Профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок.Релаксация в сенсорной комнате.


Занятия в сенсорной комнате
ВведениеСенсорная комната (СК) помогает снимать мышечное и психоэмоциональное напряжение, активизировать функции ЦНС в условиях обогащенной мультисенсорной среды. Она создает ощущение безопасности и защищенности, положительный эмоциональный фон, снижает беспокойство и агрессивность, снимает нервное возбуждение и тревожность, активизирует мозговую деятельность. Это комфортная обстановка, сохраняющая и укрепляющая здоровье взрослых и детей. Комната оборудована по особому проекту специалистов. Занимаясь дизайном помещения, мы учитывали силу цвета, поскольку цветовая гамма оказывает значительное воздействие: на подсознательном уровне мы чувствуем энергетику того или иного цвета.В сенсорной комнате используется метод релаксации (от лат. relaxatio – «облегчение», «расслабление»). Детей и взрослых охватывает общее состояние покоя, связанное с полным или частичным мышечным расслаблением, наступающим в результате произвольных усилий, а свето-, цвето-, звуко- и ароматерапия воздействуют на состояние человека через соответствующие органы чувств.
Занятие в сенсорной комнате имеет следующие три основные части:
- вводная (ритуал приветствия, разминка);
- основная (релаксация, игра);
- завершающая (подведение итогов, ритуал прощани Организация работы
Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального состояния здоровья с помощью мультисенсорной среды.
Задачи:
1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;
2) создание положительного эмоционального состояния;
3) формирование восприятия цвета, звука, ритма, согласование движений собственного тела;
4) облегчение состояния тревожности, переключение энергии тревоги в конструктивное русло;
5) формирование адекватной самооценки, преодоление страхов и агрессии;
6) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом (у детей);
7) развитие памяти, речи, фантазии, оригинальности мышления (у детей).
Количественный состав группы: до 5 человек или индивидуально.

Противопоказания: соматические и психоневрологические заболевания (учитываются специальные рекомендации невропатолога), аллергия, инфекционные заболевания.
Принцип комплектования группы: добровольное участие.
Метод работы: релаксация.

Методики работы:
1) цвето-, светотерапия (релаксация с помощью цвета и света);
2) звуко-, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки);
3) ароматерапия (воздействие запахов на нервную систему и психическое состояние человека).

Структура занятия:
1. Ритуал приветствия.
2. Комплекс упражнений, направленных на мышечное расслабление.
3. Входящая диагностика (наблюдение; беседа).
4. Релаксация (цветотерапия, музыкотерапия, звукотерапия, ароматерапия, мышечная релаксация).
5. Формирование положительной эмоционально-волевой стабильности; активизация познавательной деятельности (игры и упражнения с использованием оборудования сенсорной комнаты).
6. Выходящая диагностика (наблюдение, беседа).
7. Обобщение. Ритуал прощания.

Требования к педагогу-психологу, работающему в сенсорной комнате:
1. Психологическая компетентность (психологическое образование, обучение на полифункциональном интерактивном оборудовании сенсорной комнаты).
2. Наличие знаний и опыта работы.
3. Доброжелательность, открытость.
Примеры используемого оборудования:
1) Воздушно - пузырьковая трубка D20, H200см + мягкое основание 600Х600Х300 мм;
2) Комплект зеркальных панелей к трубке D10, H150 см;
3) Набор СD для релаксации (4 диска);
4) Фонтан водный (настольный);
5) Пучок фибероптических волокон с боковым свечением;
6) Источник света к фибероптическому волокну FB-100. Мощностью 100W;
7) Волшебная нить с контроллером;
8) Настенное интерактивное панно «Бесконечность»;
9) Проектор неба «Laser Stars»;
10) Зеркальный шар с мотором D25 + источник света к зеркальному шару с лампой;
11) Сухой бассейн 1.5м. + шарики;
12) Мат;
Оценка эффективности работы:
По результатам наблюдений педагога, педагога-психолога, врача.
Предполагаемый результат: приобретение навыков произвольной саморегуляции, снижение тревожности, сформированность умения понимать и принимать эмоциональное состояние свое и окружающих, умение взаимодействовать в группе, достижение состояния расслабления.


Игры и упражнения
«На космическом корабле»
Выполняется с использованием настенного интерактивного панно «Бесконечность».
Цель: тренировка и укрепление глазной мышцы, развитие глазодвигательной координации.
Ход упражнения: предлагается представить себя на космическом корабле, посмотреть в иллюминатор и представить, что там, где-то далеко, видна наша планета. Обязательное условие: смотрим на ближайший круг, а затем на отдаленный.
После упражнения, предлагается посмотреть на остальное оборудование, которое находится в сенсорной комнате, опросить у присутствующих, что они ощущают, находясь в этой комнате, какие появляются эмоции, что им больше нравится.

«На Северный полюс»
Цель: формирование восприятия цвета, мышечная релаксация, создание положительного эмоционального фона, развитие коммуникативных навыков.
Ход упражнения: взрослые или дети удобно располагаются в креслах или на мате закрывают глаза.
Далее говорится, что сейчас все отправятся в полет, где смогут полюбоваться звездами и дотронуться до них рукой. Включается проектор неба «Laser Stars», взрослые или дети открывают глаза и любуются звездами; идет обсуждение.


«Мысленная картина»
Выполняется с использованием воздушно-пузырьковой колонны, проектора неба «Laser Stars»
Цель: создание хорошего настроения; эмоциональное расслабление.
Ход упражнения: предлагается посмотреть на звездное небо, воздушно-пузырьковую колонну, закрыть глаза и попытаться удержать увиденное в памяти, далее предлагается, описать свои ощущения от увиденного, после того, как каждый из присутствующих опишет свои ощущения, предлагается, подойти к колонне, потрогать ее и представить, что это живой фонтан и так же описать свои ощущения, эмоции которые появляются.

«Писатели звездных историй»
Цель: развитие коммуникации группы; раскрепощение; воображения; мышечное расслабление.
Ход упражнения: предлагается расположиться полукругом, сидя в креслах-пуфиках напротив звездного панно, и разделиться на команды. Каждой команде надо придумать историю о дальней планете, галактике и т.д., при этом объект заранее выбирается на проектируемом изображении.


«Звездочеты»
Для игры используется проектора неба «Laser Stars»
Цель: стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие зрительной координации.
Ход упражнения: предлагается представить, что сенсорная комната, это открытый космос, где каждый может найти и выбрать свою звезду, после того как выполнится упражнение, каждый желающий, говорит о своих ощущениях.

«Коса»
Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция зрительных и тактильных анализаторов.
Ход упражнения: это упражнение выполняется с помощью фонтана водного (настольного) и пучка фибероптических волокон с боковым свечением.
Взрослые или дети устраиваются рядом с этими приборами и слушая шум воды, перебирают волокна, заплетают косы. Общаются. Упражнение оказывает релаксационное действие.

«Золотая рыбка»
Цель: сплочение детского коллектива; зарядка положительными эмоциями; развитие коммуникативных навыков; стимуляция зрительных и тактильных анализаторов; развитие цветового восприятия; релаксационный эффект.
Ход упражнения: для игры используется воздушно-пузырьковая колонна с рыбками. Взрослые или дети устраиваются вокруг колонны, выбирают каждый себе рыбку по цвету и наблюдают за подъемом и спусканием рыбок под воздействием воздуха. Создается соревновательная обстановка.



«Что я чувствую, когда слушаю музыку»
Цель: мышечная релаксация; развитие слуха; развитие способности понимать свои чувства, эмоциональное расслабление.
Ход упражнения: взрослым или детям предлагается принять удобное положение в креслах-пуфиках и мате, послушать музыку. После прослушивания ведется обсуждение: что же я чувствую, когда слушаю музыку? Отмечается, что разная музыка может вызывать разные чувства. Как правило, это связано с ассоциативной памятью, с жизненными событиями.


«Солнечные зайчики»

Цель: мышечное расслабление; снижение напряжения; создание положительного эмоционального фона; развитие восприятия цвета.
Ход упражнения: включается зеркальный шар (взрослые и дети находятся в спокойном состоянии), который рассеивает на полу разного цвета блики (зайчики). Находящимся в комнате, предлагается понаблюдать за бликами. Каждое упражнение или игра сопровождается легкой музыкой, звуками природы, шумом прибоя и т.д. Музыка вызывает положительные эмоции, тонизирует центральную нервную систему, активизирует иммунную систему организма.
Колонки музыкального центра должны располагаться так, чтобы звук равномерно распространялся по комнате.
Сенсорная комната

Организация работы сенсорной комнаты.
1. Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья детей с помощью мультисенсорной среды.
2. Задачи:
2.1. профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок.
2.2. Коррекция эмоционального состояния, активизация мозговой деятельности, ускорение восстановительных процессов в организме.
2.3. Формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии.
2.4. Развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.
2.5. Оказание помощи в создании оптимальных условий в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.

3. Организация деятельности.
3.1. Работа СК направлена на детей и подростков.
3.2. В сенсорной комнате проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия.
3.3. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит педагог-психолог, согласно расписанию.
3.4. Количественный состав группы: до 6 человек или индивидуально.
3.5. Занятия в СК проводятся в форме игр и упражнений.
3.6. Программа занятий включает в себя два функциональных блока:
релаксационный - в него входят мягкие покрытия, кресла-пуфики с гранулами, воздушно-пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным зеркалом из двух частей, сухой бассейн, игрушки, звездное небо и звездный ковер, и музыкальный центр с набором релаксационной музыки; активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для руки ног, сухие бассейны, интерактивное оборудование, пескограф с цветовой подсветкой, центр «песка и воды».
3.7. Продолжительность занятий с одним ребенком или группой учащихся не превышает 15-25 минут.
3.8. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена. При использовании сенсорной комнаты, как помещения для психотерапии, время сеанса определяется педагогом-психологом индивидуально.
3.9. Противопоказания:
- при эписиндроме и судорожной готовности не рекомендовано использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы, а также ритмическую музыку;
- так же это касается групп детей, страдающих ранним детским аутизмом, детей переживших психическую травму, детей с сочетанной патологией. Для этой категории детей свойственна индивидуальная
непереносимость (избирательность) одного или нескольких сенсорных стимулов, гиперчувствительность к звукам или цветовым стимулам, неприятие тактильного взаимодействия, отказ от речи (мутизм). Без учёта этих особенностей, при активном воздействии можно спровоцировать негативную реакцию (аффективную вспышку) и усугубить имеющиеся нарушения;
- при работе с гипервозбудимыми детьми (с дефицитом внимания, двигательной расторможенностью) педагогу необходимо снизить нагрузку, исключить элементы активной стимуляции;
- при работе с тревожными детьми следует исключить резкиепереходы от одного стимула к другому.

4. Требования к педагогу-психологу, работающему в СК.
4.1. Психологическая компетентность (психологическое образование, обучение на полифункциональном интерактивном оборудовании сенсорной комнаты).
4.2. Доброжелательность, открытость.

5. Ответственность.
Педагог-психолог СК несет ответственность за проведение игр и упражнений согласно разработанной программе коррекционно-развивающих занятий.
2. Организация работы сенсорной комнаты.
2.1. Цель: сохранение и укрепление психофизического и эмоционального здоровья детей с помощью мультисенсорной среды.
2.2. Задачи:
2.2.1. профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок.
2.2.2. Коррекция эмоционального состояния, активизация мозговой деятельности, ускорение восстановительных процессов в организме.
2.2.3. Формирование адекватной самооценки, преодоление застенчивости и агрессии.
2.2.4. Развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.
2.2.5. Оказание помощи в создании оптимальных условий в восстановлении и сохранении психоэмоционального равновесия.

3. Организация деятельности.
3.1. Работа СК направлена на детей и подростков.
3.2. В сенсорной комнате проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия.
3.3. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит педагог-психолог, согласно расписанию.
3.4. Количественный состав группы: до 6 человек или индивидуально.
3.5. Занятия в СК проводятся в форме игр и упражнений.
3.6. Программа занятий включает в себя два функциональных блока:
релаксационный - в него входят мягкие покрытия, кресла-пуфики с гранулами, воздушно-пузырьковая колонна с мягкой платформой и безопасным зеркалом из двух частей, сухой бассейн, игрушки, звездное небо и звездный ковер, и музыкальный центр с набором релаксационной музыки; активационный - в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для руки ног, сухие бассейны, интерактивное оборудование, пескограф с цветовой подсветкой, центр «песка и воды».
3.7. Продолжительность занятий с одним ребенком или группой учащихся не превышает 15-25 минут.
3.8. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена. При использовании сенсорной комнаты, как помещения для психотерапии, время сеанса определяется педагогом-психологом индивидуально.
3.9. Противопоказания:
- при эписиндроме и судорожной готовности не рекомендовано использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы, а также ритмическую музыку;
- так же это касается групп детей, страдающих ранним детским аутизмом, детей переживших психическую травму, детей с сочетанной патологией. Для этой категории детей свойственна индивидуальная
непереносимость (избирательность) одного или нескольких сенсорных стимулов, гиперчувствительность к звукам или цветовым стимулам, неприятие тактильного взаимодействия, отказ от речи (мутизм). Без учёта этих особенностей, при активном воздействии можно спровоцировать негативную реакцию (аффективную вспышку) и усугубить имеющиеся нарушения;
- при работе с гипервозбудимыми детьми (с дефицитом внимания, двигательной расторможенностью) педагогу необходимо снизить нагрузку, исключить элементы активной стимуляции;
- при работе с тревожными детьми следует исключить резкиепереходы от одного стимула к другому.

4. Требования к педагогу-психологу, работающему в СК.
4.1. Психологическая компетентность (психологическое образование, обучение на полифункциональном интерактивном оборудовании сенсорной комнаты).
4.2. Доброжелательность, открытость.

5. Ответственность.
Педагог-психолог СК несет ответственность за проведение игр и упражнений согласно разработанной программе коррекционно-развивающих занятий
Релаксация
(для детей дошкольного возраста, интеллект которых соответствует возрасту, однако есть незначительные отклонения в эмоциональной и познавательной сфере)
От 3 до 5лет
Цели предлагаемых видов релаксации – мышечное расслабление, снятие эмоционального напряжения.
При проведении релаксации желательно использовать зеркальный шар и аудиозаписи.
Дети располагаются на мягком напольном покрытии и мягком «острове».


Летняя ночь
- Ложитесь поудобнее, расслабьтесь.
Наступает чудесная летная ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Они медленно плывут по темному небу. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лицо, спину, руки и ноги… Вы чувствуете, как тело становится легким, теплым, послушным…
Дышим легко…ровно…глубоко… (2 раза)
- Ласковый ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен.
Дышим легко…ровно…глубоко…
Гаснут звезды. Наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным. Мы полны сил и энергии…
Постарайтесь сохранить ощущение бодрости и радости на весь день.
Отдых на море
- Представьте себе, что вы находитесь на берегу огромного синего моря. Вы лежите на мягком теплом песочке… Вам тепло и приятно…
Теплые легкие лучики солнышка нежно гладят вас по лицу, шее, рукам, ногам – по всему телу… Ваши руки отдыхают…Ваши ноги отдыхают.
Дышим легко…ровно…глубоко…
Теплый ласковый ветерок обдувает все ваше тело легко свежестью. Вам тепло и приятно…
Лучики солнышка скользят по вашей коже, приятно согревая ее. Вы спокойно отдыхаете и…засыпаете.
Дышим легко…ровно…глубоко…
Хорошо вы отдыхали, отдыхали, отдыхали.
Хорошо вам отдыхать?
Но уже пора вставать!
Подтянуться, улыбнуться,
Всем открыть глаза и встать!


Отдых в волшебном лесу
- Ложитесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза.
Представьте себе, что вы находитесь в лесу, отдыхаете на мягкой зеленой траве. Вокруг вас много деревьев, кустарников. Растут яркие, разноцветные, очень красивые цветы: желтые, красные, голубые… У них приятный сладкий запах. Вы слышите пение птиц, шорохи травинок, шелест листьев деревьев.
Дышим легко…ровно…глубоко…
Вам хорошо и спокойно.
Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.


Водопад
- Сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь под небольшим водопадом. Вода чистая и теплая. Вам тепло и приятно. Струйки воды стекают на ваше лицо, волосы, мягко струятся по шее, спине, рукам и ногам. Они стекают и продолжают свой бег дальше.
Постойте немного под водопадом - пусть вода омоет ваше лицо и тепло, унесет прочь все страхи и неприятности. Пусть все ваши беды уплывут вместе с водой.
Ваши страхи, беды смысла и унесли с собой вода. Чистая теплая вода омыла вас.
Возьмите хорошее настроение с собой на весь день.

Радуга
- Ложитесь поудобнее, расслабьтесь и закройте глаза.
Представьте себе, что вы лежите на мягкой зеленой траве. Над вами голубое небо, а на небе яркая разноцветная радуга. Радуга блестит, переливается всеми цветами и передает вам свое настроение. Вы видите красный и оранжевый цвет.
Красный цвет дает вам тепло и силу. Вы становитесь сильнее, вам тепло и приятно.
Желтые цвет приносит радость. Солнышко тоже желтого цвета, лучики солнца вас гладят, и вы улыбаетесь.
Зеленый цвет – это цвет травы, листьев. Вам хорошо и спокойно.
Голубой и синий – цвета неба и воды. Голубой – мягкий и успокаивающий, освежающий, как вода в жару.
Запомните ощущения, которые приносил вам каждый цвет радуги, - пусть настроение у вас сегодня будет таким же разноцветным, как радуга.
Расслабляющая терапия (для сенсорной комнаты)
Различные расслабляющие техники в сенсорной комнате, способны оздоровить человека, успокоить умственные процессы, уравновесить тело, помочь расслабиться, добавить бодрости и положительной энергии.
На занятиях, можно использовать музыку (для релаксации в сенсорной комнате), оборудование для сенсорной комнаты.

- Успокаивающее дыхание:
Успокоить ум и тело, помочь избавиться от раздражения или расстройства помогает метод успокаивающего дыхания.
Сделайте глубокий вдох носом. На выдохе слегка сожмите мышцы горла, чтобы получился звук, напоминающий храп. Выдох, как и вздох, осуществляется с закрытым ртом. Освоив этот выдох, точно таким же звуком сопровождайте вдох.
Дышите, таким образом, несколько минут.

- Расслабляющее дыхание:
К данной технике можно прибегать, если вас одолевают беспокойные мысли, от которых вы никак не можете избавиться.
Правую руку поднесите к носу. Во время дыхания вам придется пальцами этой руки попеременно закрывать сначала левую, а затем правую ноздрю.
Сделайте медленный вздох умеренной глубины, после чего закройте правую ноздрю с помощью большого пальца. Медленно выдохните через левую ноздрю. Вдохните через эту же ноздрю и закройте ее средним и безымянным пальцами. Выдохните через правую ноздрю, вдохните через правую ноздрю, затем опять закройте правый носовой ход и делайте вдох-выдох через левый. Продолжайте такие поочередные вдохи-выдохи от пяти до десяти минут. Уже после нескольких циклов вы заметите, положительные результаты.

- Толчковое дыхание:
Это упражнение не только помогает снятию стресса и тревоги, но и расслабляет мышцы лица, подтягивает кожу вокруг глаз и разглаживает морщинки в углах рта.
Очень широко откройте рот. Высуньте максимально язык и с силой скажите три раза: «Хааахха!» Этот звук должен исходить из глубины горла. Вместе со звуком выталкивайте из себя горечь, злобу, грусть, негативные мысли. Избавляйтесь от депрессии и разочарований.
Толчковое дыхание помогает и в том случае, если тело и мозг страдают от очень большой профессиональной или домашней нагрузки, сильной ссоры, стресса, любой болезни. Благодаря этому очистительному дыханию снимается напряжение и восстанавливается связь с внутренним «я».

- Огненное дыхание:
Данная дыхательная техника отлично высвобождает кипящие эмоции, тревогу и агрессивные чувства.
Представьте себя могучим огнедышащим драконом. Вы полны жара и энергии солнца. Удерживая в уме эти образы, сделайте несколько коротких и мощных выдохов, выталкивая воздух через ноздри и не открывая рта. Начните медленно, но постепенно наращивайте скорость. Выдохнуть таким образом можно до двадцати пяти раз. Во время этого дыхания можно спокойно вдыхать через нос, практически не обращая внимания на вдохи.

- Связывающее дыхание:
Самая простая, но не менее эффективная техника, позволяющая успокоиться и расслабиться.
Лягте на спину и положите ладони на живот. Медленно и глубоко вдохните. Почувствуйте, как расширяется ваш живот при вдохе. Теперь сделайте медленный и полный выдох. Ощутите, как сжимается живот по мере выхода воздуха. Повторите это еще пять раз. Делайте это медленно и вдумчиво.
В данном случае мы включаем так называемое брюшное дыхание (животом), которое имеет целый ряд преимуществ, перед грудным (совершающимся за счет межреберных мышц). Брюшное дыхание оказывает ярко выраженный оздоравливающий эффект на процессы пищеварения и легочной вентиляции. Оно более эффективно для преодоления стрессов.

Релаксация по методу Бенсона
Учёный Г. Бенсон однажды задумался, можно ли научиться снижать кровяное давление и частоту пульса только лишь при помощи особого состояния сознания и, особенно при помощи медитации. Медитация уже в 60—70 годы пользовалась повышенным интересом, и Бенсон решил более подробно остановиться на этом вопросе, исследовав физиологические эффекты трансцендентальной медитации, которая считалась и считается одной из самых эффективных. После исследования выяснилось, что медитация может понижать давление до нормы у тех людей, которые страдали повышенным давлением, но давление повышается через некоторое время после прекращения медитации. Также давление может не понижаться ниже номы, но пульс и дыхание замедляются. Кроме воздействия медитации, Бенсона интересовали и другие вопросы, например как воздействует на человека молитва и как читают молитвы в разных странах, а также как человек реагирует на некоторые поэтические тексты и др. Основываясь на полученных данных, Бенсон понял, на сколько важна и эффективна релаксация - глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Затем Бенсон сформулировал свою методику релаксации, которая доступна всем и не требует учителя или тренировок.

1. Спокойно сядьте в удобное положение.
2. Закройте глаза.
3. Полностью расслабьте все мышцы, мысленно поднимаясь от мышц ступней вверх, к мышцам лица. Постарайтесь сохранить это ощущение.
4. Дышите через нос. Внимательно следите за своим дыханием. На выдохе произносите какое-нибудь слово, например «один». Например, вдох-выдох-«один», вдох-выдох-«один» и так далее. Дышите спокойно и естественно,
5. Продолжайте медитацию в течение 10-20 минут. Вы можете иногда открывать глаза, чтобы посмотреть, сколько прошло времени. Когда закончите медитацию, посидите спокойно еще какое-то время, сначала с закрытыми глазами, потом с открытыми. Не вставайте еще несколько минут.
6. Не беспокойтесь о том, удалось ли вам достичь полного расслабления или нет. Поддерживайте пассивное отношение и просто спокойно ждите, когда наступит расслабление. Если в голову придут посторонние мысли, постарайтесь игнорировать их, просто не задерживайтесь на них и вернитесь к повторению слова «один». Постепенно, когда вы приобретете больше опыта, расслабление будет наступать без всяких усилий. Выполняйте это упражнение один или два раза в день, но обязательно не менее чем через два часа после приема пищи, так как пищеварительный процесс мешает наступлению релаксации.
Субъективные ощущения, которые возникают во время наступления эффекта релаксации, ощущаются многими людьми совершенно по-разному. Большинство людей испытывает расслабленность и покой. Лишь немногие сразу же начинают испытывать чувство восторга. Остальные описывают это как смесь удовольствия, ощущения отдыха и хорошего самочувствия. А некоторые практически не замечают, чтобы их состояние как-то изменилось. Невзирая на субъективные ощущения, описываемые нашими пациентами, мы обнаружили безусловные физиологические изменения, которыми сопровождается медитация, например, уменьшение потребления кислорода.
Для того чтобы научиться достигать релаксации, не нужно никаких особых способностей или специального образования. Каждый из нас испытывает гнев, удовлетворение, удовольствие, каждый в состоянии испытать и расслабление. Это внутренняя реакция нашего организма. Существует множество различных способов, при помощи которых можно достичь состояния релаксации; вы можете использовать свой собственный способ, лишь бы туда входили четыре основных необходимых компонента. Возможно, вы захотите использовать методику, описанную ранее, но при этом, измените условные фразы или объекты для фокусировки внимания. Вы можете использовать тот звук или фразу, которые будут звучать для вас более приятно, их легче будет повторять.
В зависимости от ваших индивидуальных потребностей, вы можете сами сделать больший упор на том или ином компоненте, который необходим для расслабления. Кроме того, вы можете включать в ваши упражнения различные другие методы для выполнения медитации. Например, для некоторых людей принципиально, чтобы они выполняли медитацию, находясь в полной тишине и покое. Другие, однако, предпочитают делать упражнения по достижению релаксации, когда они едут в метро или в поезде. Некоторые выбирают регулярные занятия, выполняя медитацию всегда в одном и том же месте и в строго определенное время.
Так как ежедневные упражнения вносят изменения в привычный жизненный уклад, то некоторым людям сначала трудно следить за регулярностью медитации.
В качестве отступления можно заметить: многие люди говорили нам, что они используют нашу методику, когда хотят уснуть. Некоторые в результате даже бросили принимать снотворное, настолько им помог наш метод. Однако следует отметить, что, используя эту методику во время засыпания, вы не достигаете состояния расслабления, вы просто засыпаете. Как мы уже ранее говорили, состояние релаксации и сон – совершенно разные вещи.

Методы мышечной релаксации:
Упражнение «Вдох - выдох»
Человек ложится на мат или на пол, руки и ноги слегка расставлены в сторону, голова запрокинута вверх, глаза закрыты. Про себя на фазах «вдох-выдох» следует в течение приблизительно 10 мин. произносить фразу: «Я расслабляюсь и успокаиваюсь»:
«я» - вдох;
«расслабляюсь» - выдох;
«и» - вдох;
«успокаиваюсь» - выдох.
Желательно при этом представлять себе, как на вдохе тело наполняет прохладный свежий воздух, наполненный ярким солнечным свечением, а на выдохе – теплый воздух распространяется по всему организму. Направляйте воображаемое тепло в область рук, ног, лица попеременно, помогая им все больше расслабиться. Представляйте, как тяжелеет ваше тело.
Попеременное напряжение/расслабление мышц тела
Очень часто люди не осознают степени повседневного напряженности мышц тела. Просьба расслабиться вызывает недоумение: непривыкшие к равновесному состоянию мышцы не поддаются на уговоры. Поэтому некоторые варианты мышечной релаксации строятся на попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц. Такое чередование состояний позволяет ощутить разницу между напряжением и расслаблением с помощью контраста.
Исходное положение – лежа на полу или мате, руки и ноги слегка расставлены в сторону, голова запрокинута, глаза закрыты.
Необходимо попеременно напрягать в течение 5 сек. мышцы тела по очереди сверху вниз, а затем максимально расслаблять их.

1. Упражнение для мышц лица и головы.
1. Напрягите мышцы лба, попробуйте также напрячь мышцы верхней части головы, скрывающиеся под волосяным покровом. Резко сбросьте напряжение и расслабьтесь. Пытайтесь усилить приятные ощущения от расслабления с помощью воображения.
2. Крепко зажмурьте глаза, наморщите нос. Удержите напряжение в течение 5 сек. Расслабьтесь. Думайте о новых ощущениях, запоминайте их.
3. С напряжением сомкните губы, затем абсолютно расслабьте нижнюю половину лица. Важное замечание: расслабленный рот – это всегда полуоткрытые губы и разомкнутые зубы.
Выполняя данную группу упражнений, не бойтесь усилить морщины на лице. Напротив, данные упражнения только укрепят мускулатуру лица и сделают его моложе. Кстати говоря, именно непрерывное, даже не замечаемое человеком постоянное напряжение круговых мышц глаз, рта способствует преждевременному образованию морщин вокруг них.

2. Работа с мышцами рук.
Сожмите кисти в кулак, напрягите предплечья и плечи. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, а затем плавно расслабляйте мышцы, до состояния «тряпки». Повторите 3 раза.

3. Напряжение мышц шеи и плеч.
Самая «любимая» стрессом зона. Поднимите плечи вверх, стараясь максимально напрячь при этом мышцы спины, шеи. Расслабьтесь. Почувствуйте, как наслаждается ваше тело, получившее освобождение. Повторите 3 раза
4. Работа с мышцами грудной клетки.
Сделайте глубокий выдох и задержите дыхание. Напрягите мышцы груди. Сделав вдох, расслабьте грудную клетку. Попробуйте напрячь ту же группу мышц на вдохе. Не забывайте фиксировать состояние последующего расслабления и наслаждаться им.

5. Упражнение для мышц живота.
Задержите дыхание на вдохе. Напрягите пресс. Удлините выдох, отпуская с воздухом даже мысленно всякую скованность и напряжение. Повторите упражнение.

6. Напряжение ягодичных мышц.
Сжимайте ягодицы, старайтесь почувствовать, как каменеют мышцы. Затем расслабьте их. Повторите 3 раза.

7. Упражнения для мышц ног.
Напрягите сразу все мышцы ног – от пяток до бедер. В течение нескольких секунд фиксируйте напряженное состояние, а затем расслабьте мышцы. Упражнение повторите - 3 раза.
Завершая упражнения, сделайте глубокий вдох, задержите дыхание и на мгновение напрягите мышцы всего тела; при выдохе абсолютно расслабьтесь. Полежите как можно дольше в расслабленном состоянии, насладитесь в полной мере чувством приятной легкости, которая наполнит ваше тело. Сфокусируйтесь на рождающемся чувстве абсолютного спокойствия. Думайте о себе с любовью, культивируйте в себе доверие, любовь и принятие себя и жизни.
Некоторые мышцы в самом начале работы над собой с трудом будут ощущаться вами, включайте воображение, будите тело, изучайте его, вступайте с ним в диалог.
Помните, постоянно практикуемая мышечная релаксация – один из самых эффективных способов борьбы с повседневным стрессом.
Со временем знание себя и глубокое понимание сути расслабления позволит вам мгновенно расслаблять нужные группы мышц в любое время, в любом положении и в любом окружении.

мышечная релаксация
от 12 лет
Возможности сенсорной комнаты
Развитие:
- Эмоциональное развитие;
- Снятие психоэмоционального и телесного напряжения (психоэмоциональная разгрузка);
- Развитие навыков саморегуляции и самоконтроля;
- Тренировка стрессоустойчивости;
- Психогимнастика;
- Коммуникативные игры;
- Развитие позитивного отношения к себе и к окружающему миру;
- Развитие двигательной функции.
- Развитие психических и познавательных процессов;

Лечение:
- Клинических и психологических проявлений нервно – психических (нервных) нарушений;
- Специфических возрастных нарушений поведения;
- Нарушений темпа психического развития;
- Преодоление нарушений, развитие, стимуляция познавательных процессов стрессовых реакций и нарушения адаптации;
- Страхов и тревожных расстройств;
- Коррекция двигательной функции.
Тест "Рисунок семьи"
Считают, что идея использования рисунка семьи для диагностики внутрисемейных отношений возникла у ряда исследователей, среди которых упоминают работы В. Хьюлса, А.И. Захарова, Л. Кормана и др. Цель применения данной проективной методики: выявление особенностей внутри-семейных отношений. Задачи: на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.
Инструкция
Существует несколько вариантов инструкции (для разного контингента, разных случаев).
Инструкция 1: "Нарисуй свою семью". При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово "семья", а если возникают вопросы "что нарисовать?", следует лишь еще раз повторить инструкцию. При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длится 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают в пределах 15-30 минут.
Инструкция 2: "Нарисуй свою семью, где все заняты обычным делом".
Инструкция 3: "Нарисуй свою семью, как ты ее себе представляешь".
Инструкция 4: "Нарисуй свою семью, где каждый член семьи изображен в виде фантастического существа".
Инструкция 5: "Нарисуй свою семью в виде метафоры, некоего образа, символа, который выражает особенности вашей семьи". Конечно, эта инструкция подойдет для взрослых образованных испытуемых.
Получение дополнительной информации
При индивидуальном тестировании следует отмечать в протоколе следующее:
а) последовательность рисования деталей;
б) паузы более 15 секунд;
в) стирание деталей;
г) спонтанные комментарии ребенка;
д) эмоциональные реакции и их связь с изображаемым содержанием.
После выполнения задания следует стремиться получить максимум дополнительной информации (вербальным путем).
Обычно задаются вопросы:
1. Скажи, кто тут нарисован?
2. Где они находятся?
3. Что они делают? Кто это придумал?
4. Им весело или скучно? Почему?
5. Кто из нарисованных людей самый счастливый? Почему?
6. Кто из них самый несчастный? Почему?
Последние два вопроса провоцируют ребенка на открытое обсуждение чувств, что не каждый ребенок склонен делать. Поэтому, если он не отвечает на них или отвечает формально, не следует настаивать на эксплицитном ответе.
При опросе психолог должен выяснить смысл нарисованного ребенком чувства: чувства к отдельным членам семьи, почему ребенок не нарисовал кого-нибудь из членов семьи (если так произошло). Следует избегать прямых вопросов, не настаивая на ответе, так как это может индуцировать тревогу, защитные реакции. Часто продуктивными оказываются проективные вопросы (например: "Если бы вместо птички был нарисован человек, то кто бы это был?", "Кто бы выиграл в соревнованиях между братом и тобой?" и т.п.). Можно задать ребенку для выбора решения 6 ситуаций: 3 из них должны выявить негативные чувства к членам семьи, 3 – позитивные.
1. Представь себе, что ты имеешь два билета в цирк. Кого бы ты позвал с собой?
2. Представь, что вся твоя семья идет в гости, но один из вас заболел и должен остаться дома. Кто он?
3. Ты строишь из конструктора дом (вырезаешь бумажное платье для куклы), и тебе не везет. Кого ты позовешь на помощь?
4. Ты имеешь .... билетов (на один меньше, чем членов семьи) на интересную кинокартину. Кто останется дома?
5. Представь себе, что ты попал на необитаемый остров. С кем бы ты хотел там жить?
6. Ты получил в подарок интересное лото. Вся семья села играть, но вас одним человеком больше, чем надо. Кто не будет играть?
Обработка результатов
Обработка данных проводится по следующей схеме:
Выделяемые признаки:
Общий размер рисунка
Кол-во членов семьи
Соответствующие размеры членов семьи
мать
отец
сестра брат
дедушка бабушка и т.д.
Расстояние между членами семьи
Наличие каких-либо признаков между ними
Наличие животных
6Вид изображения:
- схематическое изображение
- реалистическое
- эстетическое в интерьере,
- на фоне пейзажа и т.д.
- метафорическое изображение в движении, действии
7Степень проявления положительных эмоций (в баллах 1, 2, 3 ...)
Степень аккуратности исполнения
При выполнении задания по данным инструкциям оценивается наличие или отсутствие совместных усилий в тех или иных ситуациях, которые изображены, какое место уделяет им ребенок, выполняющий тест, и т.д.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ТЕСТА "Рисунок СЕМЬИ"
На основании особенностей изображения можно определить:
1. Степень развития изобразительной культуры, стадию изобразительной деятельности, на которой находится ребенок. Примитивность изображения или четкость и выразительность образов, изящество линий, эмоциональная выразительность – те характерные черты, на основе которых можно различить рисунки;
2. Особенности состояния ребенка во время рисования. Наличие сильной штриховки, маленькие размеры часто свидетельствуют о неблагоприятном физическом состоянии ребенка, степени напряженности, скованности и т.п., тогда как большие размеры, применения ярких цветовых оттенков часто говорят об обратном: хорошем расположении духа, раскованности, отсутствии напряженности и утомления;
3. Особенности внутрисемейных отношений и эмоциональное самочувствие ребенка можно определить по степени выраженности положительных эмоций у членов семьи, степени их близости (стоят рядом, взявшись за руки, делают что-то вместе или хаотично изображены на плоскости листа, далеко отстоят друг от друга, сильно выражены отрицательные эмоции и т.д.).
В рисунках (по Л. Корману) анализируют:
а) графическое качество (характер линий, пропорции фигур, использование пространства, аккуратность);
б) формальную структуру (динамичность рисунка, расположение членов семьи), содержание (анализ смысла).
Параллельно с традиционным проведением обследования (чтение и выполнение задания) предлагают специальные вопросы, подталкивающие испытуемого к обсуждению темы отношений в семье (например: "Кто в семье самый плохой?"), предусматривают прямой положительный или отрицательный выбор (например: "Отец задумал поездку в автомобиле, но в нем не хватает места для всех. Кто останется дома?"), а также вопросы, уточняющие в процессе беседы смысл нарисованной ситуации для ребенка. "Рисунок семьи" доступен и детям с пониженным интеллектуальным развитием.
Методика "Рисунка семьи" доступна и удобна в применении в условиях психологического консультирования, обладает значимостью с точки зрения выбора тактики деятельности психолога-консультанта по психологической коррекции нарушений межличностных отношений, так как дает представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, о его отношениях с другими членами семьи. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, т.е. язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык.
Вследствие привлекательности и естественности задания эта методика способствует установлению хорошего эмоционального контакта психолога с ребенком, снимает напряжение, возникающее в ситуации обследования. Особенно продуктивно применение рисунка семьи в старшем и младшем дошкольном возрасте, так как полученные с помощью этого результаты мало зависят от способности ребенка вербализовать свои переживания, от его способности к инстроспекции, от способности "вжиться" в воображаемую ситуацию, т.е. от тех особенностей психической деятельности, которые существенны при выполнении заданий, основанных на вербальной технике.Цель методики. Опросник позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.
Возрастные ограничения. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Оптимально его применение в 3-7 классах средней школы.
Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.
Необходимые материалы. Для проведения исследования необходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.
Инструкция. «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы чувствуете себя в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, Здесь нет правильных или неправильных, хороших или плохих ответов. Но листе для ответов сверху напишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ "+", если вы согласны и ним, и "-", если не согласны».
Текст методики приведен ниже,
Опросник:
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снилось ли тебе, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос, не останешься ли ты на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, которых ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет плохо в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты совершишь ошибку?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнил?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя опрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты чувствуешь себя с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что твои одноклассники говорят обидные для тебя вещи?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, кто не справляется с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
34. Часто ли ты боишься выглядеть смешно?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем сейчас?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты, отвечая на уроке, задумываешься о том, как выглядишь со стороны?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся твои одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и твое поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить на вопрос учителя, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Бывает ли так, что ты долго не можешь заснуть, думая о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что забыл вещи, которые раньше хорошо знал?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты пишешь самостоятельную работу?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель дает самостоятельную работу, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ней?
54. Снилось ли тебе временами, что у тебя не получается такое задание, которое могут сделать все твои одноклассники?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может спросить тебя или дать проверочную работу?
57, Когда ты выполняешь задание, бывает ли так, что ты чувствуешь, что получишь за него «2»?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты выполняешь задание на доске перед всем классом?
Обработка результатов.
По окончании заполнения опросника подсчитывается количество несовпадений с каждой шкалой опросника и с опросником в целом.
Ключ: ответы «да» — 11, 20, 22, 24, 25,30,35, 36,38,39,41,43,44; ответы «нет» - 1-10, 12-19, 21, 23, 26-29, 31-34, 37, 40, 42, 45-58.
1. Общая школьная тревожность: 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46-58 (n = 22).
2. Переживание социального стресса: 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 (n =11).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха: 1, 3, 6, 11, 17, 19,25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 (n = 13).
4. Страх самовыражения: 27, 31, 34, 37, 40, 45 (n = 6).
5. Страх ситуации проверки знаний: 2, 7, 12, 16, 21, 26 (n = 6).
6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих: 3, 8, 13, 17, 22(n = 5).
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: 9, 14, 18, 23, 28 (n = 5).
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями: 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 (n = 8).
Интерпретация результатов.
Значения показателей тревожности, превышающие 50-типроцентный рубеж, позволяют говорить о повышенной тревожности, а превышающие 75 % — о высокой тревожности ребенка.
Расшифровка значений шкал данного опросника позволяет сделать выводы о качественном своеобразии переживания школьной тревожности каждым учащимся.
1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
4. Страх самовыражения — негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.