Адаптационное занятие Планета моего класса
«Планета моего класса»
Адаптационная трехэтапная игра для пятиклассников(по методу создания проекта)
Цель: создание условий для знакомства и формирование через личностные контакты умения пользоваться поддержкой одноклассников и оказывать помощь другим.
ЗАДАЧИ
1. Дать возможность детям почувствовать свое формирующееся «Я» через проявление интереса к жизни, умениям, достоинствам своих друзей.3. Воспитывать способность к принятию себя, осознанию своих сильных сторон.
I ЭТАП.СОЗДАНИЕ МАТЕРИКОВ
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Мне очень приятно познакомиться с вами. (Ведущий представляется.) Сегодня я проведу у вас занятие и надеюсь, что мы поймем друг друга и проведем отведенное нам время не только интересно, но и с пользой.
Упражнение «Знакомство» (Проводится, если это занятие является первой встречей с пятиклассниками.)Ведущий. Давайте познакомимся поближе. Встаньте в круг. Сейчас мы будем передавать по кругу мяч. Получив мяч, пожалуйста, назовите свое имя и своего соседа слева. Темп!Дополнительно: назвать по кругу все, что нравится, все, что дети любят, что им приятно.
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Ведущий. Представьте, что чувствует артист после концерта, слушая гром аплодисментов. Быть может, он воспринимает их всей душой и испытывает очень приятное волнение.
У вас замечательный класс, и каждый заслужил аплодисменты. Я хочу предложить игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Вы становитесь в общий круг. Я подхожу к одному из вас, называю его (ее) имя, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем называем имя и приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты.Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, и овации становятся все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова: «А самые бурные аплодисменты достаются ...»
Деление на группы
Ведущий. Сегодня нам предстоит объемная работа, поэтому лучше выполнить ее, разбившись на группы. Сделаем мы это с помощью цветных карточек. Выберите карточку любого цвета (понравившегося).Спасибо!
Прошу занять место за столами с флажками соответствующего цвета и продолжим знакомство.
Ребята, мы знакомы с вами слишком короткое время, и вы для меня одна большая загадка. Приоткроем занавес вашей души и постараемся разгадать, какой каждый из вас и какие вы все вместе. Пожалуйста, на визитке, рядом со своим именем, напишите качество характера, которое начиналось бы с той же буквы, что и ваше имя. Пусть участники группы помогут друг другу в подборе таких качеств. (При затруднении выдать памятку «Черты характера»).
Если детям не нравится качество характера, начинающееся с буквы имени, или трудно подобрать подходящее, можно использовать начальные буквы фамилии или отчества.
Рефлексия
Кто-либо из группы представляет остальных участников.Ведущий. Спасибо! Итак, сделан первый шаг, чтобы загадка «Какой Я? И какие МЫ вместе?» была разгадана.
«Создаем материки»
Ведущий рисует на доске круг.Как вы думаете, на что это похоже?После ответов детей ведущий дорисовывает (наклеивает) звезды за кругом.Что же это теперь? Да, это планета.Затем ведущий вывешивает заранее заготовленный ватман с изображенной на нем голубой планетой. На этом макете планеты будут отражены основные моменты создаваемого проекта.
Антуан де Сент-Экзюпери, который рассказал удивительную историю о Маленьком Принце, написал в своей книге, что существуют сотни планет, которым имена не дали, и среди них есть такие маленькие, что их даже в телескоп трудно разглядеть.Сегодня я предлагаю вам создать планету, которую не может открыть ни один астроном на свете – это планета моего класса.(Так будет называться проект, который мы создадим в течение трех занятий.) На вашей планете будут материки и океаны, озера и реки, пустыни и горы. И в вашей власти, чтобы их количество зависело от вашей фантазии.Ребята, я знаю, что с некоторыми своими одноклассниками вы учитесь не первый год, а с другими близко познакомились только в этом учебном году. Общаясь, вы узнаете друг друга, поэтому вполне уместен на планете - материк общения. В школе главной вашей работой является учеба. Следующий материк — материк учения.У каждого из вас есть свои интересы: спорт, музыка, кинофильмы, коллекционирование — это материк интересов.Вы любите развлекаться: вместе гулять, кататься на велосипеде, на санках, на горке, ходить друг к другу в гости — у нас будет материк развлечений.Даже взрослые люди не скрывают того, что любят мечтать. Пусть на нашей планете будет материк мечты.
А теперь посовещайтесь в своей группе и решите, макет какого из материков вы хотели бы создать. Сделайте 2–3 выбора на случай, если один и тот же материк понравится двум группам. (Ведущий помогает распределить макеты материков между группами).
Вам самим предстоит решить, чем наполнена жизнь каждого материка. Создавая макет своего материка, назовите географические объекты именами интересов, развлечений, мечтаний, учебной деятельности, общения. При этом постарайтесь вспомнить пристрастия не только вашей группы, но и всего класса.Затем каждая группа представит свой материк, остальные выскажут свои предложения и дополнения.Прочитайте еще раз памятку и приступайте к работе, дав волю вашей фантазии!
Самостоятельная работа
Ребята в группах рисуют на макетах материков пустыни, реки, горы, озера и другие географические объекты. Практика показывает, что решения могут быть очень разнообразными: море Любви, гора Футбол, озеро Дискотек, пустыня Плохих отметок. (Звучит легкая инструментальная музыка.)
Презентация материков
Затем дети высказывают свои дополнения и предложения. Материки размещаются на планете.
Игра «Палец вверх»
Эта игра демонстрирует результат хорошо выполненной работы. Один из играющих начинает игру. Подходя к кому-либо, называет его по имени и показывает большой палец. Тот, к кому обратились, выбирает следующего ученика и приветствует таким же образом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Памятка «Черты характера»
АзартныйАккуратныйАктивныйБлагородныйБлагосклонныйБыстрыйВежливыйВеселыйВнимательныйВолевойГениальныйГибкийГолосистыйГордыйДеликатный ДеловойДерзкийДобродушныйДоброжелательныйЕгозаЖалостливыйЖелезный характерЗаботливыйЗвонкоголосыйИзящныйИнтересныйИскреннийКапризуляКрасивыйЛасковый ЛовкийЛюбопытныйМилыйМолодецМужественныйНадежныйНапористыйНастойчивыйНеобычныйНовыйОпрятныйОтважныйОтзывчивыйОткрытыйОтчаянный ПорядочныйПравдивыйПреданныйРаботящийРадостныйРазумныйРобкийСамостоятельныйСамый-самыйСердечныйСтойкийСчастливыйТалантливыйТерпеливый Трудолюбивый УважительныйУдачливыйУмныйУпорныйФантазерФизически сильныйХрабрыйХранитель тайнЧеловеколюбивыйЧудесныйЧуткийШаловливыйЩедрыйЭмоциональныйЮркий
II ЭТАП
«ЧТО Я ЧУВСТВУЮ»
Второй этап программы посвящен чувствам, которые особенно часто переживают дети в классе, а еще осознанию и узнаванию умений, способностей, которыми обладают учащиеся класса.(Ребята могут продолжить работу в ранее созданных группах.)После традиционного приветствия ведущий проводит рефлексию предыдущего занятия, подводя детей к пониманию того, что картину «планеты класса» можно сделать еще более широкой и полной.Ведущий. Материки омываются океанами и морями. В нашей жизни такими океанами-морями являются наши чувства и эмоции. Это то, что создает настроение каждого и всех вместе. Вспомните, что вы испытываете, когда у вас плохое настроение? А когда хорошее?Умеете ли вы передавать и угадывать чувства другого человека?
Упражнение «Покажи чувство»
Ведущий. Передайте с помощью мимики и жестов то чувство, название которого написано на карточке. Группа показывает чувство, остальные пытаются отгадать и назвать. (Надо похвалить детей за выполненное задание).
А теперь вспомните, какие чувства чаще всего вы испытываете, приходя в класс, общаясь с друзьями в классе.Решите, какими из них вы назовете океаны и моря на вашей планете.Группы совещаются, выбирают названия чувств, подчеркивая их на памятках.Затем по одному человеку от группы делают надписи на планете.Картина будет более полной, если мы добавим в нее ваши достоинства, умения, способности.Пусть это будут острова. На макетах-заготовках островов пусть каждый напишет свои самые сильные умения, способности, дарования, которые он готов подарить классу, чем может поделиться со всеми.Участники команды должны помочь определиться каждому, вспомнить его лучшие умения.Затем острова наклеиваются на материк с комментарием и комплиментами ведущего.
Игра «Добрые слова»
Ведущий. Как много, я думаю, интересного вы уже узнали сегодня. И дети, и взрослые любят слушать что-нибудь приятное в свой адрес.
Я предлагаю вам в связи с этим поиграть в игру, где вы сможете сказать друг другу много приятных и добрых слов. Встаньте все в один большой круг. (Ведущий просит одного из играющих надеть темные очки, сказав, что они волшебные).- Посмотри на своего соседа справа, а он или она пусть посмотрится в твои очки и произнесет следующие слова: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?»«Очки» (то есть человек в очках) от их имени должен сказать что-нибудь доброе и приятное. Очки передаются тому, кто в них смотрелся, а его сосед произносит заклинание.Замечательно! Старайтесь почаще хвалить друг друга, говорить комплименты. Так вы поднимете настроение своим друзьям. А если у друга замечательное настроение, то и вы испытываете приятные эмоции.
III ЭТАП.«Я, И МЫ, И ВСЕ, КТО РЯДОМ»
Рефлексия предыдущего занятия
Работа продолжается в группах.
«Оживим нашу планету!»
Ведущий. Ребята, достаточно ли полной получилась картина вашего класса? Из созданного проекта видно, что жизнь в классе бьет ключом, она наполнена достижениями и успехами.Сядьте поудобнее и закройте глаза. (Звучит музыка.) 2—3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стали растением. Внимательно присмотритесь, кто вы: цветок, дерево? Запомните это. А какие растения вокруг вас? Какие из них вас затеняют, а какие излучают тепло и свет? Поверните ваши листочки и веточки к солнцу, подставьте их под теплый дождик. А теперь вернитесь в класс. Потянитесь немного и откройте глаза.Давайте же теперь заселим и оживим нашу «Планету». Отберите из готовых фигурок растение, которое более всего похоже на то, которое вы представили. (Или изобразите свое растение на чистой заготовке.) Напишите на нем свое имя, фамилию или инициалы.Закончив работу, поместите (с помощью клея) свое растение на «Планете», где ему более всего удобно, комфортно, уютно, где бы оно чувствовало себя обласканным и озаренным светом.Итак, планета вашего класса наполняется жизнью. Это здорово!
Игра «Паутина»
Занятие продолжается. Ведущий предлагает всем участникам проекта вновь собраться в круг.Ведущий. В следующей игре мы все вместе составим одну большую паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из вас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые вы испытываете к своим одноклассникам.Ведущий обматывает конец цветной нити вокруг своей ладони. Вы видите, что я сделала? Я выберу того, кто будет следующим в паутине, передам ему клубок со словами «Ты мне нравишься, потому что...». (Возможно, открыл утром вежливо дверь или помог вчера решить трудную задачу по математике.) Выслушав обращенные к нему слова, уже следующий играющий обматывает ладонь нитью и обращается с такими же словами к другому участнику игры «Ты мне нравишься, потому что...». Постарайтесь запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.Последний, кто получит клубок, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый из вас, наматывая на клубок часть своей нити, произносит сказанные ему слова и имя человека, сказавшего эти слова.
«Наша планета и ее спутники»
Ведущий. Я думаю, что в вашей жизни найдутся еще люди, которым следует сказать, что они вам нравятся. Люди, которые вам помогают, сочувствуют, радуются, переживают за вас. Это «спутники» вашей жизни. Посовещайтесь и напишите их имена на макетах спутников и поместите вокруг планеты вашего класса.Затем дети отвечают на вопросы: чьи имена поместили на спутниках, почему вспомнили именно об этих людях, кто на самом деле является для них примером или просто советчиком и помощником?Дорогие ребята, посмотрите! Ваша планета живет! Она дышит, она действует, радуется, огорчается и стремится к новым достижениям. Но без озарения ее вашими самыми лучшими качествами жизнь на ней не была бы вполне успешной. На звездочках еще раз напишите те свои качества, о которых говорили на первом занятии, поместите их во Вселенной вокруг вашей планеты, таким образом осветив и озарив ее.Звучит музыка.
Упражнение «Скульптура»
Ведущий. Наше время на исходе. Я хочу предложить вам игру, правила которой не так-то просто объяснить. Зато я могу показать, как в нее играют. Возьмите, пожалуйста, каждый ручку или карандаш...Один из вас начинает игру: он кладет ручку посреди класса на пол. Второй кладет свою ручку рядом с предыдущей так, чтоб они соприкасались друг с другом. Третья ручка или карандаш должны соприкасаться с одной из ранее положенных. Игра так и продолжается до тех пор, пока не будут выложены на пол все ручки.- Большое спасибо, вы мне очень помогли. Теперь мне гораздо проще объяснить суть игры. Сейчас мы уберем ручки в сторону, а вы сами займете их место. Вам нужно будет встать так, чтобы в результате получилась скульптура. При этом каждый из вас должен касаться хотя бы кого-нибудь из группы (ладошками, плечами, коленями...).Запомните эту картину! А теперь пройдитесь по классу. Звучит музыка.И снова займите то же самое положение, в котором вы находились только что.
Занятие заканчивается. Ведущий говорит о том, что в течение всех встреч ребята открывались друг другу и нам, взрослым.Что тронуло вас во время наших встреч?Что понравилось, что не понравилось?Что порадовало, что огорчило?Что было приятно, неприятно?
Ритуал прощания
Все встают в круг, троекратно пожимают друг другу руки со словами: «До новых встреч! Спасибо за приятный день! Спасибо за приятный час!».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Карточки «Покажи чувство»
ПЕЧАЛЬОБИДА РАДОСТЬСЧАСТЬ ЛЮБОВЬГНЕВ
Памятка «Назови моря и океаныименами своих чувств»
ДовериеЛюбовьОбида ПечальРадостьРаздражение СимпатияСкукаСогласие СпокойствиеСтрахСчастье Уважение Уверенность
.