Музейная педагогика
ГБОУ СОШ № 46«Интерактивные методы в музейной педагогике» Учитель географии Бойцова С.И. 2013 год Цель музейной педагогики создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность, научить ребёнка видеть естественно-научный контекст окружающих его вещей Предметом музейной педагогикиявляются проблемы, связанные с содержанием, методами и формами педагогического воздействия музея Задачи Формировать понимание взаимосвязи различных предметов окружающего мира Развивать творческие и организаторские способности, способность работать в малых группахФормировать толерантность, уважение к другим культурам, их понимание, принятие.Повторять и закреплять пройденный материалРазвивать критическое мышлениеВоспитание любви к родному краю Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире Направления деятельности- Поисково-собирательское- Экспозиционное (оформительское).- ЭкскурсионноеОсобенно эффективны в музейной педагогике - игровые технологии- технология коллективных творческих дел- технологии проблемного и индивидуального обучения. Формы и методы работы. Творческий потенциал детей сегодня может и должен быть использован и школой, и музеем. И если классическая школа рассчитана, прежде всего, на трансляцию знаний от учителя к ученику, как, впрочем, и классический музей – на хранение культурных образцов, то, объединившись, они приобретают новой качество, новые возможности, новые способы деятельности. В деятельности музеев можно проследить большое разнообразие форм и методов работы. Например музейные проекты, интерактивные музейные площадки, новые формы учебного взаимодействия в школе. К нетрадиционным формам проведения урока, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:- интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;- уроки в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;- уроки- исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;- урок мудрости, урок мужества, урок любви, урок-презентация;- урок-сказка, урок-сюрприз;- урок-суд, следствие, дебаты в парламенте. При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках музея необходимо учитывать следующие принципы:Интерактивность, т.к. человек воспринимает только то, что делает;Комплексность – включение всех типов восприятия;Программность, которая обеспечивает усвоение информации и приобретение умений и навыков на основе специально разработанных программ.Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика. Требования к проведению занятий в музее: 1. каждое посещение музея – это занятие, и оно должно иметь конкретную цель2. Необходимо осознавать, что посещение музея – не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому к нему нужно готовиться;3. посещать музей нужно после предварительной подготовки 4. отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно на основе возрастных интересов ребёнка;5. итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание моделей и т.д.). Музей Гранд-макет - Россия Работа проводится в 3 этапаДеление класса на группы. Выбор темыПосещение музеяСоздание отчета Музей Арктики и Антарктики Посещение музея с заранее подготовленными листами-заданиями, которые выдаются в музее и собираются по окончании. Зоологический музей Посещение музея с заранее подготовленными листами-заданиями, которые выдаются в музее и собираются по окончании, по желанию, дети могут создать презентацию Этнографический музей ? Первая экскурсия состоялась в музей Арктики и Антарктики. Материал был рассказан в традиционном стиле, с указанием на фото-материалы и другие источники информации. На двух этажах располагалась выставка этого удивительного музея. Более всего мне запомнился центральный зал, в котором мы задержались дольше всего. Главное место в нем занимала карта покорения Южного полюса Р. Амундсеном и Р. Скоттом. Нас ждал захватывающий рассказ об путешествиях, радостях и огорчениях...Следующим музеем, который мы посетили, был Этнографический музей . Здесь креативный подход сменил традиции: нам были выданы листки с заданиями, ответы на которые нам еще предстояло найти, блуждая по двум этажам музея!.. Все справились с заданием более или менее полно и успешно, но все равно это было интереснее, чем уже успевшая наскучить форма подачи информации: экскурсовод.отзыв Левандовской Евгении