Областной практический семинар: «Социальный педагог – координатор взаимодействия педагогов, семьи, социума» (с элементами мастер-класса)
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ –
КООРДИНАТОР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ СЕМЬИ, СОЦИУМА.
Детям отдаём мы всё на свете,
Отдаём от сердца, не взаймы.
Лишь бы только дети, наши дети
Были бы людьми.
Притча « КАК ВЕСТИ ЗА СОБОЙ»
Есть такая притча. Люди переносили тяжёлый груз. Он был упакован в мешки разной величины, удобные и неудобные для переноски. Каждый работник подходил и брал мешок поудобнее, относил его и возвращался, с тем, чтобы вновь выбрать для себя такой же груз. Лишь один из работавших каждый раз со вздохом взваливал на себя самую тяжёлую ношу и с трудом доставлял её на место. Когда его спросили, почему он добровольно выбирает себе ношу потяжелей, ведь были среди работавших людей и сильнее его. Тот ответил: «Кому-то ведь надо будет её нести рано или поздно. Пусть это буду я».
Труд социального педагога не из легких. Нашему сегодняшнему обществу необходимы образованные, творчески мыслящие, способные не растеряться в жизненных условиях, конкурентоспособные личности. Реализация национального проекта «Образование» в очередной раз подчеркнула важность, необходимость развития этой области. Хотя, надо сказать, в нашей стране знания всегда оценивались высоко. Они являются основой нашего будущего. Глубокие знания, умения, навыки, полученные в школьные годы - основное звено в подготовке обучающихся к жизни. В системе образования из года в год, изо дня в день появляются новые преобразования: в эпоху внедрения новых технологий, обучение по альтернативным программам каждый педагог должен шагать в ногу со временем.
Социальная среда и личность постоянно находятся во взаимодействии: среда воздействует на личность, способствует ее формированию; личность, действуя в социальной среде, вступая в отношения с другими личностями, через участие в деятельности различных общностей создает эту среду, придает ей определенное социальное качество.
Очень много времени уделяется воспитанию детям, ведь в нынешнее время, очень тяжело оградить детей от негативного влияния. Системный кризис, который охватил всё мировое сообщество, характеризуется такими общими для разных стран чертами, как усиление социальной отчуждённости среди молодёжи, всё более распространение в детской среде саморазрушающего поведения, что приводит к распространению преступности, проституции, наркомании, алкоголизма и других отрицательных явлений. Всё более ощутимым становится разрушение института семьи, которая не в состоянии проявлять достаточную заботу о детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко и сама создаёт условия, опасные для жизни и развития детей.
Часто выступая на семинарах, педсоветах, родительских собраниях, как социальный педагог, я привожу слова великого педагога А. С. Макаренко: «Хорошее воспитание – это наша радость, обеспеченная старость, плохое воспитание – это наш грех перед людьми, обществом, страной».
Из года в год происходит обострение проблем социального положения несовершеннолетних. Противоправное поведение несовершеннолетних растет в 2 раза быстрее, чем среди взрослых, особенно по тяжким преступлениям против личности.
Детская преступность выросла за 5 лет в 1,5 раза, число правонарушений, совершаемых девушками - на 57,1%; число несовершеннолетних, задержанных за правонарушения, увеличилось почти вдвое и превысило 1 млн. в год; 27% из них - дети моложе 14 лет. К примеру, на территории России действуют около 30 тыс. преступных группировок несовершеннолетних. При этом от 60 до 80% «несовершеннолетней» преступности приходится на подростков, имеющих психические аномалии.
Понятие «дети группы риска» употребляется довольно часто в педагогике и психологии. Речь идёт о тех детях, которые в силу определённых обстоятельств своей жизни, более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, что и становится причиной дезадаптации несовершеннолетних. Специалисты, чаще всего, говорят о сочетании многих неблагоприятных условий, таких как пьянство одного или обоих родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми.
Физическая травма - это ещё не самое страшное зло, которое причиняют ребёнку. Гораздо более вредной оказывается зачастую травма психологическая. Отсутствие полноценного общения, эмоционального контакта со взрослыми и сверстниками приводит к тому, что у таких детей появляются болезненная робость, пугливость, частая раздражительность, грубость, агрессивность и иные аномальные состояния. Зачастую общество в целом и работники соответствующих структур трудного ребёнка, а тем более такого, который имел проблемы с законом, рассматривают как «отброса общества». На улице же действует абсолютно противоположная ситуация: у такого ребёнка создаётся иллюзия собственной значимости среди тех, кто воспринимает его «за своего человека».
Воздействие неблагоприятных факторов, а зачастую и нечеловеческих условий жизни в течение длительного времени, вызывает негативные психические, физические и иные изменения в организме ребёнка, которые приводят к тяжелейшим последствиям. У него могут возникнуть значительные отклонения как в поведении, так и в личностном развитии.
В современной психолого-педагогической и социально-педагогической науках употребляется целый ряд терминов, связанных с понятием отклоняющегося поведения. Девиация (отклонение) - явление несоблюдения норм и правил, официально установленных или фактически сложившихся в данном обществе.
Девиация понимается как одна из сторон явления изменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Известно, что в человеческих сообществах взрывы девиаций сопровождают кризисные периоды и являются их четким индикатором. Первыми и сильнее реагируют социально зависимые группы, например подрастающее поколение. Изменчивость в социальной сфере в основном связана с деятельностью и выражается, как правило, в поведении.
В наше время, когда много негативной информации поступает через СМИ, телевидение, ребёнок из «группы риска» подвержен ещё большему воздействию, тем более учитывая низкий уровень культуры населения. Отсюда и уровень неблагополучия и воспитания обучающихся. Я отлично понимаю, что мир не перевернёшь, но когда будет работать система, она принесёт достойный результат.
Давайте вспомним тех детей,
Всех, тех, кого не мы родили,
Зато в походы их водили.
Из них мы делали людей.
родители – род – народ - природа – Родина.
Взаимодействие социального педагога с родителями обучающихся направлено на создание единого воспитательного поля, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являлись основой жизни, достойной человека.
На каких основах должны строиться отношения личности обучающегося во всей её полноте?
« Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в тетради, дневнике, - всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения – это уродливое воспитание».
Как бы замкнуто ни жила семья, члены её редко бывают в силах устранить внешние на неё воздействия. В семью приносятся и здесь переживаются общественные успехи и неудачи отца-кормильца, впечатления, получаемые от общения с людьми, волнения, вызываемые народными бедствиями, крупными историческими событиями, и прочее. Здесь отец или мать срывает своё сердце, которое там, вне дома, приходилось сдерживать, здесь разыгрываются драмы разорения и обогащения, интриг и обманов и прочееОбщественная распущенность всегда забирается и в семьи, понижение интересов отражается в семейном быту. Каждая семья образовывает свой мир со своим укладом, традициями, что отвечает их взглядам, потребностям, вкусам. Но ни одна семья не может уберечься от вторжений в неё общественной жизни.
Есть семьи, на которые общественные нравы и жизнь оказывают подавляющее влияние, а есть и такие, которые охраняют «святые святых» от всякого рода бурных волн житейского моря.
В одних семьях дети – радость, в других – обуза, лишние рты, помеха.
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ РЕБЁНКА ТО ЖЕ, ЧТО ДЛЯ НАС ОБЩЕСТВЕННАЯ.
Вследствие влияния семьи, дети рано начинают складываться в детей своего времени, детей известной эпохи.
Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере предопределяют жизненный путь обучающегося. А также сильно влияет на судьбу состав семьи и характер взаимоотношений между её членами.
Воспитание ставит перед собою три цели:
- насыщение человека знаниями о нём самом и о мире, окружающем его; - формирование характера и развитие воли;
- формирование и развитие способностей.
Самое лучшее наследство – воспитанность.
Очень важно, чтобы социальный педагог правильно понял нравственные ценности и микроклимат семьи, истинны ли они, реализуются или просто декларируются.
А.С. Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их характера определяется строем семейной жизни, который он назвал «общением, тоном семьи», воздействующим на ребёнка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои разногласия, ссоры. Но ребёнок очень чуток к изменению общего настроения в семье, к малейшему проявлению лжи и обмана. Таким образом, существует закономерная связь между психологическим климатом и результатами воспитания детей: крепкая истинная, нравственная семья воспитывает прямой и искренний характер.
Социальный педагог должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций её членов. Владение такой информацией позволяет предвидеть, как отношения в семье могут повлиять на личностное развитие обучающегося, его характер, поведение. Учитывая эти факторы, ему следует выбирать направления и формы работы с родителями.
Семья – один из шедевров природы. Счастье мыслящего человека состоит не в том, чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том, чтобы вносить как можно больше света и теплоты в существование всех окружающих людей. /Д. И. Писарев./.
взаимопонимание – взаимопомощь – сотрудничество.
Воспитывать по книгам невозможно, поскольку каждый обучающийся неповторимо индивидуален; воспитывать без книг неразумно: никто не в силах превзойти мудрость народов, мудрость тысячелетий;
Воспитывать с помощью книг с опорой на книги, с учётом мирового опыта – значит не повторять типичных и подчас опасных ошибок, значит экономить время и силы, значит расти и развиваться как воспитателю.
Приобретаемое в вечном споре с собой и с неподатливой практикой, постоянно проверяемое и подправляемое человеком знание позволяет творчески усвоить педагогическую культуру, проникнуть в секреты мастерства и овладеть им.
Счастье и труд воспитания неразрывны, подразумевают друг друга.
Систематически совершенствуйте свою воспитательную деятельность!
Не бойтесь трудностей – и к вам придёт счастье!
Педагогический процесс – это тоже трудовой процесс, и поэтому надо знать, к чему ты идёшь и что ты хочешь сделать из своего материала. Если золотых дел мастер испортит золото, золото можно перелить. Если портятся драгоценные камни, они идут на брак. Но и самый большой бриллиант не может быть оценён в наших глазах дороже, чем родившийся человек. Порча человека есть или огромное преступление, или огромная без вины вина. Над этим драгоценнейшим материалом нужно работать совершенно чётко, заранее определивши, что ты хочешь сделать из него.
Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях.
Творение человека - высшее напряжение всех ваших духовных сил. Это и жизненная мудрость, и мастерство, и искусство. Дети – это счастье, созданное нашим трудом.
Почему-то совершенно упускают из виду, что воспитание детей такая же специальность, как и всякие другие.
Человек без воспитания- что тело без души.
Необходимо важно, чтобы реализовалась схема:
Студент + родитель + педагог = друзья.
Исходя из опыта работы с родителями и выявленных проблем, главную цель формулирую так:
формирование групповой сплочённости родителей и обучающися на основе различных форм деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Продолжить работу по просвещению родителей по вопросам психологии и педагогики
2. Проводить диагностические исследования
3. Использовать в своей работе как индивидуальные, так и групповые формы работы.
4. Дальнейшее изучение личности каждого обучающегося и семьи в целом, исследование социального статуса семей, вести постоянную работу с каждой категорией семей.
5. Продолжить работу по созданию и закреплению схемы: студент + родитель + педагог = друзья
6. Воспитывать чувства справедливости, любви к семье.
7. Использовать методику коллективных творческих дел .
труд – творчество – талант.
Работая здесь на своём участке работы, я считаю, что если даже один обучающийся из «группы риска» станет хорошим человеком, которому я помогу подняться, значит - мой труд не пропал даром. Хоть пусть и будет результат через несколько лет, а может и десятки.
Исторический опыт свидетельствует, что студенчество является наиболее интеллектуальной, творчески развитой и прогрессивной частью молодежи, важнейшим фактором политического, экономического и духовного преображения российского общества.Таким образом, особое внимание необходимо уделять формированию главных личностных качеств – ценностных ориентаций, профессиональной направленности, жизненных планов. Важно одновременно оперативно корректировать процесс профессионального воспитания, направлять его на удовлетворение личностных и общественных потребностей на основе реализации уважения выбора студентов и учета уровня их развития. Одной из задач педагога в связи с этим является воспитание студентов в соответствии с государственной и региональной стратегией профессионального развития, формирование социально необходимого типа личности.
Студенты. Чьи они? Мои? Ваши?
Они - наше будущее.
Что востребует от них жизнь в этом обществе?
Ученые утверждают, что в 21 веке особенно ценно умение мыслить, творить, работать в команде.
И будем помнить всех ребят,
тех хулиганов, непослушных,
Ведь это нам с тобою нужно,
Давайте помогать им дружно,
И будем помнить тех детей,
Из них мы делали и делаем людей.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15