Педконсилиум по адаптации Трудности адаптационного периода


Айдарбекова Ольга Сергеевна
Педагог-психолог
Костанайская область
Карабалыкский р-онЕсенкольская СШ
Разработка психолого-педагогического консилиума «Трудности адаптационного периода»
Пояснительная записка.

Психолого-педагогическое сопровождение в Есенкольской СШ построено на основе модели сопровождения кризисных параллелей через систему совместной деятельности педагога-психолога и педагогов-предметников на консилиумах.
Психолого-педагогический консилиум «Трудности адаптационного периода учащихся 1-го и 5 –го класса является важным компонентом психолого-педагогического сопровождения процесса воспитания в школе.
С начала октября в школе под руководством педагога-психолога проводится диагностика адаптации, социализации и индивидуальных особенностей первоклассников и пятиклассников к родительскому собранию и педконсилиуму в течение трех недель. К концу первой четверти у пятиклассников резко снижаются успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед учителем, уроками, любого рода проверками. В связи с этим на четвертой неделе октября диагностику проводить не рекомендуется. Результаты некоторых диагностических методик можно взять из проведенного в конце четвертого класса консилиума «Изучение психологической и интеллектуальной готовности к обучению в среднем звене».
В разработке имеются мною составленные памятки психолого-педагогического сопровождения процесса обучения пятиклассников, имеющих личностные особенности и требующие компетентного подхода педагога. В разработке приведены известные психологические тесты, методики, а также разработанные мною анкеты, которые дополняют полученные данные диагностики. Часть диагностик можно провести на уроках рисования, литературы учителями-предметниками и классными руководителями во внеурочное время. Совместно с классными руководителями до консилиума заполняем представления на детей с девиантным поведением, что дает возможность отслеживать динамику их дальнейшего развития.
Цель консилиума: Изучение степени и особенностей приспособления первоклассников и пятиклассников к новой социальной ситуации, составление программы психолого-педагогического сопровождения учащихся на новой ступени обучения.
На консилиуме присутствуют:
педагоги, работающие в классе; классные руководители, администрация школы, педагог-психолог.
Форма проведения: круглый стол.
Проводит консилиум педагог-психолог.
Время проведения: осенние каникулы


План проведения:
Деловая игра «Психологические особенности пятиклассников» (мадерация).
Выступление классного руководителя первого класса.
Выступление учителей предметников, препадающих в 1-ом класса.
Выступление завуча по УР по результатам посещения уроков в 1 классе.
Выступление педагога-психолога по результатам проведенного исследования.
Выступление классного руководителя пятого класса.
Выступление учителей предметников, преподающих в 5-ом класса.
Выступление завуча по УР по результатам посещения уроков в 5 классе.
Выступление педагога-психолога по результатам проведенного исследования.
Деловая игра «Выработка рекомендаций педконсилиума» (мадерация).
Упражнение «Иллюзия»
12.Выводы и рекомендации



Уважаемые педагоги!
Сегодня мы проводим педагогический консилиум.
Тема нашего заседания: «Трудности адаптационного периода учащихся 1-го и 5-го класса».
Вопрос: Что такое адаптация?
Ответы педагогов.
Вопрос: Скажите зависит успеваемость учащихся от того как будет протекать процесс адаптации?
Начнем наш педконсилиум с деловой игры.
1.Деловая игра «Психологические особенности пятиклассников».
Нужно назвать трудности, с которыми по мнению, сталкиваются учащиеся 1-го при поступлении в 1 класс и трудности 5-го класса при переходе в среднее звено.
Трудности:
-индивидуально-психологические проблемы: память, внимание, тревожность, агрессивность, внушаемость, развитие мелкой моторики рук, данные социометрии.-учебные и воспитательные возможности: обученность и обучаемость, воспитанность и воспитываемость.
-психологические особенности: темперамент, ведущий канал восприятия, ведущее полушарие головного мозга
-признаки обучаемости: пол, фактический возраст, здоровье.

2.Выступление классного руководителя 1 класса – Петринич Н.А. с вопросом: «Характеристика класса. « Классный руководитель предоставляет присутствующим:
- развернутую характеристику класса.
а) количество девочек, мальчиков б) дети из многодетных семей
в) дети из неполных семей г) дети из неблагополучных семей
д) одаренные дети е) логопедические дети
ж) результаты диспансеризации учащихся, динамика здоровья (при отсутствии медработника в школе)
з) дети, находящиеся в социально-опасном положении
и) особенности класса, взаимоотношения детей в классе
Классный руководитель рассказывает об изменениях учащихся, возникших на новой образовательной ступени обучения.

3.Выступление учителей предметников, препадающих в 1-ом класса.
Мухтарова Г.М-учитель казахского языка
Пахрутдинова З.М-учитель английского языка
4.Выступление завуча по УР по результатам посещения уроков в 1 классе.
Клейн С.В.
5.Выступление педагога-психолога по результатам проведенного исследования.
Айдарбекова О.С
Вопрос: Скажите, пожалуйста, в чем состоит задача педагогов на этапе
адаптации учащихся 1 класса.
-Повышать мотивацию
-Делать интересные уроки
- Использовать методы и приемы, развивающие познавательную активность, повышающую мотивацию.
-использовать ситуацию успеха
Выступление педагога-психолога с вопросом: «Психологические особенности пятиклассников. Адаптация к новой ступени обучения»
Когда дети приходят из начальной школы, самая большая сложность, с которой они сталкиваются, - это совершенно иная организация школьного пространства:
а) разные кабинеты
б) разные учителя, которые сосредоточены не на одном классе, как учитель начальных классов, и которым не хватает времени на регулярную и систематическую организацию деятельности самых маленьких детей среднего звена. Здесь более четкая, хотя и более сложная для детей, структура учебной деятельности.
В педагогической деятельности следует учитывать возрастные особенности пятиклассников:
- продолжается формирование высокого статуса качества учебной деятельности;
- происходит нарастание различий между учениками по типу ведущей нервной деятельности, в эмоционально-волевой сфере, в темпе обучения и в использовании ведущих психических процессов (памяти и мышления);
- происходит возрастное переструктурирование модулей головного мозга и это отражается в поведении и учебе пятиклассников.
6.Выступление классного руководителя пятого класса
Целиди М.С
7.Выступление учителей предметников, преподающих в 5-ом класса
8.Выступление завуча по УР по результатам посещения уроков в 1 классе.
Клейн С.В.
9.Выступление педагога-психолога по результатам проведенного исследования.
Айдарбекова О.С
Вопрос: От каких факторов зависит успеваемость учащихся?
-Мотивация
- уровень познавательных процессов: мышления, память, восприятия, концентрации внимания.
Вопрос: Каким приемами и методами можно повысить мотивацию и развивать интеллектуальную способность.
10.Деловая игра «Выработка рекомендаций педконсилиума» (мадерация).
Все присутствующие продумывают и пишут на отдельных листах свои предложения в организации процесса воспитания и обучения.
11. Упражнение «Иллюзия»
Посмотрите на рисунок, где изображены 2 композиции из кругов. Опишите, какие они, размеры, форма, в чем сходство, в чем различие.
На самом деле круги в центре одинаковые. Вот так с нами играет злую шутку наше восприятие.
Задавая себе почему у нас низкая успеваемость, мы находим разные причины: глупые дети, тяжелые родители, не задумываемся над тем, что есть более глубокие причины.
Я предлагаю учителям начальных классов заполнить таблицу «Трудности в обучении младших школьников».
12.Выводы и рекомендации