жестко, холодно сидеть на земле.
6 слайд: И стали люди сидеть на камнях. Но, камни часто были холодными, и людям было неуютно сидеть на них. Однажды, когда охотники возвращались с охоты уставшие,
7 слайд: они присели в лесу на сваленное дерево. Отдохнув, они обратили внимание на это бревно. И люди поняли, что удобнее сидеть на бревне, потому что дерево не остывает, а, наоборот, нагревается под ними.
8 слайд: Так люди принесли бревно к костру.
9 слайд: Но как-то один человек нашел в лесу пенек с вывороченными корнями, присел на него и понял, что пенек лучше, чем бревно. На нем можно сидеть одному. Так у людей появились пенечки-одиночки. Вот, например, такие пеньки встречались человеку в лесу (показывает на слайде).
Педагог предлагает детям по очереди присесть на бревно
- Удобно? Почему нет? (Шатается, низкое, тяжелое.)
- Как вы думаете, если распилить бревно, что получится? (Пеньки.) Вот он. Присядьте по очереди на пенёк.
10 слайд: Шло время, люди становились умнее. Они строили большие деревянные дома, в которых были каменные печи.
11 слайд: Сидеть на бревнах и пеньках в избе неудобно, и человек придумал сделать лавку. Вот она. Лавки делали длинные, они стояли вдоль стен. На них много людей можно было посадить. Но лавки для них стали неудобными, они были большие, и их трудно было передвигать.
12 слайд: И человек придумал табурет. Табурет,ребятки, можно было где угодно поставить.
Педагог предлагает по очереди посидеть детям на табурете.
- Теперь вы посидите по очереди на табурете.
- На чем удобнее сидеть: на бревне, пеньке или на табурете? (На табурете)
- А почему на табурете удобнее сидеть? (табурет устойчивый, он прочный)
- Из каких частей состоит табурет? (у табурета четыре ножки и сиденье).
- Если долго сидеть на табурете, то устает спина, поэтому человек приделал к табурету спинку (прибил с боков табурета дощечки)
13 слайд: и получился деревянный стул. Вот он какой.
14 слайд: Стулья бывают разные: большие и маленькие, с резными ножками, мягкие, с высокой спинкой, на колесиках, с подлокотниками.
15 слайд: Чтобы человеку удобнее было сидеть, чтобы спина не уставала, чтобы можно было отдохнуть, человек придумал кресло.
- Ребята, кто из вас знает с помощью каких инструментов делают табуреты, стулья, кресла?
Воспитатель загадывает загадки.
Он железный, острый,
Он срубил весь бор:
Ели все и сосны
Что это? (топор)
Как прижму его к доске,
Да как дам по голове,
В доску спрячется бедняжка,
Чуть видна его рубашка. (гвоздь)
Сам худ, а голова с пуд (молоток).
Принялась она за дело,
Завизжала и запела,
Ела, ела дуб, дуб
Поломала зуб, зуб. (пила)
- А сейчас мы с вами станем мастерами, встанем в круг и представим, что мы мастерим табурет. Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Педагог и дети образуют круг и идут, произнося:
Ровным кругом, друг за другом
Мы идем за шагом шаг,
Стой на месте, дружно вместе
Сделаем вот так…
Педагог показывает действие (пилит доску, закручивает шурупы, забивает гвозди, сверлит, рубит топором и т. д., а дети повторяют и называют его действия.
- Вот молодцы, ребята, красивый и удобный табурет мы смастерили.
16 -19 слайд: Игра «Что лишнее?»
- Дети, перед вами на экране предметы. Три из них – это предметы, на которых можно сидеть и один, на котором – нельзя. Вы должны определить предмет, на котором сидеть нельзя. (стул, кресло, шкаф, табурет; кресло, бревно, тарелка, стул; окно, кресло, бревно, табурет).
- Дети, нам пора возвращаться в детский сад, садитесь в волшебную машину. Закроем глазки и скажем волшебные слова «Раз, два, три волшебная машина в садик нас неси». (Сопровождение музыки)
– Ребята, что вы нового узнали? (Узнали на чем человек сидел раньше и на чём можно сидеть сейчас)
- Дети, на чем человек сидел в пещере? (на земле), а ещё на чём? (На камне)
А потом на чем? (На бревне) А что потом он использовал вместо стула? (Пенёк) А что человек сделал, когда начал жить в домах? (Лавку) А что потом он сделал? (Табурет, стул, кресло)
– Где удобнее сидеть – на табурете или на пеньке? Из чего он состоит? А чем стульчик отличается от табурета? (Есть спинка)
– Как вы думаете, где меньше будет уставать спина – сидя на стульчике или на табурете? Почему? Если у человека был пенек, стул, табурет, зачем же он придумал кресло? - Правильно, для того, чтобы удобно было сидеть.
- Молодцы, ребята!
Литература:
Дыбина О. В.
Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. - М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. -96с.
Интернет-ресурсы.