программа по дополнительному образованию Юные краеведы

Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования учащихся Свердловской области
«Центр дополнительного образования учащихся
«Дворец молодёжи»




УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАОУ СО «Дворец молодёжи»
____________К.В.Шевченко
«___» ____________ 2014г.








ЮНЫЕ КРАЕВЕДЫ

Дополнительная общеразвивающая (рабочая) программа
для учащихся 7-12 лет
Срок реализации 1 год



Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Гонцова Анна Степановна







Екатеринбург
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В разные исторические эпохи человек по – разному осмысливает свое бытие и мир, в котором он живет. Он обращается к социальному и культурному опыту предков, опирается и отталкивается от него, создавая свой «образ мира», свою систему ценностей. Изучение форм культуры разных времен помогает человеку познать самого себя, обрести поле для самореализации. Это особенно важно для современного человека, живущего в ситуации смены ценностных ориентиров.
Урал не является обособленным от России местом, он включен в общекультурное пространство. История заселения края, его развитие напрямую связана с историей развития страны. Поэтому, знакомясь с художественной культурой региона, особое место следует уделять пониманию связей истории и культуры, формированию исторического мышления. В начале ХХ века на Урале существовало Общество Любителей Естествознания (УОЛЕ), благодаря деятельности которого уральцы могли узнавать из различных документов информацию по истории и краеведению. Однако в 30 – е годы УОЛЕ было ликвидировано и восстановлено лишь в 1989 году, как Уральское Общество Краеведов (УОК). Почти на 50 лет был закрыт доступ к интересующей людей информации о родном крае. С началом перестройки в обществе изменилось отношение к образованию. УОК под руководством В.М. Слукина стало все шире разворачивать свою деятельность, в школах ввели новый предмет МХК. В связи с этим З.М. Ковалевской был создан курс Художественная Культура Урала (ХКУ) сначала для учащихся старшей школы (8 – 11 классы), а потом в соавторстве с И.Я. Мурзиной и для учащихся с 1 по 11 класс. Предлагаемая программа (один год обучения) разработана для дополнительного гуманитарного образования детей 7 – 12 лет, как имеющих, так и не имеющих опыта работы в школе по предмету ХКУ. Для детей 7 – 9 лет разработан вариант программы, рассчитанный на 72 часа, а для детей 10 – 12 лет - программа на 216 часов. Данная программа включает в себя теоретические и практические занятия, экскурсии (работа на экспозициях музеев, в городе и по области), итоговые занятия, игры – соревнования по каждой теме, а также работу в тетради на печатной основе. Для первого года обучения за основу мы взяли знакомство с городом Екатеринбургом, предполагая, что легче начинать осваивать культурное пространство региона с того, что окружает ребенка в его повседневной жизни с самого рождения.
Актуальность данной программы видится в том, что в жизни современного человека, живущего в крупном индустриальном центре, утрачиваются связи с культурой региона, а мы стараемся их восстановить. Дети и не подозревают, чем они обладают, живя в большом культурном центре. А родителям некогда заниматься их культурным развитием. Да и в школьной программе не предусмотрено систематическое краеведческое образование.
Целью предложенной программы является создание условий для формирования внимания и интереса к изучению истории и культуре родного края. Эта цель может быть достигнута посредством решения основных задач:
познакомить с основными этапами и действующими лицами истории и культуры города;
создать условия для самостоятельной творческой деятельности детей;
повышать культурно – исторический уровень детей;
формировать активность восприятия и поддерживать познавательный интерес;
способствовать развитию чувства прекрасного;
приобщать детей к работе с музейными коллекциями, документами, книгами , материалами экскурсий, картами, тетрадями.
В основу работы по данной программе был положен следующий принцип. У каждого человека свой порог восприимчивости информации – до 85 %. Но основательно усваивается лишь 25 % из них, таким образом, чем больше объем воспринимаемой информации, тем выше процент усвоения. Так как мы ориентируемся не столько на обучение, сколько на создание потребности в получении информации по обозначенным уровням человеческого бытия, то стараемся дать полный объем сведений по выбранной теме в соответствии с возрастным уровнем подготовленности детей.
Контроль и оценка качества подготовки ребят осуществляется в форме защиты своих проектов и оформлении творческих работ по теме. Своего рода отчетом о проделанной работе и характеристикой отношения к данному виду деятельности и является рабочая тетрадь на печатной основе, которую по сути ребята создают самостоятельно, проявляя все свои способности. Рабочая тетрадь дает возможность ребенку как показать, так и выработать определенный уровень своего интеллектуального развития, творческих способностей, фантазии, остроумия, эрудиции и философского мышления с одной стороны, и выработке технических навыков работы с другой стороны. К тому же, информация, систематизированная и занесенная в тетрадь, может быть использована ребенком при любой другой работе.
Опыт работы показывает, что дети, имеющие даже минимальные навыки работы с тетрадью по данной программе, при аналогичной работе среди новичков выделяются азартом в работе, живостью восприятия информации, яркостью словесных образов, бурной эмоциональной реакцией на новые впечатления, явно выраженным желанием создать такой же эмоциональный настрой у всех желанием работать единой командой и умением сконцентрироваться на излагаемом материале. Разнообразие форм работы по этой программе, и в особенности рабочая тетрадь стимулируют познавательный интерес ребенка и дает глубокий толчок к развитию.



УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Юные краеведы»

I год обучения



Наименование темы
Общее количество
часов
Теория
Практика


Введение.

1
1


1.
На берегах Исети.
Основание Екатеринбурга.


38

10

28

2.
Каменная летопись города.
Архитектура города.


51


23

28

3.
Литературный квартал.
Уральские писатели– детям.


31

11

20

4.
Художественные промыслы Урала.


47

19

28

5.
Мир театра.



19

9

10

6.
Музеи нашего края.



29

4

25


ИТОГО:
216
77
139










СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I год обучения

ВВЕДЕНИЕ

I . НА БЕРЕГАХ ИСЕТИ.
ОСНОВАНИЕ ЕКАТЕРИНБУРГА.
Теория:
Человек пришел на Урал. Освоение пространства, коренные жители края, происхождение географических названий.
Зарождение жизни на Урале. Типы человеческого жилища. Жилище и селение. Что такое город. Причины и условия создания городов. Без чего не может быть города.
Человек и город. Имя города. День города. Моя биография и биография моего города. Гербы и эмблемы города.
Судьба города в руках человека. Отцы – основатели нашего города. Роль других известных личностей в истории нашего города. Возникновение города-завода на реке Исети. Заводская плотина. Екатеринбургская крепость. План застройки города. Строители города. Верх- Исетский завод, Уктусский завод – старейшие металлургические заводы города.
Практика:
Экскурсия на Шарташские Каменные палатки.
Экскурсия на границу Европа – Азия (около Первоуральска).
Исторический сквер – « сердце города». Экскурсия – игра в Историческом сквере.
Пешеходная экскурсия по бывшим границам города – крепости.
Изготовление герба города. Свой вариант герба.
Итоговая игра – соревнование «Рождение Екатеринбурга».

II. КАМЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ГОРОДА.
АРХИТЕКТУРА ГОРОДА.
Теория:
Архитектура как вид искусства. Свойства и язык архитектуры.
Виды архитектуры. Типы архитектурных сооружений.
Градостроительство как вид архитектуры. План города. Карта города. Типы планировки городов. Азбука архитектуры.
Азбука города. Улицы, проспекты, набережные, площади.
Улицы и проспекты нашего города. Храмовая архитектура.
Строение и особенности культовых сооружений.
Монастыри в черте города. Из истории Храма на Крови.
Площади нашего города. Архитектурные стили. Исторический центр города. Дворец и особняк. Городские усадьбы Екатеринбурга. «Золотой век» Екатеринбурга. Стиль классицизма в архитектуре города. М.П.Малахов – главный архитектор города, его лучшие творения. Эклектика в архитектуре города.
Архитектура на рубеже 19-20 веков. Архитектура стиля модерн.
Архитектура I половины 20 века. Эпоха конструктивизма.
Город старый и новый: историческая роль зданий. Современная архитектура. Екатеринбург купеческий: Гостиный двор, Мытный двор, рынки, мельницы. Образцы промышленной архитектуры. Завод заводов. Садово – парковая архитектура города.
Архитектурные символы нашего города.
Практика:
Вид на город с высоты птичьего полета. Экскурсия на Метеогорку. Экскурсия в Музей архитектуры и промышленной техники Урала.
Экскурсия на место захоронения царской семьи – монастырь Царственных Страстотерпцев (Ганина Яма).
Экскурсия в бывший Харитоновский парк (за ТЮЗом).
Я – архитектор. Создание своего проекта архитектурного сооружения. История одной улицы (подготовка и представление сообщений по теме).
Итоговая игра – соревнование «Три века Екатеринбурга».

III. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВАРТАЛ.
УРАЛЬСКИЕ ПИСАТЕЛИ – ДЕТЯМ.
Теория:
Истоки творчества уральских писателей. Народные предания и легенды. Уральские писатели. Образы и персонажи.
Волшебник с Урала. П.П.Бажов. Жизнь и творчество писателя.
Родина сказов П.П.Бажова. Сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова о народных промыслах.
Памятные места П.П.Бажова в Екатеринбурге. Д.Н. Мамин – Сибиряк. Жизнь и творчество писателя. Основные произведения. «Аленушкины сказки». Памятные места Д.Н.Мамина – Сибиряка в Екатеринбурге. Певцы Урала. Литературная жизнь Урала 19 века. История создания в городе Литературного квартала.
Практика:
Экскурсия в Музей «Литературная жизнь Урала 19 века».
Экскурсия – игра в Литературном квартале. Экскурсия в дом- музей П.П.Бажова на его родине в Сысерти. Подготовка и проведение Литературной гостиной в стиле эпохи 19 века

IV. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ УРАЛА .
Теория:
Виды изобразительного искусства. Урал в произведениях живописцев. Скульптурные памятники города, события и люди, с которыми они связаны. Из истории одного памятника
Декоративно – прикладное искусство Урала.
Уральские горы. Каменный Пояс. Легенды о происхождении богатств Урала. Камни старого Урала. Разнообразие видов. Коллекции минералов. Камнерезное искусство Урала. Гранильная фабрика в Екатеринбурге. Ювелирное искусство Урала. Золото на Урале. История замечательной находки. Ерофей Марков. История платного и монетного дворов в Екатеринбурге. Каслинское чугунное художественное литье. Мир животных в произведениях уральских литейщиков.
История Каслинского павильона. Каслинское литье на улицах города. Решетки, ограды, фонари. Изготовление оружия. Гравюра на стали. Кузнец – всем ремеслам отец. История развития кузнечного промысла. Уральский подносный промысел. Уральская чайная машина (самоварный промысел).
Гончарный промысел на Урале.
Практика:
Экскурсия в Геологический музей. Экскурсия в Музей изобразительного искусства. Экскурсия в музей золото – платиновой промышленности города Березовска.
Изготовление «подноса» из папье –маше и его роспись.
Экскурсия в городском метрополитене.
Пешеходная экскурсия «Чугунное литье на улицах города».
Создание эскизов кованых и литых решеток и оград.
Итоговая игра – соревнование «Промыслы Урала».

V. МИР ТЕАТРА.
Теория:
Театр – как вид искусства. Зарождение театра на Урале. Первый городской театр. Театры нашего города. Как рождается спектакль. Театральные профессии. Современная театральная жизнь Екатеринбурга. Азбука театрала. Из истории кукольного театра. Из истории филармонии. Из истории цирка.
Практика:
Экскурсия в театральный музей или за кулисы театра.
Пешеходная экскурсия – игра «Театральный перекресток».
Итоговая игра – соревнование «Мой театр».

VI. МУЗЕИ НАШЕГО КРАЯ.
Теория:
Что такое музей. Роль музеев как хранителей исторической памяти. Первый русский музей. История создания.
Основные типы музеев: природы, архитектуры, изобразительного искусства, краеведческий, мемориальный, литературный и т.д.
Художественная галерея. Удивительные музеи.


Практика:
Экскурсия в Музей истории города или в Дом – музей Ф.М.Решетникова на Почтовое подворье. Экскурсия в Музей старинной фотографии. История одного музея. Мой любимый музей (подготовка и представление сообщений по теме).
Автобусная обзорная экскурсия по городу «Три века Екатеринбурга». Экскурсия в музей под открытым небом – Синячихинский музей – заповедник деревянного зодчества.
Итоговая игра – соревнование «Мой Екатеринбург».


































УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Юные краеведы»

I год обучения



Наименование темы
Общее количество
часов
Теория
Практика


Введение.

1
1


1.
На берегах Исети.
Основание Екатеринбурга.


12

8

4

2.
Каменная летопись города.
Архитектура города.


17


12

5

3.
Литературный квартал
Уральские писатели- детям.


11

7

4

4.
Художественные промыслы Урала.


19

15

4

5.
Мир театра.



7

5

2

6.
Музеи нашего края.



5

3

2


ИТОГО:
72
51
21












СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
ВВЕДЕНИЕ

Тема I НА БЕРЕГАХ ИСЕТИ.
ОСНОВАНИЕ ЕКАТЕРИНБУРГА.
Теория:
Зарождение жизни на Урале. Возникновение города-завода на реке Исети. Заводская плотина. Человек и город. Имя города. День города.
Что такое город. Без чего не может быть города. Жилище и селение.
Гербы и эмблемы города. В.Н.Татищев и Г.В.де Геннин - основатели нашего города. Екатеринбургская крепость. План застройки города. Строители города. Символы города. Высокие точки города.
Моя биография и биография моего города.
Практика:
Исторический сквер – « сердце города». (Экскурсия – игра
в Историческом сквере). Изготовление герба города. Свой вариант герба.
Итоговая игра – соревнование «Рождение Екатеринбурга».

Тема II. КАМЕННАЯ ЛЕТОПИСЬ ГОРОДА.
АРХИТЕКТУРА ГОРОДА.
Теория:
Архитектура как вид искусства. Свойства и язык архитектуры.
Типы архитектурных сооружений. Типы жилища. Архитектурные стили. Исторический центр города. Азбука города. Улицы, проспекты, набережные, площади. План города. Карта города. Типы планировки городов. Стиль классицизма в архитектуре города. «Золотой век» Екатеринбурга. М.П.Малахов – главный архитектор города, его лучшие творения. Дворец и особняк. Дворцовые усадьбы Екатеринбурга.
Архитектура на рубеже 19-20 веков. Архитектура I половины 20 века.
Храмовая архитектура. Строение и особенности культовых сооружений.
Город старый и новый : историческая роль зданий. Современная архитектура.
Практика:
Вид на город с высоты птичьего полета. Экскурсия на Метеогорку.
Экскурсия в Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала. Я – архитектор. Создание своего проекта архитектурного сооружения. Итоговая игра – соревнование «Три века Екатеринбурга».

Тема III. ЛИТЕРАТУРНЫЙ КВАРТАЛ.
УРАЛЬСКИЕ ПИСАТЕЛИ - ДЕТЯМ.
Теория:
Истоки творчества уральских писателей. Народные предания и легенды.П.П.Бажов. Жизнь и творчество писателя. Родина сказов П.П.Бажова. Сборник сказов «Малахитовая шкатулка». Сказочные образы и персонажи. Сказы П.П.Бажова, посвященные уральским мастерам.
Д.Н. Мамин – Сибиряк. Жизнь и творчество писателя. Основные произведения. «Аленушкины сказки». История создания в городе Литературного квартала.
Практика:
Экскурсия в Музей «Литературная жизнь Урала 19 века»
Экскурсия – игра в Литературном квартале.
Подготовка и проведение Литературной гостиной в стиле эпохи 19 века.

Тема IV. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ УРАЛА.
Теория:
Виды изобразительного искусства. Декоративно – прикладное искусство Урала. Уральские горы. Каменный Пояс. Легенды о происхождении богатств Урала. Камни старого Урала. Разнообразие видов. Коллекции минералов. Камнерезное искусство Урала. Гранильная фабрика в Екатеринбурге. Ювелирное искусство Урала. Золото на Урале. История замечательной находки. Ерофей Марков. История платного и монетного дворов в Екатеринбурге. Каслинское чугунное художественное литье. Мир животных в произведениях уральских литейщиков.
История Каслинского павильона. Каслинское литье на улицах города. Решетки, ограды, фонари. Изготовление оружия. Гравюра на стали.
Кузнец – всем ремеслам отец. История развития кузнечного промысла.
Уральский подносный промысел. Гончарный промысел на Урале.
Практика:
Экскурсия в Музей изобразительного искусства. Создание эскизов кованых и литых решеток и оград. Экскурсия в городском метрополитене. Итоговая игра – соревнование «Промыслы Урала».

Тема V. МИР ТЕАТРА
Теория:
Театр – как вид искусства. Зарождение театра на Урале. Первый городской театр. Театры нашего города. Как рождается спектакль. Театральные профессии. Современная театральная жизнь Екатеринбурга. Азбука театрала. Из истории кукольного театра.
Практика:
Экскурсия в театральный музей или за кулисы театра.
Итоговая игра – соревнование «Мой театр».

Тема VI. МУЗЕИ НАШЕГО КРАЯ.
Теория:
Что такое музей. Роль музеев как хранителей исторической памяти. Первый русский музей. История создания. Основные типы музеев : природы, архитектуры, изобразительного искусства, краеведческий, мемориальный, литературный и т.д. Удивительные музеи.
Практика:
Экскурсия в Музей истории города или в Дом – музей Ф.М.Решетникова на Почтовое подворье.
Итоговая игра – соревнование «Мой Екатеринбург».





































ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

Первый год обучения
Обучающиеся к концу года должны:

Иметь представление :
об основных этапах зарождения и становления города;
о формировании архитектурного облика города;
об основных музейных коллекциях и развитии театральной жизни города;
об основных этапах жизни и творчества Д.Н.Мамина – Сибиряка и П.П.Бажова;

Знать:
историю и особенности строительства города – завода на реке Исети, его основателей;
основные элементы городского пространства и архитектуры;
архитектурные стили, характерные для Урала и основные архитектурные памятники;
художественные промыслы, получившие наибольшее распространение на Урале и основные виды минералов;
произведения уральских писателей;
основные театры и элементы театральной культуры.

Уметь :
вести себя на музейной экспозиции, на городской пешеходной экскурсии и в театре;
ориентироваться на карте и в городском пространстве;
выразить в творческой деятельности впечатления, полученные в рамках экскурсионного практикума;
выбрать необходимый материал, обобщить и установить причинно – следственные связи между явлениями культурной жизни.



ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ:

изготовление герба города (аппликация);
создание проекта своего герба города;
создание своего проекта архитектурного сооружения в рамках заданного стиля;
создание эскизов литых и кованых решеток и оград;
изготовление подноса из папье – маше и его роспись;
создание своей легенды о происхождении богатств Урала;
сочинение литературной сказки;
подготовка и представление сообщений по различным темам;
подготовка и проведение литературной гостиной
в стиле IX века;

ПЕРЕЧЕНЬ ЭКСКУРСИЙ:

экскурсия – игра в Историческом сквере;
экскурсия на Шарташские Каменные Палатки;
экскурсия на границу Европа – Азия;
пешеходная экскурсия по границам города – крепости;
экскурсия на Метеогорку (вид на город с высоты птичьего полета);
экскурсия на место захоронения царской семьи – Монастырь Царственных Страстотерпцев (Ганина Яма);
экскурсия в музей золото – платиновой промышленности города Березовска;
экскурсия в бывший Харитоновский парк (около ТЮЗа);
музей истории архитектуры и промышленной техники Урала;
музей изобразительного искусства, геологический музей;
пешеходная экскурсия «Чугунное литье на улицах города»;
экскурсия в городской метрополитен;
экскурсия на родину П.П.Бажова в Сысерть;
экскурсия – игра в Литературном квартале;
музей «Литературная жизнь Урала 19 века»;
экскурсия в театральный музей или за кулисы театра;
пешеходная экскурсия «Театральный перекресток»;
музей истории города, музей старинной фотографии;
дом – музей Ф.М.Решетникова и почтовое подворье;
экскурсия в музей под открытым небом – заповедник деревянного зодчества в Нижней Синячихе;

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

Альбомы, буклеты, каталоги музеев, выставок и т.п.
Видео- и мультипликационные фильмы: Видеофильм «Из истории основания Екатеринбурга». Мультфильмы по сказам П.П.Бажова и по произведениям Д.Н.Мамина – Сибиряка.
Гонцова А.С. Методическое пособие «Мой Екатеринбург».
Учебная тетрадь №1 «На берегах Исети»
Учебная тетрадь №2 «Каменная летопись города»
Учебная тетрадь №3 «Литературный квартал».
Дидактический материал для проведения викторин, исторических игр и конкурсов.
Карты России, Среднего Урала, Екатеринбурга в разные исторические периоды.
Компакт – диски с коллекциями фотографий и фильмов о городе Екатеринбурге;
Ковалевская З.М. Художественные промыслы Урала. Рабочая тетрадь. Екатеринбург, УрГПУ,2002.
Литература, справочные издания, документы, материалы периодической печати по истории, краеведению, культуре края.
Нечаева М.Ю.,Шкерин В.А. Путеводитель по старому Екатеринбургу. Екатеринбург, Дом учителя, 1998.
Портреты царей, выдающихся деятелей России и Урала и основателей города.
Учебные пособи по художественной культуре Урала / А.С. Гонцова. Рождение Екатеринбурга. Литературный квартал.
Рабочая тетрадь. Екатеринбург, УрГПУ,2002.Фотографии и слайды архитектурных памятников истории и культуры России и Урала, культовых и промышленных сооружений Урала.
Художественные произведения писателей Урала.













СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :

Алферов Н.С. Зодчие старого Урала. Первая половина 19 века. Свердловск : Книжное издательство,1960.
Анциферов Н.П. Непостижимый город. СПб:Лениздат,1991.
Архипова Н.П. Заповедные места Свердловской области.
Свердловск: Средне – Уральское книжное издательство.1984.

Аринштейн М., Мельников Е., Шакинко И. Цветные камни Урала. Свердловск: Средне –Уральское книжное издательство.1984.
Бажов П.П. Уральские сказы. М.: Советская Россия,1987.
Бердников Н.Н. Город в двух измерениях. Свердловск: Средне – Уральское книжное издательство,1976.
Ворошилин С.И. Храмы Екатеринбурга. Екатеринбург,1995.
Екатеринбург. Азбука горожанина. Упр.обр.Адм.Ек., 2002.
Екатеринбург: штрихи к портрету. Ек.: Банк культурной инф.2002.
Золотая нить.(сборник легенд и преданий) Миасс, 1994.
Козинец Л.А. Каменная летопись города. Свердловск.: Средне –Уральское книжное издательство,1989.
Корепанов Н.С. В раннем Екатеринбурге. Очерки истории Урала. Город Екатеринбург. Вып.4. Банк культурной инф. 1997.
Лукьянин В.П., Никулина М.П. Прогулки по Екатеринбургу.
Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997.
Мамин – Сибиряк Д.Н. Екатеринбург. Исторический очерк.
Матвеев А.К. Географические названия Свердловской области. Топонимический словарь. Ек., Уральское лит. агенство, 2000.
Мурзина И.Я., Кряжева Н.Г. Екатеринбург – мой любимый город. Книга для чтения. 5 – 7 кл. «Сократ», 1999.
Мурзина И.Я. Художественна культура Урала. Екатеринбург: Дом учителя. 1999.
Нечаева М.Ю., Шкурин В.А. Путеводитель по старому Екатеринбургу. Екатеринбург, Дом учителя,1998.
Очерки истории Свердловска. Свердловск: Ср. – Уральское Книж. Изд., 1973.
Павловский Б.В. Камнерезное искусство Урала. Свердловск: Средне – уральское книжное изд – во, 1953.
Парфенов С.А. Метро в Свердловске. Средне – уральское Книжное изд – во, 1989.
Предания и легенды Урала. Свердловск: Средне –уральское книжное изд – во, 1991.
Путеводитель. Свердловская область. Москва, «Авангард», 2002.
24. Рассказы об уральской истории. Свердловск: Средне – уральское книжное издательство, 1990.
Саплина Е.В., Саплин А.И. Путешествие в историю. Экспериментальный курс для гимназий. Центр гуманитарного образования «Вентана – Граф», 1995.
Сказания о Древнем Урале. Книга для чтения в начальной школе. Екатеринбург: Банк культурной информации, 2000.
Слукин В.М. Тайна уральских подземелий. Свердловск: Средне –уральское книжное изд – во. 1988.
Степанов В.Р. Как человек стал великаном. Издательство «Клио», Чебоксары, 1994.
Улицы Свердловска. Свердловск: Средне – уральское книжное изд – во, 1988.
Человек пришел на Урал: мифы, легенды, были и былички. Екатеринбург : Банк культурной информации, 1998.
Шакинко И.М. Василий Татищев. Свердловск: Средне –уральское книжное издательство, 1986.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДОВАННЫЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ


Бажов П.П. Уральские сказы. М.: Советская Россия,1987.
Золотая нить.(сборник легенд и преданий) Миасс, 1994.
Лукьянин В.П., Никулина М.П. Прогулки по Екатеринбургу. Екатеринбург: Банк культурной информации, 1997.
Мурзина И.Я., Кряжева Н.Г. Екатеринбург – мой любимый город. Книга для чтения. 5 – 7 кл. «Сократ», 1999.
Предания и легенды Урала. Свердловск: Средне –уральское книжное изд – во, 1991.
Человек пришел на Урал: мифы, легенды, были и былички. Екатеринбург : Банк культурной информации, 1998.






ФИО


Гонцова Анна Степановна

Место работы

Дворец молодежи

Должность


Педагог дополнительного образования

Образование





Высшее, УрГПУ, 1995, учитель начальных классов, преподаватель мировой художественной культуры

Педагогический стаж
12 лет

Степень, звание


Категория

Первая

Телефон
368-01-59

Адрес




620075 город Екатеринбург
улица Сулимова 6А - 504

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ











АННОТАЦИЯ

Дополнительная образовательная программа «Юные краеведы» (один год обучения) разработана для дополнительного гуманитарного образования детей 7 – 12 лет, как имеющих, так и не имеющих опыта работы в школе по предмету Художественная культура Урала. Для детей 7 – 9 лет разработан вариант программы, рассчитанный на 72 часа, а для детей 10 – 12 лет - программа на 216 часов. Данная программа включает в себя теоретические и практические занятия, экскурсии (работа на экспозициях музеев, в городе и по области), итоговые занятия, игры – соревнования по каждой теме. Приложением к данной программе является методическое пособие: учебные тетради № 1,2,3 «На берегах Исети», «Каменная летопись города» и «Литературный квартал». Для первого года обучения за основу мы взяли знакомство с городом Екатеринбургом, предполагая, что легче начинать осваивать культурное пространство региона с того, что окружает ребенка в его повседневной жизни с самого рождения.
Целью предложенной программы является создание условий для формирования внимания и интереса к изучению истории и культуры родного края. Предложенная программа «Юные краеведы» помогает создавать в школе комфортную развивающую образовательную среду в условиях введения в начальной школе ФГОС.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915




Заголовок 1 Заголовок 215