Технологическая карта урока по светской этике Россия — наша Родина
Технологическая карта конструирования урока усвоения новых знаний.
Предмет – Основы религиозной культуры и светской этики (модуль «Светская этика»)
Класс – 4
Тема- «Россия-наша Родина».
________________________________________________________________________________________
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
создать у учащихся условия для развития умения осознавать значение понятий «родина», «отечество», «патриотизм»
2. Метапредметные: в результате урока учащиеся смогут
регулятивные: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою деятельность, действовать по составленному плану, алгоритму, осуществлять самоконтроль.
коммуникативные: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, овладевать нормами общения, выбирать стратегии общения, регулировать собственное речевое поведение.
3. Личностные: в результате урока учащиеся смогут
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину; формирование осознания своей принадлежности к народу, стране.
- продолжить развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
__________________________________________________________________________________________
Словарь урока:
Родина — место, страна, где человек родился;
__________________________________________________________________________________________
Ресурсы урока:
- листы самооценки (на каждого ученика) или взаимооценки (для оценивания учащихся в парах или группе);
– мультимедийная техника: компьютер, проектор.
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся время
1 этап
Орг. момент - приветствует учащихся, просит проверить наличие учебных материалов на рабочем столе не более
1 мин.
2 этап.
Мотивация - Организует работу с видеороликом (Приложение 1), задает вопросы классу:
1. Ребята, вам понравился ролик? Чем?
2. Что вы чувствовали, когда смотрели его?
3. Чему посвящен данный ролик?
Формулирование темы урока: как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? - участвуют в обсуждении;
- отвечают на проблемный вопрос;
- формулируют предполагаемую тему урока не более
3 мин.
3 этап.
Актуализация знаний. - задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме (проблеме) - вспоминают нужную информацию, делают содержательные обобщения;
- вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты), которые связаны с формулировкой проблемы (в этот момент отрабатывается минимум) не более
1-2 мин.
4 этап. Целепола-
гание и планирование
- Формулирование целей урока через виды деятельности учащихся (планируемые результаты).
Цель урока: после урока вы сможете
- дать определение понятию «Родина»;
- продолжить формирование умений отвечать на поставленный вопрос, анализировать и сравнивать, использовать разные источники информации для поиска ответа на вопрос;
- задуматься и высказать свое мнение по поводу чувств к Родине. - отвечают на вопросы
«Какие знания вам нужны, чтобы понять тему урока»,
«Какие вопросы касаются темы Родина и могут войти в план урока?» не более 1 мин.
План.
1. Что такое Родина.
2. Государственная символика
- задают уточняющие вопросы;
- узнают последовательность учебных действий 6 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы) Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся время
1 вопрос.
Что такое Родина
1. Организует работу с понятием «Родина»
- запись в тетради (с доски или из презентации);
- подборка синонимов к слову «Родина»;
- обсуждение, какое слово больше нравится.
2. Организует самостоятельную индивидуальную работу с карточками «Соедини части пословиц о Родине» (Приложение 2) - участвуют в обсуждении, высказывают гипотезы;
- сравнивают варианты ответов, делают выводы;
- выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в тетрадях. не более 3-4-х мин.
не более 5-6 мин.
2 вопрос.
Государственная символика 1. Работа с текстом конституции по вопросам.
2. Организация самостоятельной работы в малых группах: работа с текстами «Герб», «Гимн», «Флаг» (Приложение 3) - работа с разными источниками информации – поиск и извлечение нужной информации;
- работа в парах, в малых группах и презентация результатов;
- оформление записей в тетрадях;
8-10 мин.
7 этап. Включение нового знания в систему знаний - Организация творческой деятельности. Обвести ладошку на цветной бумаге и вырезать.
Цель – оформить на доске символ дружбы народов - работают в группах над проектом;
4-5 мин.
8 этап. Рефлексия и оценивание. - организация самооценивания или взаимооценивания (Приложение 4.) - заполняют оценочные таблицы 2-3 мин.
9 этап. Домашнее задание. 1-2 мин.
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
HYPERLINK "http://yandex.ru/video/search?filmId=VcYC383GUXI&text=%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D1%8F%20%D0%BE%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%20%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE&redircnt=1447152775.1&path=wizard" Видеоролик «Наша Родина»
1. Ребята, вам понравился ролик? Чем?
2. Что вы чувствовали, когда смотрели его?
3. Чему посвящен данный ролик?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Задание на карточках «Соедините части пословиц о Родине»
На родной стороне и камешек знаком.
Своя сторона по шерстке гладит, чужая насупротив.
Всякому мила своя сторона.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Родная сторона - мать, а чужая - мачеха.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Задания для работы в группах с текстами
Группа 1. Государственный флаг Российской Федерации
Внимательно прочтите текст
Что символизируют цвета Российского флага
Когда празднуется день Российского флага
На флаге России:
Три горизонтальные полосы одинаковой ширины.
Цвета полос: белый, синий, красный.
В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации, но существует множество символических значений.
Белый, синий и красный цвета с древних времен на Руси означали:
белый цвет - благородство и откровенность;
синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;
красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.
Другим распространенным толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи: Белой (белый цвет), Малой (синий цвет) и Великой Руси (красный цвет). Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России», символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов.
В дореволюционные времена существовала другая трактовка значений этих цветов, например:
белый - цвет свободы;
синий - цвет Богородицы;
красный цвет - символ державности.
Было также толкование этих цветов (подобно символике династического флага Романовых), как триединства православной церкви, царской власти и народа, где:
белый цвет - символ православной веры;
синий цвет - символ царской власти;
красный цвет - символ русского народа;
Это триединство веры, царя и народа отразилось и в общественном сознании: в призыве «За Веру, Царя и Отечество!» и в политическом принципе «самодержавие, православие, народность».
Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь».
Утвержден Указом Президента Российской Федерации № 2126 от 11 декабря 1993 года "О Государственном флаге Российской Федерации". Отношение ширины флага к его длине составляет 2:3. 22 августа мы отмечаем День Государственного флага России.
Группа 2. Государственный герб Российской Федерации
Внимательно прочтите текст
Назовите элементы государственного герба Российской Федерации
Какое значение имеют цвета герба
В червлёном поле золотой двуглавый орел, увенчанный двумя золотыми императорскими коронами и над ними такой же императорской короной с инфулами, держащий в правой лапе золотой скипетр, в левой – золотую державу, имеющий на груди щит, в червлёном поле которого обращенный едущий серебряный всадник в лазоревом плаще, поражающий серебряным копьем обращенного, опрокинутого и попранного конем чёрного дракона.
Официальное описание в конституционном законе: Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры - двуглавого орла со всеми атрибутами).
С 2000 г. седло под всадником обычно изображается красного цвета, хотя это не оговорено в описании (но именно такое изображение приводится в Приложение 1 к Федеральному конституционному закону "О Государственном гербе Российской Федерации"). До этого седло обычно изображалось белого цвета.
Группа 3. Государственный гимн Российской Федерации
Кто авторы музыки и текста гимна России.
Музыка - _____________________________________
Текст - ______________________________________
Когда исполняют гимн Российской федерации
Найдите в тексте гимна слова, которые характеризуют нашу Родину.
Гимн - торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особых, торжественных случаях: во время национальных праздников, подъёма Государственного флага Российской Федерации, торжественных собраний, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране, чей гимн звучит. Олимпийские игры тому пример: когда наши спортсмены выигрывают золотые медали, звучит гимн России и поднимается вверх российский флаг. Каждое утро в нашей стране начинается с Государственного гимна, который звучит по радио. В тексте стихов гимна выражается любовь к Родине, гордость её историей, любование красотой природы.
Россия — священная наша держава,Россия — любимая наша страна.Могучая воля, великая слава —Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой,Предками данная мудрость народная!Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного краяРаскинулись наши леса и поля.Одна ты на свете! Одна ты такая —Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой,Предками данная мудрость народная!Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизниГрядущие нам открывают года.Нам силу даёт наша верность Отчизне.Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой,Предками данная мудрость народная!Славься, страна! Мы гордимся тобой!
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. Оценивание
Лист самооценки.
№ критерии оценки выполнение
1 отвечал на поставленный вопрос (или вопросы) 2 оформлял записи в рабочей тетради 3 формулировал аргументы 4 выступал публично 5 участвовал в обсуждении 2 вариант. Лист оценки работы в группе (взаимооценки)
№ критерии оценки Иванов Петров Сидоров ….
1 оформлял записи в тетради 2 формулировал аргументы 3 выступал публично 4 отвечал на поставленный вопрос (или вопросы) 5 участвовал в обсуждении