разработка урока по светской этике по теме Милосердие


План – конспект урока по светской этики1.Преподаватель, посещающий занятие
Еремина Мария Александровна
2.Название учебной дисциплины Светская этика
3.Тип урока Комбинированный
4.Контингент учащихся (класс) 4 класс
5.Тема урока «Милосердие»
6. Учебные задачи - актуализация и развитие понимания понятий «милосердие», «сострадание», «сочувствие»;
- объяснение значения милосердия в жизни людей, развитие представлений о законах человеческого общежития;
- развитие умения оценивать свои и чужие поступки с точки зрения нравственных ценностей;
- формирование внутренней установки на милосердное отношение ко всему живому;
- совершенствование умений в области коммуникации, умение выстраивать эффективную коммуникацию.
7. Содержание урока Настрой на работу.
- Ребята, давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя.
Введение в тему.
- А теперь откройте глаза. Я очень рада была видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. Наш класс просто расцвёл от улыбок.
А сейчас послушайте одну притчу и подумайте о поступке этого героя.
Чтение притчи учителем:
Однажды мудрец шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, ответил мальчик, не прекращая своего занятия.— Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить?Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал:— Да, я могу изменить очень много... для этой звезды! Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.
Обсуждение прочитанного.
Работа по теме урока.
Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие.
- Объясните, как вы понимаете слово «милосердие»? (выслушиваются по возможности все ответы детей)
- Давайте запишем это слово «милосердие» и выделим корни в нём.
560705-1377950037465-14033500 МИЛОСЕРДИЕ (милое сердцу, хорошее, доброе)
- А теперь обратимся за помощью к словарям.
Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку. Энциклопедия «Кругосвет»
Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
Толковый словарь русского языка Ушакова
Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. Проявить милосердие - взывать к чьему-нибудь милосердию.
Итак, слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.
- А в чём же проявляется милосердие? (дети отвечают)
В не обижающей человека помощи. Какой, например? (ответы детей)
- Напишите в столбик слова:
Сочувствовать
Сопереживать
Сострадать
- Есть ли между ними разница? Какая?
Итак, разница в мере выраженности человеком своих чувств относительно переживаний другого.
- А теперь попробуйте расставить эти понятия по мере увеличения чувства сопричастности к переживаниям другого человека.
- Какое самое сильное?
Сострадать. Мера стремления разделить с другим человеком его чувства, состояние души здесь наивысшая.
- А что означает приставка «СО», общая в выделенных понятиях?
- Она означает «ВМЕСТЕ». Что это значит?
Чувствовать вместе, т.е. разделять чувство другого человека, находясь вместе с ним.
- Обратимся к себе и подумаем, часто ли мы разделяем чувства другого человека?
Там, где вы написали эти понятия в столбик, поставьте рядом с ними вопрос – КОМУ?
и напишите ответ.
- В этих ответах ваш опыт милосердия. И если рассматривать милосердие, как сострадание, сочувствие, сопереживание, как бы вы оценили свой опыт?
- Хотелось бы вам его расширить и углубить этот опыт?
Задание 1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.
Задание 2 Игра «Цветок милосердия».
- А как вам кажется, легко ли стать милосердным? (дети отвечают)
Человек может научиться милосердию. Если ты будешь совершать дела милосердия (например, ухаживать за больными или младшими, бескорыстно предлагать свою помощь. Научить кого-нибудь, кто младше тебя, какому-нибудь делу доброму и полезному, которому ты уже научился. …), то эти дела со временем изменят и твое сердце, сделают его более человечным.- Вспомните ситуации в своей жизни, когда по отношению к тебе проявили милосердие.
Одно из дел милосердия - милостыня.
- Как вы понимаете это слово?
- Как вы думаете, какая разница в таких действиях: подать милостыню и оказать помощь?
- Это помощь другому человеку из жалости к нему. И то, и другое – действие благое. Обездоленным, бедным людям надо помогать, т.е проявлять милосердие и сострадание к ним. Если нечего дать, можно сказать, доброе слово, помочь делом. Каждый человек, каким бы он ни был, ждет от нас понимания и уважения. Но милостыню можно дать и пройти мимо, не вникая в ту или иную ситуацию. А помощь требует большей включённости в проблему, которую пытается решить человек.
- Как вы считаете? Приведите пример своего поступка?
– Когда вы творите милостыню, оказываете помощь, то стремитесь привлечь внимание других людей к вашим действиям или стараетесь делать это незаметно? (ответы учащихся)
- Каждый ли человек нуждается в милосердии?
- Может ли человек прожить жизнь, ни разу не обратившись за помощью к кому – то и ни разу не испытав благодарности, за оказанную помощь, поддержку?
- Подумайте, милосердие сопровождает человеческую жизнь?
- Можно ли в связи с этим сказать, что милосердие должно стать законом жизни каждого человека?
- И если все будут соблюдать этот закон, на ваш взгляд как будут себя чувствовать люди?
- Как вы думаете, должен ли человек чувствовать благодарность за проявленное к нему милосердие и выражать своё чувство признательности?
- Обратитесь мысленно к себе. Кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, поддержку, сочувствие, милосердие? Напишите на сердечке.
Домашнее задание Приведите примеры милосердия из худ. литературы, притчи о милосердии.
8.Методы и формы проведения урока Беседа, фронтальный опрос, тестовая форма, игровая форма.