Рабочая программа по факультативному курсу Моя Удмуртия


Пояснительная записка
Рабочая программа по факультативному курсу «Моя Удмуртия» составлена для 3г класса МБОУ СОШ №3 г. Можги УР с углубленным изучением отдельных предметов, занимающегося по УМК «Школа России».
Данная программа разработана в соответствии:
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; (ФГОС)
Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
с учётом планируемых результатов начального общего образования;
с программой формирования универсальных учебных действий у обучающихся, отражённых в Основной образовательной программе начального общего образования МБОУ СОШ №3 с углублённым изучением отдельных предметов;
на основе книги Вичужанина, А.Г. Можга. Городок над Сюгинкой-рекой. – Ижевск: Удмуртия, 2001 г.
с возможностями УМК «Школа России»;
с базисным учебным планом МБОУ СОШ № 3 с углублённым изучением отдельных предметов;
с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей.
Программа факультатива «Моя Удмуртия» составлена для работы с младшими школьниками и направлена на социокультурную адаптацию младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Материалы программы могут быть использованы на уроках окружающего мира в начальной школе, на уроках истории при изучении тем с использованием краеведческого материала, на внеклассных занятиях. Изучение родного города способствует воспитанию патриотического курса, даёт возможность привлечь к поисково-исследовательской работе. Обучение путём открытий – актуальная проблема нашего времени. Она имеет две черты: исследовательскую активность учащихся и самостоятельное приобретение знаний.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интерес к истории города Можги Удмуртской республики.
Планируемые результаты

Предметные результаты изучения курса:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, усвоение базовых национальных ценностей современного общества: гуманистических и демократических ценностей, взаимопонимания между народами, людьми разных культур;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений, жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
6) воспитание уважения к историческому наследию своего народа.
Предметные результаты включают:
- овладение целостными представлениями об историческом пути народов своего города;
- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
- умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
- расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей;
- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей Родины.
Содержание тем учебного курса.

№ Количество часов Тема ( название раздела)
1 1 Введение
2 2 Малая Родина
3 2 В семье единой
4 3 Моя улица
5 2 Наша природа
6 3 Растения Удмуртии.
7 2 Знакомые и незнакомые животные.
8 3 Охрана природы и Красная книга.
9 2 Хозяйственная деятельность человека.
10 2 Культура и образование.
11 1 В гости к бабушке-зиме.
12 2 Реки, озёра и родники Удмуртии.
13 1 К нам пришла весна.
14 6 Города республики.
15 1 Впереди лето. )16 1 Итоговое занятие.
Итого-34 ч
Дидактические единицы.
Введение (1 ч.)
Введение. Что изучает краеведение?
Малая Родина (2 ч)
Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства. Символы государства России и Удмуртии (герб, флаг, гимн). Символика края.
В семье единой (2 ч)
Народы, проживающие на территории Удмуртии. Особенности национального костюма удмуртов. Элементы удмуртской одежды.
Моя улица (3 ч)
Урок-экскурсия по улицам г. Можги. Учащиеся знакомятся с названием своей улицы, расположением домов, происхождением слова «улица». Исторические объекты, памятники истории и культуры. Полный адрес ученика.
Наша природа (2 ч)
Погода моей местности. Народные приметы о погоде. Охрана природы родного края. Изменения осенью в природе края. Народные приметы, связанные с осенью.
Растения Удмуртии. (3 ч)
Полезные и ядовитые грибы Удмуртии. Растения Удмуртии. Лекарственные растения Удмуртии. Италмас.Культурные растения, выращиваемые на территории Удмуртии.
Знакомые и незнакомые животные. (2ч)
Разнообразие животного мира Удмуртии: звери, птицы, рыбы, насекомые. Домашние животные. Использование домашних животных в хозяйстве республики.
Охрана природы и Красная книга. (3 ч)
Охрана природы. Природные парки Удмуртии. Красная книга России и Удмуртии.
Хозяйственная деятельность человека. (2 ч)
Фабрики и заводы. Растениеводство. Животноводство. Пчеловодство.
Культура и образование. (2 ч)
Культурные учреждения Республики. Образовательные учреждения Удмуртии. Древне-удмуртское городище Иднакар.
В гости к бабушке-зиме. (1 ч)
Зимние месяцы. Зима в крае. Народные приметы, связанные с зимой.
Реки, озёра и родники Удмуртии. (2 ч)
Искусственные и естественные водоёмы. Крупные реки Удмуртии. Родники Можги. Экскурсия на родник в военном городке.
К нам пришла весна. (1 ч)
Весенние месяцы. Весна в крае. Народные приметы, связанные с весной.
Города республики. (6 ч)
Города Удмуртии. Можга. Города Удмуртии. Ижевск. Города Удмуртии. Воткинск. Города Удмуртии. Сарапул. Города Удмуртии. Глазов. Города Удмуртии. Камбарка.
Впереди лето. (1 ч)
Летние месяцы. Лето в крае. Народные приметы, связанные с летом.
Итоговое занятие. (1 ч)
Что мы узнали за год. Подведение итогов.

Календарно – тематическое планирование по факультативному курсу «Моя Удмуртия».
№ Количество часов Тема
Введение (1 ч.)
1 1 Введение. Что изучает краеведение?
Малая Родина (2 ч)
2 1 Россия - наша Родина. Москва – столица Российского государства.
3 1 Символы государства России и Удмуртии (герб, флаг, гимн). Символика края.
В семье единой (2 ч)
4 1
Народы, проживающие на территории Удмуртии.
5 1 Особенности национального костюма удмуртов. Элементы удмуртской одежды.
Моя улица (3 ч)
6 1 Урок-экскурсия по улицам г. Можги.
7 1 Учащиеся знакомятся с названием своей улицы, расположением домов, происхождением слова «улица».
8 1 Исторические объекты, памятники истории и культуры. Полный адрес ученика.
Наша природа (2 ч)
9 1 Погода моей местности. Народные приметы о погоде. Охрана природы родного края
10 1 Изменения осенью в природе края. Народные приметы, связанные с осенью.
Растения Удмуртии. (3 ч)
11 1 Полезные и ядовитые грибы Удмуртии. Растения Удмуртии
12 1 Лекарственные растения Удмуртии. Италмас.
13 1 Культурные растения, выращиваемые на территории Удмуртии
Знакомые и незнакомые животные. (2ч)
14 1 Разнообразие животного мира Удмуртии: звери, птицы, рыбы, насекомые.
15 1 Домашние животные. Использование домашних животных в хозяйстве республики
Охрана природы и Красная книга. (3 ч)
16 1 Охрана природы.
17 1 Природные парки Удмуртии.
18 1 Красная книга России и Удмуртии.
Хозяйственная деятельность человека. (2 ч)
19 1 Фабрики и заводы.
20 1 Растениеводство. Животноводство. Пчеловодство.
Культура и образование. (2 ч)
21 1 Культурные учреждения Республики.
22 1 Образовательные учреждения Удмуртии. Древне-удмуртское городище Иднакар В гости к бабушке-зиме. (1 ч)
23 1 Зимние месяцы. Зима в крае. Народные приметы, связанные с зимой
Реки, озёра и родники Удмуртии. (2 ч)
24 1 Искусственные и естественные водоёмы. Крупные реки Удмуртии.
25 1 Родники Можги. Экскурсия на родник в военном городке.
К нам пришла весна. (1 ч)
26 1 Весенние месяцы. Весна в крае. Народные приметы, связанные с весной.
Города республики. (6 ч)
27 1 Города Удмуртии. Можга.
28 1 Города Удмуртии. Ижевск.
29 1 Города Удмуртии. Воткинск.
30 1 Города Удмуртии. Сарапул
31 1 Города Удмуртии. Глазов.
32 1 Города Удмуртии. Камбарка.
Впереди лето. (1 ч)
33 1 Летние месяцы. Лето в крае. Народные приметы, связанные с летом.
Итоговое занятие. (1 ч)
34 1 Что мы узнали за год. Подведение итогов.