Урок по основам православной культуре и светской этике на тему: Защита Отечества
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бобровская средняя общеобразовательная школа №1
Разработка урока на тему:
«Защита Отечества»
Выполнила:
учитель начальных классов
Махинова Е.Н.
Бобров, 2017 год
Тема урока: Защита Отечества.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: создание условий для формирования информационной и коммуникативной компетенций как социально значимых.
Задачи:
1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину.
2. Развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
3. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.
4. Овладевать навыками смыслового чтения текстов, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
5. Знать, понимать и принимать ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
Оборудование: мультимедийная установка, картина В.М.Васнецова «Богатыри», индивидуальные листы с информационными текстами.
Ход урока:
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня ярко светит солнышко, оно ласкает нас и согревает своими тёплыми лучами. Давайте же и мы с вами улыбнёмся друг другу и поговорим о том, что волнует каждого человека на планете Земля.
- А сейчас составьте пословицы и попробуйте определить тему, на которую они подобраны.
II. «Мозговой штурм» (Учащиеся получают карточки с заданием)
Вариант 1.
1. Кто Родине верен,… стой смело.
2. Русскую заповедь знай,… а товарищ дружеством.
3. Тяжело в учении,… тот в бою примерен.
4. За правое дело… в бою не зевай.
5. Бой красен мужеством,… легко в бою.
Проверка выполнения задания. Определение темы, на которую подобраны пословицы. Синонимы слова Родина: Отчизна, Отечество.
Учитель: - Предположите, как звучит тема сегодняшнего урока?
(Ответы учащихся)
III. Объявление темы и цели урока.
Учитель: Тема урока «Защита Отечества».
-Кто такой защитник?
-Давайте посмотрим значение этого слова в словаре. ( Защитник – тот, кто защищает, охраняет, оберегает (С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка)-Кого можно защищать?
-Конституция Российской Федерации Статьей 59 определяет обязанность защищать Отечество и нести военную службу. Защитники Отечества награждаются за подвиги и геройские поступки орденами и медалями.
Учитель: - На уроке каждый из вас узнает что-то новое для себя о славных защитниках нашего Отечества и о том, когда война бывает справедливой,
-Постарайтесь быть внимательными на уроке, работать дружно, помогайте друг другу. Желаю успеха каждому из вас!
IV. Изучение нового материала.
1. О святых защитниках Родины.
Учитель: -Давайте попробуем вместе разобраться, почему сохранение мира так важно для христианина.
Война и мир.
В основе войны лежит эгоизм.
В основе мира лежит любовь.
Божий мир – это мир любви. Поэтому для христианина так важно сохранять мир между людьми. И поэтому миротворцев называют сынами Божиими. А защита Отечества, защита мира и спокойствия считается христианами святым подвигом.
Есть народная мудрость: «Худой мир лучше доброй ссоры» или «Худой мир лучше доброй войны». Т.е. нужно всеми средствами и силами стараться предотвратить войну.
2. Работа по картине В.М.Васнецова «Богатыри»
Учитель: -Издревле наша Русь славилась своими защитниками-богатырями.
-Каких вы знаете защитников-богатырей?
-Художник Виктор Михайлович Васнецов написал чудесную картину, на которой он изобразил трёх русских богатырей. Она так и называется «Богатыри». Над этой картиной художник работал 25 лет. На ней изображены богатыри из русских былин: Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. В центре – Илья Муромец. По правую руку от него – Добрыня Никитич( сын князя из Рязани, выделяется нарядностью одежды, его конь – в нарядной сбруе). Он настороженно вглядывается вдаль. Алёша Попович с гусельками в руке, его конь спокойно щиплет траву. Стоят богатыри в дозоре, полные силы и величия, неустанно охраняя границы Русской земли и веру христианскую. «Я иду служить за веру христианскую и за землю русскую. Да и за стольный Киев град. За вдов, за сирот, за бедных людей», - говорил Илья Муромец в былинах.
- Можно ли богатырей картины В.М.Васнецова назвать защитниками Русской земли?
-Верно, даже на картине мы видим отображение мужества, стойкости, самоотверженности защитников Отечества.
-Легендарный богатырь Илья Муромец, одержав победы во многих поединках, в конце концов стал монахом. Кстати, в православной Церкви память святого Ильи Муромца отмечают на Новый год - 1 января. Его останки – «мощи» - до сих пор лежат в Киево-Печерском монастыре.
3. Беседа об армии, Христе, оборонительной войне.
Учитель: -Как вы думаете, на кого скорее всего нападет грабитель – на сильного или на слабого?
-Чаще всего нападают на слабых. Ведь сильный может дать отпор, а преступники трусливы. И иногда надо показать свою силу, чтобы избежать впоследствии ее применения. Т.е., чтобы испугать преступника.
-А чтобы кто-то побоялся нападать на нашу страну, что нам нужно? (сильная армия)
-Верно, нужна сильная армия. Но, конечно же, не для того, чтобы нападать самим. Наша страна – мирное государство, которое допускает военные действия только при нападении на территорию нашей страны.
-Не раз мирный труд и тихая семейная жизнь Руси-России нарушалась военными грозами. Точнее – половина из тысячи лет нашей истории прошла в войнах.
-Христос учил прощать. Он учил любить даже врагов. Он говорил, что нужно подставить левую щёку, если тебя ударили в правую. Но эти слова об обидах, причинённых тебе. Можно простить свою обиду. А если обижают сестрёнку? маму? Родину?
-Ведь есть и другие слова Христа: « Всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Значит, гнев бывает напрасным, а бывает уместным.
- В истории нашего Отечества не раз приходилось защищать независимость России от завоевателей. Вспомним хотя бы страшную войну, в которой погибли многие наши соотечественники.
-Как называлась та война? (Великая Отечественная война)
-Русские воины, сражаясь за Родину, покрыли себя славой.
-Какая война , с христианской точки зрения, является справедливой? (оборонительная)
-Что нельзя оправдать? (нападение и агрессию)
- Какая война может быть названа справедливой? ( за семью, за Родину, за веру)
-Когда православный человек берётся за оружие?
-С христианской точки зрения справедливой может быть только оборонительная война. Нападение, агрессия не могут быть оправданы. Война может быть справедливой, если ведется «За алтари и очаги», то есть за свою семью, за свою большую семью – Отчизну и за ее духовные святыни.
-Если же надо защитить свою Родину, семью и веру – православный человек берется за оружие.
4. Работа по группам с информационными текстами.
Учитель: - Прославление воинского подвига в традициях любого народа. Сейчас вы разделитесь на группы по рядам и получите информационный текст. Через несколько минут мы послушаем ваши сообщения ( задания распечатаны на отдельных листах)
1ряд: Александр Невский
Князь Александр Невский - великий воин. Он одерживал победы и над шведскими и над немецкими рыцарями, когда те вторгались в пределы Руси. Но еще князь Александр - великий миротворец. В то время русские княжества были завоеваны монгольской Ордой. В любую минуту отряды завоевателей могли вновь обрушиться на русские города. Но князь Александр с помощью переговоров несколько десятилетий удерживал Русь и Орду от столкновений.
В 1262 году правитель Орды - хан - послал своих людей собирать русских воинов для участия в ордынском походе в далекую Персию (ныне – Иран). И тогда князь поехал в Орду - «дабы отмолить люди от бед». Там на переговорах он одержал величайшую из своих побед: хан отказался от призыва русских воинов на свою войну, и тысячи жизней были спасены. А на обратном пути из Орды князь Александр скончался…
Он причислен к лику святых (в этом случае слово «лик» означает «собрание»). В его честь построено множество храмов, его именем назван величественный монастырь: Александро-Невская лавра в Петербурге.
2ряд: Дмитрий Донской
В 1380 году войско монгольского хана Мамая шло на Москву. До этого Мамай сверг законного правителя татарской державы, теперь он шел на Русь. Святой московский князь Дмитрий Донской собрал полки русских городов для отпора. Пока дружины собирались, князь поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный святым Сергием Радонежским.
Сергий стал уговаривать князя избежать кровопролития. Может, можно послать послов? Заплатить дань? Князь сказал, что все возможности исчерпаны. Путей к миру больше нет. И тогда святой Сергий тихо шепнул ему: «Ступай с Богом! Ты победишь». И благословил Пересвета и Ослябю - двух бывших воинов, ставших уже монахами в его монастыре, вернуться в боевые ряды.
Пересвет и Ослябю в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово. Именно как монахи они хорошо знали слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих» (здесь слово душа - в значении жизнь).
3ряд: Георгий Победоносец
На гербе России и её столицы изображён святой Георгий Победоносец
Согласно житию, святой Георгий родился в III веке в семье христиан. Поступив на военную службу, он, отличавшийся умом, мужеством и физической силой, стал одним из тысяченачальников и любимцем императора. Георгий получил богатое наследство от родителей. Он отправился ко двору, надеясь достичь высокого положения. Но, когда начались гонения на христиан, он раздал имущество бедным и перед императором объявил себя христианином. Его арестовали и стали пытать. Георгий перенёс много мучений, но не отрёкся от Христа. Его приговорили к смерти. В эту ночь ему во сне явился Спаситель с золотым венцом на голове и сказал, что его ожидает Рай.
Одним из самых известных посмертных чудес святого Георгия является убийство копьём змея. опустошавшего землю. Как гласит предание, когда выпал жребий отдать на растерзание чудовищу царскую дочь, явился Георгий на коне и пронзил змея копьём, избавив царевну от смерти. Явление святого способствовало обращению местных жителей в христианство.
Более двух веков назад в России был учреждён орден святого Георгия. Он назывался «Георгиевский крест». Орден представлял собой крест из белой эмали с широким золотым или серебряным ободком. В центре – изображение святого Георгия, поражающего дракона. Этим орденом награждались те, кто проявил особое мужество на поле битвы, защищая Россию от врагов.
5. Выступления детей.
Учитель: - Воин-христианин верит, что его душа бессмертна. Поэтому он может исполнять свой воинский долг, не боясь даже смертельной угрозы. Но даже на войне христианский воин не должен превращаться в машину для убийства.
-Какие поступки недопустимы даже на войне? ( даже на войне нужно оставаться человеком)
-Нельзя добивать раненых. Нельзя трогать безоружных. Нельзя грабить местных жителей. Если враг сдается или если война закончена – надо к недавнему недругу отнестись уже просто как к человеку. Законы милосердия и справедливости должны прийти на смену законам войны .
-Православные воины умели воевать достойно. Можно вспомнить таких великих полководцев, как А.В.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, Г.К.Жуков.
-Среди святых православной церкви – адмирал Федор Ушаков. Он сражался с флотами Франции и Турции. Св. Феодор провел десятки морских сражений – и ни одного не проиграл. Более того, он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в монашеской молитве провел последние годы своей жизни.
- Что объединяет этих людей, хотя жили они в разное время? (Они любили, защищали свою Родину, свой народ.)
6. Современный мир о защитниках Отечества.
Учитель: -Часто на нашу Родину нападали враги, желая захватить её бескрайние просторы и плодородные почвы, увести в плен женщин и детей, уничтожить всех мужчин, разрушить цветущие сёла и города России. Но всегда, как один, поднимался русский народ на защиту своего Отечества, проявлял чудеса мужества и героизма на полях битв. Много примеров мужества и стойкости проявили наши соотечественники, наши прадедушки и прабабушки для того, чтобы спасти Россию и весь мир, чтобы мы с вами могли жить в свободной стране.
-Чтобы сохранить мир на земле, нужны переговоры. И наше правительство, которое несёт ответственность за состояние страны, чтобы создать дружественные связи, старается заключать различные мирные договоры с другими странами.
-И русская Православная Церковь в лице Святейшего Патриарха также проводит международные встречи. И не только с представителями других церквей, но и с правителями стран. Такая деятельность относится к миротворческой. Русская Православная церковь ведёт активную работу по укреплению мира в Сирии, на Украине.
- В нашем районе ежегодно в рамках мероприятий, посвящённых старту эстафеты «Слава», проходит военно-патриотическая акция передачи шкатулки со священной землёй с Мамаева кургана. За несколько недель эта шкатулка бывает во всех школах района, проходят торжественные линейки. Завершается акция накануне праздника - дня Защитника Отечества возложением венков к памятнику погибшим воинам.
-Так же детская организация нашей школы носит имя Алексея Боева, нашего земляка, совершившего подвиг и погибшего в г. Назрани.
V.Обобщение. Подведение итогов.Учитель: - Какими же чертами должен обладать защитник добра, веры, отечества? ( мужеством, отвагой, добротой, верностью, честностью, рассудительностью)
- Вспомните и назовите имена воинов, причисленных к лику святых?
Благоверные князья Димитрий Донской и Александр Невский,
преподобные Илья Муромец, Ослябю и Пересвет,
праведный Феодор Ушаков,
Георгий Победоносец
преподобный Сергий Радонежский
-В стране у нас много войсковых частей, где солдаты постоянно несут службу, следят за неприкосновенностью границ нашей Родины. Их служба идет для того, чтобы населению спалось спокойно. Монастыри - это тоже своеобразные войсковые части. Монахи-воины войска Христова - молятся Господу, чтобы Господь защитил народ от врага невидимого - дьявола, от его нападок и козней.
Песня «Служить России»
IV. Рефлексия.
Дайте оценку вашей работе по следующей шкале
Зелёный цвет «Мне было интересно»
Красный цвет «Я с этим не согласен»
Желтый цвет «Было интересно, но кое-что осталось непонятно»
Синий цвет «Мне все равно, я был равнодушен»