Эссе на конкурс Педагогический дебют-2017: Инновационные подходы в образовании. Мои маленькие достижения.


Эссе учителя истории и обществознания
МОБУ «СОШ №72 с углубленным изучением математики»
Тимошева Артура Рафаилевича
на тему:
«Инновационные подходы в образовании. Мои маленькие достижения».
Модернизация образования, углубление и усложнение содержания исторического образования в общеобразовательной школе требует от нас, учителей-практиков, применение инновационных методов работы: активных, нестандартных, развивающих вовлечённость учеников в процесс обучения.
Актуальность темы, на мой взгляд, заключается в том, что в условиях модернизации исторического образования необходим переход на такие методы организации учебного процесса, которые в большей степени помогут обучающимся войти в новое пространство.
А что такое войти в новое пространство? Это значит постоянно получать новые знания. Ведь как говорил известный древнегреческий политик Солон: «Пока живёшь – поучайся. Не жди, чтобы старость принесла с собой мудрость».
Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности обучающегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения.
Школа всегда готовила к жизни, но к какой жизни нужно готовить сегодня? Мир меняется настолько быстро, а информация умножается и устаревает, что школа должна учить способам познания мира, умению самостоятельно учиться и общаться с людьми. Яркое выражение это важной мысли кроется в отрывке стихотворения Николая Заболоцкого «Метаморфозы»:
«Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь.
На самом деле то, что именуют мной, - Не я один.
Нас много. Я – живой…».
Изменения, произошедшие в последнее десятилетие в нашем обществе, включая и систему образования, открыли новые возможности и в педагогической деятельности. Использование современных образовательных технологий в практике обучения является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития обучающихся.
С внедрением компьютерных технологий стало доступным их широкое использование на уроках. Новые информационные технологии дают богатый набор инструментов и широчайшие возможности работы в едином информационном пространстве с доступной и качественной информацией. Они повышают общий информационно-культурный уровень обучающихся. Это позволяет более точно донести до обучающихся особенности исторических событий и обществоведческих понятий. По возможности, я использую презентации, которые составляю самостоятельно или использую готовые. В них также помещаю фрагменты из документальных и художественных фильмов, способствующие более качественному усвоению учебного материала.
Что же такое современный урок? Это урок, на котором, царят деловая атмосфера и доброжелательные отношения – взаимоуважении учителя и обучающегося, рациональное распределение времени урока, достижение целей урока, его результативность. Это урок, в котором есть динамика.
Очень важно для достижения целей и задач урока правильно подобрать образовательную технологию. Из множества методов я активно использую элементы следующих технологий:
Развивающие технологии обучения истории и обществознания. Метод развивающего обучения – это метод постановки учебных задач, где требуется установить, объяснить, определить, найти или исключить что-либо. Я использую приём «кластера» С помощью кластеров можно представить большой объём информации, проследить причинно-следственный связи.
Для отработки навыков самоорганизации я использую метод «верные или неверные утверждения».
Проблемное обучение. Здесь обучающиеся должны научиться обозначать проблему в истории и видеть пути решения этой проблемы. При методе «мозгового штурма» я предлагаю или сами обучающиеся формулируют учебную проблему. Ребята выдвигают разные идеи. Затем совместно из этих идей отбираем наиболее подходящие к целям урока. Например, одной из проблем для «мозгового штурма» на уроке истории в 9Г классе была следующая: был ли у России исторический выбор после февраля 1917 года?
Метод проектов неотъемлемая часть проблемного обучения. Обучающиеся приобретают навыки поисковой работы и постепенно усложняющиеся практические задания-проекты. Работу над проектом мы начинаем на занятиях, обучающиеся продолжают её дома, а защита проекта осуществляется на уроке. Интересны следующие темы проектов по истории в 7 классах: «Майя: затерянная цивилизация доколумбовой Америки»», «Возникновение итальянского гуманизма» и «Русский быт в XVII веке»,
Рефлексивное обучение. Наиболее распространена в этой технологии такая форма как «синквейн». Его использование на моих уроках способствует творческому развитию обучающихся. Особенно эффективно такая технология применяется на уроках истории и обществознания в 5-7 классах.
В заключении мне хотелось бы сказать, что сегодня в образовании современные методы и технологии ведут, прежде всего, к повышению активности обучающихся в процессе получения знаний. Успех обучения определяется отношением обучающихся к учению, их стремлением к познанию, осознанным и самостоятельным приобретением знаний.